ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга 6
1.2. Квест как современная форма организации досуга молодежи 17
2. АНАЛИЗ РОЛИ КВЕСТОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ 25
2.1. Роль компании «Авантюра» г. Екатеринбурга в организации квестов 25
2.2. Анализ исследования роли квестов в досуговой деятельности молодежи 28
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ДОСУГ: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ» 45
3.1. Разработка конспекта лекции на тему «Досуг: особенности, формы,
принципы» 45
3.2. Разработка тестирования по теме «Досуг: особенности, формы,
принципы» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы исследования. В жизни молодежи большое значение имеет досуг, который помогает развиваться, расширить кругозор личности. В условиях свободного времени в наибольшей степени заметны рекреационно-восстановительные процессы, которые снимают физические и психические нагрузки, стресс. Благодаря досугу молодое поколение имеет свободу действия в выборе формы, времени, места проведения своего времени в соответствии со своими потребностями.
В настоящее время можно отметить серьезную проблему: недостаточное внимание совершенствованию организации досуга молодежи. Методы осуществления деятельности некоторых учреждений досуга устарели, существует острая необходимость модернизации досуговых учреждений, формирования новых досуговых технологий, а также создании условий для полной самореализации личности в данной сфере.
Обширные социальные контакты, повседневное разнообразное общение с единомышленниками, досуговые предпочтения, создающие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются одними из ключевых параметров самоидентификации молодого человека с определенной социальной группой или средой.
Умение молодежи грамотно использовать свое свободное время является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Поэтому важно пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи.
Цель работы: проанализировать специфику организации досуговой деятельности молодежи.
Объект исследования - досуг молодежи.
Предмет исследования - особенности досуговой деятельности молодежи в организации «Авантюра» г. Екатеринбурга.
Задачи работы:
1) изучить специфику и содержание молодежного досуга;
2) рассмотреть квест как современную форму организации досуга молодежи;
3) выяснить роль компании «Авантюра» в организации квестов в Екатеринбурге;
4) произвести анализ исследования роли квестов в досуговой деятельности молодежи;
5) разработать лекцию на тему «Досуг: особенности, формы, принципы»;
6) разработать тест по теме лекции «Досуг: особенности, формы, принципы».
Методологической основой исследования являются научные труды исследователей в области организации досуга (Гойхман О. Я., Исаева И. Ю., Петрова Т. Э., Стрельцов Ю. А., Шарапова Н. С., В. А. Воловик, Э. В. Соколов, Жаркова Л. С).
Методы исследования:
1) теоретические - изучение справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования; систематизация и обобщение информации;
2) эмпирические - анализ документов, анкетирование, опрос экспертов.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении сведений об особенностях организации досуговой деятельности молодежи.
Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В последнее время все большее внимание уделяется изучению досуга молодежи. Такую тенденцию можно объяснить тем, что происходят изменения в структуре досуга в связи с переменами социальных и культурных аспектов в обществе. Поэтому важно привести в систему сферу досуга с учетом сложившейся ситуации.
Постоянные изменения в мире обязательно нужно принимать к сведению при организации досуговой деятельности молодежи. Чтобы досуг стал действительно привлекательным для молодого поколения, необходимо строить работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.
Одной из задач выпускной квалификационной работы был анализ исследования роли квестов в досуговой деятельности молодежи в Екатеринбурге посредством анкеты и экспертного опроса.
Было выяснено, что в разных областях своей деятельности, в том числе в области досуга, молодёжи предоставлена большая свобода выбора, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.
Для молодежи важно разнообразное, интересное времяпровождение, но стоит отметить, что стремиться к самосовершенствованию в процессе досуговой деятельности желают немногие, хотя понятие «досуг» предполагает свободное время, посвященное развитию и отдыху. Поэтому необходимо рационально организовать структуру досуга молодежи, это послужит залогом для ее всестороннего и гармоничного развития.
Что касается квестов, можно сказать, что данный вид досуга в настоящий момент набирает популярность среди молодежи Екатеринбурга и является достаточно распространенным видом досуга. Однако роль квестов среди молодежи недооценена, многие отмечают развлекательный характер данного вида досуга, приносящий эмоции и впечатления, но важна и развивающая составляющая. Каждый квест направлен на развитие у участников способностей к логическому мышлению, получение новых знаний, умений вести себя в стрессовой ситуации и быстро принимать решение, а также способствует сплочению коллектива, развитию воображения, внимательности.
Основной источник информации о квестах - Интернет, но стоит уделить внимание распространению информации в печатной продукции, телевизионных программах и других средствах массовой информации. Изучение потребностей основных клиентов, применение новых технологий для развития индустрии поможет улучшить качество квестов и привлечь большое количество клиентов.
Таким образом, эффективная организация досуговой деятельности предоставляет молодежи возможность самовыражения и самоутверждения, активного проявления его творческих способностей, что будет способствовать развитию его личности.
1. 5 неочевидных фактов о пользе квестов [Электронный ресурс]. Режим доступа:https ://questme. ru/article/posts/5-neochevidnyh-faktov-o-polze-kvestov/
2. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Аванесова. М: Аспект Пресс, 2006. 336 с.
3. Агапова Е. П. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие / Е. П. Агапова. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 125 с.
4. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования / А. А.
Андреева. Пермь: Меркурий, 2015. 147 с.
5. Андреева А. В. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики / А. В. Андреева, Л. Н. Жуковская, С. В. Костылев и др. Красноярск: СФУ, 2014. 128 с.
6. Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 192 с.
7. Асобина Т. В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодежи / Т. В. Асобина. Дис. ... канд. философ. наук. Ростов- н/Д, 2015. 160 с.
8. Басов Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения : учеб. пособие / Н. Ф.Басова. М.: КНОРУС, 2016. 528 с.
9. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / Н. Ф.
Басов. 4-е изд. М. : Дашков и К, 2015. 328 с.
10. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 398 с.
11. Вишняк А. И. Тарасенко, В.И. Культура молодежного досуга / А. И.
Вишняк, В. И. Тарасенко. Киев: Высшая школа, 2009. 210 с.
12. Воронин А. А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи / А. А. Воронин // Общество и право, 2011. № 2. 203 с.
13. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий: учеб. пособие / О. Я. Гойхман. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2018. 136 с.
14. Дашковская О. Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций / О. Д. Дашковская. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 71 с.
15. Досуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //mirslovarei. com/content_fil/DOSUG-7357. html
16. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова. 3-е изд. М. : МГУКИ, 2010. 195 с.
17. Зубок Ю. А. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. А. Зубок, В.
И. Чупров. М.: МИИТ, 2009. 322 с.
18. Ильичева Н. А. Молодежь в социальном пространстве общества / Н.
А. Ильичева // Успехи современного естествознания, 2007. № 1. 310 с.
19. Ионова В. А. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности / В. А.
Ионова, Е. В. Подопригора // Homo Cyberus. 2016. № 1. 154 с.
20. Ионова О. В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О. В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2015. № 3. 275 с.
21. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И. Ю. Исаева.
М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2010. 200 с.
22. Квест [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82&oldid=75561296
23. Крестъянов В. П. Педагогика досуга : учеб. пособие для студентов
педагогических вузов и высших учебных заведений культуры / В. П.
Крестьянов. Орел : ОГУ, 2010. 312 с.
24. Кто играет в квесты? Статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://questme.ru/article/posts/kto-igraet-v-kvestyi-statistika/
25. Культурно-досуговая деятельность. Теоретические аспекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://o-dosuge.ru/teoreticheskie- osnovy-industrii-do suga-za-rubezhom. htm
26. Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социс. 2010. № 1. 165 с.
27. Лясников Н. В. Социально-экономические условия
формирования духовной культуры студенческой молодежи: учеб. пособие / Н. В. Лясников, Ю. В. Лясников. М.: Издательство ВНИИФК, 2003. 408 с.
28. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. М: изд-во «Институт социологии РАН», 2000. 264 с.
29. Петрова Т. Э. Организация работы с молодежью: учеб.пособие / Т.
Э. Петрова, И. Э. Петрова. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 239 с.
30. Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина // Высшее образование в России, 2009. № 1. 289 с.
31. Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А. С. Попова // Молодой ученый. 2014. № 11. 281 с.
32. Пугачев А. С. Социализация учащихся в сфере досуга / А. С. Пугачев // Молодой ученый, 2013. № 1. 346 с.
33. Салтыкова В. Е. Свободное время в субъективных оценках молодежи Хабаровского края / В. Е. Салтыкова // Теория и практика общественного развития, 2014. № 12. 316 с.
34. Сафарян А. В. Стили жизни молодежи / А. В. Сафарян // Знание. Понимание. Умение, 2008 . № 3. Режим доступа: [http://www.zpu-journal.ru/]
35. Сокол И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодой ученый № 6, 2014. 281 с.
36. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие. / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2002. 90 с
37. Стрельцов Ю. А. Педагогика досуга: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2010. 307 с.
38. Стрельцов Ю. А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю. А. Стрельцов // Вестник Моск. ун-та культуры и искусств. 2013. № 1. 198 с.
39. Тайна популярности квестов. Почему квесты стали мировым хитом
развлечений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youngandcreative.ru/tayna-populyarnosti-kvestov-v-realnosti/
40. Чистякова К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян / К. В. Чистякова // Человек в мире культуры. 2013. №2. 105 с.
41. Шарапова Н. С. Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий / Н. С. Шарапова. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 65 с.
42. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного института культуры, 2014. № 6. 215 с.