Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков средствами социального туризма 6
1.1 Характеристика девиантного поведения подростков 6
1.2. Социальный туризм как средство профилактики девиантного поведения подростков 16
Глава 2. Опыт практической деятельности МбОУДО «Центр внешкольной работы» Спектр» по профилактике девиантного поведения подростков 24
2.1. Анализ деятельности МБУДО «Центр внешкольной работы» Спектр» по
профилактике девиантного поведения подростков средствами социального туризма 24
2.2. Исследование влияния социального туризма на профилактику
девиантного поведения подростков 31
Заключение 40
Список источников и литературы: 42
Приложения
В современном мире меняются условия жизни и поведение молодежи, происходит это, в частности, из-за повышенной динамичности ритма жизни общества. Неопределенность и расширение возможностей человека приводят к росту напряженности, проявляющейся в большом количестве стрессовых ситуаций.
В последнее время из-за нестабильности общества, все больше усиливаются негативные тенденции, создающие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Именно в подростковом возрасте самый высокий уровень расстройств психологического поведения.
Происходящие изменения мировоззрения в развивающемся обществе, актуализируют повышение внимания к подросткам, поведение которых отклонено от общепринятых норм, покинувших сферу активной жизнедеятельности школьных коллективов, оказавшимся в состоянии социальной изоляции.
Причины девиантного поведения подростков на сегодняшний день, это низкий уровень жизни людей, обесценивание института семьи, не развитая государственная система физического воспитания и туризма, неправильное питание детей.
Неустойчивая и напряженная социальная, идеологическая, экологическая, экономическая обстановка, которая царит на данный момент в обществе, ведет к повышению уровня различных отклонений в личностном развитии и поведении молодежи. В подростковом возрасте свойственно повышенная тревожность, отчужденность, цинизм, опустошенность на духовном уровне, агрессивность и жестокость. Ситуация становится хуже с возрастанием в молодежной среде так называемых вредных привычек, к ним относят потребление наркотиков, алкоголя, курение табака.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью осуществления профилактики девиантного поведения подростков средствами социального туризма, а также реализации формирование привычек здорового образа жизни.
Изучением различных аспектов развития социального туризма в наше время в России и в её регионах занимаются, Голованов. В.П., Кабиров И.С., Соколова Н.А., Трофимов Е.Н. и другие. Девиантного поведение подростков и ее профилактику изучают: Давыдова О. М., 3мановская, Е.В, Ковальчук М. А., Павленок П.Д и др.
Объект: девиантное поведение подростков
Предмет: профилактика девиантного поведения подростков средствами социального туризма.
Цель исследования - изучить содержание профилактики девиантного поведения подростков средствами социального туризма.
Задачи исследования:
- охарактеризовать девиантное поведение подростков;
-рассмотреть социальный туризм как средство профилактики девиантного поведения подростков;
- проанализировать деятельность МБУДО «Центр внешкольной работы» Спектр» по профилактике девиантного поведения подростков средствами социального туризма;
- Исследовать влияние социального туризма на профилактику девиантного поведения подростков
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Эмпирические методы: опрос, интервью.
База исследования: Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Спектр»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Подростки с девиантным поведением требуют особого внимания и поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, они имеют множество проблем, которые невозможно разрешить самостоятельно. Вовлечение подростков в активную деятельность препятствует проявлению девиаций.
В анализируемых источниках исследователи рассматривают проблемы девиантного поведения подростков и предлагают пути решения. И одним из этих путей является социальный туризм так как он обладает значительными возможностями для профилактики девиантного поведения подростков, создает для этого все возможные условия. Формирует нравственно-волевые и психологические качества, тормозит вредные привычки и формирует здоровый образ жизни, воспитывает позитивные мотивационные установки. У подростков повышается ответственность перед окружающими и родителями.
В данном исследовании внимание уделяется влиянию социального туризма на профилактику девиантного поведения подростков. Профилактическая деятельность средствами социального туризма производится сотрудниками Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Спектр». В учреждении социальный труизм представлен в виде программы спортивный туризм. Педагоги данной программы организовывают тренировочный процесс, поездки и походы, таким образом, чтобы каждый подросток был вовлечен в данное мероприятие и получил заряд впечатлений.
Исследование включало в себя следующие методы: опрос и интервью. Результаты опроса свидетельствуют о том, что спортивный туризм формирует у подростков моральные и нравственные качества, обладает оздоровительными функциями. Также было выявлено, что подростковая аудитория проявляет интерес к спортивному туризму.
По итогам проведенного интервью с педагогом дополнительного образования, было определенно, что занятия по спортивному туризму положительно влияют на формирование личностных качеств подростков и зависит это от коммуникативных и воспитательных возможностей педагога, также личностных качеств.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута - социальный туризм имеет влияние на профилактику девиантного поведения подростков.
Стоит отметить, что профилактика девиантного поведения должно быть одной из ключевых государственных задач, а для этого требуется развитие социального туризма. Но энтузиазма внутри одной организации будет недостаточно. Важен комплексный подход в решении задач, стоящих пред государством. Для этого необходимо продолжать исследования данной темы.
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика, курс лекций, 2007. С. 100-101.
2. Бодалев А./В мире подростка / - М.: Медицина, 2016. С 296.
3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос 2015. С 240.
4. Голуб Е.В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риск:учеб.пособие/Е.В.Голуб- Оренбург:Издательский центр ОГАУ, 2015. С. 60.
5. Голованов. В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма./Теория и практика дополнительного образования, 2014. С. 8-10.
6. Давыдова О.М/Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России./Молодой ученый №27 декабрь 2016. С. 110.
7. .Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. - М., 2016. С 147.
8. Змановская, Е.В. Девиантология/- Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2016. С 208.
9. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Сфера, 2015. С. 9.
10. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. С 803.
11. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения, 2016. С. 208.
12. Кондратенко В.П. Девиантное поведение у подростка. - Минск: Беларусь, 2018. С 204.
13. Кулаков С.А. Аддиктивное поведение подростков. - М.: Красико- Принт, 2016. С 128.
14. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2016. С. 384.
15. Павленок П.Д., М. Я. Руднева Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: -М.,2016. С 154.
16. Рудакова И.А: Девиантное поведение. - Ростов на/Д: Феникс, 2015. С. 100.
17. Сенин В. С.Введение в туризм: Учебное пособие. - М., 2014. С.
105.
18. Соколова Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. No 3. С. 99 -
106.
19. Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: материалы Круглого стола. Москва, 20 марта 2014 г. М.: Логос, 2015. С. 128.
20. Таймазова В. А. и Ю. Н. Федотова. Теория и методика спортивного туризма: учебник / под ред.- М.: Советский спорт, 2014. С. 45.
21. Таранова А.Е: Социокультурные механизмы ценностной легитимации девиантного поведения молодежи. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2014. №2. С.57.
22. Трофимов Е.Н. Социальный туризм - оздоровление российской нации. М.: Логос, 2014. С. 92.
23. Ускова Т.В. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2015. С. 20.
24. Федеральный закон от 24.11.1996 г.№132-ФЗ (в ред.04.06.2018 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
25. Федеральный закон №120 от 23.05.2018 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
26. Федулин А.А., Костромина Н.В. К вопросу возрождения и развития социального туризма в Российской Федерации // Сервис plus . 2016. № 2. С. 47 - 51.
27. Фокин С.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 2014. С. 17.
28. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Минск, БГПУ, 2014. - С. 462-465.
29. Цыганков В.Г. Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов: Дис. канд. пед. наук. JI., 2017 С 230.
30. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический Проект; Трикста, 2015. С. 336.