АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМ ЦЕНТРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность и содержание понятия социальное проектирование 6
1.2 Специфика технологии социального проектирования в культурно-досуговой деятельности 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ 18
2.1. Сравнительная характеристика особенностей реализации социального
проектирования в культурно-досуговых центрах 18
2.2. Анализ опыта реализации социального проекта творческая
лаборатория «Первоклассные каникулы» 24
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕМЫ
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» 39
3.1 Методический анализ и подбор учебного материала для междисциплинарного курса «Социальная проектирование в досуговой деятельности» 39
3.2 Разработка плана занятия по междисциплинарному курсу «Социальная проектная деятельность» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность и содержание понятия социальное проектирование 6
1.2 Специфика технологии социального проектирования в культурно-досуговой деятельности 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ 18
2.1. Сравнительная характеристика особенностей реализации социального
проектирования в культурно-досуговых центрах 18
2.2. Анализ опыта реализации социального проекта творческая
лаборатория «Первоклассные каникулы» 24
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕМЫ
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» 39
3.1 Методический анализ и подбор учебного материала для междисциплинарного курса «Социальная проектирование в досуговой деятельности» 39
3.2 Разработка плана занятия по междисциплинарному курсу «Социальная проектная деятельность» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
В условиях современного динамично развивающегося общества актуальным остается вопрос сохранения и обеспечения его стабильности, гармонизации социальных отношений. Во многом это обеспечивается быстрой реакцией социальных институтов, общественных организаций на разрешение возникающих социальных проблем в жизнедеятельности разных групп населения.
Социальное проектирование является относительно новым механизмом своевременного реагирования по решению социальных проблем. Для его эффективной реализации необходимо, чтобы авторы, реализующие социальный проект, владели базовыми знаниями и навыками проектирования, постоянно совершенствуя проектный опыт.
Социальное проектирование осуществляется в различных сферах жизни населения: образование, наука, спорт, культура, медицина, благотворительность, экология, повышение условий жизни и труда и другое. Каждое из направлений способствует повышению уровня жизни данной сферы и решению социально-значимых проблем.
Социальное проектирование включает в себя систему элементов, способствующих достижению социально-значимых целей. В современной научной литературе социальное проектирование имеет разнообразный понятийный контекст. По мнению российский педагогов и философов социальное проектирование определяется как способ достижения социально-значимой цели, но в то же время и как процесс развития социальных систем, их свойств и отношений на основе социального прогнозирования. Таким образом можно сделать вывод о недостаточности уровня изученности данного вопроса.
Сфера творческого развития детей в социальном проектировании на уровне регионов и городов имеют низкий уровень развития (Приложение 1). В связи с этим отсутствует многообразие форм развития подрастающего поколения, впоследствии недостаточное внимание к становлению личности ребенка. Творческое обучение побуждает ребенка находить свой собственный путь, определять свой вектор развития, развивать мышление, логику и фантазию, адаптироваться к условиям социальных отношений. Творчество значимо для развития ребенка, поскольку через него происходит познание мира установки свое места в нем.
В связи с различием в представлениях понятия социальное и проектирование и низкой развитостью сферы творческого развития детей, можно определить проблему работы: теоретическое обоснование понятия технология социального проектирования и анализ технологии социального проектирования в сфере творческого развития детей.
Цель работы - проанализировать особенности реализации технологии социального проектирования в культурно-досуговом центре.
Объект исследования - социальное проектирование.
Предметом работы являются особенности реализации технологии социального проектирования в культурно-досуговом центре.
Задачи работы:
1) изучить сущность и содержание понятия социальное проектирование;
2) выявить специфику технологии социального проектирования в культурно-досуговой деятельности;
3) подготовить сравнительную характеристику особенностей реализации социального проектирования в культурно-досуговых центрах;
4) произвести анализ опыта реализации социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы»;
5) провести методический анализ и подбор учебного материала для междисциплинарного курса «Социальная проектная деятельность»;
6) Разработать план занятия по междисциплинарному курсу «Социальная проектная деятельность».
Методологическая основа исследования являются научные труды в области социального проектирования (Гатина Л. И., Курбатов В. И. и Курбатова О. В., Леньков Р. В., Луков В. А., Макеева О. В., Марков А. П., Бирженюк Г. М.) и исследования в области педагогического сопровождения досуга детей (Воловик А.Ф. и Воловик В.А., Грушецкая И. Н., Дашковская О. Д., Леутина А. Л., Потехина И. П., Михалева М. Н.).
Методы исследования:
1) теоретические - изучение документов, справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение опыта реализации социального проектирования; анализ понятийного поля проблемы;
2) эмпирические - наблюдение, тестирование, интервьюирование, анализ документов, анализ результатов анкетирования.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении сведений об особенностях реализации социального проектирования в культурно-досуговых центрах.
Практическая значимость состоит в возможности внедрения полученных результатов в процесс реализации социального проектирования в сфере детства.
Апробация исследования проходила на базе социально-культурно-досугового центра «Современник» в г. Лесной.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Социальное проектирование является относительно новым механизмом своевременного реагирования по решению социальных проблем. Для его эффективной реализации необходимо, чтобы авторы, реализующие социальный проект, владели базовыми знаниями и навыками проектирования, постоянно совершенствуя проектный опыт.
Социальное проектирование осуществляется в различных сферах жизни населения: образование, наука, спорт, культура, медицина, благотворительность, экология, повышение условий жизни и труда и другое. Каждое из направлений способствует повышению уровня жизни данной сферы и решению социально-значимых проблем.
Социальное проектирование включает в себя систему элементов, способствующих достижению социально-значимых целей. В современной научной литературе социальное проектирование имеет разнообразный понятийный контекст. По мнению российский педагогов и философов социальное проектирование определяется как способ достижения социально-значимой цели, но в то же время и как процесс развития социальных систем, их свойств и отношений на основе социального прогнозирования. Таким образом можно сделать вывод о недостаточности уровня изученности данного вопроса.
Сфера творческого развития детей в социальном проектировании на уровне регионов и городов имеют низкий уровень развития (Приложение 1). В связи с этим отсутствует многообразие форм развития подрастающего поколения, впоследствии недостаточное внимание к становлению личности ребенка. Творческое обучение побуждает ребенка находить свой собственный путь, определять свой вектор развития, развивать мышление, логику и фантазию, адаптироваться к условиям социальных отношений. Творчество значимо для развития ребенка, поскольку через него происходит познание мира установки свое места в нем.
В связи с различием в представлениях понятия социальное и проектирование и низкой развитостью сферы творческого развития детей, можно определить проблему работы: теоретическое обоснование понятия технология социального проектирования и анализ технологии социального проектирования в сфере творческого развития детей.
Цель работы - проанализировать особенности реализации технологии социального проектирования в культурно-досуговом центре.
Объект исследования - социальное проектирование.
Предметом работы являются особенности реализации технологии социального проектирования в культурно-досуговом центре.
Задачи работы:
1) изучить сущность и содержание понятия социальное проектирование;
2) выявить специфику технологии социального проектирования в культурно-досуговой деятельности;
3) подготовить сравнительную характеристику особенностей реализации социального проектирования в культурно-досуговых центрах;
4) произвести анализ опыта реализации социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы»;
5) провести методический анализ и подбор учебного материала для междисциплинарного курса «Социальная проектная деятельность»;
6) Разработать план занятия по междисциплинарному курсу «Социальная проектная деятельность».
Методологическая основа исследования являются научные труды в области социального проектирования (Гатина Л. И., Курбатов В. И. и Курбатова О. В., Леньков Р. В., Луков В. А., Макеева О. В., Марков А. П., Бирженюк Г. М.) и исследования в области педагогического сопровождения досуга детей (Воловик А.Ф. и Воловик В.А., Грушецкая И. Н., Дашковская О. Д., Леутина А. Л., Потехина И. П., Михалева М. Н.).
Методы исследования:
1) теоретические - изучение документов, справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение опыта реализации социального проектирования; анализ понятийного поля проблемы;
2) эмпирические - наблюдение, тестирование, интервьюирование, анализ документов, анализ результатов анкетирования.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении сведений об особенностях реализации социального проектирования в культурно-досуговых центрах.
Практическая значимость состоит в возможности внедрения полученных результатов в процесс реализации социального проектирования в сфере детства.
Апробация исследования проходила на базе социально-культурно-досугового центра «Современник» в г. Лесной.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Социальное проектирование - инновационная форма, с помощью которой достигается требуемый социальный уровень жизни населения, требующий глубокого изучения его сущности и содержания. Не смотря на сложность и многообразие понятия, уже на начальном этапе его познания возможно получить хорошие плоды трудов субъекта проектирования. При реализации новых форм проектов могут быть созданы новые методы решения различных социальных проблем, что ведет к развитию социума в целом.
Благодаря развитию социально-культурного проектирования происходит совершенствование и переориентация деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики, а также создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров и т. п.).
Учитывая, что культурная инфраструктура - это важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, в качестве критериев определения нормативов ее развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения, а также меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения .
Таким образом, проведя мониторинг видов реализующихся социальных проектов, можно сказать, что сфера социального-культурного проектирования имеет большой потенциал к развитию на территории России, производя существенные крупные результаты, которые способны решать вопросы социального характера.
При анализе социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы» был выявлен ряд недочетов, связанных с документацией проекта и работой персонала:
1) сотрудники, занятые в реализации проекта имеют маленький опыт работы в данной сфере, не все педагоги, проводящие уроки для детей, в рамках проекта, имеют педагогическое образование;
2) недостаточная информированность сотрудников о целях проекта;
3) недостаток уровня ответственности сотрудников, отсутствие распределения зон ответственности.
Не смотря на ряд недостатков, проект имеет хорошие показатели реализации: выполнение плановых показателей проекта по критериям эффективности на удовлетворительном уровне, положительные отзывы участников проекта об его проведенных программах.
Для развития проекта разработаны следующие рекомендации:
1) проведение бесед с родителями на тему занятости их детей в неурочное время;
2) внедрение дополнительно формы рекламной кампании по направлению набора в клубные формирования;
3) приглашение специальных гостей для проведения занятий на сменах в качестве рекламы клубных формирований города.
4) деление детей на команды с учетом их уровня подготовки к восприятию темы занятий;
5) внедрение контрольных точек между занятиями для определения уровня познания участников для возможной коррекции программе на основе полученных данных.
При разработке методических рекомендаций по изучению темы «Социальное проектирование» было установлено, что:
1) по данной теме имеется достаточное количество учебного и научного материала в сопоставлении с научной разработанностью темы;
2) структура учебного пособия соответствует учебным программам по теме;
3) содержание учебного пособия отвечает стандартам обучения и позволяет подстроиться под требуемую педагогу форму обучения.
Таким образом, цель исследования - провести анализ документации социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы» и этапов его реализации была достигнута, гипотеза доказана.
Благодаря развитию социально-культурного проектирования происходит совершенствование и переориентация деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики, а также создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров и т. п.).
Учитывая, что культурная инфраструктура - это важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, в качестве критериев определения нормативов ее развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения, а также меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения .
Таким образом, проведя мониторинг видов реализующихся социальных проектов, можно сказать, что сфера социального-культурного проектирования имеет большой потенциал к развитию на территории России, производя существенные крупные результаты, которые способны решать вопросы социального характера.
При анализе социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы» был выявлен ряд недочетов, связанных с документацией проекта и работой персонала:
1) сотрудники, занятые в реализации проекта имеют маленький опыт работы в данной сфере, не все педагоги, проводящие уроки для детей, в рамках проекта, имеют педагогическое образование;
2) недостаточная информированность сотрудников о целях проекта;
3) недостаток уровня ответственности сотрудников, отсутствие распределения зон ответственности.
Не смотря на ряд недостатков, проект имеет хорошие показатели реализации: выполнение плановых показателей проекта по критериям эффективности на удовлетворительном уровне, положительные отзывы участников проекта об его проведенных программах.
Для развития проекта разработаны следующие рекомендации:
1) проведение бесед с родителями на тему занятости их детей в неурочное время;
2) внедрение дополнительно формы рекламной кампании по направлению набора в клубные формирования;
3) приглашение специальных гостей для проведения занятий на сменах в качестве рекламы клубных формирований города.
4) деление детей на команды с учетом их уровня подготовки к восприятию темы занятий;
5) внедрение контрольных точек между занятиями для определения уровня познания участников для возможной коррекции программе на основе полученных данных.
При разработке методических рекомендаций по изучению темы «Социальное проектирование» было установлено, что:
1) по данной теме имеется достаточное количество учебного и научного материала в сопоставлении с научной разработанностью темы;
2) структура учебного пособия соответствует учебным программам по теме;
3) содержание учебного пособия отвечает стандартам обучения и позволяет подстроиться под требуемую педагогу форму обучения.
Таким образом, цель исследования - провести анализ документации социального проекта творческая лаборатория «Первоклассные каникулы» и этапов его реализации была достигнута, гипотеза доказана.



