ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ЕГО
ПРАВОВАЯ ОСНОВА 8
1.1. Понятие наказания в виде обязательных работ и его
содержание 8
1.2. Правовое регулирование исполнения обязательных
работ 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 15
2.1. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных
работ 15
2.2. Исчисление срока обязательных работ 22
2.3. Ответственность осужденных к обязательным работам 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 30
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
В современном мире назначение заслуженного наказания лицам, совершившим преступные деяния, является одной из важнейших фундаментальных задач 1. В теории уголовного права давно ведутся дискуссии по данному вопросу. Справедливому наказанию посвящено огромное количество научно-исследовательских работ разных авторов.
Применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества в уголовном законодательстве занимают особое значение. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации 192 статьи из 256, а это 75%, предусматривают применение альтернативного наказания1 2.
Система уголовной юстиции России направлена на гуманизацию процесса исполнения наказания. Таким образом, наиболее частое использование таких мер уголовно-правового воздействия, которые не связаны с изоляцией от общества, становится наиболее актуальной задачей уголовной политики3. Реакция государства на преступление должна быть неизбежной, в то же время - разумной, экономной, не должна приводить к неосновательному ограничению прав и интересов граждан, чрезмерному уголовному преследованию.
Вместе с тем, с учетом числа лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с заключением под стражу, общая численность осужденных за последние годы кардинально не изменилась и продолжает составлять порядка 1 млн. граждан (в настоящее время в уголовно-исполнительных инспекциях на учете состоит более 417 тыс. человек, приговоренных к такому виду наказания)4.
Из чего можно заключить, что одной из важнейших задач, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 23.09.2015)5, является увеличение сферы применения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы.
Применение к лицам, совершившим преступление небольшой и средней тяжести, наказаний без непосредственной изоляции от общества обеспечивает снижение уровня преступлений, уменьшает численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы6.
В состав наказаний, не связанных с лишением свободы, входят: лишение специального или воинского звания, классного чина и различных государственных наград; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы.
Осужденные к этим видам наказаний не лишаются такого блага, как личная свобода. Они не отрываются от семьи и друзей, от учебы, работы, от других жизненных процессов.
На приговоренных к обязательным работам нарушителям закона оказывается как карательное, так и исправительное влияние, при этом не нарушает его взаимоотношения. Изучая личности осужденных, можно заметить, что на многих из них большое положительное воздействие оказывают коллективы организаций, в которых они трудятся 1.
При исследовании выбранной темы большое внимание акцентируется на то, что, являясь разновидностью уголовно-исполнительных правоотношений, отношения, возникающие по поводу исполнения обязательных работ, имеют свои специфические особенности. Это, прежде всего, выражается в объекте, по поводу которого возникают упомянутые взаимоотношения....
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями современности содержат в себе новые виды наказания, среди которых важное значение имеют обязательные работы.
Обязательные работы - альтернативное лишению свободы наказание. Поэтому распространение практики его применения способствует сокращению численности осужденных к лишению свободы и тем самым направляется на развитие уголовно-исполнительной системы РФ на принципах, отвечающих международным стандартам обращения с осужденными. Среди таких принципов важнейшими являются принципы уважения прав и свобод человека и гуманизма, которые наиболее полно воплощаются именно в указанных видах наказания.
Данный вид наказания актуален в настоящее время в связи с тем, что многие ученые говорят о его эффективном исправительном воздействии на человека. Хотя существуют и недоработки в российском законодательстве при исполнении данного вида наказания и их необходимо устранять.
Обязательные работы должны исполнятся по месту жительства осужденного но лица, зарегистрированные по месту жительства, могут быть зарегистрированы и проживать по месту фактического пребывания в совершенно ином месте. В связи с этим, отбывание обязательных работ по месту жительства таким гражданам затруднительно. Поэтому необходимо предусмотреть в законодательстве положение о том, что обязательные работы отбываются по месту пребывания осужденного к данному виду наказания.
Анализ ч. 4 ст. 16 и ч. 25 УИК РФ показал, что данные положения в некоторой степени противоречат отдельным нормам УК РФ и УИК РФ. В качестве единственного учреждения, исполняющего обязательные работы, законодатель указывает уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Но, исходя из положения ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 26 и ст. 28 УИК РФ можно говорить о том, что в исполнении обязательных работ также принимает участие администрация организации, в которой осужденный отбывает данный вид наказания. Для нее исполнение обязательных работ является не основной, а дополнительной функцией, следовательно, данную организацию следует рассматривать не как учреждение, исполняющее уголовное наказание, а как орган, исполняющий уголовное наказание.
Органы местного самоуправления могут отказаться взаимодействовать с уголовно-исполнительной инспекцией по подбору организаций для отбывания наказания, ссылаясь на отсутствие точного упоминания этого факта в законодательстве. Данная проблема очень существенна, так как суды, владея информацией об отсутствии организаций для отбывания наказания, сомневаются в его исполнении и обязательные работы не назначают.
Еще одной причиной является отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, на которых было бы возможно исполнение обязательных работ. В законодательстве отсутствуют регламентации какого-либо порядка по определению объектов и мест для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ. В связи с этим, данные положения требуют пересмотра на предмет расширения круга лиц, принимающих участие в правоотношениях данного вида наказания, а также наделения этих лиц определенными правами и обязанностями в данных правоотношениях.
Осужденный к обязательным работам обязан отработать не менее 2 часов в день и 12 часов в неделю. Однако если данное требование законодательства не выполнено осужденным, то к нему сотрудник инспекции не может вынести предупреждение о замене обязательных работ более строгим видом наказания, т.к. допущенное нарушение не прописано в ст.30 УИК РФ.
В связи с этим необходимо внести в ч.1 ст. 30 УИК РФ дополнительно - признается злостно уклоняющимся осужденный к обязательным работам, если он работает менее 2-х часов в день. Либо менее 12 часов в неделю.
Так же целесообразно внесение изменений в ч. 2 ст. 49 УК РФ и в ч. 2 ст. 27 УИК РФ в части предоставления возможности осужденному в свободные от основной работы или учебы дни по его желанию выполнять обязательные работы и более четырех часов в день.
Действующим уголовным и уголовно-исполнительным
законодательством не регламентируется ситуация, когда осужденный к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период отбывания наказания. В случае если он продолжает основную работу, никаких проблем не возникает. Однако если осужденный по достижении пенсионного возраста решит прекратить трудовую деятельность, будет нарушено одно из условий отбывания обязательных работ, а именно их выполнение в свободное от основной работы время.....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст.3.
6. Федеральный закон от 03 июня 2009 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регламентации отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 23. ст. 2761.
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
8. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.
10. Указ Президента РФ от 08 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4683.
11. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (в ред. от 08.09.2017) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
12. Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» (в ред. от 27.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 13. Ст. 1136.
13. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (в ред. от 23.04.2012) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 25. Ст. 2947.
14. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2158.
15. Распоряжение Правительства РФ от 07 июня 2006 г. № 839-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовноисполнительной системы (2007 - 2016 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 25. Ст. 2748....80