ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков 7
1.1 . Понятие, современные формы и причины девиантного поведения детей и подростков 7
1.2. Профилактика девиаций детей и подростков: сущность и содержание ... 16
Глава 2. Нормативно-правовые основы и содержание профилактики девиантного поведения детей и подростков 24
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профилактики девиантного поведения
детей и подростков в РФ 24
2.2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков и анализ
реализации технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти 31
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Приложения 81
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков 7
1.1 . Понятие, современные формы и причины девиантного поведения детей и подростков 7
1.2. Профилактика девиаций детей и подростков: сущность и содержание ... 16
Глава 2. Нормативно-правовые основы и содержание профилактики девиантного поведения детей и подростков 24
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профилактики девиантного поведения
детей и подростков в РФ 24
2.2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков и анализ
реализации технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти 31
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Приложения 81
В Российской Федерации в последние годы девиантное поведение часто встречается среди подростков, что начинает привлекать интерес исследователей в междисциплинарном поле: социологии, медицины, психологии и ювенальной юстиции.
С каждым годом в нашей стране отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
По данным Министерства внутренних дел РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений . на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т.ч. совершаемых группами несовершеннолетних
Девиантное поведение подростков в психологии означает нарушения социальных норм. Согласно данным специальной литературы, исследований, опросов по теме девиантного поведения подростков к причинам отклонений в поведении ребенка можно отнести политическую, социально¬экономическую и экологическую нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, массовости разводов. Все эти факторы влияют на способность к саморегуляции ребенка, его самоутверждению, подрывают ребенка в себе. У ребенка появляется чувство одиночества и незащищенности.
Объектом исследования является девиантное поведение детей и подростков в молодежном центре как форма социального поведения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является технология социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти.
Цель исследования: изучить и проанализировать технологию профилактики социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре г.о. Тольятти.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков;
2. Ознакомиться с основными понятиями, современными формами и причинами девиантного поведения детей и подростков;
3. Исследовать сущность и содержание профилактики девиаций детей и подростков;
4. Анализ нормативно-правовых основ и содержания профилактики девиантного поведения детей и подростков в РФ и на территории Самарской области.
5. Осуществить анализ технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти «Шанс».
Методическую и теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых. Особое внимание в современной науке уделяется изучению психологии детей и подростков у которых наблюдаются отклонения в поведении. В научных трудах отечественных ученых, таких как Д.М. Даудова, Е.В Змановская, С.В. Тетерский, Л.Б. Шнейдер, углубленно рассматриваются проблемы психологии девиантного поведения и психологические особенности общения в подростковом возрасте. Психология ненормативного развития личности глубоко изучена в издании Е.В. Руденского.
Изучение понятия «девиации» и причины появления девиантного поведения в своих трудах отразили Ю.А. Клейберг, И.В. Крот, А.Н. Леонтьев и. др.
В научных трудах иностранных ученых: Р. Мертон, М. Раттер, Н. Смелзер особенное внимание уделяется вопросам социальной теории, помощи трудным детям.
Сущность научного анализа в вопросах профессиональной социальной работы с девиантными подростками подробно рассмотрена в трудах М.М. Асильдеровой и К.А. Ахмедпашевой Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» подробно описаны в научных трудах Я.И. Гилинского.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Многофункциональный Молодежный центр г. Тольятти "Шанс".
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: экономико-статистический, анализ,
анкетирование и метод опроса.
Информационную основу работы составила годовая отчетность, отчет о деятельности МБУ ММЦ «Шанс» за 2017-2019 гг., специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов. В работе также были использованы материалы периодической печати и интернет источников, анализы статистических данных, результаты опросов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: анкетирование, стандартизированное интервью.
Структура выпускной квалификационной работы на тему: «Технологии социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре» включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
С каждым годом в нашей стране отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
По данным Министерства внутренних дел РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений . на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т.ч. совершаемых группами несовершеннолетних
Девиантное поведение подростков в психологии означает нарушения социальных норм. Согласно данным специальной литературы, исследований, опросов по теме девиантного поведения подростков к причинам отклонений в поведении ребенка можно отнести политическую, социально¬экономическую и экологическую нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, массовости разводов. Все эти факторы влияют на способность к саморегуляции ребенка, его самоутверждению, подрывают ребенка в себе. У ребенка появляется чувство одиночества и незащищенности.
Объектом исследования является девиантное поведение детей и подростков в молодежном центре как форма социального поведения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является технология социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти.
Цель исследования: изучить и проанализировать технологию профилактики социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре г.о. Тольятти.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков;
2. Ознакомиться с основными понятиями, современными формами и причинами девиантного поведения детей и подростков;
3. Исследовать сущность и содержание профилактики девиаций детей и подростков;
4. Анализ нормативно-правовых основ и содержания профилактики девиантного поведения детей и подростков в РФ и на территории Самарской области.
5. Осуществить анализ технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти «Шанс».
Методическую и теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых. Особое внимание в современной науке уделяется изучению психологии детей и подростков у которых наблюдаются отклонения в поведении. В научных трудах отечественных ученых, таких как Д.М. Даудова, Е.В Змановская, С.В. Тетерский, Л.Б. Шнейдер, углубленно рассматриваются проблемы психологии девиантного поведения и психологические особенности общения в подростковом возрасте. Психология ненормативного развития личности глубоко изучена в издании Е.В. Руденского.
Изучение понятия «девиации» и причины появления девиантного поведения в своих трудах отразили Ю.А. Клейберг, И.В. Крот, А.Н. Леонтьев и. др.
В научных трудах иностранных ученых: Р. Мертон, М. Раттер, Н. Смелзер особенное внимание уделяется вопросам социальной теории, помощи трудным детям.
Сущность научного анализа в вопросах профессиональной социальной работы с девиантными подростками подробно рассмотрена в трудах М.М. Асильдеровой и К.А. Ахмедпашевой Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» подробно описаны в научных трудах Я.И. Гилинского.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Многофункциональный Молодежный центр г. Тольятти "Шанс".
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: экономико-статистический, анализ,
анкетирование и метод опроса.
Информационную основу работы составила годовая отчетность, отчет о деятельности МБУ ММЦ «Шанс» за 2017-2019 гг., специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов. В работе также были использованы материалы периодической печати и интернет источников, анализы статистических данных, результаты опросов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: анкетирование, стандартизированное интервью.
Структура выпускной квалификационной работы на тему: «Технологии социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре» включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
В последние годы особым предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей становится отклоняющееся поведение детей и подростков от правил, установленных в обществе (девиантное поведение) Анализ отечественной и зарубежной литературы, научно-исследовательской практики свидетельствует о том, что социальная работа с детьми и подростками с девиантным поведением базируется на глубоком знании психологии детей. Отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а являются последствием неправильного воспитания в семье и в школе, окружением подростка.
Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным конфликтам в обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающем поколении. Среди данного слоя населения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень подростковой преступности.
Для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования их устойчивого поведения специалистами социальной работы уделяется особое внимание.
Способами профилактики девиации детей и подростков являются: обеспечение эффективного участия семьи, помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями, совершенствование деятельности образовательных учреждений, деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска, развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним.
Обозначив в первой главе выпускной квалификационной работы основную сущность и проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, можно выделить основные моменты: разработка специальных воспитательных и образовательных систем, которые будут обеспечивать эффективную коррекцию сознания и поведения детей. Разработка специальных программ, новых методик работы, которые будут формировать в подростках ценностные ориентации и установки. Данные методики позволяют детям и подросткам самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде. Профилактическая технология работы в учреждениях могут быть эффективными после объединения усилий родителей, преподавателей и самих учащихся.
Во второй главе выпускной квалификационной работе был проведен анализ реализации вышеперечисленных технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в Муниципальном Бюджетном Учреждении Многофункциональном Молодежном центре г.о. Тольятти "Шанс" в период 2016-2018г.г.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалистов осуществляется эффективно, осуществляется раннее выявление неблагополучия в семье, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации детей из особой категории риска, детей и подростков с девиантным поведением, предоставляется своевременная психологическая помощь через «Телефон доверия» или непосредственное общение со специалистами во время проведения различных мероприятий.
Анализ опыта работы с детьми с девиантным поведением в многофункциональном молодежном центре г.о. Тольятти «Шанс» свидетельствует о том, что решение некоторых проблем вполне разрешимы на муниципальном уровне при тесном взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами в рамках организации комплексного сопровождения.
Однако, результат работы зависит не только от специалистов, но и от социальной ситуации, в которой оказываются семьи, по своей вине или в результате стечения каких-то жизненных обстоятельств. Положительных результатов можно достигнуть лишь при условии, если клиент желает сам исправить ситуацию, принимает помощь и выполняет рекомендации специалиста, а специалист тем самым должен быть заинтересован в улучшении жизненной ситуации семьи.
Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным конфликтам в обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающем поколении. Среди данного слоя населения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень подростковой преступности.
Для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования их устойчивого поведения специалистами социальной работы уделяется особое внимание.
Способами профилактики девиации детей и подростков являются: обеспечение эффективного участия семьи, помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями, совершенствование деятельности образовательных учреждений, деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска, развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним.
Обозначив в первой главе выпускной квалификационной работы основную сущность и проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, можно выделить основные моменты: разработка специальных воспитательных и образовательных систем, которые будут обеспечивать эффективную коррекцию сознания и поведения детей. Разработка специальных программ, новых методик работы, которые будут формировать в подростках ценностные ориентации и установки. Данные методики позволяют детям и подросткам самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде. Профилактическая технология работы в учреждениях могут быть эффективными после объединения усилий родителей, преподавателей и самих учащихся.
Во второй главе выпускной квалификационной работе был проведен анализ реализации вышеперечисленных технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в Муниципальном Бюджетном Учреждении Многофункциональном Молодежном центре г.о. Тольятти "Шанс" в период 2016-2018г.г.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалистов осуществляется эффективно, осуществляется раннее выявление неблагополучия в семье, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации детей из особой категории риска, детей и подростков с девиантным поведением, предоставляется своевременная психологическая помощь через «Телефон доверия» или непосредственное общение со специалистами во время проведения различных мероприятий.
Анализ опыта работы с детьми с девиантным поведением в многофункциональном молодежном центре г.о. Тольятти «Шанс» свидетельствует о том, что решение некоторых проблем вполне разрешимы на муниципальном уровне при тесном взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами в рамках организации комплексного сопровождения.
Однако, результат работы зависит не только от специалистов, но и от социальной ситуации, в которой оказываются семьи, по своей вине или в результате стечения каких-то жизненных обстоятельств. Положительных результатов можно достигнуть лишь при условии, если клиент желает сам исправить ситуацию, принимает помощь и выполняет рекомендации специалиста, а специалист тем самым должен быть заинтересован в улучшении жизненной ситуации семьи.
Подобные работы
- Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Технология социальной работы по профилактике алкоголизма среди молодежи г. Кызыла
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОФИЛАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Повышение уровня научно - меходического обеспечения системы профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург,
состоящей в браке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



