ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПЛАТНЫЕ ПАРКОВОЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ИСТОРИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 7
1.1. Теоретические концепции платных парковочных пространств 7
1.2. Создание и развитие платных парковочных зон в зарубежных странах 11
1.3. Создание платных парковочных зон в городах России: сравнительный анализ 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЛАТНЫХ ПАРКОВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 26
2.1. Создание и развитие Единого городского платного парковочного пространства в Санкт-Петербурге 26
2.2. Законодательное регулирование Единого городского платного парковочного пространства в Санкт-Петербурге 31
2.3. Особенности и тенденции развития платных парковочных пространств в Санкт-Петербурге 40
2.4. Оценка результатов внедрения платных парковок в Санкт-Петербурге 48
2.5. Интервью с экспертами в сфере платных парковочных зон Санкт-Петербурга 55
2.6. Субъективная оценка результатов внедрения платных парковочных пространств в Санкт-Петербурге 56
2.7. Рекомендации по улучшению инфраструктуры и сервиса платных парковочных пространств в Санкт-Петербурге 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованной литературы 89
Приложение 1 95
Гайд интервью с директором СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» Михаилом Михайловичем Курдяевым 95
Приложение 2 95
Гайд интервью с техническим директором ООО «Дорнадзор» Ириной Сергеевной Рыковой 95
Приложение 3 96
Опросный лист пешеходов и водителей Санкт-Петербурга 96
Для современного постиндустриального общества характерен чрезмерный рост уровня автомобилизации населения, что влечет за собой множество проблем транспортной инфраструктуры любого крупного города страны. В Санкт-Петербурге до введения платных парковочных зон дорожное пространство города «страдало» от неконтролируемой парковки, пробок, ограниченного передвижения пешеходов на тротуарах, затруднительного движения городского пассажирского транспорта. Проанализировав складывающуюся ситуацию, власти Санкт-Петербурга стали постепенно вводить с 2014 г. платную парковку, зоны действия которой из года в год расширяются. В настоящее время платные парковочные зоны функционируют в пределах 4 районов: в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском. Введение платы за парковку в Санкт-Петербурге является ограничительной мерой, направленной на увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, создание предпочтений для поездок на общественном транспорте, снижение количества нарушений правил дорожного движения и решение других проблем транспортной инфраструктуры города. Для Санкт-Петербурга это особенно актуально ввиду плотной исторической застройки и стесненных условий улично-дорожной сети. На данный момент проблемы окончательно не решены, автомобилисты продолжают испытывать неудобства и вынуждены конкурировать за дефицитные парковочные места на платных парковочных зонах, тратя лишнее время и ресурсы.
Тема управления городской мобильностью актуализировалась после нескольких лет постепенного развития – за последние четыре года количество городов с платным парковочным пространством выросло более чем на 25%. Однако, как и любое нововведение, данное явление имеет свои недостатки, с которыми ежедневно сталкиваются граждане. В Санкт-Петербурге автомобилисты вынуждены тратить время и ресурсы для поиска парковки в рамках платных парковочных зон, либо заведомо нарушать правила парковки, создавая проблемы для других участников дорожного движения, приводя к созданию пробок. Кроме того, непроработанный вопрос дефицитных платных парковочных мест в центральных районах города ограничивает возможности городской власти в регулировании транспортной системы определенных улиц города и получению дополнительных доходов в бюджет Санкт-Петербурга. Разработка мер для развития платных парковочных зон является важной задачей властей Санкт-Петербурга и общественности в целом. Актуальность исследования подтверждается особым вниманием этой темы со стороны общества, в Петербурге жители Василеостровского и Адмиралтейского районов активно требуют отмены платных парковок через суды. Тема Единых платных парковочных зон широко обозревается в СМИ и социальных сетях Санкт-Петербурга. Начиная с 2022 года ООО «Дорнадзор» (лидер рынка обследования автодорог в России) проводит ежегодный аналитический обзор рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства, где широко представлены результаты введения платы за парковочные места.
Объект исследования. Платные парковочные пространства в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования. Управление развитием платных парковочных пространств в Санкт-Петербурге.
Формат работы. Исследовательская работа
Цель работы. Разработать рекомендации, способствующие развитию платных парковочных пространств в Санкт-Петербурге...
Платные парковки являются важным элементом развития городской инфраструктуры городов мира. За последние годы вопрос платных парковок все чаще поднимается в городах нашей страны, в настоящий момент платные парковочные пространства, как отмечалось в исследовании, введены в 24 городах России, при этом в 39 городах имеются планы по запуску, что подтверждает актуальность исследования и важность вопроса платного паркования. В ходе настоящего исследования был проанализирован опыт функционирования платных парковок в России и в мире. В тексте работы приведены и проанализированы нормативные акты, регулирующие инфраструктуру платных парковок в Санкт-Петербурге и России. В рамках исследования было проведено два интервью с экспертами: с директором СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» Курдявыем Михаил Михайловичем и с техническим директором «Дорнадзор» Ириной Рыковой, в ходе которых удалось узнать актуальную информацию о функционировании платных парковок в городе и узнать о планах развития.
Было установлено, что введение платных парковок в Санкт-Петербурге привело к следующим положительным результатам:
уменьшение транспортного потока в центральных районах города;
снижение количества нарушений правил парковки, что способствовало повышению безопасности дорожного движения на дорогах города;
увеличение доходов бюджета за счет получения прибыли с платных парковок.
В ходе исследования был проведен опрос пешеходов и водителей Санкт-Петербурга, где водителями города была дана субъективная оценка пяти показателей развития платных парковок: Физическая доступность, Финансовая доступность, Устойчивое развитие, Эффективность и Удобство платных парковочных зон. При анализе оценки результатов внедрения платных парковочных зон и результатов опроса респондентов были выведены ключевые проблемы функционирования парковок в настоящее время:
низкие значения показателя «Финансовой доступности» платных парковочных зон;
низкие значения показателя «Физической доступности» платных парковочных зон;
проблемы в работе приложения по оплате парковок «Парковки Санкт-Петербурга», что приводит к снижению показателей «Удобства» и «Эффективности» платных парковочных зон;
большая заполняемость парковочных мест на центральных улицах города, что приводит к снижению показателей «Физической доступности» и «Удобства» платных парковочных зон.
В качестве результатов исследования были предложены меры по развитию платных парковочных зон в Санкт-Петербурге, которые закрывают проблемные вопросы функционирования платных парковок в городе. Для разработки рекомендаций было дополнительно проведено включенное наблюдение, в ходе которого удалось подтвердить проблемы платных парковок в Санкт-Петербурге и спроектировать макет-карту для рекомендации по созданию дифференцированной тарификации в городе.
Проведенное исследование позволило выявить основные проблемы функционирования платных парковок в Санкт-Петербурге и предложить пути их решения. Реализация предложенных мер позволит повысить эффективность и удобство платных парковок, а также улучшить транспортную ситуацию в городе.
1. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» 1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». URL: https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/images/24c67c635bc530fb24109898b8a07009.pdf
2. КСОДД Санкт-Петербурга. Администрация Санкт-Петербурга. 2018.
3. Минтранс России. 2016. Аналитический обзор «Анализ зарубежного опыта в сфере создания и развития единого парковочного пространства». URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/5498?type=
4. О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 № 313.
5. О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 №543 «О Порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего регионального значения в Санкт-Петербурге». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2023 № 673.
6. О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга» от 29.12.2014 № 1294. Постановление Правительства Санкт-Петербурга т 05.07.2022 № 620.
7. О государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Единое городское парковочное пространство», реорганизации Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городской центр автостоянок и гаражей» и внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836, от 30.12.2013 № 1095. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2014 № 945.
8. О Комитете по транспорту. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 226.
9. О максимальном размере платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, на 2021 год. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2020 № 1005.
10. О Методике расчета и максимальном размере платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 544.
11. О некоторых вопросах порядка ведения месячных и годовых парковочных разрешений и о направлении уведомления владельцам транспортного средства, указанного в месячном или годовом парковочном разрешении, об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении. Распоряжение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 28.07.2015 № 231-р.
12. О персональных данных. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152.
13. О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1294.
14. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59.
15. О Порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 543...80