СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ ......... 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ... 8
1.1. Сексуальная культура как объект социологического изучения 8
1.2. Старшеклассники как особая группа молодежи . . . 21
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 30
2.1. Представления старшеклассников об основных аспектах
сексуальных отношений
2.2. Отношение старшеклассников к различным видам брака и видам
сексуальных отношений
2.3. Информированность старшеклассников о сексуальных отношениях и контрацепции
2.4. Необходимость и способы формирования сексуальной культуры в школе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа эмпирического исследования . 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования (анкета) . . 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы линейного распределения . . 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения. . . 106
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ... 8
1.1. Сексуальная культура как объект социологического изучения 8
1.2. Старшеклассники как особая группа молодежи . . . 21
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 30
2.1. Представления старшеклассников об основных аспектах
сексуальных отношений
2.2. Отношение старшеклассников к различным видам брака и видам
сексуальных отношений
2.3. Информированность старшеклассников о сексуальных отношениях и контрацепции
2.4. Необходимость и способы формирования сексуальной культуры в школе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа эмпирического исследования . 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования (анкета) . . 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы линейного распределения . . 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения. . . 106
Актуальность темы исследования. В современном обществе сексуальность является важной сферой, поэтому на нее направлен общественный и научный интерес. Общество на протяжении своего развития выработало определенные представления и нормы для взаимодействия людей в данной сфере, что позволяет говорить о сексуальной культуре. Активное ее исследование можно связать с тем, что в настоящее время под влиянием развития технологий происходят большие изменения во всех сферах деятельности человека, что в свою очередь приводит к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.
Россия не является исключением, и здесь также происходят изменения в сфере сексуальности, снижается возраст сексуального дебюта, происходит освобождение подростковой и юношеской сексуальности от внешних форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы сексиндустрии. Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, что заметно отражается на современных школьниках.
Актуальность данного социологического исследования можно обосновать тем, что сейчас существует острая необходимость изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современных подростков. Уровень сексуальной культуры молодого поколения отражает рост числа абортов, распространение ВИЧ- инфицированных и больных СПИДом и венерическими заболеваниями. У современного подростка наблюдается повышение сексуальной активности, что часто приводит к негативным последствиям для физического и морального состояния. Поэтому изучать сексуальную культуру, а особенно представления о ней подрастающего поколения важно, так как знание о том, какие нормы и ценности усвоены ими в процессе сексуального развития и как это в дальнейшем влияет на их сексуальное поведение дает нам возможность понять, что можно и нужно сделать для сексуального просвещения молодого поколения в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в отечественной науке преимущественно изучены биомедицинские аспекты сексуальности (А.И. Белкин, Г.С. Васильченко, В.И. Здравомыслов, В.М. Маслов, Ю.П. Прокопенко, А.А. Ткаченко и др.). Основы психологопедагогического подхода к исследованию сексуальности разработаны П.П. Блонским, JI.C. Выготским, Д.В. Колесовым, А.В. Меренковым и др. Наименее изучены социокультурные аспекты, являющиеся предметным полем социологии и именно социологи могут масштабно и комплексно исследовать культурные факторы, определяющие повседневную сексуальную жизнь различных социальных групп и их сексуальную культуру.
В социологии исследованием современных проблем сексуальности занимаются И.С. Андреева, В.Ф. Анурин, Т.А. Гурко, С.И. Голод, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Е.А. Кащенко, А.В. Меренков, Б.С. Павлов, Л.П. Репина, А.А. Темкина и др. В последние годы появляются материалы различных социологических исследований, направленных на изучение особенностей отношений между полами в интимной сфере.
На данный момент в России сложились две основные тенденции исследования сексуальности в рамках социологического дискурса: сексуальное поведения представителей различных возрастных групп (Т.А. Гурко, М.Б. Денисенко, В.С. Собкин, В.В. Червяков, В.Д. Шапиро, Е. Кеттинг); социокультурные аспекты глобальных и региональных (национальных) сексуальных практик (И. А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.А. Кащенко, Е.Р. Мещеркина, Н.А. Нартова, О.А. Паченков, С.А. Чуйкина, Н.Б. Яргомская). Однако еще остаются не изученными общие особенности развития сексуальной культуры в нашей стране за последнее десятилетие с точки зрения влияния на нее основных социально-демографических факторов.
Подростки также являются объектом изучения в сфере сексуальности (С. Ю. Девятых, Г. Б. Дерягин и др.). Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие, но тема сексуальной социализации в рассмотрении социологии представлена слабее чем, например, в психологии или сексологии.
В связи с этим тема сексуальности и сексуальной культуры требует изучения, так как постоянно происходящие изменения в обществе вызывают сдвиги в системе ценностей, установок и норм молодежи.
Объектом исследования является сексуальная культура как вид культуры.
Предметом исследования являются представления старшеклассников о сексуальной культуре.
Цель работы - осуществить теоретический и эмпирический анализ представлений старшеклассников о сексуальной культуре.
Задачи дипломной работы:
1) Рассмотреть сексуальную культуру, как особый вид культуры с позиции социологической науки.
2) Осуществить анализ старшеклассников как особой группы молодежи.
3) Проанализировать представления старшеклассников об основных аспектах сексуальных отношений и выявить их отношение к нетрадиционным видам брака и формам сексуальных отношений.
4) Оценить информированность старшеклассников в вопросах сексуальных отношений и контрацепции.
5) Проанализировать мнение старшеклассников о необходимости и способах формирования сексуальной культуры в школе.
Эмпирической базой дипломной работы являются результаты социологического исследования, посвященного изучению представлений старшеклассников о сексуальной культуре, проведенного автором бакалаврской и выпускной квалификационной работы в мае 2019 года. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 старшеклассников города Екатеринбурга, в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме этого были использованы материалы других социологических исследований по близкой тематике, а также статистические данные федеральной службы государственной статистики.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты, полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, могут стать источником для создания специальных программ обучения по сексуальному просвещению для школьников и студентов. Также на основе полученных результатов можно проводить аналогичные исследования, посвященные изучению сексуальной культуры молодого поколения, а также использовать их в учебных занятиях по ряду социологических дисциплин: социология молодежи, гендерная социология.
Россия не является исключением, и здесь также происходят изменения в сфере сексуальности, снижается возраст сексуального дебюта, происходит освобождение подростковой и юношеской сексуальности от внешних форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы сексиндустрии. Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, что заметно отражается на современных школьниках.
Актуальность данного социологического исследования можно обосновать тем, что сейчас существует острая необходимость изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современных подростков. Уровень сексуальной культуры молодого поколения отражает рост числа абортов, распространение ВИЧ- инфицированных и больных СПИДом и венерическими заболеваниями. У современного подростка наблюдается повышение сексуальной активности, что часто приводит к негативным последствиям для физического и морального состояния. Поэтому изучать сексуальную культуру, а особенно представления о ней подрастающего поколения важно, так как знание о том, какие нормы и ценности усвоены ими в процессе сексуального развития и как это в дальнейшем влияет на их сексуальное поведение дает нам возможность понять, что можно и нужно сделать для сексуального просвещения молодого поколения в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в отечественной науке преимущественно изучены биомедицинские аспекты сексуальности (А.И. Белкин, Г.С. Васильченко, В.И. Здравомыслов, В.М. Маслов, Ю.П. Прокопенко, А.А. Ткаченко и др.). Основы психологопедагогического подхода к исследованию сексуальности разработаны П.П. Блонским, JI.C. Выготским, Д.В. Колесовым, А.В. Меренковым и др. Наименее изучены социокультурные аспекты, являющиеся предметным полем социологии и именно социологи могут масштабно и комплексно исследовать культурные факторы, определяющие повседневную сексуальную жизнь различных социальных групп и их сексуальную культуру.
В социологии исследованием современных проблем сексуальности занимаются И.С. Андреева, В.Ф. Анурин, Т.А. Гурко, С.И. Голод, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Е.А. Кащенко, А.В. Меренков, Б.С. Павлов, Л.П. Репина, А.А. Темкина и др. В последние годы появляются материалы различных социологических исследований, направленных на изучение особенностей отношений между полами в интимной сфере.
На данный момент в России сложились две основные тенденции исследования сексуальности в рамках социологического дискурса: сексуальное поведения представителей различных возрастных групп (Т.А. Гурко, М.Б. Денисенко, В.С. Собкин, В.В. Червяков, В.Д. Шапиро, Е. Кеттинг); социокультурные аспекты глобальных и региональных (национальных) сексуальных практик (И. А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.А. Кащенко, Е.Р. Мещеркина, Н.А. Нартова, О.А. Паченков, С.А. Чуйкина, Н.Б. Яргомская). Однако еще остаются не изученными общие особенности развития сексуальной культуры в нашей стране за последнее десятилетие с точки зрения влияния на нее основных социально-демографических факторов.
Подростки также являются объектом изучения в сфере сексуальности (С. Ю. Девятых, Г. Б. Дерягин и др.). Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие, но тема сексуальной социализации в рассмотрении социологии представлена слабее чем, например, в психологии или сексологии.
В связи с этим тема сексуальности и сексуальной культуры требует изучения, так как постоянно происходящие изменения в обществе вызывают сдвиги в системе ценностей, установок и норм молодежи.
Объектом исследования является сексуальная культура как вид культуры.
Предметом исследования являются представления старшеклассников о сексуальной культуре.
Цель работы - осуществить теоретический и эмпирический анализ представлений старшеклассников о сексуальной культуре.
Задачи дипломной работы:
1) Рассмотреть сексуальную культуру, как особый вид культуры с позиции социологической науки.
2) Осуществить анализ старшеклассников как особой группы молодежи.
3) Проанализировать представления старшеклассников об основных аспектах сексуальных отношений и выявить их отношение к нетрадиционным видам брака и формам сексуальных отношений.
4) Оценить информированность старшеклассников в вопросах сексуальных отношений и контрацепции.
5) Проанализировать мнение старшеклассников о необходимости и способах формирования сексуальной культуры в школе.
Эмпирической базой дипломной работы являются результаты социологического исследования, посвященного изучению представлений старшеклассников о сексуальной культуре, проведенного автором бакалаврской и выпускной квалификационной работы в мае 2019 года. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 старшеклассников города Екатеринбурга, в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме этого были использованы материалы других социологических исследований по близкой тематике, а также статистические данные федеральной службы государственной статистики.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты, полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, могут стать источником для создания специальных программ обучения по сексуальному просвещению для школьников и студентов. Также на основе полученных результатов можно проводить аналогичные исследования, посвященные изучению сексуальной культуры молодого поколения, а также использовать их в учебных занятиях по ряду социологических дисциплин: социология молодежи, гендерная социология.
В завершении всей работы можно выделить следующие аспекты сексуальной культуры старшеклассников:
1) Большой интерес старшеклассников к данной сфере, о чем свидетельствуют высокий уровень информированности о различных аспектах сексуальных отношений, наличие сексуального опыта у трети опрошенных и положительное отношение к сексуальному просвещению в обществе.
2) Сохранение двойных стандартов, подтверждением чему являются разница в приемлемом возрасте сексуального дебюта, количестве сексуальных партнеров, отношении к внебрачным сексуальным связям.
3) Изменение ценностей в сексуальных установках старшеклассников, которые проявляются в отношении подростков к своей девственности (снижение ее значимости как для юношей, так и для девушек), в практически абсолютной допустимости добрачных сексуальных отношений, в изменении отношения к ценности института брака (сожительство как замена официальному браку). Младшее поколение в большинстве положительно относится к распространению таких явлений, как однополая любовь и секс без обязательств.
4) Гедонистическая ориентация наравне с любовью является основной мотивацией для сексуальных отношений среди подростков, а для вступления в брак основным мотивом является зачатие ребенка и материальное удобство. Традиционный мотив установления интимных отношений не является для старшеклассников значимым.
5) Г лавными факторами, влияющими на формирование сексуальной культуры молодого поколения, являются социально-демографические характеристики, наличие отношений и сексуального опыта, а также тип семьи.
В целом можно сказать, что сексуальное просвещение необходимо для правильного формирования сексуальной культуры у подростков, но основным источником для школьников, в этом вопросе должна быть не только школа, но и родители. Важно создать определенную программу сотрудничества педагогов, специалистов и родителей для просвещения подростков в вопросах сексуальных отношений и формирования у них ответственного сексуального поведения. По результатам исследования выяснилось, что старшеклассники доверяют своим родителям в вопросах секса, но взаимного диалога между ними не происходит. Это говорит о необходимости создания специализированного учебного материала как для родителей, так и для детей нацеленного на снятии барьеров в их общении о сексуальных отношениях.
Роль школы также важна в формировании сексуальной культуры, но для большего влияния стоит привлекать специалистов, чтобы информационные уроки и тематические беседы были наполнены всей необходимой информацией и вопросы со стороны школьников не могли остаться без ответа.
Для более полного и глубокого изучения данной темы также необходимо рассмотрение ее сточки зрения других наук (психологии, сексологии и медицины). Сексуальная культура содержит в себе большую структуру, каждый элемент которой нуждается во внимании, особенно вопросы трансформации сексуальных норм и установок молодого поколения. Исследование молодежи в сфере сексуальности - это то направление, которое будет необходимо изучать всегда, потому что изменения, происходящие в обществе, в культуре, в стране в целом будут непосредственно влиять на представления молодежи.
1) Большой интерес старшеклассников к данной сфере, о чем свидетельствуют высокий уровень информированности о различных аспектах сексуальных отношений, наличие сексуального опыта у трети опрошенных и положительное отношение к сексуальному просвещению в обществе.
2) Сохранение двойных стандартов, подтверждением чему являются разница в приемлемом возрасте сексуального дебюта, количестве сексуальных партнеров, отношении к внебрачным сексуальным связям.
3) Изменение ценностей в сексуальных установках старшеклассников, которые проявляются в отношении подростков к своей девственности (снижение ее значимости как для юношей, так и для девушек), в практически абсолютной допустимости добрачных сексуальных отношений, в изменении отношения к ценности института брака (сожительство как замена официальному браку). Младшее поколение в большинстве положительно относится к распространению таких явлений, как однополая любовь и секс без обязательств.
4) Гедонистическая ориентация наравне с любовью является основной мотивацией для сексуальных отношений среди подростков, а для вступления в брак основным мотивом является зачатие ребенка и материальное удобство. Традиционный мотив установления интимных отношений не является для старшеклассников значимым.
5) Г лавными факторами, влияющими на формирование сексуальной культуры молодого поколения, являются социально-демографические характеристики, наличие отношений и сексуального опыта, а также тип семьи.
В целом можно сказать, что сексуальное просвещение необходимо для правильного формирования сексуальной культуры у подростков, но основным источником для школьников, в этом вопросе должна быть не только школа, но и родители. Важно создать определенную программу сотрудничества педагогов, специалистов и родителей для просвещения подростков в вопросах сексуальных отношений и формирования у них ответственного сексуального поведения. По результатам исследования выяснилось, что старшеклассники доверяют своим родителям в вопросах секса, но взаимного диалога между ними не происходит. Это говорит о необходимости создания специализированного учебного материала как для родителей, так и для детей нацеленного на снятии барьеров в их общении о сексуальных отношениях.
Роль школы также важна в формировании сексуальной культуры, но для большего влияния стоит привлекать специалистов, чтобы информационные уроки и тематические беседы были наполнены всей необходимой информацией и вопросы со стороны школьников не могли остаться без ответа.
Для более полного и глубокого изучения данной темы также необходимо рассмотрение ее сточки зрения других наук (психологии, сексологии и медицины). Сексуальная культура содержит в себе большую структуру, каждый элемент которой нуждается во внимании, особенно вопросы трансформации сексуальных норм и установок молодого поколения. Исследование молодежи в сфере сексуальности - это то направление, которое будет необходимо изучать всегда, потому что изменения, происходящие в обществе, в культуре, в стране в целом будут непосредственно влиять на представления молодежи.
Подобные работы
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016 - Связь направленности личности с социально-психологическими характеристиками у подростков и старшеклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ОТЦОВСТВА СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование психологической готовности молодежи к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



