Введение 3
Глава 1. Медиация как современный способ урегулирования конфликтов в полиции 6
1.1. История формирования медиативных технологий и их сущность 6
1.2. Особенности применения медиации в правоохранительных органах в
работе с несовершеннолетними правонарушителями 20
Глава 2. Организация разрешения конфликтов службой примирения в отделении полиции № 12 по городу Екатеринбургу 32
2.1 Анализ деятельности службы примирения в отделении полиции № 12
города Екатеринбурга 32
2.2 Результативность применения процедуры медиации как технологии работы с несовершеннолетними правонарушителями в отделении полиции №
12 по городу Екатеринбургу и выявление уровня конфликтности
подростков 37
Заключение 47
Список источников литературы 49
Приложения 53
Система взглядов, принципов и приоритетов в предупредительной работе с детьми, предусматривающая приоритетные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики беспризорности и правонарушений подростков, направленные на достижение основных задач в этой сфере, в современном обществе получила слово - «медиация»1.
Медиация в ее нынешнем понимании берет свое развитие со второй половины XX столетия. Сначала в странах англо-саксонского права: США, Австралии, Великобритании, а затем уже и в Европе .
Попытки использования медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Затем данная процедура получила признание при разрешении споров более широкого спектра, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многогранными конфликтами в коммерческой и публичной сфере. Что касаемо России, то медиация не была ещё развита в полной мере.
Вопросами медиации в России занимались такие специалисты как: А.В. Литвинов, С. И. Калашникова, Е. И. Насырова и др .
В наше время необходимость введения в жизнь механизмов досудебной процедуры резко возросла. Причины этого надо искать в усилении активности в этом направлении отдельных знаковых лиц нашего государства. Большая заслуга принадлежит советнику по правовым вопросам Президента РФ В.Ф. Яковлеву.
Актуальность развития идей медиации подчеркивается в «Национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 - 2017 гг1. Данный документ отражает организацию в различных учреждениях (например, образовательных) Российской Федерации служб медиации, задачи которых: обеспечение защиты прав детей, создание условий для организации безопасного пространства, предоставления детям равных возможностей и защиты их интересов.
Заметна связь происходящего с внесением в Г осдуму РФ законопроекта «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)», который был внесен в Госдуму 12 декабря 2006 года, уже 18 января 2007 года был рассмотрен Советом Думы, а в соответствии с принятым на нем протоколом, законопроект в марте уже должен был быть представлен на думское пленарное заседание.
Примирительным процедурам в правоохранительных органах, в последние несколько лет, уделяется большое внимание. Так, были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» .
Сегодня большую роль в распространении данной темы играет полиция, работающая с несовершеннолетними правонарушителями, активно продвигающая данную процедуру.
В данной работе предстоит разобраться с вопросом о преимуществах и возможностях медиации, относительно по делам несовершеннолетних правонарушителей.
Объект выпускной квалификационной работы: медиация как социальная технология.
Предмет выпускной квалификационной работы: технологии медиации в полиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение применения технологии медиации в полиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями и выявление уровня конфликтности подростков.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть историю формирования медитативных технологий и их сущность;
2. Раскрыть особенности применения медиации в правоохранительных органах в работе с несовершеннолетними правонарушителями;
3. Проанализировать деятельность службы примирения в отделении полиции № 12 города Екатеринбурга;
4. Исследовать результативность применения медиации как технологии работы с несовершеннолетними правонарушителями в отделении полиции № 12 по городу Екатеринбургу и выявить уровень конфликтности среди подростков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ документов, экспертный опрос и анкетирование.
База исследования: служба примирения отделения полиции № 12 по городу Екатеринбургу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений
Таким образом, медиация является одним из альтернативных способов разрешения конфликтов. Многие исследователи изучают медиацию, выявляя закономерности развития и её большее внедрение в российское законодательство и общество. Несмотря на маленькую историю, эта процедура уже успела завоевать множество стран и приковать к себе внимание России. Позже она оправдает возлагаемые на нее надежды и будет все больше способствовать улучшению во всех конфликтных вопросах.
Медиация направлена снизить материальные и моральные потери всех участников конфликта. Вместо поиска виноватых и доказывания своей правоты, медиатор настраивает все стороны конфликтной ситуации на позитивный лад и совместное решение проблемы. Важное отличие медиации от судебных склок - причастность каждой из сторон к процессу выработки решения.
Данная выпускная квалификационная работа раскрывает и подчеркивает актуальность изучения медиации в полиции, как альтернативного способа разрешения конфликтов по делам несовершеннолетних правонарушителей.
Медиация в полиции - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций посредством создания службы примирения в органах внутренних дел, которая стремится: разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом, дать возможность сторонам лучше понять друг друга, снизить уровень агрессивности со стороны несовершеннолетнего правонарушителя, способствовать развитию коммуникативных навыков подростка.
В рамках анализа заявленной проблематики нами было организовано и проведено исследование на базе ОП № 12 по городу Екатеринбургу, в котором принимали участие члены службы примирения полиции, а также 51 бывший правонарушитель.
Использование восстановительных практик медиаций является эффективным способом разрешения противоречий подростков. Мною была определена важность существования таких служб в полиции для осуществления работы по профилактике и регулированию конфликтов между несовершеннолетними участниками неправомерных отношений. Были выделены основные цели, задачи, функции и методы работы подобной службы.
В деятельности полиции мы можем применять медиацию, решая достаточно большой круг вопросов, это улучшает взаимоотношения между всеми субъектами конфликта, семейные отношения, вопросы профилактики насилия и преступности среди несовершеннолетних, развитие коммуникативных умений, приобщение детей к конструктивным формам взаимодействия и ненасильственное решение конфликтов.
1. Аллахвердова О. В. Этапы развития медиации. Третейский суд. - СПб.: КАРО,2006.-176 с.;
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.Е. Словарь конфликтолога. /
A. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: Эксмо, 2010. — 656 с.
3. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / под общ. Ред. С.
B. Лабода. — Минск: Медисонт, 2011. — 316 с.
4. Борисова Е. А. Российская процедура медиации: концепция развития / Е. А. Борисова // Вестник гражданского процесса. Феникс, Минск: МЕТ, 2012.- 154 с.
5. Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Дис. канд. юрид. наук. Саранск, 2014. — 234 с.
6. Вишневская А. В. Медиация как технология урегулирования конфликта. Вишневская А. В. //Медиация: Москва: « Дашков и К», 2013 г. — 154 с.
7. Гвоздарева М. В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2014. — 23 с.
8. Горох, О. В. Медиация как метод разрешения конфликта в школьной среде / О. В. Горох. - Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы науч. конф., 19-21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л. А. Цветкова. - СПб. : Изд-во С.- петерб. ун-та, 2010-125 с.
9. Давыденко Д. Л. Вопросы юридической терминологии в сфере «альтернативного разрешения споров» // Третейский суд. 2009. N 1. С. 40¬53.
10. Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2014. — 342 с.
11. Зайцева А. И. Альтернативное разрешение споров: учебно-методический комплекс / А. И. Зайцева, И. Ю. Захарьящева, И. Н. Балашова, А. Н. Балашов. - М.: Экзамен, 2015. - 319 с.
12. Иванова Е. И. «История медиации». 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historic/ /rubric/articles/604/ (дата обращения 13.11.18);
13. Иванова Л. В. К вопросу о понятии медиации в российском праве // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 514-516.
14. Карнозовой, Н. В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно - правовая реформа», 2015.
15. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно- правовая реформа», 2014. -256с.
16. Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций / Д. В. Кутюков // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 127-129.
17. Мельниченко Р.Г. Медиация: Учебное пособие для бакалавров/ Р.Г. Мельниченко. Издательско-торговая корпорация «Дашко в и К», 2015. - 190 с.
18. Мета Г. Медиация-искусство разрешать конфликты: учебное пособие для бакалавров/Мета Г. С-Петербург: КАРО, 2015 г.-121 с.;
19. Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н. Школьная медиация: теоретические и методические основ. - М.:СВИВТ, 2016. - 144 с.
20. Оборотова С.А. Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов // 2016. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-mediatsii-v-razreshenii- semeynyh-i-shkolnyh-konfliktov(дата обращения: 04.05.2019).
21. Пазечко А.В. История и развитие медиации как альтернативного разрешения конфликтов, 2016.-26с.
22. Пестова И.В. Организация деятельности служб медиации в образовательных организациях/ Методические рекомендации. - Полевской, 2014.-88 с.
23. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения : научное издание / Ю. П. Платонов - СПб.: Речь, 2011. - 544 с.
24. Плесунова Л. Маловичко И. Мониторинг служб примирения в полиции: вид снизу / Л. Плесунова, И. Маловичко. Вестник восстановительной юстиции. - 2014, Noll. - С. 24-33.
25. Романова Е.А. Системная медиация. Технология, программа, методы / Е. А. Романова, Н. С. Шляпужникова. - М.: Студия инновац. психологии «ЭГО»: Onebook.ru, 2014. - 31 с.
26. Рязанцева Ю.С. Проблемы и тенденции развития медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов в современной России / Ю.
С. Рязанцева. - Конфликтология 2015г. N 2 . - 365.73, р - С.184-196.
27. Указ Президента РФ " от 01.06.2012 N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы // Гарант
28. Федеральный закон «от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (в ред. 19.12.2016) // Гарант
29. Федеральный закон «от 27.07.2010 N 193"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"» (в ред. 22.06.2016) // Гарант
30. Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2005. - 352с.
31. Чепурко Ю.В. Метасистемный подход в анализе конфликтов / Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. - СПб, 2014. - С.145-147
32. «Mediare».Медиация. Определение медиации. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mental_health/prevention /ru/ (дата обращения 13.11.18)
33. «Mediacia».Медиация в социальной сфере. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://mediacia.clas.ru/(дата обращения 14.11.18).