Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучными семьями 6
1.1 Неблагополучные семьи как объект социальной работы 6
1.2 Характеристика социальной работы с неблагополучными семьями 10
ГЛАВА 2. Практические аспекты социальной работы с неблагополучными семьями 16
2.1 Опыт практической деятельности КЦСОН «Малахит» с
неблагополучными семьями 16
2.2 Анализ деятельности специалистов по социальной работе КЦСОН
«Малахит» по организации социальной работы с неблагополучными семьями 21
Заключение 40
Список источников и литературы
Приложение 46
Семья - самый старый из институтов человеческого общества, который прошел сложнейший путь развития. От первобытных родоплеменных форм общин, когда человек не имел ни единого шанса на выживание в одиночестве, через семью, что вмещала под одной крышей до нескольких поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и их детей. Семья в то же время и малая ячейка общества, которая осуществляет важнейшие социальные функции. А так же семья - это главный источник роста населения через продолжение рода.
В этой малой ячейке общества происходит воспитание каждого нового поколения, закладываются различные основы формирующие зрелую личность. Она передаёт сквозь поколения код нравственных представлений и ценностей, что долгие годы вырабатывались обществом. Культура внутрисемейных отношений - это одна из составляющих частей и отражений общей культуры общества. Наконец, семья представляет собой важнейшие звено в экономической структуре нашего общества. Потребление в современном обществе и, в первую очередь, потребление семейное - основная цель всего общественного производства. По степени и устройству используемых семьёй благ судят об степени развития материального благополучия общества, качестве жизни, уровне экономического прогресса. В это же самое время семейное хозяйство представляет из себя значительную составную часть производства в любой стране.
На сегодняшний день в обществе проявилась такая жизненная ситуация, что большое количество семей и детей нуждаются в правильном исполнении государственного семейного курса. В сложные жизненные ситуации попадают неполные семьи (у них получается всего один источник трудового дохода), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для всех этих типов семей свойственны схожие проблемы: финансовые, проблемы трудоустройства, медицинские, проблемы с различными зависимостями и так далее. И все значимые для таких семей проблемы приходится решать в форме государственной поддержки семей:
- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием;
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи и других видов помощи).
От года к году таких семей, что попадают в непростую жизненную ситуацию, становится все больше и больше и таким семьям необходима помощь организаций подобных комплексному центру социального обслуживания населения «Малахит».
Актуальность работы - перемены в современном социуме приводят к обострению разногласий между личностью, семьёй, обществом. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей. В этой работе я постараюсь проанализировать, как именно специалист по социальной работе помогает осознать и преодолеть возникшие в семье проблемы.
При работе над выпускной квалификационной работой были изучены труды российских учёных, посвящённые рассмотрению этой темы. К таким работам относятся работы: Е.И. Холостовой, Т. И. Шульги, В. П. Лебединской, Т.И. Дементьевой, О. А. Карабановой, В. М Целуйко и др.
Объект исследования - неблагополучные семьи.
Предмет исследования - социальная работа с неблагополучными семьями.
Цель исследования - проанализировать содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть неблагополучные семьи как объект социальной работы;
2) Охарактеризовать социальную работу с неблагополучными семьями;
3) Изучить опыт практической деятельности КЦСОН «Малахит» с неблагополучными семьями;
4) Проанализировать деятельность специалистов по социальной работе КЦСОН «Малахит» по организации социальной работы с неблагополучными семьями.
База исследования - комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит».
Методы исследования:
1) теоретические - анализ научно-методической литературы, нормативно-правовой документации;
2) эмпирические - анкетирование, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых на сегодняшний день. Решением данной проблемы занимается множество социальных организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации. Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать её воздействие на детей, стиль отношения к ребёнку, выполнение семьёй в полном объёме её воспитательной и социализирующей функции.
Неблагополучные семьи - это семьи, которые имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Неблагополучие семьи, являя собой не единственный криминогенный фактор, занимает исключительно важную роль в подталкивании несовершеннолетних к антиобщественнму, в том числе и преступному, поведению. На уровне индивидуального преступного поведения влияние семейного неблагополучия на преступность несовершеннолетних может быть объяснено психоаналитическими и социально-психологическими теориями (подражание и обучение); оно заключается в накоплении на уровне бессознательного негативного опыта межличностных отношений, в отчуждении личности подростка от семьи с переориентацией его на антисоциальное окружение, в формировании его антиобщественной личностной направленности, в научении его преступным навыкам".
Объяснение преступности семейным неблагополучием предполагает обращение к тем социальным противоречиям, которые существуют внутри неблагополучной семьи, а также вокруг и по поводу неё; при этом среди комплекса противоречий семейной сферы особое значение в продуцировании подростковой преступности имеет кризис общественной нравственности.
Решением проблемы таких семей занимается множество социальных организаций по всей стране. КЦСОН «Малахит» является одной из таких организаций.
Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать её воздействие на детей, стиль отношения к ребёнку, выполнение семьёй в полном объёме её воспитательной и социализирующей функции.
В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:
- низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;
- алкоголизм родителей;
- родители не справляются с возложенными на них функциями.
Существует обширная типология неблагополучных семей, опирающаяся на различные факторы, негативно влияющие на развитие семьи. Исходя из этого, постоянно разрабатываются программы социальной работы с такими семьями, они основываются на правовых аспектах основ социальной работы с неблагополучными семьями.
На данный момент используется несколько направлений работы с неблагополучными семьями:
1. диагностика семейного неблагополучия;
2. индивидуальная помощь неблагополучной семье;
3. групповая работа с родителями из неблагополучных семей;
4. профилактика семейного неблагополучия;
5. помощь общества неблагополучным семьям.
Самые острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в сильном социально-экономическом расслоении общества; а также в постоянном дефиците государственного бюджета и практически полной невозможности социальной и географической мобильности; в среднем ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи. Демографической ситуацией, проявляющейся в естественной убыли населения, это тоже обуславливается. Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, сказываются в росте количества неполных семей, что в свою очередь ведёт к росту и неблагополучных семей. Повышение коэффициента иждивенчества; насилия в семье, социального сиротства и во многом другом.
Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Специалисты по социальной работе должны видеть и ясно понимать, какие члены семьи могут представлять угрозу для ребёнка, уметь раскрывать творческий потенциал этого самого ребёнка и взращивать в нём силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности, как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.
1. Артамонова Е.И, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 192с.
2. БурменскаяГ.В., Захарова Е. И.,Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков. / Г. В Бурменская., Е. И Захарова., О. А Карабанова - М.: 2015.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. / Буянов М. И. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
4. Ганишина И. С., УшатиковА.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. - 283, [1] с. : ил.
5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. иперераб./ Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.
6.Зыбина Г.В. Социальные технологии работы с семьями/ Г.В. Зыбина.// Социальная работа. - 2007. - №5. - С.30-32.
7. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы основы семейного консультирования: Учеб. Пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
8. Карабанова О. А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте// Семейное консультирование и семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, А. З Шапиро. СПб.,2001
9. Лебединская В. П. Неблагополучная семья и её ребёнок / В. П. Лебединская 2015
10. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2009- 267с.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред.В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
12. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
13. Областной закон от 3.12.2014 №108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области "
14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально¬педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие./Олиференко Л.Я., Шульга Г. И., Дементьева И. Ф. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 59.
15. Павленок П.Д., Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
16. Павленок П.Д., Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2009. - 560 с.
17. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П. Д.Павленок. - 9-е изд.,испр. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
18. Постановление правительства Свердловской области от 25.12.2015 № 1167-ПП "О создании государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит» ";
19. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 №223-ФЗ (с послед. изм. и доп.);
20. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 295 - 296.
21. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
22. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
23. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
24. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие./ М. В. Фирсов. - М.: Владос, 2001. С. 126.
25. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие/Т. И. Шульга. -- М.: Дрофа, 2005. - 254, |2| с. :ил.
26. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/ Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М ,2001. - 427 с.
27. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей/ Е.И. Холостова. -М.: Дашков и К, 2015.-212с.
28. Холостова, Е.И., Черняк, Е.М., Стрельникова, Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015.-292с.
29. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей./Целуйко В. М. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 272 с : ил.
30. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. /Целуйко В. М. Изд - во «Феникс» Ростов - на - Дону. 2004.