Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства создания перцептивной картины мира в повести Н.В. Гоголя «Нос» (лингвокультурологический аспект)

Работа №145633

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы86
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава Ι. Теоретические основы исследования языковых средств создания перцептивной картины мира 10
1.1. Лингвокультурология как рамка исследования 10
1.2. Картина мира как основное понятие лингвокультурологии 12
1.2.1. Языковая картина мира 14
1.2.2. Художественная картина мира 16
1.2.3. Перцептивная картина мира 18
1.3. Теория «восприятие» и определения обоняния и осязания в области биологии 19
1.4. История исследования языковых средств создания перцептивной картины мира в художественном тексте 22
Выводы по первой главе 26
Глава II. Языковые средства создания перцептивной картины мира в повести Н. В. Гоголя «Нос» 28
2.1. Особенности материала исследования. Методика анализа 28
2.2. Языковые средства создания ольфакторной части перцептивной картины мира 30
2.2.1. Тематическая подгруппа, состоящая из глаголов и существительных 30
2.2.2. Тематическая подгруппа, состоящая из прилагательных и существительных 37
2.3. Языковые средства создания осязательной части перцептивной картины мира 43
2.3.1. Тематическая подгруппа, состоящая из глаголов и существительных 43
2.3.2. Тематическая подгруппа, состоящая из прилагательных и существительных 77
Выводы по второй главе 82
Заключение 85
Список литературы 87



Перцепция представляет собой восприятие как непосредственное отражение объективной действительности органами чувств, способствующее ориентации индивида в окружающем мире [Жеребило, 2010: 261]. Согласно Г. А. Золотовой, перцептивность является семантическим полем, созданным системой лексических и грамматических средств, чья текстовая функция заключается в передаче ситуаций непосредственного наблюдения и восприятия, а также содержит модальную информацию, способствующую формированию репродуктивного коммуникативного регистра [Золотова, 2004: 29].
История изучения модальной категории перцептивности, по современным представлениям, начинается с работ Ю. Д. Апресяна в 1980 году, который выявил концепцию «места наблюдателя» в определенных наречиях и глагольной граммеме совершенного вида [Муравьева, 2014: 57]. Ю. Д. Апресян формулирует это понятие как «место наблюдателя» (впоследствии – «фигура наблюдателя»). Здесь речь идет о том, что значение слов и выражений определяется, в том числе, пространственной ориентацией наблюдателя (чаще всего говорящего) относительно описываемого объекта или события. Место наблюдателя проявляется в лексических значениях практически всех грамматических классов слов, хотя наиболее типично для пространственных существительных, прилагательных, наречий и предлогов [Радбиль, 2013: 97].
Согласно исследованиям о семантической категории перцептивности, Н. Ю. Муравьева анализировала конкретные фрагменты текста из романа Б. Окуджавы «Упраздненный театр», чтобы определить роль грамматических средств в его создании. Исследовательница изучает языковые единицы, выражающие категории перцептивности – существительные, прилагательные, глаголы, причастия, наречия и союзы. Она также анализирует их роль и значение, выражаемые через показатель говорящего-наблюдателя в контексте, например: «Наконец – есть некоторая интенсивность, нетерпеливость героя (который спешит увидеть дом тети, сестру)» [Муравьева, 2014: 60]. Муравьева считает, что информация о перцептивности связана с говорящим-наблюдателем, что подчеркивает антропоцентрические характеристики перцепции. Анализ такого вида не только отражает антропоцентрическую черту перцепции, но также демонстрирует методы анализа художественного текста.
Чувственное восприятие человека в значительной степени вытекает из психологических ощущений, оказывающих прямое воздействие на информацию, получаемую через перцепцию. М. А. Гедина проводит анализ корпуса фразеологических единиц и пословиц, содержащих элементы с перцептивной семантикой, и исследует синестезию в языковых картинах мира на английском и немецком языках. После анализа лексического материала на этих языках исследователь делает вывод о необходимости мыслительного компонента в функционировании перцептивной системы человека. Ученый приходит к заключению, что языковые картины мира отражают все основные характеристики перцептивной системы человека [Гедина, 2011: 35].
А. И. Демчук кратко излагает научные знания о сенсорной реакции и развитии концепции перцепции, основанной на мыслях о перцепции таких философов, как Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Модусы перцепции тесно взаимосвязаны. Эта связь основана на накопленном жизненном опыте. Взаимосвязь ощущений проявляется в полимодальности, сенсибилизации и интермодальности, то есть в синестезии [Демчук, 2017: 30]. Это показывает, что анализ текста не должен ограничиваться только словами с перцептивными значениями, а должен учитывать контекст и использовать языковую синестезию для раскрытия метафорического смысла, лежащего за перцепциями.
Проблема языкового отражения перцептивной картины мира, понимаемой как особенности восприятия мира, средства вербализации модусов перцепции и лексика, относящаяся к сфере чувственного восприятия, изучалась в различных аспектах на материале многих языков [Демчук, 2017: 32].
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, результат исследования отражает достижение цели и выполнения задач. Мы проанализировали языковые средства создания перцептивной картины мира, используемые Н. В. Гоголем в его повести «Нос». В первой главе мы уточнили теоретические основы, изучали историю исследования перцептивной картины мира в художественных текстах. В второй главе мы расклассифицировали и проанализировали языковые единицы, выявили перцептивную картину мира в повести Н. В. Гоголя «Нос».
Прежде всего, основа анализа положена в лингвокультурологическом аспекте. Лингвокультурология является рамкой теоретической части, внутри которой представлены понятия разных картин мира, далее в данной структуре представлены основы классификации и история исследования перцептивной картины мира. Речь идет о теоретической значимости предлагаемой классификации и анализа выражений перцепции в повести «Нос», которые представлены в работе, что выявило сущностный смысл произведения и мысль писателя в аспекте перцептивности. Далее анализ языковых средств создания перцептивной картины мира повести Гоголя позволяет выявить новые возможности и средства для изучения лингвокультурологии и художественных текстов.
Данное исследование отражает русскую культуру, стоящую за художественным текстом, а также показываются модели анализа языковых средств создания перцептивной картины мира в повести Н. В. Гоголя «Нос», что выявляет соотношения между эксплицитными и имплицитными выражениями перцепции, глубокое значение произведения, мир восприятия писателя. Исследование имеет практическую значимость, т.е. результаты исследования могут быть применены при изучении и перевода художественных текстов.
В процессе исследования нам встретилось множество трудностей, большинство из которых могут разделять на следующие типы: 1) понимание художественного текста; 2) различие между русской и китайской культурами; 3) быт русского народа XIX века; 4) выбор языковых единиц, в которые включены выражения перцепции запаха и осязания. Для того чтобы решить данные сложные вопросы, мы выбрали некоторые авторитетные словари в качестве определений языковых единиц, далее воспользовались Русским ассоциативным словарем в качества источника дополнительных коннотаций при анализе.
Результат исследования доказывает, что гипотеза верна. Выражения перцепции имеют антропоцентрическую составляющую, поскольку восприятие мира представлено человеком с помощью органов чувств. И эти выражения перцепции также отражают идиостиль, сознание, мировоззрение и мысль писателя по сюжету повести и языковым средствам. Подводя итоги исследования, можно сказать, что анализ перцептивной базы русского языка на примере художественного текста полезно иностранным студентам, чтобы понять суть самого произведения Н. В. Гоголя.



1. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 томах./ Н. В. Гоголь. – Текст (визуальный) : непосредственный // М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937-1952. Том 3. – С. 49-75.
2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В трех томах / Т. Ф. Ефремова. – Текст (визуальный) : непосредственный. // Издательство АСТ. – 2006. – 3301 с. – URL: https://gufo.me/dict/efremova (дата обращения: 16.04.2024).
3. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. / Т. В.Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. – ISBN 978-5-98993-133-0 – Текст (визуальный) : непосредственный.
4. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов [и др.] – Москва, 1994. – (Ассоциативный тезаурус современного русского языка / РАН. Ин-т рус. яз.). – URL: http://tesaurus.std-555.ist.mospolytech.ru/dict/(дата обращения: 16.04.2024).
5. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3. – Текст (визуальный) : непосредственный. – URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 16.04.2024).
6. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Текст (визуальный) : непосредственный. // Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Азъ, 1994. – 907 с. – URL: https://gufo.me/dict/ozhegov?ysclid=lvtmhuhjtl468520530 (дата обращения: 16.04.2024).
7. Ананьев Б. Г. Осязание в процессах познания и труда [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ленингр. ин-т педагогики ; Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, А. В. Ярмоленко ; Под ред. Б. Г. Ананьева. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 263 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
8. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. I: Парадигматика. / Ю. Д. Апресян. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 568 с. – ISBN 978-5-9551-0304-4 – Текст (визуальный) : непосредственный.
9. Арутюнова Н. Д.Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – XV. – 895 с. – ISBN 5-7859-0027-0 (В пер.) – Текст (визуальный) : непосредственный.
10. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка. / А. В. Бондарко. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 736 с. – ISBN 5-94457-021-0 – Текст (визуальный) : непосредственный.
11. Буров А. А. Формирование современной русской языковой картины мира (способы речевой номинации): Филологические этюды. Монография / А. А. Буров. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. – 319 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
12. Виноградов В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. – Москва ; Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1947. – 783 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
13. Воробьев В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев – М. : Изд-во РУДН, 2006. – 340 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
14. Земичева С. С. Перцептивная картина мира диалектной языковой личности. / С. С. Земичева. – Томск: З51 Изд-во Том. ун-та, 2016. – 208 с. – ISBN 978-5-7511-2447-2 – Текст (визуальный) : непосредственный.
15. Зиновьева Е. И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник. / Е. И. Зиновьева. – СПб. : СПбГУ; Нестор-История. – 2016. – 182 с. – ISBN 978-5-4469-0988-9 – Текст (визуальный) : непосредственный.
...
52 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ