ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 7
1.1. Организация деятельности органов местного самоуправления
в сфере охраны окружающей среды 7
1.2. Полномочия органов местного самоуправлeния в сфере
охраны окружающей среды 13
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОРГНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 21
2.1. Осуществление органами местного самоуправлeния
экологического мониторинга 21
2.2. Осуществление органами местного самоуправления экологического контроля 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ДР...30 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ДР 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
На сегодняшний день вопросы связанные с экологической обстановкой в России, стоят на заметке, указанное обстоятельство подтверждается Указом Президента РФ от 05.01.2016 № 7 (в ред. от 03.09.2016) «О проведении в Российской Федерации Года экологии»1 в 2017 году, а также стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года2, где стратегической целью государственной экологической политики выступает решение социально-экономических задач, способствующее экологически ориентированному росту экономики, поддержанию положительной окружающей среды и сохранению ресурсов природы для обеспечения населения страны, реализации права на благоприятную окружающую среду, является конституционной, так в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014)3 (далее Конституция РФ), упрочняющим правовой порядок в сфере охраны окружающей среды и обеспечивающий экологическую безопасность.
В статье 58 Конституции РФ используется термин «окружающая среда», который следует понимать широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды, это среда обитания и производственной деятельности человека. При этом среди объектов окружающей среды Конституция РФ особую роль отдает деятельности граждан страны, которая должна быть реализована посредством бережного отношение к природным ресурсам и богатствам Российской Федерации. Среди конституционных обязанностей человека реализация этой обязанности, пожалуй, в наибольшей степени непосредственно связана с благом самого человека, с чем, в свою очередь, корреспондируется обязанность соответствующих государственных и муниципальных органов власти обеспечить конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду в соответствии с нормами ст. 42 Конституции РФ.
Следовательно, в деятельности органов местного самоуправления функция охраны окружающей среды предполагает систему мер, направленных, с одной стороны, на повышение качества окружающей среды, благоприятно воздействующей на человека, с другой стороны, на защиту окружающей среды от причиняющей ей вред деятельности самого человека.
В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды»4 охрана окружающей среды определяется, как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды определяются в соответствии со ст. 7 указанного Закона.
Таким образом, для реализации стратегических задач, требуется система эффективных правовых мер, среди которых первостепенное значение принадлежит организационно-правовым, что обусловлено ролью муниципального управления, направленного на достижение целей и задач государственной экологической политики.
Но, на сегодняшний день одной из наиболее важных проблем в данной сфере является несовершенство отечественного законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды, а именно не сформирован оптимальный эколого-правовой механизм, а также отсутствует система экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических отношений.
Обозначенная проблема указывает на актуальность выбранной темы дипломного исследования.
Объект данной дипломной работы - общественные отношения по осуществлению деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.....
В ходе проведенного комплексного анализа правового регулирования деятельности органов муниципальной власти в сфере охраны окружающей среды установлено, что под правовым регулированием в юридической литературе понимается осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно - организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с юридическим потребностями.
Определено, что деятельность органов муниципальной власти в сфере охраны окружающей среды прежде всего регулируется нормами ст. 42 и ст. 58 Конституции РФ, а также Федерального закона «Об охрлне окружающей среды», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 01.05.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерлции », а также рядом других законодательных актов.
Содержание муниципального экологического управления обусловлено ролью муниципальной власти, которая отведена ему Конституцией Российской Федерлции. Обязательность участия в деятельности по охрлне окружающей среды органов муниципальной власти, а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях являются принципами охраны окружающей среды согласно ст. 3 Федерального закона «Об охрлне окружающей среды».
Охрана окружающей среды как задача общегосударственного значения решается на всех уровнях публичной власти. Традиционно наибольший объем природоохранной компетенции концентрируется на федеральном уровне.
В последние годы в рамках проводимой административной реформы произошло заметное перераспределение природоохранных полномочий в пользу региональных органов государственной власти. При этом вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, также подвергались изменениям.
Правовое регулирование природоохранных полномочий органов местного самоуправлeния свидетельствует о нестабильности подходов к их определению, что вполне очевидно отражает не только изменения в экологической политике государства, но и - в еще большей степени - повороты в муниципальном законодательстве и построении межбюджетных отношений.
Так, полномочия органов местного самоуправлeния в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определены в ст. 7. Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно нормам закона, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
• организация мероприятий межпоселенческого характера по охрлне окружающей среды;
• организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охрaне окружающей среды в рамках территории городского округа;
• организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, сходны у различных видов муниципальных образований.
Так, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охрaне окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в рамках территории городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 07.03.2017) // Российская газета. 2004. 30 дек.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01.05.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправлeния в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40 Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3010.
7. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 25 июл.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
9. Указ Президента РФ от 05 января 2016 г. № 7 (в ред. от 03.09.2016) «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (ч. I). Ст. 321.
10. Закон Свердловской области от 28 декабря 2016 года № 436-СО «Об организации деятельности отделов экологии в органах местного самоуправления Свердловской области» // Областная газета. 2016. 29 дек.
11. Устав муниципального образования Талицкого городского округа, утвержден Решением Талицкой районной Думы от 24 ноября 2005 г. № 396 (в ред. от 27.02.2016 № 4) //
12. http://www.ntagil.org/gorod/ustav.php?SECTION ID=85 (дата обращения 12.04.2018).
13. Распоряжение Главы Администрации Талицкого городского округа от 15 января 2016 г. о деятельности отдела экологии и благоустройства Администрации Талицкого городского округа // Сельская Новь. 2016. № 3. С. 2.
14. Распоряжение Главы Администрации Талицкого городского округа от 15 января 2016 г. № 126 - ТГО о проведении экологического контроля на территории Администрации Талицкого городского округа // Сельская Новь. 2016. № 3. С. 5.....58