ВВЕДЕНИЕ 5
1. РУКОДЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ВИД ХОББИ 8
2. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС 23
3. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ХОББИ НА ПРИМЕРЕ РУКОДЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бланк интервью 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Характеристики респондентов
Актуальность исследования. Сегодня современное общество находится на этапе глобальной трансформации, одним из проявлений которой является переформатирование сферы труда. В условиях динамично меняющейся структуры хозяйства постиндустриальных обществ, когда требуется всё меньше людей для поступательного увеличения уровня производства товаров и услуг, значительная часть людей высвобождают время, которое ранее привычным образом посвящалось работе, а повсеместная оптимизация и автоматизация рабочего процесса сокращает число востребованных ранее рабочих мест. Широкое распространение получают более гибкие и изменчивые формы занятности, связанные в первую очередь с работой с новейшими технологиями в онлайн-среде.
В связи с трансформацией принципов организации труда всё больше высвобождающегося времени посвящается досугу. Преодоление необходимости тратить значительную часть сил для обеспечения жизнедеятельности позволяет больше времени уделять творчеству. Как следствие этого, открываются дополнительные возможности для самореализации.
Учитывая, что технологические новшества позволяют зарабатывать в процессе досуга, а расширяющиеся потребительские рынки, повсеместная экономизация и возрастающий спрос на продукт такого рода мотивируют к тому, чтобы трансформировать привычные досуговые практики и стараться монетизировать их, можно говорить о том, что практика комбинирования работы и досуга в рамках одной деятельности или полноценного превращения досуговой практики в работу в условиях организации современных хозяйственных систем становится всё более популярной. В частности, это характерно для хобби как деятельности, наиболее приближенной к структурированной трудовой деятельности.
При этом следует учитывать, что монетизация досуговых практик происходит по личной инициативе трудящегося, поэтому ему требуется самостоятельно развить свой бизнес путем изучения рынка, соответствующей литературы, различных ресурсов и т.д. В зависимости от выбранной им стратегии монетизация может оказаться успешной и перерасти в полноценную работу. Однако при выборе могут возникнуть трудности, связанные с различными факторами, такими как неумение строить свою деятельность на рынке, невостребованность товара в том виде в котором он преподносится и т.д. Информацию о том, как справится с этими трудностями, человек, занимающийся творчеством, ищет самостоятельно, либо вовсе действует так, как считает нужным. Выбор стратегии развития на рынке - очень важный этап становления мастера, желающего получать прибыль со своей деятельности. В этот момент решается, сможет ли он развить свой бизнес или его хобби так и останется лишь хобби.
Степень научной разработанности поставленной проблемы небольшая. Исследования на данную тематику можно найти в различных сферах научной деятельности. Как часть свободного времени и досуга хобби рассматривалось Бочарниковой И.С., Афанасенко И.В., Жамсуевой О.С. и другими социологами. Хобби является важной составляющей досуговой деятельности, занимая значительную часть свободного времени. В связи с этим возникает необходимость отдельного изучения хобби в сфере досуга.
С педагогической точки зрения, через воспитательные и образовательные функции хобби изучали Е.А. Климов, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, Е.Ю. Пряжникова. По их мнению, хобби доступно педагогическому управлению и должно привлекать пристальное внимание педагогов и психологов.
Еще один популярный подход - психологический, представителями которого являются Тарасова Т.В., Погбаева А.Д., Личко А.Е., Мандель Б.Р. Психологи пишут, что человек выбирает хобби в зависимости от внутренних личностных качеств, природных склонностей, референтной группы. По их 6
мнению, оно позволяет разнообразить деятельность человека, что помогает всестороннему и гармоничному развитию.
Объект исследования - хобби как деятельность, приносящая доход, достаточный для удовлетворения первичных потребностей и выше.
Предмет - процесс превращения человеком хобби, связанного с ручным творчеством, в основную деятельность, приносящую доход, достаточный для удовлетворения первичных потребностей и выше.
Цель работы - изучение процесса профессионализации хобби.
Основные исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать рукодельное искусство как вид хобби;
2. Рассмотреть профессионализацию как процесс;
3. Рассмотреть процесс профессионализации на примере рукодельного искусства
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы социологического исследования, реализованного весной 2019 года. Основной применяемый метод сбора информации - частично стандартизированное интервью, проведенное при использовании веб-платформ ВКонтакте, Instagram, Ярмарка Мастеров и программ Skype, WhatsApp c 16 людьми, превратившими хобби в профессию.
Для отбора участников исследования использовалась выборка доступных случаев.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования их для разработки действенной стратегии профессионализации хобби, которая позволяет избежать основных проблем, с которыми сталкиваются начинающие мастера. Информация может быть также полезна и для профессионалов, так как поможет им избежать некоторых ошибок, проблем, изученных в работе.
Другой способ использования информации - теоретическое изучение и осмысление полученной информации, так как она может быть полезна для дальнейшего, более глубокого изучения данной темы.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что профессионализация хобби чаще всего проходит лишь частично и чаще всего с большим трудом, так как мастера, не имея предварительной подготовки в сфере рекламы и маркетинга, вынуждены получать профессиональные знания, умения и навыки в процессе становления хобби как бизнеса, что приводит, во-первых, к неудовлетворенности своей деятельностью из-за появляющихся сложностей, во-вторых к недовольству из-за возникшей рутинности процесса продажи изделий, которую мастера чаще всего не предвидят и, соответственно, не готовы к ней. Тем не менее, хобби продолжает приносить мастерам в первую очередь удовольствие и в связи с большой разницей между этими деятельностями, продолжают разделять хобби и работу: сам процесс творчества для них остается хобби, а работой в данном случае они считают продвижение на рынке, к которому им приходится адаптироваться независимо от того, насколько развито мастерство рукоделия. Однако и создание изделий тоже претерпевает изменения, хоть и незначительные: мастеру необходимо подстраиваться под запросы потребителя, делая более востребованный товар.
Большинство мастеров в процессе профессионализации хобби надолго задерживаются на этапе первичной профессионализации, поскольку, как уже было сказано ранее, они чаще всего не имеют предварительной профессиональной подготовки, которая позволила бы с легкостью продвинуться на рынке изделий ручной работы. В этом заключается значительная опасность для мастеров рукодельного творчества, так как, сталкиваясь со сложностями продвижения на рынке и конкуренцией без предварительной подготовки, мастера не всегда способны преодолеть эти трудности, либо так и оставаясь на первом этапе, либо завершая свою деятельность по продаже изделий ручного труда.
После выхода на вторичную профессионализацию мастер получает возможность больше времени и сил уделять творческой составляющей, при этом имея достаточный опыт для активного продвижения на рынке с помощью использования различных возможностей рекламы и PR.
Когда изготовление изделий ручной работы начинает приносить доход, оно перерастает в ремесло, однако, поскольку мастера, производя изделия, чаще всего ориентируются в первую очередь на собственные желания, вкус, получение удовольствия от процесса изготовления изделий, а не на потребителя, то данный переход можно назвать лишь частичным, так как ремесло ориентировано, в первую очередь на потребности рынка.
1. Об изменениях в порядке подсчёта страхового стажа для установления страховых пенсий: Федеральный закон от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ // Правительство России. 2019. 22 февраля. №160
Монографии, брошюры, учебники, учебные пособия
2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 1996. 257 с.
Материалы из периодических изданий
3. Аверкин М.Г. Анализ досуговых форм социальной деятельности человека в современном коммуникативном пространстве города / М.Г. Аверкин // Вестник НГИЭИ. 2016. №7 (62). С. 160-168.
4. Ангеловский А.А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации / А.А. Ангеловский // Сибирский педагогический журнал. 2011. №7. С. 70-80.
5. Афанасенко И.В. Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах / И.В. Афанасенко // Российский психологический журнал. 2016. №2. С. 124-131.
6. Балакирева Е.И. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития / Е.И. Балакирева, А.В. Малышева, Е.Ю. Коновалова // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. №4(17). С. 154-158.
7. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. 2018. №1. С. 14-20.
8. Верещагина И.М. Хобби-деятельность личности как способ развития ее социально-культурной активности / И.М. Верещагина // Современные гуманитарные исследования. 2009. №. 3. С. 181-183.
9. Водянова И.Н. Новая ремесленная экономика как вид малого предпринимательства / И.Н. Водянова // Проблемы современной экономики.
2010. №2. С. 206-209.
10. Гаврилов Д.Е. Теоретические основы развития ремесленной деятельности / Д.Е. Гаврилов // Теория и практика общественного развития. 2012. №3. С. 311-313.
11. Галеева Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга / Л.И. Галеева, Р.И. Турханова// Вестник КазГУКИ. 2013. №4-2.
12. Завоеванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению / Н.С. Завоеванная // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №11. С. 6-13.
13. Зеер Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 74-82.
14. Иваненко Е.А. Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами / Е.А. Иваненко, М.А. Корецкая, Е.В. Савенкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. №1(9). С. 71-88.
15. Иванова Е.Н. Профессионализация новых медиа и этос публичной сферы ЖИСП / Е.Н. Иванова // Журнал исследований социальной политики.
2011. №2. 169-194.
16. Калашникова А. А. Хендмейд как автономизирующееся поле символического производства / А. А. Калашникова // Вестник СПбГУ. 2016. №3. С. 60-70.
17. Кудревич А.В. Тема досуга молодежи в российской социологии / А.В. Кудревич // Научные сообщения. 2011. №3. С. 154-158.
18. Мандель Б.Р. Попытки определиться с психологией увлечений / Б.Р. Мандель // Исследователь/Researcher. 2013. №3-4. С. 52-61.
19. Нуксунова А.М. Досуговое поведение россиян / А.М. Нуксунова // Мониторинг общественного мнения. 2010. №4(98). С. 231-246.
20. Охолина И.Е. Хэндмейд как одна из составляющих мегаконцепта «досуг» / И.Е. Охолина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. №10(151). С. 178-183.
21. Пестова А.В. «Третьи места» третьего тысячелетия: революция рабочего и досугового пространства / А.В. Пестова // Человек в мире культуры. 2017. №2-3. С. 183-185
22. Поваренков Ю.П. Полициклический подход к исследованию профессионального становления и реализации личности / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. 2015. №2. С. 166-173.
23. Попова И.П. Профессионализация через социальное предпринимательство создание новых компетенций в сфере театральной педагогики / И.П. Попова // Мир России. Социология. Этнология. 2012. №3. С. 80-99.
24. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А.С. Попова // Молодой ученый. 2014. №.11. С. 220-223.
25. Романцев Г.М. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования / Г.М. Романцев, И.А. Колобков // Образование и наука. 2006. №5(41). С. 45-51.
26. Семенова Е.А. Формирование профессионального самосознания студентов / Е.А. Семенова // Психология образования. Иркутск: 2014. №51. С. 40-52.
27. Сурова Е.Э.Handmade идентичность: стратегии репрезентации / Е.Э. Сурова, М.А. Васильева // Культура культуры. 2017. №2(14). С. 12-26.
28. Тарасова Т.В. Анализ особенности соотношений увлечения и профессионального выбора / Т.В. Тарасова, А.Д. Погбаева // Вестник Мордовского университета. 2011. №2. С. 83-85.
29. Темнова Л.В. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов / Л.В. Темнова, О.А. Лизунова // Высшее образование в России. 2017. №11. С. 89-97.
30. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. 2003. №4-5. С. 258-269.
Статьи из сборников
31. Андрианова О.Р. Истоки развития рынка hand-made изделий / О.Р. Андрианова, Л.А. Хамитова // Глобализация научных процессов: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега сайнс, 2016. С. 126-127.
32. Верещагина И.М. Инициирующая роль хобби в любительской деятельности / Верещагина И.М. // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / под ред. О.А. Козырева. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 47-59.
Материалы конференций
33. Ионова О.В. Соотношение понятий «досуг» и «свободное время» в социологическом дискурсе / О.В. Ионова // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2016. С. 52-55.
Диссертации, авторефераты
34. Ракитина М.Н. Социология и экономика хобби (на примере танцевального сообщества): магистерская диссертация / М.Н. Ракитина. Санкт- Петербург, 2018. 83 с.
Статья из энциклопедии и словаря
35. Профессионализация // Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Т.2. М.: АСТ, 1999. С. 104.
Электронные ресурсы
36. C2Cв российском интернете. Интернет-торговля между частными лицами. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/c2c-2017
37. Антонова Л.Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи // Вестник бурятского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/v/hobbi-kak-sredstvo-kulturnoy- integratsii-molodezhi
38. Досуг в социализации личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //geolike. ru/page/gl_7985. htm
39. Шестернева Н.Н. Институционализация профессиональной деятельности в области градостроительства // Современные проблемы науки и образования. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=14155