ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 8
1.1. Социология профессий: генезис, предметная область, современное
состояние 8
1.2. Характеристика профессиональной структуры современного
российского общества 25
1.3. Подростки как социально-демографическая группа: проблемы
профессионального самоопределения 47
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 66
2.1. Образовательные и профессиональные планы подростков бб
2.2. Факторы профессионального выбора 93
2.3. Спектр профессий в оценках современных подростков 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерных распределений 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парных распределений
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 8
1.1. Социология профессий: генезис, предметная область, современное
состояние 8
1.2. Характеристика профессиональной структуры современного
российского общества 25
1.3. Подростки как социально-демографическая группа: проблемы
профессионального самоопределения 47
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 66
2.1. Образовательные и профессиональные планы подростков бб
2.2. Факторы профессионального выбора 93
2.3. Спектр профессий в оценках современных подростков 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерных распределений 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парных распределений
Актуальность исследования. Актуальность изучения проблем профессионального выбора подростков обусловлена следующими аспектами:
Во-первых, рынок труда переполнен специалистами в таких отраслях, как экономика, психология, юриспруденция, организации и управление, в то время как в реальных условиях российская экономика нуждается в специалистах в сферах строительства, торговли, информационных технологий и сельского хозяйства. Следовательно, в современном обществе существуют проблемы, которые связаны с профессиональной асимметрией: профессиональный выбор не соответствует перечню востребованных российской экономикой профессий.
Современные исследования фиксируют следующее состояние рынка труда : многие родители предпочитают для своих детей профессии врача, учёного, бизнесмена и спортсмена.
Наиболее востребованными россияне считают таких специалистов, как продавец-кассир, повар, педагог профессионального образования, юрист.
Сами представители молодёжи видят перспективу в сферах торговли, промышленности, строительства, информационных технологий, здравоохранения и социальных услуг. Однако предпочтение в построении собственной карь-еры отдают финансовым и юридическим структурам, правоохранительным органам и торговле. Данные отрасли кажутся им наиболее престижными и высокодоходными.
Во-вторых, слабо развитой системой профессионально-трудовой координации и адаптации в России. На сегодняшний день не существует единой общепринятой программы по профориентации школьников.
В-третьих, незрелостью и неготовностью современной молодёжи осуществлять свой окончательный профессиональный выбор в подростковом возрасте, так как у них ещё не сформировалась система как жизненных, так и профессионально-трудовых ценностей. Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Степень разработанности проблемы. Проблема профессионального самоопределения изучается многими отечественными и зарубежными исследователями.
Экономический подход к изучению профессий и труда представлен в ра-ботах А. Смита, С. Милля, Н.И. Конюкова, М.Н. Мерцалова и многих других исследователей.
В рамках психологии этапы самоопределения во взаимосвязи с психическим развитием и социализацией личности рассматривают Л.И. Божович, Ш. Бюлер, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон. Профессиональное самоопределение как одна из разновидностей самоопределения личности, непосредственно связанное с выбором профессии, исследуется с психологической и социально-психологической точек зрения (Э.Ф. Зеер, Е.И. Климов).
Определённый вклад в понимание профессионального становления в социологической науке внесли такие учёные, как: Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, С.Г. Струмилин, П. Сорокин и другие.
На сегодняшний день проблемы профессионального самоопределения продолжают оставаться актуальными.
За рубежом в рамках данного направления сегодня работают: А. Макинтайр, Д. Олсон, А. Эмциони и многие другие. Данные социологи расширяют 6
эмпирическое поле западной социологии профессий за счёт выделения в качестве объекта исследования обычных родов занятий, а не элитных профессий.
В России данной проблематике уделили внимание следующие учёные: О. И. Шкаратан, В. А. Мансуров, О. В. Юрченко А. Московская, Г.Б. Кораблёва, Н.Н. Старцева. Они изучают старые и новые профессии, а также проблемы адаптации к профессионально-трудовой деятельности.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: профессиональное самоопределение подростков.
Цель: изучить профессиональное самоопределение современных подростков.
Задачи:
1. Представить социологию профессий как отрасль социологии.
2. Рассмотреть профессиональную структуру современного российского общества.
3. Изучить подростков как социально-демографическую группу.
4. Проанализировать образовательные и профессиональные планы подростков.
5. Выявить факторы профессионального выбора современных подростков.
6. Рассмотреть спектр профессий в оценках подростков.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.
Эмпирическая база исследования:
1. Результаты исследования на тему «Профессиональное самоопределение современных подростков», проведённого в феврале-марте 2019 года в Екатеринбурге методом очного анкетирования.
2. Вторичный анализ результатов опросов общественного мнения, проведенных на территории России Аналитическим центром Юрия Левады (Левада- центром), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом «Общественное мнение» в период с 2016 по 2019 год.
3. Анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ).
4. Информация о перспективной ситуации на рынке труда, полученная от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Материалы исследования 2017 года, посвящённого особенностям профессионального самоопределения старшеклассников из Екатеринбурга и Шадринска, с использованием метода анкетирования (Е. В. Прахова и О. Г. Смирнова);
Метод сбора социологический информации: раздаточное очное анкетирование.
Практическая значимость работы: в данной работе отражены профессионально-образовательные планы школьников, выявлены факторы выбора будущих профессий, приведены оценки различных профессий, что может быть использовано в школах для проведения профориентационных работ, чтобы в итоге подростковый профессиональный выбор соответствовал требованиям российской экономики. Результаты данного исследования также могут стать информационной базой для принятия управленческих решений на разных уровнях социального управления.
Во-первых, рынок труда переполнен специалистами в таких отраслях, как экономика, психология, юриспруденция, организации и управление, в то время как в реальных условиях российская экономика нуждается в специалистах в сферах строительства, торговли, информационных технологий и сельского хозяйства. Следовательно, в современном обществе существуют проблемы, которые связаны с профессиональной асимметрией: профессиональный выбор не соответствует перечню востребованных российской экономикой профессий.
Современные исследования фиксируют следующее состояние рынка труда : многие родители предпочитают для своих детей профессии врача, учёного, бизнесмена и спортсмена.
Наиболее востребованными россияне считают таких специалистов, как продавец-кассир, повар, педагог профессионального образования, юрист.
Сами представители молодёжи видят перспективу в сферах торговли, промышленности, строительства, информационных технологий, здравоохранения и социальных услуг. Однако предпочтение в построении собственной карь-еры отдают финансовым и юридическим структурам, правоохранительным органам и торговле. Данные отрасли кажутся им наиболее престижными и высокодоходными.
Во-вторых, слабо развитой системой профессионально-трудовой координации и адаптации в России. На сегодняшний день не существует единой общепринятой программы по профориентации школьников.
В-третьих, незрелостью и неготовностью современной молодёжи осуществлять свой окончательный профессиональный выбор в подростковом возрасте, так как у них ещё не сформировалась система как жизненных, так и профессионально-трудовых ценностей. Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Степень разработанности проблемы. Проблема профессионального самоопределения изучается многими отечественными и зарубежными исследователями.
Экономический подход к изучению профессий и труда представлен в ра-ботах А. Смита, С. Милля, Н.И. Конюкова, М.Н. Мерцалова и многих других исследователей.
В рамках психологии этапы самоопределения во взаимосвязи с психическим развитием и социализацией личности рассматривают Л.И. Божович, Ш. Бюлер, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон. Профессиональное самоопределение как одна из разновидностей самоопределения личности, непосредственно связанное с выбором профессии, исследуется с психологической и социально-психологической точек зрения (Э.Ф. Зеер, Е.И. Климов).
Определённый вклад в понимание профессионального становления в социологической науке внесли такие учёные, как: Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, С.Г. Струмилин, П. Сорокин и другие.
На сегодняшний день проблемы профессионального самоопределения продолжают оставаться актуальными.
За рубежом в рамках данного направления сегодня работают: А. Макинтайр, Д. Олсон, А. Эмциони и многие другие. Данные социологи расширяют 6
эмпирическое поле западной социологии профессий за счёт выделения в качестве объекта исследования обычных родов занятий, а не элитных профессий.
В России данной проблематике уделили внимание следующие учёные: О. И. Шкаратан, В. А. Мансуров, О. В. Юрченко А. Московская, Г.Б. Кораблёва, Н.Н. Старцева. Они изучают старые и новые профессии, а также проблемы адаптации к профессионально-трудовой деятельности.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: профессиональное самоопределение подростков.
Цель: изучить профессиональное самоопределение современных подростков.
Задачи:
1. Представить социологию профессий как отрасль социологии.
2. Рассмотреть профессиональную структуру современного российского общества.
3. Изучить подростков как социально-демографическую группу.
4. Проанализировать образовательные и профессиональные планы подростков.
5. Выявить факторы профессионального выбора современных подростков.
6. Рассмотреть спектр профессий в оценках подростков.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.
Эмпирическая база исследования:
1. Результаты исследования на тему «Профессиональное самоопределение современных подростков», проведённого в феврале-марте 2019 года в Екатеринбурге методом очного анкетирования.
2. Вторичный анализ результатов опросов общественного мнения, проведенных на территории России Аналитическим центром Юрия Левады (Левада- центром), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом «Общественное мнение» в период с 2016 по 2019 год.
3. Анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ).
4. Информация о перспективной ситуации на рынке труда, полученная от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
5. Материалы исследования 2017 года, посвящённого особенностям профессионального самоопределения старшеклассников из Екатеринбурга и Шадринска, с использованием метода анкетирования (Е. В. Прахова и О. Г. Смирнова);
Метод сбора социологический информации: раздаточное очное анкетирование.
Практическая значимость работы: в данной работе отражены профессионально-образовательные планы школьников, выявлены факторы выбора будущих профессий, приведены оценки различных профессий, что может быть использовано в школах для проведения профориентационных работ, чтобы в итоге подростковый профессиональный выбор соответствовал требованиям российской экономики. Результаты данного исследования также могут стать информационной базой для принятия управленческих решений на разных уровнях социального управления.
В итоге мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.
На сегодняшний день большинство россиян заняты в сферах торговли и добывающей промышленности. В ближайшее время ожидается спрос на специалистов из сфер информационных технологий, строительства, торговли и сельского хозяйства.
Вопрос профессионального самоопределения особенно актуален для под-ростков, так как им ещё предстоит выбор своей будущей профессии.
В ходе исследования мы выявили, что особое влияние на профессионально-образовательные планы школьников оказывает тип образовательного учреждения: учащиеся специализированных школ чаще планируют продолжить школьное обучение и получить высшее образование. В качестве мест для будущей учёбы и работы они также чаще выбирают крупные и развитые населённые пункты. Ученики обычных общеобразовательных школ менее склонны к переменам и чаще предпочитают покинуть школу после 9-ого класса и получить среднее профессиональное образование в родном городе, чтобы впоследствии здесь же остаться работать.
Большинство подростков собирается в будущем работать по специальности в технической, творческой и социальной областях, потому что считают данные сферы интересными и высокооплачиваемыми. Они также планируют занимать руководящие должности, так как высокий профессиональный статус даёт возможность влиять на других людей. В вопросах профориентации школь-ники предпочитают обращаться за помощью к родителям и интернету.
На представления подростков о востребованных, высокооплачиваемых, престижных и перспективных профессиях главным образом влияют пол, тип школ обучения, мнение и пример родителей, ценности, а также гендерные стереотипы. В качестве наиболее востребованных школьники назвали сферы медицины, техники, производства и строительства. Самыми престижными и высокооплачиваемыми они считают право, юриспруденцию и политику. Наиболее перспективными, по мнению учеников 8-9 классов, оказались сферы информационных технологий, техники, производства и строительства. Преобладающее большинство школьников низко оценивают сферу науки и образования.
Самой модернизированной подростки считают сферу информационных технологий. О новых направлениях в данной сфере школьники узнали на профориентационных мероприятиях, проводимых школами. Устаревшей школьники назвали сферу обслуживания. Так же ученики из высокодоходных семей чаще склонны считать, что в ближайшее время профессии, связанные с физическим трудом исчезнут и люди будут заниматься только интеллектуальным.
В данной работе отражены профессионально-образовательные планы школьников, выявлены факторы выбора будущих профессий, приведены оценки различных профессий, что может быть использовано в школах для проведения профориентационных работ, чтобы в итоге подростковый профессиональный выбор соответствовал требованиям российской экономики. Результаты данного исследования также могут стать информационной базой для принятия управленческих решений на разных уровнях социального управления.
Так как данная тема является актуальной, исследователи будут продолжать заниматься её изучением.
Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.
На сегодняшний день большинство россиян заняты в сферах торговли и добывающей промышленности. В ближайшее время ожидается спрос на специалистов из сфер информационных технологий, строительства, торговли и сельского хозяйства.
Вопрос профессионального самоопределения особенно актуален для под-ростков, так как им ещё предстоит выбор своей будущей профессии.
В ходе исследования мы выявили, что особое влияние на профессионально-образовательные планы школьников оказывает тип образовательного учреждения: учащиеся специализированных школ чаще планируют продолжить школьное обучение и получить высшее образование. В качестве мест для будущей учёбы и работы они также чаще выбирают крупные и развитые населённые пункты. Ученики обычных общеобразовательных школ менее склонны к переменам и чаще предпочитают покинуть школу после 9-ого класса и получить среднее профессиональное образование в родном городе, чтобы впоследствии здесь же остаться работать.
Большинство подростков собирается в будущем работать по специальности в технической, творческой и социальной областях, потому что считают данные сферы интересными и высокооплачиваемыми. Они также планируют занимать руководящие должности, так как высокий профессиональный статус даёт возможность влиять на других людей. В вопросах профориентации школь-ники предпочитают обращаться за помощью к родителям и интернету.
На представления подростков о востребованных, высокооплачиваемых, престижных и перспективных профессиях главным образом влияют пол, тип школ обучения, мнение и пример родителей, ценности, а также гендерные стереотипы. В качестве наиболее востребованных школьники назвали сферы медицины, техники, производства и строительства. Самыми престижными и высокооплачиваемыми они считают право, юриспруденцию и политику. Наиболее перспективными, по мнению учеников 8-9 классов, оказались сферы информационных технологий, техники, производства и строительства. Преобладающее большинство школьников низко оценивают сферу науки и образования.
Самой модернизированной подростки считают сферу информационных технологий. О новых направлениях в данной сфере школьники узнали на профориентационных мероприятиях, проводимых школами. Устаревшей школьники назвали сферу обслуживания. Так же ученики из высокодоходных семей чаще склонны считать, что в ближайшее время профессии, связанные с физическим трудом исчезнут и люди будут заниматься только интеллектуальным.
В данной работе отражены профессионально-образовательные планы школьников, выявлены факторы выбора будущих профессий, приведены оценки различных профессий, что может быть использовано в школах для проведения профориентационных работ, чтобы в итоге подростковый профессиональный выбор соответствовал требованиям российской экономики. Результаты данного исследования также могут стать информационной базой для принятия управленческих решений на разных уровнях социального управления.
Так как данная тема является актуальной, исследователи будут продолжать заниматься её изучением.
Подобные работы
- Организация профессионального самоопределения школьников 8-9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Обучение английскому языку как способ влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников (Московский международный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С НЕВЫСОКИМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методы социально - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020



