ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ В ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1. Дети и подростки с девиантным поведением как объект образовательной
деятельности 6
1.2. Характеристика образовательных услуг в закрытых учебно-воспитательных учреждениях 19
2. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАКРЫТОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 25
2.1. Анализ деятельности ФГБПОУ «Рефтинское специальное учебно¬
воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» 25
2.2 Исследование специфики образовательных услуг в ФГБПОУ «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» 43
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА» 51
3.1. Конспект лекции на тему «технология проблемного обучения как
приоритетная форма образовательной деятельности в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» 51
3.2. Тест по теме: «Технология проблемного обучения как приоритетная форма образовательной деятельности в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В последние годы в России проводятся кардинальные реформы во всех сферах жизни. Совершенствование работы с молодежью, в том числе, с «трудными» подростками - одна из важных задач современного общества.
Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет.
Современные исследователи утверждают, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличительными характеристиками: сменяется ситуация развития (у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку); меняется ведущий вид деятельности (учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально-личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте); появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
Вопросы деятельности детских специализированных учреждений в условиях достаточно высокого уровня правонарушений, совершаемых детьми, в настоящее время продолжают оставаться актуальными. В целях пресечения, профилактики и недопущения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, полиция использует возможности специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей 3
органов внутренних дел, закрытых школ. На сегодняшний день помещение в центры данного типа является эффективной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей. К специализированных центрам относятся специальные общеобразовательные школы закрытого типа, профессиональные училища и коррекционные образовательные учреждения. В специальные учебно-воспитательные школы закрытого типа могут быть помещены дети от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Основаниями содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа являются постановление судьи либо приговор суда.
Объект исследования: образовательная деятельность в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс предоставления образовательных услуг в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.
Цель исследования: изучить специфику образовательных услуг в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.
Задачи исследования:
1) Изучить детей и подростков с девиантным поведением как объект образовательной деятельности;
2) Дать характеристику образовательных услуг в закрытых учебно-воспитательных учреждениях;
3) Проанализировать содержание деятельности ФГБПОУ «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа».
4) Изучить специфику образовательных услуг в ФГБПОУ «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа».
5) Подготовить конспект лекции на тему «Технология проблемного обучения как приоритетная форма образовательной деятельности в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа».
6) Разработать тест по теме «Технология проблемного обучения как приоритетная форма образовательной деятельности в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа».
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Эмпирические методы: анализ документов учреждения, анкетирование, неформализованное интервью.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Анализ литературы по проблеме исследования и данных проведенного исследования позволил нам сделать выводы о том, что в настоящее время среди подрастающего поколения отмечается высокая динамика крайних форм девиаций, а именно, делинквентного поведения, которое является индикатором, отражающим криминогенный эффект трансформационных изменений, происходящих в обществе. Подростковая делинквентность определяется как отдельный поступок или систему поступков, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных норм, в том числе уголовно¬правовых.
Дезадаптация и отклоняющееся поведение подростков, каковы бы ни были его формы, всегда представляют для общества определенную опасность дестабилизации и потому всегда определяется как социальная проблема.
Обязательным условием эффективной социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения в условиях образовательного учреждения является осуществление нескольких взаимосвязанных видов профилактики:
- общей профилактики, то есть предупреждения отклонений в поведении всех учащихся на начальной стадии с обращением особого внимания на трудновоспитуемых подростков.
-частной профилактики, направленную на отдельные виды отклоняющегося поведения среди конкретных групп учащихся (вымогательство, кража, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ).
- специальной профилактики, имеющую целью профилактику повторных отклонений в поведении подростков, как во время обучения в образовательном учреждении, так и после его окончания.
Для повышения эффективности этого процесса необходимо создание особой среды, способной обеспечить подростку психолого-педагогическую поддержку, оказывать положительное влияние на имеющиеся личностные деформации, способствующее получению позитивного опыта и формированию социально-положительных стереотипов поведения.
Включаясь в деятельность, подростки проявляют себя в социально-положительной деятельности, получают социально направленное одобрение, изменяют отношение к себе, корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения. В этом кроется возможность постепенного изменения самооценки, гармонизации потребностей разного уровня, развития нравственного самосознания, формирования адекватной сбалансированной самооценки. Приобретя в процессе деятельности более активную жизненную позицию, вживаясь в ситуацию личной ответственности, подросток получает шанс постепенно приобрести психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях. И, что особенно важно, все личностные изменения, связанные с ресоциализацией, при таком подходе происходят не по принуждению, а в режиме самопостроения, самореализации личности.
Важно сказать, что проблема противоправного поведения несовершеннолетних не может решится сразу. Для того, чтобы она потеряла свою остроту, необходимо, по крайней мере, несколько факторов:
1) решение социальных, экономических проблем, включая повышение материального уровня обычной российской семьи, повышения общего уровня образования, юридической и медицинской грамотности населения;
2) повышение правового самосознания граждан, общей правовой культуры общества;
3) создание системы учреждений, в которых совместно работали юристы, психологи, врачи-психиатры, социальные работники, оказывалась правовая и медико-психологическая помощь подросткам и членам их семей, осуществлялись комплексные программы мониторинга, профилактики и коррекции, была доступна медицинская и социальная помощь, поставленная на современный уровень.
Результаты исследования позволяет говорить о том, что дезадаптированому подростку требуется ресоциализация личности, связанная, прежде всего, с ценностной переориентацией, формирования положительной самооценки, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.
1. Бертон В. Принципы обучения и его организация: учебное пособие / В. Бертон. М., 1994. - 159 С.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение: учебник / А.В. Брушлинский. М.: «Знание», 2015.- 358 С.
3. Воронина Г.А., Шептенко П.А. методика и технология работы социального педагога. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2016. - 208 С.
4. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М., 2016. - 234 С.
5. Гербеев Ю., Юричка Ю. Профилактика правонарушений учащихся // Воспитание школьников №4, 2018, 31 С.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Голованова. СПб.: «Речь», 2014. - 272 С.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 С.
8. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы: учебное пособие / В.Т.Кудрявцев. М.: «Знание», 2015.
9. Лернер И.Я. Проблемное обучение: учебное пособие / И.Я. Лернер. М., 2014. - 274 С.
10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: учебное пособие / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика 2014.
11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: учебное пособие / М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 2015.
12. Оконь В. Основы проблемного обучения: учебное пособие / В. Оконь. М., 2014. - 184 С.
13. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 240 С.
14. Программа развития Рефтинского СУВУ за 2018-2020 год, утверждена: приказом по Рефтинскому СУВУ от «30» августа 2018 г. № 376
15. Сайт Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1» (Рефтинское спец.ПУ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reftsuvu.ru.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. М., 2018. - 185 С.
17. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995, №420, С.2-7.
18. Христидис Т.В. Психология девиантного и аддиктивного поведения, их профилактика: учебное пособие / Т.В. Христидис. Москва, 2016.- 153 С.
19. Хуторной В.Н. Психолого-педагогическая терапия: проблемы и опыт их решения: учебное пособие / В.Н. Хуторной. Екатеринбург, 2014.- 40 С.
20. Войтова Л.М. Девиантное поведение: трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе: автореф. дис... канд. 166 социол. наук: 22.00.04 / Войтова, Людмила Михайловна. М., 2002. - 22 С.