Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Классный час как форма воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников

Работа №145636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа Глория».
Выборка: 27 учеников 2 «Б» класса (возраст учащихся – 8-9 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «здоровый образ жизни» в научной литературе: сущность, компоненты 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Особенности формирования ЗОЖ 11
1.3. Организация воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа 19
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССНОГО ЧАСА 27
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности ЗОЖ у детей младшего школьного возраста 27
2.2. Программа занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 57
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность исследования. Модернизация сферы образования затрагивает в первую очередь проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может стать человек, который ориентирован только на здоровый образ жизни. Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в младшем школьном возрасте, так как сформированные в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями, стремление сохранению и укрепление здоровья может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) одной из приоритетных задач является «физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся» . Здоровьесберегающий характер такого обучения способствует получению базовых знаний из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Успешное формирование основ здорового образа жизни у младших школьников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Изучению вопросов формирования представлений у детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования С.А. Абросимовой, Г.В. Анохиной, Д.А. Ермаковой. Приемы и методы формирования ЗОЖ в начальной школе освещены в трудах Р.Ф. Биктимеровой, Ю.В. Ищук, О.И. Лагутиной, М.А. Мазаловой и др.
Анализ работ Д.А. Селивановой и Ю.В. Тарковой показывает, что при планировании воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни особое внимание необходимо уделять выбору форм и методов организации воспитательного воздействия. В современной начальной школе значительная роль отводится организации классных часов, на которых младшие школьники осваивают знания о ценностях здорового образа жизни, овладевают основными стратегиями поддержания и укрепления здоровья, имеют информативный характер. Методика их проведения основывается на поощрении инициативности и активности младших школьников.
Объект исследования – воспитательная работа по формированию ЗОЖ у младших школьников.
Предмет исследования – возможности классного часа как формы воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить возможности классного часа как формы воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность и компоненты феномена «здоровый образ жизни» в научной литературе.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику младшего школьника и особенности формирования ЗОЖ у детей данного возраста.
3. Проанализировать организацию воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа.
4. Провести диагностику исходного уровня сформированности ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и реализовать программу занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа, проверить ее эффективность.
Теоретическая и нормативная база работы включают в себя: идеи личностно-ориентированной концепции образования (Р.И. Айзман, А.Е. Зимбули, А.В. Люсин, М.Н. Могунова, А.В. Сушкова и др.); положения и принципы возрастной психологии и педагогики младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.С. Козлова, А.Н, Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн); исследования, посвященные вопросам воспитания, обучения и развития здорового школьника (Г.В. Анохина, Р.Ф. Биктимерова, М.А. Мазалова и др.); положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020.
Методологическая основа работы включает: идеи педагогической и медицинской антропологии (Ш.Ш. Багиров, И.Р. Муртазина, О.Н. Перетягина, Н.Г. Самойлов и др.), системный и здоровьесберегающий (Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева) подходы в научном познании.
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации программы занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа, которая полностью или фрагментарно может быть использована педагогами начального общего образования при составлении планов-конспектов внеурочных занятий и классных часов с целью формирования представлений о здоровом образе жизни, приобщения к культуре ЗОЖ, развития практических навыков сохранения и укрепления ЗОЖ.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа научно-теоретической литературы были сделаны следующие выводы:
Под здоровым образом жизни следует воспринимать обычные формы жизнедеятельности человека, которые способствуют укреплению и улучшению резервных способностей организма, обеспечивая тем самым удачное исполнение собственных функций независимо от ситуаций, и выражают деятельность личности в формировании, сохранении и укреплении, как своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих её людей.
Наиболее значимым, сензитивным периодом для формирования представлений о здоровом образе жизни является младший школьный возраст. Основными условиями, создающими правильный здоровый образ жизни и содействующими укреплению здоровья, считаются рационально упорядоченный режим дня, правильное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, систематическое качественное медицинское обслуживание, подходящие гигиенические и санитарно-бытовые условия.
Классный час представляет собой специально организованное мероприятие, направленное на обсуждение и формирование здорового образа жизни учащихся. Он играет важную роль в формировании ЗОЖ, обеспечивая доступ к информации, практическим навыкам и осознанному подходу к заботе о здоровье. Эффективность классного часа обусловлена его интерактивностью, наглядностью, адаптацией к возрасту детей и участием в разнообразных активностях, что способствует более глубокому и устойчивому усвоению концепций ЗОЖ и их последующему применению в повседневной жизни учащихся. В рамках классного часа при формировании ЗОЖ могут быть использованы такие формы и методы работы как викторины, игры-ролевые игры и симуляции, интерактивные презентации, обсуждения, демонстрации, практические упражнения и кейсы из реальной жизни.
В практической главе выпускной квалификационной работы нами было проведена исследование на базе ГБОУ «Школы Глория» среди 27 учащихся 2 «Б» класса. На констатирующем этапе было установлено, что значительная часть учащихся (37,05%) демонстрируют низкий уровень сформированности ЗОЖ: ограниченные знания о здоровье и его поддержании, пробелы в понимании важности здорового образа жизни; ученик редко или пассивно применяет знания о здоровом образе жизни в своей повседневной деятельности; отмечен также недостаток интереса к вопросам здоровья; отсутствие осознанного интереса к заботе о собственном здоровье. Средний уровень был диагностирован у 33,33% учеников.
На формирующем этапе была разработана и реализована программа занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы. Программа работы с детьми включала в себя 4 занятий (классных часов), проводимых 1 раз в неделю на протяжении 4 недель. Средняя продолжительность одного занятия 45 минут. Ожидаемыми результатами реализации работы с детьми являются: сформированные навыки ЗОЖ, сформированные представление о правильном физическом развитии организма человека, сформированность культурно-гигиенических навыков, развитая потребность в соблюдении норм и правил ЗОЖ и пр.
На контрольном этапе, в результате повторной диагностики, было установлено, что количество обучающихся с высоким уровнем представлении о ЗОЖ увеличилось до 44,44%: школьники обладают глубокими и разносторонними знаниями о здоровье, его поддержании и влияющих факторах; понимают ценность здорового образа жизни; активно применяют свои знания в практической жизни; демонстрируют высокую мотивацию к заботе о своем здоровье, проявляя интерес и желание учиться способам его поддержания. Количество учащихся со средним и низким уровнями снизилось до 29,62% и до 25,24% соответственно.
Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы занятий по формированию ЗОЖ у младших школьников средствами классного часа, которая может быть использована педагогами начального общего образования при составлении планов-конспектов внеурочных занятий и классных часов с целью формирования представлений о здоровом образе жизни, приобщения к культуре ЗОЖ, развития практических навыков сохранения и укрепления ЗОЖ. Таким образом, все поставленные задачи были решены, а цель исследования можно считать достигнутой.



1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 29.02.2024).
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2019. 672 с.
3. Абросимова С. А. Воспитание культуры здоровья младших школьников // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов XIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Губкин, 09 апреля 2020 года. Старый Оскол: Ассистент плюс, 2020. С. 422-425.
4. Айзман Р. И., Тернер А. Я. Физиологические основы здоровья. Новосибирск: Лада, 2011. 524 с.
5. Алферов А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии. Ростов–на–Дону: Феникс, 2020. 384 с.
6. Анафиева Э. Р., Дубинина А. С. Анализ понятия «здоровый образ жизни» // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 231-233.
7. Анохина Г. В., Башкирова Л. А., Лукичева О. В. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Актуальные проблемы безопасности детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Балашов, 29 марта 2021 года. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 39-43.
8. Багиров Ш. Ш. Основные понятия здоровья, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни // Инновационные решения в аграрной науке – взгляд в будущее. Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2019. С. 202-204.
9. Биктимерова Р. Ф. Формирование здорового образа жизни у младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности // Вестник науки. 2023. Т. 5, № 1(58). С. 70-76.
10. Выготский Л. С. Психология развития. М.: Юрайт, 2019. 281 с.
11. Дошлакиева З. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста // NovaInfo.Ru. 2023. № 135. С. 121-122.
12. Ермакова Д. А. Работа школы по формированию здорового образа жизни // Матрица научного познания. 2020. № 10-2. С. 87-92.
13. Зимбули А. Е. Здоровье: нравственно-ценностные ракурсы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1(4). С. 3-17.
14. Ищук Ю. В., Гемеджи А. С. Формирование основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: Сборник научных трудов. Симферополь: Типография «Ариал», 2021. С. 172-179.
15. Каленкович Е. А. Сущность понятий «воспитательная работа», «классный час» // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Армянск, 25 апреля 2019 года. Армянск: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019. С. 86-92.
16. Козлова В. С. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2023. № 14-2(144). С. 47-49.
17. Лагутина О. И. Особенности применения разнообразных форм и методов здоровьесберегающих технологий в формирование здорового образа жизни // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Нефтекамск: Мир науки, 2019. С. 819-822.
18. Левченко А. А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы начального и дошкольного образования: Материалы международной научно-практической студенческой конференции, Курск, 12 февраля 2021 года. Курск: Курский государственный университет, 2022. С. 234-238.
19. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2024. 511 с.
20. Люсин А. В. Понятие «здоровый образ жизни» и его содержание // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 134-138.
21. Мазалова М. А. Методы и формы формирования здорового образа жизни в начальной школе // Актуальные проблемы экопрофилактики и пути их решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 14–15 мая 2019 года. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 179-184.
22. Могунова М. Н., Сушкова А. В. Анализ понятия «здоровый образ жизни» как социально-педагогической категории // Здоровый образ жизни и охрана здоровья. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2018. С. 128-130.
23. Молдагалиева К. У. Особенности развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста // Профессиональное образование: методология, технологии, практики: Сборник научных статей. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. С. 116-122.
24. Муртазина И. Р. Теоретическое осмысление понятия «здоровый образ жизни» // Теория и практика современной науки. 2017. №1 (19). С. 727-730.
25. Нафикова А. Н. Формирование ЗОЖ младших школьников в образовательных учреждениях // X международный молодёжный научный медицинский форум: Сборник тезисов, Казань, 12–14 апреля 2023 года. Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2023. С. 121.
26. Немов Р. С. Психология. В 3–х книгах. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2020. 687 с.
27. Низамова О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников // Образование и воспитание. 2020. №3 (29). С. 36–38.
28. Перетягина О. Н., Жданова Н. М. Понятие «здоровый образ жизни», его сущность // Современное образование: методология, теория, практика. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 150-153.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2020. 321 с.
30. Самойлов Н. Г., Алешичева А. В. Содержание понятий «психологическое» и «духовное здоровье» человека // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста. Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, 2018. С. 210-212.
31. Селиванова Д. А., Верховых И. В. Формы организации деятельности младших школьников по приобщению к здоровому образу жизни // Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25 сентября 2017 года. Ростов-на-Дону: Профессиональная наука, 2017. С. 295-299.
32. Селимова Н. Н. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста // NovaUm.Ru. 2021. № 31. С. 318-322.
33. Сижажева М. А., Биджева Д. А. Характеристика детей младшего школьного возраста // Студенческий. 2022. № 33-1(203). С. 48-49.
34. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 172 с.
35. Таркова В. Ю. Классный час как форма воспитательной работы с детьми начальной школы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11-6(79). С. 275-278.
36. Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2022. 251 с.
37. Томилин К. Г. Философия здоровья: современные понятия о здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. №2 (5). С. 87-98.
38. Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1(4). С. 18-29.
39. Федоров В. В. К вопросу о взаимодействии категорий «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Культура здорового образа жизни» // Современный ученый. 2019. № 3. С. 174-180.
40. Шорникова М. М. Психологические особенности личности младшего школьника // NovaUm.Ru. 2022. № 35. С. 105-107.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ