Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ

Работа №145742

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков 7
1.1 . Понятие, современные формы и причины девиантного поведения детей и подростков 7
1.2. Профилактика девиаций детей и подростков: сущность и содержание ... 16
Глава 2. Нормативно-правовые основы и содержание профилактики девиантного поведения детей и подростков 24
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профилактики девиантного поведения
детей и подростков в РФ 24
2.2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков и анализ
реализации технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти 31
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Приложения 81

В Российской Федерации в последние годы девиантное поведение часто встречается среди подростков, что начинает привлекать интерес исследователей в междисциплинарном поле: социологии, медицины, психологии и ювенальной юстиции.
С каждым годом в нашей стране отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
По данным Министерства внутренних дел РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений . на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т.ч. совершаемых группами несовершеннолетних
Девиантное поведение подростков в психологии означает нарушения социальных норм. Согласно данным специальной литературы, исследований, опросов по теме девиантного поведения подростков к причинам отклонений в поведении ребенка можно отнести политическую, социально¬экономическую и экологическую нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, массовости разводов. Все эти факторы влияют на способность к саморегуляции ребенка, его самоутверждению, подрывают ребенка в себе. У ребенка появляется чувство одиночества и незащищенности.
Объектом исследования является девиантное поведение детей и подростков в молодежном центре как форма социального поведения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является технология социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти.
Цель исследования: изучить и проанализировать технологию профилактики социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре г.о. Тольятти.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков;
2. Ознакомиться с основными понятиями, современными формами и причинами девиантного поведения детей и подростков;
3. Исследовать сущность и содержание профилактики девиаций детей и подростков;
4. Анализ нормативно-правовых основ и содержания профилактики девиантного поведения детей и подростков в РФ и на территории Самарской области.
5. Осуществить анализ технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Молодежном центре г. Тольятти «Шанс».
Методическую и теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых. Особое внимание в современной науке уделяется изучению психологии детей и подростков у которых наблюдаются отклонения в поведении. В научных трудах отечественных ученых, таких как Д.М. Даудова, Е.В Змановская, С.В. Тетерский, Л.Б. Шнейдер, углубленно рассматриваются проблемы психологии девиантного поведения и психологические особенности общения в подростковом возрасте. Психология ненормативного развития личности глубоко изучена в издании Е.В. Руденского.
Изучение понятия «девиации» и причины появления девиантного поведения в своих трудах отразили Ю.А. Клейберг, И.В. Крот, А.Н. Леонтьев и. др.
В научных трудах иностранных ученых: Р. Мертон, М. Раттер, Н. Смелзер особенное внимание уделяется вопросам социальной теории, помощи трудным детям.
Сущность научного анализа в вопросах профессиональной социальной работы с девиантными подростками подробно рассмотрена в трудах М.М. Асильдеровой и К.А. Ахмедпашевой Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» подробно описаны в научных трудах Я.И. Гилинского.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Многофункциональный Молодежный центр г. Тольятти "Шанс".
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: экономико-статистический, анализ,
анкетирование и метод опроса.
Информационную основу работы составила годовая отчетность, отчет о деятельности МБУ ММЦ «Шанс» за 2017-2019 гг., специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов. В работе также были использованы материалы периодической печати и интернет источников, анализы статистических данных, результаты опросов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: анкетирование, стандартизированное интервью.
Структура выпускной квалификационной работы на тему: «Технологии социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в молодежном центре» включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы особым предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей становится отклоняющееся поведение детей и подростков от правил, установленных в обществе (девиантное поведение) Анализ отечественной и зарубежной литературы, научно-исследовательской практики свидетельствует о том, что социальная работа с детьми и подростками с девиантным поведением базируется на глубоком знании психологии детей. Отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а являются последствием неправильного воспитания в семье и в школе, окружением подростка.
Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным конфликтам в обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающем поколении. Среди данного слоя населения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень подростковой преступности.
Для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования их устойчивого поведения специалистами социальной работы уделяется особое внимание.
Способами профилактики девиации детей и подростков являются: обеспечение эффективного участия семьи, помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями, совершенствование деятельности образовательных учреждений, деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска, развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним.
Обозначив в первой главе выпускной квалификационной работы основную сущность и проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, можно выделить основные моменты: разработка специальных воспитательных и образовательных систем, которые будут обеспечивать эффективную коррекцию сознания и поведения детей. Разработка специальных программ, новых методик работы, которые будут формировать в подростках ценностные ориентации и установки. Данные методики позволяют детям и подросткам самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде. Профилактическая технология работы в учреждениях могут быть эффективными после объединения усилий родителей, преподавателей и самих учащихся.
Во второй главе выпускной квалификационной работе был проведен анализ реализации вышеперечисленных технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в Муниципальном Бюджетном Учреждении Многофункциональном Молодежном центре г.о. Тольятти "Шанс" в период 2016-2018г.г.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалистов осуществляется эффективно, осуществляется раннее выявление неблагополучия в семье, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации детей из особой категории риска, детей и подростков с девиантным поведением, предоставляется своевременная психологическая помощь через «Телефон доверия» или непосредственное общение со специалистами во время проведения различных мероприятий.
Анализ опыта работы с детьми с девиантным поведением в многофункциональном молодежном центре г.о. Тольятти «Шанс» свидетельствует о том, что решение некоторых проблем вполне разрешимы на муниципальном уровне при тесном взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами в рамках организации комплексного сопровождения.
Однако, результат работы зависит не только от специалистов, но и от социальной ситуации, в которой оказываются семьи, по своей вине или в результате стечения каких-то жизненных обстоятельств. Положительных результатов можно достигнуть лишь при условии, если клиент желает сам исправить ситуацию, принимает помощь и выполняет рекомендации специалиста, а специалист тем самым должен быть заинтересован в улучшении жизненной ситуации семьи.



1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учеб.метод. комплекс. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. С. 110-117.
2. АсильдероваМ.М. . Семейные традиции и обычаи их воспитательные возможности в социализации детей // Материалы Международной научнопрактической конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях-перспективы и достижения», Известия ДГПУ. Т.12. №1.2018 - Москва, 20.С. 152
3. Ахмедпашаева К.А. Образовательная политика в области воспитания личности учащегося. Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе: материалы Междунар. Научно-практ. Конф. (Махачкала, 29 марта 2013г.(Ч. 1) С. 360-363
4. Васягина Н. Н. Предикторы деллинквентности подростков / Н. Н. Васягина // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция 29-30 октября 2015: сборник материалов. - Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2015. С. 25-29.
5. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты Монография, Тула, 2007. С. 210-212
6. Википедия: свободная энциклопедия
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0% B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%B0%D1 %8F_%D0%BD%D0%BE%D1 %80%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 15.06.2019)
7. Гасанова П.Г. Международное познание закономерностей современного ребенка / Под редакцией Белоусова В.В., Боязитовой И.В., Материалы Международной научно — практической конференции 22 — 25 октября «Феномен психического здоровья в научной рефлексии как основа реформирования образовательных систем». 2012 Пятигорск ПГЛУ, 2012. С 55-57.
8. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004
9. Государственная программа Самарской области «Развитие
социальной защиты населения в Самарской области на 2014 - 2020 годы» (с изменениями на 29 ноября 2018 года) URL:
http://docs.cntd.ru/document/464013024(дата обращения 15.05.2019)
10. Даудова Д.М. Психологические особенности общения в подростковом возрасте //Материалы Республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 13 .Махачкала , ДГПУ, 2011г. С.67
11. Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества/Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В.// Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. - Прага, 2013. - С. 67¬72.
12. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева.- М.: ИНТОР, 1996.
13. Закон Самарской области от 30 декабря 2005 года N 246-ГД О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Самарской области: Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/945012938(дата обращения 15.05.2019)
14. Закон Самарской области от 07 июля 2005 года N 152-гд «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/945011615(дата обращения 15.05.2019)
15. Закон Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (с изменениями на 4 апреля 2019 года): Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL:
http://docs.cntd.ru/document/464000880(дата обращения 15.05.2019)
16. Закон Самарской области от 03 декабря 2009 года N 127-ГД «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»: Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/945025573(дата обращения 15.05.2019)
17. Закон Самарской области от 14.12.2010 N 147-ГД (ред. от 19.05.2014) «О молодежи и молодежной политике в Самарской области: Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/945030329(дата обращения 15.05.2019)
18. Закон Самарской области от 30.04.1998 N 5-ГД (ред. от 21.06.2013)
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области»
URLhttp://www.do.tgl.ru/files/of_docs/regional/7691.pdf (дата обращения
15.05.2019)
19. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В.Змановская. - 2-е изд., испр. - М.:Академия, 2014. - 288с.
20. Змановска, Е.В.,Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб.пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер-Юг ,2015. - 352с.
21. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Змановская - М.: Изд-ий центр «Академия», 2013. - 288 с.
22. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия. СПб: Питер, , 2010. С. 85-87
23. Крайг И. С. Психология развития. - СПб., 2001.
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 15.05.2019)
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2014
26. Крот И.В. / Научно популярный журнал «Социальная работа». - 2014. - №9. С. 51-54.
27. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М., 1999
28. Мертон Роберт Социальная теория и социальная структура/SocialTheoryandSocialStructure М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 232 - 234
29. МенделевичВ. Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделеева. - СПб.: Речь, 2015. С. 167-168
30. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
31. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17.
32. Научно-издательский центр «Социосфера»// Проблема девиантного поведения и пути её решения решения. - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/problema_deviantnogo_p ovedeniya_i_puti_ee_resheniya/
33. Официальный сайт ММЦ МБУ
«Шанс»http ://dmoshans. ru/fotootchety/
34. Официальная группа «В контакте» Дворовые отряды г.о. Тольятти:https://vk.com/club43405607
35. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ Открытые данные по численности несовершеннолетних детей и подростков, находящихся в учреждениях временного содержания URL: https://xn-- b1aew.xn--p1ai/(дата обращения 31.06.2019)
36. Портал психологических изданий PsyJournals.ru//Причины и профилактика девиантного поведения подростков. - Режим доступа: http: //psyj ournals. ru/addictive_behavior/issue/46099_full. shtml
37. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об
отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (ред. от 21.12.2018) Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/ (дата
обращения 15.05.2019)
38. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения
родителей")) Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс»
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (дата
обращения 15.05.2019)
39. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26364/(дата обращения 16.03.2019)
40. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 163 «Об
утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_26364/ (дата обращения 16.03.2019)
41. Постановление Правительства Самарской области от 21.01.2015 года № 6-П «Об утверждении Государственной программы Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодёжной политики в Самарской области" на 2015-2020 годы» Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL: https://educat.samregion.ru/documents/PPSO141_2.pdf(дата обращения 15.05.2019)
42. Постановление Правительства Самарской области от 11.04.2017 № 192-п «О совершенствовании системы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в Самарской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/434611001(дата обращения 16.05.2019)
43. Постановление правительства Самарской Области от 23 июля 2014 года N 418 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2021 годы» (с изменениями на 28 марта 2019 года): Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/464013024(дата обращения 15.05.2019)
44. Постановление Правительства Самарской области от 23.12.2007 № 686-п «О концепции развития и поддержки добровольчества в Самарской области» URL: https://educat.samregion.ru/Programma_v_red_754.doc(дата обращения 16.05.2019)
45. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
46. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. - Новосибирск, 2000.
47. СмелзерН. Социлогия пер. с англ. - М.: Феникс, 2014. С. 198-201
48. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1988.
49. Суркова, Е.С., Егорова, К.А. / Агрессивное поведение детей и подростков /Е.С.Суркова, К.А.Егорова// Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции.- М: Прометей, 2013. С. 151-153.
50. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб.пособие / С.В.Тетерский. - 5-е изд. - М.: Академический проект.2014. - 496с.
51. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И.Холостова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К., 2009. - 220с.
52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стерео-тип. — М.: Академия, 2004. C. 125-126
53. Шнейдер, Л.Б.Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект Трикста. 2010. С 215-217
54. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 23.04.2019) Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения 15.05.2019)
55. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс» URL: (дата обращения: 15.05.2019)]
56. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Консультант плюс: справочная правовая система в России «Консультант плюс»
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=130760076503628998830963268&cacheid=853AC10A3AEF46DE2FD31A1A3462C1CA&mode=splus&base=LAW&n=301209&rnd=0.7673733545198465#4pxu747fzq (дата обращения: 15.05.2019)]
57. Федосеенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков. - СПб.:Речь, 2006. С. 70-88.
58. Цахаева А.А. Развитие правового самосознания подростков /С.И.Гаджиева, А.А.Цахаева // Известия ДГПУ №4(9). - Махачкала, 2009. С.10-14
59. ЦахаеваА.А. ,Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие.Махачкала. 2009г. 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ