МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ 11
1.1. Образовательная среда начальной школы: основные характеристики, вариативность, развивающие возможности. 11
1.2. Учебная деятельность младших школьников 20
1.3. Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
проблемы становления и формирования. 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Изучение образовательной среды начальной школы 46
2.3. Сравнительный анализ мотивации учения младших школьников,
обучающихся в разных образовательных средах начальной школы 57
2.4. Анализ характера связи между типом образовательной среды и
характеристиками мотивации учебной деятельности 62
2.5. Рекомендации учителям начальных классов по развитию
мотивации учебной деятельности младших школьников 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ 11
1.1. Образовательная среда начальной школы: основные характеристики, вариативность, развивающие возможности. 11
1.2. Учебная деятельность младших школьников 20
1.3. Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
проблемы становления и формирования. 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Изучение образовательной среды начальной школы 46
2.3. Сравнительный анализ мотивации учения младших школьников,
обучающихся в разных образовательных средах начальной школы 57
2.4. Анализ характера связи между типом образовательной среды и
характеристиками мотивации учебной деятельности 62
2.5. Рекомендации учителям начальных классов по развитию
мотивации учебной деятельности младших школьников 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность проблемы исследования. Образовательная среда - относительно новое понятие. Его содержание нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся, и ниже мы обсудим разные подходы и точки зрения на проблему образовательной среды и ее характеристик. Но предварительно следует отметить, что и без единых и четких дефиниций большинство специалистов используют понятие образовательной среды для целостного (надпредметного, надпрограммного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретной школы. И в таком понимании сама проблема образовательной среды вовсе не нова.
Отечественные исследователи В.В. Давыдов [25], В.И. Панов [51], В.И. Слободчиков [34], В.А. Ясвин [66,67], разрабатывающие данную проблему, вводят самые разные критерии описания образовательной среды. Приведем наиболее часто используемые, описанные В.А. Ясвиным: демократичность - авторитарность отношений, активность - пассивность учащихся, творческий - репродуктивный характер передачи знаний, узость - богатство культурного содержания и т.п.
Действительно, большинство школ работало по единым программам и учебникам, использовало единые критерии оценки. Но и в этих рамках школы значительно отличались одна от другой способами организации своей деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между учителями и учащимися, жесткостью требований, которые предъявляются к детям, и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни».
Федеральный Государственный Образовательный стандарт 2013 года выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного
развития. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать или
создавать новую. И то, и другое - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды. Современное общество ставит перед нами очень сложные воспитательные задачи.
Именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок.
Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип УМК - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий.
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.
Л. И. Божович [15,16,17] считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес.
А. К. Маркова [41] выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения.
В работах целого ряда отечественных авторов образовательная среда проанализирована с точки зрения ее структуры, функций, типологии, уровней, комплексных психологических характеристик, диагностики и экспертизы (М.В. Матюхина [41], В.И. Панов [34], В.И. Слободчиков [34], С.В. Тарасов [59], И.М. Улановская [34], В.А. Ясвин [66,67]и другие) [34]. Несмотря на выраженную вариативность в дефинициях образовательной среды, методологических основаниях рассмотрения данной сложной и многомерной категории, большинство исследователей в качестве интегральной результативной характеристики эффективности образовательной среды выделяют личностное развитие ее субъектов.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Проведенный анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, посвященных образовательной среде школы, позволил констатировать, что преимущественная часть работ ориентирована на изучение средового влияния на мотивацию учебной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы. Между тем представляются особо значимыми исследования мотивации учебной деятельности именно младших школьников в образовательных средах, поскольку именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является учебный, проявляется сензитивность для формирования целого ряда личностных качеств, новообразований. Также отметим, что значимость создания «комфортной развивающей образовательной среды» для младших школьников подчеркнута в новом федеральном государственном стандарте начального общего образования. В связи с вышеизложенным, представляется актуальным проведение анализа и обобщения экспериментально доказанных личностно-развивающих возможностей образовательной среды для учащихся младшего школьного возраста, определение перспектив исследований в данном направлении, что и является целью работы. В первую очередь по результатам анализа отметим, что в работах отечественных авторов применительно к младшему школьному возрасту исследован личностно-развивающий потенциал образовательных сред различной типологии.
Проблема исследования: существуют ли различия между характеристиками мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы в творческой и карьерной образовательной среде начальной школы?
Поэтому целью исследования стало сопоставление характеристик мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы в творческой и карьерной образовательной среде.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности младших школьников в образовательной среде начальной школы
Предмет исследования: характеристики мотивации учебной деятельности младших школьников в образовательной среде начальной школы в условиях учебно-методических комплектов «Школа России» и «Начальная школа XXI века».
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы в психолого-педагогической литературе к изучению мотивации учебной деятельности младших школьников в разных образовательных средах.
2. Определить уровень безопасности образовательной среды начальной школы.
3. Выявить типы образовательных сред на базах исследования.
4. Изучить мотивацию учебной деятельности у учащихся по следующим показателям: мотивационные предпочтения на процесс или содержание учения, отношение к школьным предметам, отношение к видам деятельности на уроке, доминирующие мотивы.
5. Сопоставить показатели мотивации учебной деятельности у учащихся, обучающихся в разных образовательных средах.
6. Определить характер связи между характеристиками мотивации учебной деятельности у учащихся в творческой и карьерной образовательной среде.
Гипотезы исслеgoвания:
1. В разных образовательных средах - карьерной и творческой, которые отличаются по уровню психологической безопасности для личности учащегося и задается разная направленность мотивации учебной деятельности младших школьников: в творческой образовательной среде учащиеся ориентированы по преимуществу на процесс учения, творческую самореализацию при доминировании учебно-познавательных мотивов учения, в карьерной - на содержание, при доминировании коммуникативной мотивации, мотивов благополучия, престижа, что приводит к различиям в мотивационных предпочтениях детей при выборе учебных предметов и видов деятельности на уроке, при этом высокий уровень формальной успешности школьников в учении достигается в обоих УМК.
2. В качестве ведущих детерминант развития мотивации учебной деятельности младших школьников выступают такие характеристики образовательной среды начальной школы, как свобода, зависимость, уровень психологической безопасности.
В качестве теоретических оснований исследования мотивации учения младших школьников в образовательной среде использованы положения теории образовательной среды В. А. Ясвина и положения теории мотивации учебной деятельности младших школьников А. К. Марковой, Л. И. Божович.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (коэффициент корреляции r-критерий Спирмена и U- критерий Крускала-Уоллиса) на основе пакета статистических программ
«SPSS 17.0»);
- методы интерпретации: структурный метод.
Методики исследования:
Для изучения образовательной среды начальной школы использовались следующие методики:
1. Методика «Сущностные характеристики образовательной среды на основе векторного моделирования» (В.А. Ясвина), которая позволяет изучить типологию образовательной среды. Выделение типов образовательной среды было сделано на основе экспертных оценок субъектов образовательного пространства. Выделились два типа образовательной среды: карьерная и творческая.
2. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой) позволяет диагностировать уровень психологической безопасности образовательной среды по следующим показателям: уровень отношения к образовательной среде школы, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы, уровень защищенности образовательной среды школы.
Мотивационная сфера младших школьников изучались с помощью следующих методик:
3. Методика «Изучение мотивационной сферы учащихся» (М.В. Матюхиной), которая позволяет диагностировать ведущие мотивы и мотивационные предпочтения в учебной деятельности младших школьников.
4. Методика «Выбор любимых занятий на уроке» (М.В. Матюхиной), которая позволяет выявить отношение к видам деятельности на уроке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе психологами в учебном процессе для разработки содержания коррекционно- развивающих занятий.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» и МБОУ «СОШ №2» г. Шебекино. В «СОШ № 1» обучение ведется по программе Н.Ф. Виноградовой УМК «Начальная школа XXI века» в творческой образовательной среде. В «СОШ № 2» обучение ведется по программе «Школа России» в карьерной образовательной среде. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 9-10 лет. Для удобства эмпирического исследования учащиеся были разделены на три группы по формальной успешности (по среднему баллу успеваемости) в учебной деятельности. В качестве экспертов образовательной среды выступали: учащиеся - 90 человек, родители обучающихся- 72 человека, учителя - предметники- 12 человек, психологи - педагоги- 2 человека. Всего - 176 человек.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), заключения, списка использованных источников, приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 86 страниц.
Отечественные исследователи В.В. Давыдов [25], В.И. Панов [51], В.И. Слободчиков [34], В.А. Ясвин [66,67], разрабатывающие данную проблему, вводят самые разные критерии описания образовательной среды. Приведем наиболее часто используемые, описанные В.А. Ясвиным: демократичность - авторитарность отношений, активность - пассивность учащихся, творческий - репродуктивный характер передачи знаний, узость - богатство культурного содержания и т.п.
Действительно, большинство школ работало по единым программам и учебникам, использовало единые критерии оценки. Но и в этих рамках школы значительно отличались одна от другой способами организации своей деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между учителями и учащимися, жесткостью требований, которые предъявляются к детям, и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни».
Федеральный Государственный Образовательный стандарт 2013 года выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного
развития. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать или
создавать новую. И то, и другое - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды. Современное общество ставит перед нами очень сложные воспитательные задачи.
Именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок.
Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип УМК - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий.
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.
Л. И. Божович [15,16,17] считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес.
А. К. Маркова [41] выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения.
В работах целого ряда отечественных авторов образовательная среда проанализирована с точки зрения ее структуры, функций, типологии, уровней, комплексных психологических характеристик, диагностики и экспертизы (М.В. Матюхина [41], В.И. Панов [34], В.И. Слободчиков [34], С.В. Тарасов [59], И.М. Улановская [34], В.А. Ясвин [66,67]и другие) [34]. Несмотря на выраженную вариативность в дефинициях образовательной среды, методологических основаниях рассмотрения данной сложной и многомерной категории, большинство исследователей в качестве интегральной результативной характеристики эффективности образовательной среды выделяют личностное развитие ее субъектов.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Проведенный анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, посвященных образовательной среде школы, позволил констатировать, что преимущественная часть работ ориентирована на изучение средового влияния на мотивацию учебной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы. Между тем представляются особо значимыми исследования мотивации учебной деятельности именно младших школьников в образовательных средах, поскольку именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является учебный, проявляется сензитивность для формирования целого ряда личностных качеств, новообразований. Также отметим, что значимость создания «комфортной развивающей образовательной среды» для младших школьников подчеркнута в новом федеральном государственном стандарте начального общего образования. В связи с вышеизложенным, представляется актуальным проведение анализа и обобщения экспериментально доказанных личностно-развивающих возможностей образовательной среды для учащихся младшего школьного возраста, определение перспектив исследований в данном направлении, что и является целью работы. В первую очередь по результатам анализа отметим, что в работах отечественных авторов применительно к младшему школьному возрасту исследован личностно-развивающий потенциал образовательных сред различной типологии.
Проблема исследования: существуют ли различия между характеристиками мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы в творческой и карьерной образовательной среде начальной школы?
Поэтому целью исследования стало сопоставление характеристик мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы в творческой и карьерной образовательной среде.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности младших школьников в образовательной среде начальной школы
Предмет исследования: характеристики мотивации учебной деятельности младших школьников в образовательной среде начальной школы в условиях учебно-методических комплектов «Школа России» и «Начальная школа XXI века».
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы в психолого-педагогической литературе к изучению мотивации учебной деятельности младших школьников в разных образовательных средах.
2. Определить уровень безопасности образовательной среды начальной школы.
3. Выявить типы образовательных сред на базах исследования.
4. Изучить мотивацию учебной деятельности у учащихся по следующим показателям: мотивационные предпочтения на процесс или содержание учения, отношение к школьным предметам, отношение к видам деятельности на уроке, доминирующие мотивы.
5. Сопоставить показатели мотивации учебной деятельности у учащихся, обучающихся в разных образовательных средах.
6. Определить характер связи между характеристиками мотивации учебной деятельности у учащихся в творческой и карьерной образовательной среде.
Гипотезы исслеgoвания:
1. В разных образовательных средах - карьерной и творческой, которые отличаются по уровню психологической безопасности для личности учащегося и задается разная направленность мотивации учебной деятельности младших школьников: в творческой образовательной среде учащиеся ориентированы по преимуществу на процесс учения, творческую самореализацию при доминировании учебно-познавательных мотивов учения, в карьерной - на содержание, при доминировании коммуникативной мотивации, мотивов благополучия, престижа, что приводит к различиям в мотивационных предпочтениях детей при выборе учебных предметов и видов деятельности на уроке, при этом высокий уровень формальной успешности школьников в учении достигается в обоих УМК.
2. В качестве ведущих детерминант развития мотивации учебной деятельности младших школьников выступают такие характеристики образовательной среды начальной школы, как свобода, зависимость, уровень психологической безопасности.
В качестве теоретических оснований исследования мотивации учения младших школьников в образовательной среде использованы положения теории образовательной среды В. А. Ясвина и положения теории мотивации учебной деятельности младших школьников А. К. Марковой, Л. И. Божович.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (коэффициент корреляции r-критерий Спирмена и U- критерий Крускала-Уоллиса) на основе пакета статистических программ
«SPSS 17.0»);
- методы интерпретации: структурный метод.
Методики исследования:
Для изучения образовательной среды начальной школы использовались следующие методики:
1. Методика «Сущностные характеристики образовательной среды на основе векторного моделирования» (В.А. Ясвина), которая позволяет изучить типологию образовательной среды. Выделение типов образовательной среды было сделано на основе экспертных оценок субъектов образовательного пространства. Выделились два типа образовательной среды: карьерная и творческая.
2. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой) позволяет диагностировать уровень психологической безопасности образовательной среды по следующим показателям: уровень отношения к образовательной среде школы, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы, уровень защищенности образовательной среды школы.
Мотивационная сфера младших школьников изучались с помощью следующих методик:
3. Методика «Изучение мотивационной сферы учащихся» (М.В. Матюхиной), которая позволяет диагностировать ведущие мотивы и мотивационные предпочтения в учебной деятельности младших школьников.
4. Методика «Выбор любимых занятий на уроке» (М.В. Матюхиной), которая позволяет выявить отношение к видам деятельности на уроке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе психологами в учебном процессе для разработки содержания коррекционно- развивающих занятий.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» и МБОУ «СОШ №2» г. Шебекино. В «СОШ № 1» обучение ведется по программе Н.Ф. Виноградовой УМК «Начальная школа XXI века» в творческой образовательной среде. В «СОШ № 2» обучение ведется по программе «Школа России» в карьерной образовательной среде. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 9-10 лет. Для удобства эмпирического исследования учащиеся были разделены на три группы по формальной успешности (по среднему баллу успеваемости) в учебной деятельности. В качестве экспертов образовательной среды выступали: учащиеся - 90 человек, родители обучающихся- 72 человека, учителя - предметники- 12 человек, психологи - педагоги- 2 человека. Всего - 176 человек.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), заключения, списка использованных источников, приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 86 страниц.
В данной работе нами была поставлена цель - сравнительный анализ характеристик мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах: учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века» и «Школа России».
В первой части исследования нами был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели образовательную среду начальной школы: основные характеристики, вариативность, развивающие возможности, охарактеризовали учебную деятельность младших школьников, описали мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте: проблемы становления и формирования.
Во второй части исследования, целью которой стал сравнительный анализ характеристик мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах: учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века» и «Школа России».
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В карьерной образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность, ценят зависимость. Это обусловлено тем, что характерной особенностью данной образовательной среды является воспитание активной, инициативной, но зависимой личности. Стимулируется творчество ребенка, однако приоритет отдается общественным интересам.
В творческой образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность и свободу. В творческой среде ценятся активность и творчество ребенка, преобладает свобода, приоритет отдается личным интересам ребенка.
2. Отношение к карьерной образовательной среде распределилось следующим образом: уровень отношения к образовательной среде школы у учителей, психолога высокий, у большинства родителей и детей - средний, что может быть связано с тем, что в карьерной образовательной среде на первое место ставятся интересы и ценности общества, доминирует ситуация, когда ребенок подстраивается под учителя, поэтому отношение учеников в данном случае ниже, чем отношение остальных экспертов.
В творческой образовательной мы видим более высокие результаты: учителя, психолог и родители в большинстве показали очень высокий уровень отношения к образовательной среде школы: они считают ее безопасной по всем показателям, что связано с тем, что в творческой среде на первое место выдвигаются не интерес общества, а интереса каждого ученика, отдельно взятой личности. Поэтому в данном случае оценки распределились между равными показателями. Дети также считают уровень психологической безопасности высоким и очень высоким.
В показателях младших школьников из карьерной образовательной среды также были выявлены статистически значимые различия по сравнению с младшими школьниками из творческой образовательной среды с более низкими баллами по шкалам: «Уровень отношения к образовательной среде школы» и «Уровень защищенности в образовательной среде школы».
3. Были выявлены статистически значимые различия в характеристиках мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в условиях карьерной и творческой образовательных сред. Так, младшие школьники из творческой образовательной среды имеют более высокие баллы в сравнении с респондентами из карьерной образовательной среды по показателям мотивации учебной деятельности «процесс учения» , «Творческая самореализация».
У младших школьников из карьерной образовательной среды в ходе статистической обработки данных были выявлены статистически значимые более высокие баллы по сравнению с младшими школьниками из творческой
образовательной среды по показателям: «Благополучие», «Престиж». А это значит, что у младших школьников, обучающихся в условиях карьерной образовательной среды преобладают такие характеристики учебной мотивации как мотив достижения благополучия и престиж.
4. Как показало наше исследование, учащиеся карьерной среды основным мотивом называют содержание учения. В творческой среде школьники больше заинтересованы процессом учения.
Были выявлены статистически значимые различия в характеристиках видах деятельности младших школьников на уроках, обучающихся в условиях карьерной и творческой образовательных сред. Так, младшие школьники из творческой образовательной среды имеют более высокие баллы в сравнении с респондентами из карьерной образовательной среды по показателю «Процесс учения». У младших школьников из карьерной образовательной среды в ходе статистической обработки данных были выявлены статистически значимые более высокие баллы по сравнению с младшими школьниками из творческой образовательной среды по показателям: «Содержание учения».
Таким образом, наши гипотезы подтвердились. Цель исследования достигнута. Задачи выполнены.
В первой части исследования нами был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели образовательную среду начальной школы: основные характеристики, вариативность, развивающие возможности, охарактеризовали учебную деятельность младших школьников, описали мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте: проблемы становления и формирования.
Во второй части исследования, целью которой стал сравнительный анализ характеристик мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах: учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века» и «Школа России».
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В карьерной образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность, ценят зависимость. Это обусловлено тем, что характерной особенностью данной образовательной среды является воспитание активной, инициативной, но зависимой личности. Стимулируется творчество ребенка, однако приоритет отдается общественным интересам.
В творческой образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность и свободу. В творческой среде ценятся активность и творчество ребенка, преобладает свобода, приоритет отдается личным интересам ребенка.
2. Отношение к карьерной образовательной среде распределилось следующим образом: уровень отношения к образовательной среде школы у учителей, психолога высокий, у большинства родителей и детей - средний, что может быть связано с тем, что в карьерной образовательной среде на первое место ставятся интересы и ценности общества, доминирует ситуация, когда ребенок подстраивается под учителя, поэтому отношение учеников в данном случае ниже, чем отношение остальных экспертов.
В творческой образовательной мы видим более высокие результаты: учителя, психолог и родители в большинстве показали очень высокий уровень отношения к образовательной среде школы: они считают ее безопасной по всем показателям, что связано с тем, что в творческой среде на первое место выдвигаются не интерес общества, а интереса каждого ученика, отдельно взятой личности. Поэтому в данном случае оценки распределились между равными показателями. Дети также считают уровень психологической безопасности высоким и очень высоким.
В показателях младших школьников из карьерной образовательной среды также были выявлены статистически значимые различия по сравнению с младшими школьниками из творческой образовательной среды с более низкими баллами по шкалам: «Уровень отношения к образовательной среде школы» и «Уровень защищенности в образовательной среде школы».
3. Были выявлены статистически значимые различия в характеристиках мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся в условиях карьерной и творческой образовательных сред. Так, младшие школьники из творческой образовательной среды имеют более высокие баллы в сравнении с респондентами из карьерной образовательной среды по показателям мотивации учебной деятельности «процесс учения» , «Творческая самореализация».
У младших школьников из карьерной образовательной среды в ходе статистической обработки данных были выявлены статистически значимые более высокие баллы по сравнению с младшими школьниками из творческой
образовательной среды по показателям: «Благополучие», «Престиж». А это значит, что у младших школьников, обучающихся в условиях карьерной образовательной среды преобладают такие характеристики учебной мотивации как мотив достижения благополучия и престиж.
4. Как показало наше исследование, учащиеся карьерной среды основным мотивом называют содержание учения. В творческой среде школьники больше заинтересованы процессом учения.
Были выявлены статистически значимые различия в характеристиках видах деятельности младших школьников на уроках, обучающихся в условиях карьерной и творческой образовательных сред. Так, младшие школьники из творческой образовательной среды имеют более высокие баллы в сравнении с респондентами из карьерной образовательной среды по показателю «Процесс учения». У младших школьников из карьерной образовательной среды в ходе статистической обработки данных были выявлены статистически значимые более высокие баллы по сравнению с младшими школьниками из творческой образовательной среды по показателям: «Содержание учения».
Таким образом, наши гипотезы подтвердились. Цель исследования достигнута. Задачи выполнены.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СУБЪЕКТНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ
КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО
РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование структуры компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



