ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА 7
1.1. Сущность и методы продвижения турпродукта 7
1.2. Экстремальный туризм как вид туризма 23
2. ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРПРОДУКТА ООО “ДЖЕМ ТРЕВЭЛ ЕКБ” 36
2.1. Потребительские предпочтения в отношении экстремального
туризма 36
2.2. Разработка мероприятий по продвижению турпродукта 44
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО РАЗРАБОТКЕ ЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 53
3.1. Методика разработки листов рабочей тетради 53
3.2. Листы рабочей тетради по теме «особенности продвижения
турпродукта в сфере экстремального туризма 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - БЛАНК ИНТЕРВЬЮ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - ПРОТОКОЛ ИНТЕРВЬЮ ПРИЛОЖЕНИЕ 3-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - ТУРПРОДУКТ «'ГОРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Актуальность. На данный момент развитие туристической сферы осуществляется под влиянием процессов глобализации, перехода к информационному обществу и роста конкурентной борьбы. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции и занять достойное место на мировом туристическом рынке, необходимо создавать качественный туристический продукт, способный удовлетворить запросы потребителей и осуществлять его продвижение. Туристические организации должны ставить перед собой главную задачу продвижения своего турпродукта на международный рынок. Это возможно при разработке и реализации правильной стратегии продвижения турпродукта на международный рынок, которая будет одновременно формировать благоприятный имидж и способствовать повышению спроса на туристический продукт.
Сегодня туризм это одна из важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни для миллионов людей на планете. Существует различное множество видов туризма, на любой вкус и возраст. Я отдала предпочтение экстремальному виду туризма, так как считаю его наиболее интересным в плане видов, новых тенденций и мест для его осуществления. Данный вид туризма уже давно набрал свою популярность и на сегодняшний день она только увеличивается.
Создание привлекательного туристического продукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии турфирмы. Оно непосредственно связано с производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия согласованных решений между производством и продажей в отношении ассортимента и массы турпродукта.
Проблема формирования и продвижения туристического продукта для туристических предприятий является стратегической, поскольку от ее решения зависит эффективность их деятельности. В связи с этим тема данной дипломной работы представляется своевременной и актуальной.
Степень научной разработанности. Вопросы, связанные с выбором тех или иных методов продвижения турпродукта в сфере экстремального туризма будут всегда актуальными. Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специальной литературы. Исследование методов продвижения в туризме отражено в работах А. Н. Дунец, В. Н. Николашин, Е. Н. Ильина, В. Г. Гуляев, В. Ф. Буйленко и других. Выявлению особенностей экстремального туризма способствовали труды А. В. Бабкин, В. С. Боголюбов, А. Гарнов, А. В. Дроздов и другие.
Объектом изучения является экстремальный туризм.
Предметом исследования является особенности продвижения турпродукта в сфере экстремального туризма.
Целью дипломной работы является изучение особенностей продвижения турпродукта в сфере экстремального туризма.
Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и методы продвижения турпродукта;
2. Выявить особенности и виды экстремального туризма;
3. Изучить потребительские предпочтения в отношении экстремального туризма;
4. Разработать мероприятия по продвижению турпродукта;
5. Изложить основные принципы разработки листов рабочей тетради;
6. Разработать листы рабочей тетради.
Эмпирической базой исследования послужило социологическое анкетирование среди клиентов турагентства, в ходе которого было опрошено 20 человек. В работе использована статистическая информация, посвященная экстремальному туризму в России.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности расширения методов продвижения турпродукта. Результаты и материалы исследования могут быть использованы начинающими менеджерами в сфере туризма, а также в практике преподавания таких дисциплин, как «Маркетинг в туризме и гостиничном хозяйстве», «Мировой рынок туризма».
Рассмотрев понятие туризм и его разновидности, в особенности экстремальный туризм, можно сказать, что туризм является одной из главных составляющих мировой экономики и науки. Туризм и экономика тесно связаны между собой, так как туризм стимулирует рост доходов элементов инфраструктуры. Разнообразие видов туризма позволяет каждому индивидуально подобрать для себя любой из видов отдыха, который будет удовлетворять желания и потребности туриста. Экстремальный туризм является достаточно новым понятием в туриндустрии России, несмотря на то, что за рубежом это направление уже развивается достаточно давно. Каждый может подобрать для себя разновидность экстремального туризма, который он больше предпочитает, независимо от того, какой это вид - водный, наземный или воздушный вид туризма. Туры, связанные с экстремальным туризмом, подходят именно для тех, кто ищет новые и незабываемые эмоции. В список главных мест экстремального туризма входят 4 региона России: Камчатка, Алтайский край, Сахалин и Краснодарский край. Именно в этих регионах экстремальный туризм способен развиваться и в дальнейшем, помимо этого, в России достаточно и других мест, которые позволят развивать данный вид туризма, потребуется только время и финансовые возможности.
Но для того чтобы туризм приносил доходы в экономику, следует тщательно подбирать методы продвижения. Их существует большое количество, как рекламных, так и нерекламных. Выбирая метод, следует учесть его затратность и процент прибыли, которую этот метод принесет. Для каждого сегмента, подходит свой метод и принцип продвижения.
По результатам проведенного социологического анкетирования, в котором приняло участие 20 человек были выявлены многие составляющие. А именно то, что при выборе турфирмы люди полагаются на рекомендации друзей, известность турфирмы не имеет значения. И чаще всего люди 66
информацию узнают из интернета, значит это наиболее подходящий метод продвижения. Перспективы развития экстремального туризма есть, люди готовы и им интересно попробовать отправиться в экстремальный тур, с теми условиями, которые бы удовлетворяли их, важным компонентом в маршруте является его стоимость и безопасность посещаемых объектов.
На основании изученных данных был предложен экстремальный тур «Горный калейдоскоп», на его примере были разработаны мероприятия по продвижению. Характер спроса на услуги экстремального тура «Горный калейдоскоп» естественно будет сезонным, так как он напрямую зависит от времени года и от погоды.
«JAM Travel» рекомендуется использовать два основных способа продвижения данного турпродукта - рекламу и стимулирование сбыта. В качестве рекламных мероприятий предлагается использовать рекламу в местных СМИ, рассылку электронных писем и писем приглашений постоянным клиентам по электронной почте, рекламу в сети Интернет, а также печать и распространение рекламных проспектов. Для стимулирования сбыта будут применена система скидок.
Таким образом, продвижение тура представляет собой совокупность разнообразных методов и инструментов, позволяющих успешно вывести турпродукт на рынок. Планирование и разработка продукта должны осуществляться в соответствии с интересами потребителя.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 № 47-ФЗ) // Российская газета. 1996. 3 декабря. № 231.
Справочно-статистические материалы
2. Россия в цифрах. 2014: кратк. стат. сб. Москва.: Росстат, 2014. 558 с.
Монографии, брошюры, учебники, учебные пособия
3. Александрова А. Ю. Статистика Туризма: учебник / А. Ю. Александрова. Москва: Феликс, 2014. 407 с.
4. Александрова А. Ю. Международный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. Москва: Аспект Пресс, 2013. 470 с.
5. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учебник / А. В. Бабкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 249 с.
6. Балабанов И. Т. Экономика туризма: учебник / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. Москва: Финансы и статистика, 2012. 116 с.
7. Биржаков М. Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков. Москва: Герда, 2006. 320 с.
8. Бобкова А. Г. Безопасность туризма: учебник / А. Г. Бобкова, С. А. Кудреватых, Е. Л. Писаревский. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 272 с.
9. Боголюбов В. С. Организация специальных видов туризма: учебное пособие / В. С. Боголюбов. СПБ.: СПбГИУ, 2010. 117 с.
10. Буйленко В. Ф. Туризм: учебник / В. Ф. Буйленко. Москва: Феникс, 2008. 411 с.
11. Гарнов А. Концепция развития устойчивого туризма, экстремальный туризм: научная статья / А. Гарнов. «Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», 2013. 308 с.
12. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 192 с.
13. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: учебник / В. Г. Гуляев. Москва: Нолидж, 2009. 89 с.
14. Дроздов А. В. Основы экстремального туризма: учебное пособие / А. В. Дроздов. Москва: Гардарики, 2005. 189 с.
15. Дунец А. Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта: учебное пособие / А. Н. Дунец. Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. 163 с.
9. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е. Н. Ильина. Москва: Финансы и статистика, 2005. 480 с.
16. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности: учебник / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. Москва: Финансы и статистика, 2005. 288 с.
17. Квартальнов В. А. Туризм: учебник / В. А. Квартальнов Москва: Финансы и статистика, 2014. 320 с.
18. Князев В. В. Организация туризма на национальном и международном рынках: учебник / В. В. Князев. Москва: Феникс, 2012. 189 с.
19. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник / Ф. Котлер. Москва: Юнити, 2010. 787 с.
20. Кружалин В. И. География туризма: учебник / В. И. Кружалин, Н. С. Мироненко, Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Шабалина. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
21. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / О. Т. Лойко. Томск: Изд-во ТПУ, 2005. 157 с.
22. Луговьер Д. А. Туризм и фотография: учебник / Д. А. Луговьер. Москва: Профиздат, 2010. 127 с.
23. Лукина Е. А. Современные проблемы сервиса и туризма: научно практический журнал / Е. А. Лукина. Москва: 2008. №4. 79 с.
24. Можаева Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма: учебник / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек. Москва: Форум, Инфра-М, 2014. 336 с.
25. Морозов М. А. Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.
26. Николашин В. Н. Маркетинг туристских услуг: учебный курс / В. Н. Николашин. Москва: МИЭМП, 2010. 72 с.
27. Обухова О. В. Технологии продаж туристских услуг: учебное пособие / О. В. Обухова. Москва: МИИР, 2008. 132 с.
28. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
29. Писаревский Е. Л. Основы туризма: учебник / Е. Л. Писаревский. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.
30. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
31. Ремизов Л. П. Отдых на горных лыжах: учебник / Л. П. Ремизов. Москва: Феликс, 2008. 230 с.
32. Старикова Л. Д. Методика профессионального обучения: организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие / Л. Д. Старикова, Л. П. Пачикова, Ю. С. Касьянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 162 с.
33. Федерова Л. Л. Туризм набирает обороты: Учебник / Л. Л. Федерова. Москва: РТИ, 2012. 37 с.
34. Чудновский А. Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 304 с.
35. Щеглов Г. П. Туризм за рубежом: учебник / Г. П. Щеглов. Москва: РТИ, 2013. 88 с.
36. Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения: учебное пособие / Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.
37. Янкевич В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: учебник / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. Москва: Финансы и статистика, 2011. 510 с.
Статьи из сборников
38. Григорян Р. А. Предпосылки и перспективы развития экстремального туризма в России // в сборнике: Молодые аграрии Ставрополья 78-я научно-практическая конференция. Ставропольский государственный аграрный университет. 2014. С. 183 - 185.
Электронные ресурсы
39. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/7412
40. Тонкости образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.eduneed.ru/html