ВВЕДЕНИЕ ......... 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ... 8
1.1. Сексуальная культура как объект социологического изучения 8
1.2. Старшеклассники как особая группа молодежи . . . 21
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 30
2.1. Представления старшеклассников об основных аспектах
сексуальных отношений
2.2. Отношение старшеклассников к различным видам брака и видам
сексуальных отношений
2.3. Информированность старшеклассников о сексуальных отношениях и контрацепции
2.4. Необходимость и способы формирования сексуальной культуры в школе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа эмпирического исследования . 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования (анкета) . . 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы линейного распределения . . 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения. . . 106
Актуальность темы исследования. В современном обществе сексуальность является важной сферой, поэтому на нее направлен общественный и научный интерес. Общество на протяжении своего развития выработало определенные представления и нормы для взаимодействия людей в данной сфере, что позволяет говорить о сексуальной культуре. Активное ее исследование можно связать с тем, что в настоящее время под влиянием развития технологий происходят большие изменения во всех сферах деятельности человека, что в свою очередь приводит к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.
Россия не является исключением, и здесь также происходят изменения в сфере сексуальности, снижается возраст сексуального дебюта, происходит освобождение подростковой и юношеской сексуальности от внешних форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы сексиндустрии. Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, что заметно отражается на современных школьниках.
Актуальность данного социологического исследования можно обосновать тем, что сейчас существует острая необходимость изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современных подростков. Уровень сексуальной культуры молодого поколения отражает рост числа абортов, распространение ВИЧ- инфицированных и больных СПИДом и венерическими заболеваниями. У современного подростка наблюдается повышение сексуальной активности, что часто приводит к негативным последствиям для физического и морального состояния. Поэтому изучать сексуальную культуру, а особенно представления о ней подрастающего поколения важно, так как знание о том, какие нормы и ценности усвоены ими в процессе сексуального развития и как это в дальнейшем влияет на их сексуальное поведение дает нам возможность понять, что можно и нужно сделать для сексуального просвещения молодого поколения в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в отечественной науке преимущественно изучены биомедицинские аспекты сексуальности (А.И. Белкин, Г.С. Васильченко, В.И. Здравомыслов, В.М. Маслов, Ю.П. Прокопенко, А.А. Ткаченко и др.). Основы психологопедагогического подхода к исследованию сексуальности разработаны П.П. Блонским, JI.C. Выготским, Д.В. Колесовым, А.В. Меренковым и др. Наименее изучены социокультурные аспекты, являющиеся предметным полем социологии и именно социологи могут масштабно и комплексно исследовать культурные факторы, определяющие повседневную сексуальную жизнь различных социальных групп и их сексуальную культуру.
В социологии исследованием современных проблем сексуальности занимаются И.С. Андреева, В.Ф. Анурин, Т.А. Гурко, С.И. Голод, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Е.А. Кащенко, А.В. Меренков, Б.С. Павлов, Л.П. Репина, А.А. Темкина и др. В последние годы появляются материалы различных социологических исследований, направленных на изучение особенностей отношений между полами в интимной сфере.
На данный момент в России сложились две основные тенденции исследования сексуальности в рамках социологического дискурса: сексуальное поведения представителей различных возрастных групп (Т.А. Гурко, М.Б. Денисенко, В.С. Собкин, В.В. Червяков, В.Д. Шапиро, Е. Кеттинг); социокультурные аспекты глобальных и региональных (национальных) сексуальных практик (И. А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.А. Кащенко, Е.Р. Мещеркина, Н.А. Нартова, О.А. Паченков, С.А. Чуйкина, Н.Б. Яргомская). Однако еще остаются не изученными общие особенности развития сексуальной культуры в нашей стране за последнее десятилетие с точки зрения влияния на нее основных социально-демографических факторов.
Подростки также являются объектом изучения в сфере сексуальности (С. Ю. Девятых, Г. Б. Дерягин и др.). Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие, но тема сексуальной социализации в рассмотрении социологии представлена слабее чем, например, в психологии или сексологии.
В связи с этим тема сексуальности и сексуальной культуры требует изучения, так как постоянно происходящие изменения в обществе вызывают сдвиги в системе ценностей, установок и норм молодежи.
Объектом исследования является сексуальная культура как вид культуры.
Предметом исследования являются представления старшеклассников о сексуальной культуре.
Цель работы - осуществить теоретический и эмпирический анализ представлений старшеклассников о сексуальной культуре.
Задачи дипломной работы:
1) Рассмотреть сексуальную культуру, как особый вид культуры с позиции социологической науки.
2) Осуществить анализ старшеклассников как особой группы молодежи.
3) Проанализировать представления старшеклассников об основных аспектах сексуальных отношений и выявить их отношение к нетрадиционным видам брака и формам сексуальных отношений.
4) Оценить информированность старшеклассников в вопросах сексуальных отношений и контрацепции.
5) Проанализировать мнение старшеклассников о необходимости и способах формирования сексуальной культуры в школе.
Эмпирической базой дипломной работы являются результаты социологического исследования, посвященного изучению представлений старшеклассников о сексуальной культуре, проведенного автором бакалаврской и выпускной квалификационной работы в мае 2019 года. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 старшеклассников города Екатеринбурга, в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме этого были использованы материалы других социологических исследований по близкой тематике, а также статистические данные федеральной службы государственной статистики.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты, полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, могут стать источником для создания специальных программ обучения по сексуальному просвещению для школьников и студентов. Также на основе полученных результатов можно проводить аналогичные исследования, посвященные изучению сексуальной культуры молодого поколения, а также использовать их в учебных занятиях по ряду социологических дисциплин: социология молодежи, гендерная социология.
В завершении всей работы можно выделить следующие аспекты сексуальной культуры старшеклассников:
1) Большой интерес старшеклассников к данной сфере, о чем свидетельствуют высокий уровень информированности о различных аспектах сексуальных отношений, наличие сексуального опыта у трети опрошенных и положительное отношение к сексуальному просвещению в обществе.
2) Сохранение двойных стандартов, подтверждением чему являются разница в приемлемом возрасте сексуального дебюта, количестве сексуальных партнеров, отношении к внебрачным сексуальным связям.
3) Изменение ценностей в сексуальных установках старшеклассников, которые проявляются в отношении подростков к своей девственности (снижение ее значимости как для юношей, так и для девушек), в практически абсолютной допустимости добрачных сексуальных отношений, в изменении отношения к ценности института брака (сожительство как замена официальному браку). Младшее поколение в большинстве положительно относится к распространению таких явлений, как однополая любовь и секс без обязательств.
4) Гедонистическая ориентация наравне с любовью является основной мотивацией для сексуальных отношений среди подростков, а для вступления в брак основным мотивом является зачатие ребенка и материальное удобство. Традиционный мотив установления интимных отношений не является для старшеклассников значимым.
5) Г лавными факторами, влияющими на формирование сексуальной культуры молодого поколения, являются социально-демографические характеристики, наличие отношений и сексуального опыта, а также тип семьи.
В целом можно сказать, что сексуальное просвещение необходимо для правильного формирования сексуальной культуры у подростков, но основным источником для школьников, в этом вопросе должна быть не только школа, но и родители. Важно создать определенную программу сотрудничества педагогов, специалистов и родителей для просвещения подростков в вопросах сексуальных отношений и формирования у них ответственного сексуального поведения. По результатам исследования выяснилось, что старшеклассники доверяют своим родителям в вопросах секса, но взаимного диалога между ними не происходит. Это говорит о необходимости создания специализированного учебного материала как для родителей, так и для детей нацеленного на снятии барьеров в их общении о сексуальных отношениях.
Роль школы также важна в формировании сексуальной культуры, но для большего влияния стоит привлекать специалистов, чтобы информационные уроки и тематические беседы были наполнены всей необходимой информацией и вопросы со стороны школьников не могли остаться без ответа.
Для более полного и глубокого изучения данной темы также необходимо рассмотрение ее сточки зрения других наук (психологии, сексологии и медицины). Сексуальная культура содержит в себе большую структуру, каждый элемент которой нуждается во внимании, особенно вопросы трансформации сексуальных норм и установок молодого поколения. Исследование молодежи в сфере сексуальности - это то направление, которое будет необходимо изучать всегда, потому что изменения, происходящие в обществе, в культуре, в стране в целом будут непосредственно влиять на представления молодежи.
1. Бегичева О. Л. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: колл. Монография / О. Л.
Бегичева [и др.]. Москва: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
2. Безрукова О. Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / О. Н. Безрукова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. 35 с.
3. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. Москва: Флинта, 2012. 144 с.
4. Вишневский Ю. Р. Социология молодежи: учебное пособие / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2006. 430 с.
5. Воронина Т. Д. Профилактика преступности несовершеннолетних:
учебное пособие / Т. Д. Воронина. Томск: Томский государственный университет, 2007, 35 с.
6. Голод С. И. Трансформация эротико-эмоциональных отношений молодежи на протяжении ХХ столетия / С. И. Голод // Социология сексуальности. 2010. № 2. С. 52 - 71.
7. Денисенко М. Б. Сексуальное поведение Российской молодежи / М. Б. Денисенко, Ж. Далла Зуанна // Социология молодежи.2001. № 2. С. 83 - 87.
8. Джери Д. Гендерная идентичность / Д. Джери, Д. Джери // Большой толковый социологический словарь. В 2 т. Т. 1. / перевод Н. Н. Марчук.
Москва: Вече-аст, 1999. С. 109.
9. Диденко С. В. Психология сексуальности: учебник / С.В. Диденко,
О.С. Козлова. Киев: Академиздат, 2009. 304 с.
10. Зайцева Е. В. Социологический анализ добрачного и внебрачного поведения людей в контексте современной сексуальной культуры / Е. В. Зайцева // Современная наука. 2010. № 1. С. 140 - 144.
11. Зубок Ю. А. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность / Ю.А. Зубок, В. И. Чупров // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 170 - 191.
12. Имелинский К. Сексология и сексопатология / К. Имелинский.
Москва: Медицина, 1986. 424 с.
13. Исаева И. А. Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи? / И. А. Исаева, А. В. Соколов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. С. 109 - 112.
14. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. Москва: Педагогика, 1991. 256 с.
15. Кащенко Е. А. Секс в армии / Е. А. Кащенко. Москва: ЛКИ, 2008. 382 с.
16. Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности: учебное пособие / Е. А. Кащенко, С. Т. Агарков. Москва: Издательские решения, 2015. 568 с.
17. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон.
Москва: Политиздат, 1987. 151 с.
18. Кон И. С. Введение в сексологию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Кон. Москва: Олимп. 1999. 228 с.
19. Кон И. С. Сексология: учебное пособие / И. С. Кон. Москва: Академия, 2004. 384 с.
20. Косова Л. Б. Динамика установок россиян в сфере интимных отношений / Л. Б. Косова // Демографическое обозрение. 2017. № 4. С. 127 - 149.
21. Коханая О. Е. Медиаобразование и подрастающее поколение / О. Е. Коханая // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 171 - 178.
22. Кочкина Е. В. Сексуальность: теории, социокультурные тренды и общественное мнение россиян / Е. В. Кочкина, Е. А. Михайлова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 2016. № 1. С. 146 - 155.
23. Лисовский В. T.Советское студенчество: Социологические очерки/
В. Т. Лисовский. Москва: Высшая школа, 1990. 302 с.
24. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. 2011. № 4. С. 286 - 289.
25. Определение сексуального здоровья: доклад технической организации по вопросам сексуального здоровья. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2006. 30 с.
26. Панкратова Л. С. Технологии формирования сексуальной культуры современной российской молодежи / Л. С. Панкратова // Logosetpraxis. 2016. № 2. С. 86 - 89.
27. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. Москва:
Академический Проект, 2002. 880 с.
28. Рахинский Д. В. Социология (словарь терминов): учебный терминологический словарь / Д. В. Рахинский, Л. Г. Король, Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 67 с.
29. Романенко В. В. Виды проституции в современном российском обществе / В. В. Романенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2010. № 4. С. 310 - 315.
30. Рукавицина О. А. Сексуальная культура современной молодежи / О.
А. Рукавицина // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 367 - 371.
31. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин //
Молодежь и общество: уроки истории: сб. научных трудов. Москва: Центр «ГРИНТ», 2016. 224 с.
32. Светличная Т. Г. Сексуальная культура: мультидисциплинарный подход к проведению исследований / Т. Г. Светличная [и др.] // Экология человека. 2012. № 8. С. 19 - 24.
33. Синцова Ю. В. Сексуальная культура современной российской молодежи / Ю. В. Синцова // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016. № 4. С. 16 - 22.
34. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей.
Результаты всероссийского исследования: монография / Г. У. Солдатова, Т. А.
Нестик. Москва: Московский государственный университет, 2013. 144 с.
35. Сосновский А. В. Лики любви. Очерки истории половой морали / ред. С. Н. Попова. Москва: Знание, 1992. 208 с.
36. Струнников В. А. Пол / В. А. Струнников // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 20 / под ред. А. М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1975. С. 171 - 174.
37. Суртаев В. Я. Молодежь и культура: монография / В. Я. Суртаев. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 1999. 224 с.
38. Тартаковская И. Н. Социальные трансформации гендера и сексуальности в свете идей И. С. Кона / И. Н. Тартаковская, И. И. Лунин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2018. № 6. С. 4 - 19.
39. Тихомиров Д. А. Добрачные сексуальные отношения российской молодежи: проблема, нормы и отклонения: автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук / Д. А. Тихомиров. Москва:
Московский гуманитарный университет, 2010. 18 с.
40. Урусова Л. Х. Гендерная толерантность в современном обществе / Л. Х. Урусова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 122 - 124.
41. Харчев А. Г. Молодежь и брак / А. Г. Харчев, С. И. Голод // Человек и общество. 1969. № 6. С. 125 - 142.
42. Дети и родители: совместный досуг [Электронный ресурс] // ФОМ.
Режим доступа:http://fom.ru/posts/11256
43. Измеров Н. Ф. Охрана репродуктивного здоровья работников.
Основные термины и понятия [Электронный ресурс] // Сейчас.ру. Режим доступа:https://www.lawmix.ru/expertlaw/145604
44. Кащенко Е. А. Что такое сексуальная культура [Электронный ресурс] // Е. А. Кащенко: официальный сайт. Режим доступа:http://kea- com.ru/
45. Мурашева К. Как формируется сексуальная ориентация
[Электронный ресурс] // Sciencepop. Режим доступа: https://sciencepop.ru/
46. Новиков Д. Ценности сексуальной культуры [Электронный ресурс] // Value-Psychology. Режим доступа:http://value-psychology.com/
47. Положение гендера и сексуальности в России [Электронный ресурс] // Sociodoc. Режим доступа:http://www.sociodoc.ru/sdocs-948-1.html
48. Статистика [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Режим доступа:https://fadm.gov.ru/
49. Щенина О. Г. Молодежь в современной России [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека. Режим доступа: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/9509-1.php