Введение 5
1 Декомпозиция, как метод проектирования реляционных баз данных.
Нормальные формы 7
1.1 Основные понятия и определения 7
1.2 Нормальные формы 9
1.2.1 Первая нормальная форма 9
1.2.2 Вторая нормальная форма 10
1.2.3 Третья нормальная форма 11
1.3 Анализ литературы и интернет-источников по теме «Декомпозиция
плоской таблицы» 13
1.3.1 Анализ литературы 13
1.3.2 Анализ интернет-источников 14
1.3.3 Анализ рабочей программы 16
2 Описание электронного тренажера «Декомпозиция плоской таблицы» 22
2.1 Педагогический адрес 22
2.2 Общие требования по созданию электронных средств обучения 22
2.3 Требования к тренажеру «Декомпозиция плоской таблицы» 26
2.4 Описание средств разработки 28
2.5 Структура электронного тренажера 30
2.6 Режимы работы тренажера 34
2.6.1 Свободный режим 34
2.6.2 Режим обучения 35
2.6.3 Режим контроля знаний 36
2.6.4 Режим редактирования 37
2.7 Сопроводительная документация 40
2.8 Описание работы с тренажером 42
2.9 Описание основных алгоритмов программы 44
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение 53
В настоящее время технология баз данных (БД) занимает центральное место в любом информационном процессе. Эффективность разрабатываемых информационных систем во многом зависит от качества спроектированной базы данных. Поэтому потребность в квалифицированных специалистах, имеющих достаточно знаний по проектированию реляционных баз данных, является важной и актуальной задачей. В свою очередь процесс проектирования является достаточно сложной задачей и дается далеко не всем обучающимся с первого раза. Это связано со сложностью в определении состава таблиц и связей между ними в следствии малого количества выделяемых учебных часов на изучение данного раздела.
При изучении раздела «Основы проектирования реляционных баз данных» остро стоит необходимость в использовании информационных технологий для значительного увеличения эффективности процесса обучения и сокращения времени на изучения нового материала, что в свою очередь позволит обучающимся работать в наилучшем темпе для оптимального усвоения материала, то есть позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, а также позволит отработать навыки проектирования структур баз данных.
Электронный тренажер является примером информационных технологий в образовании, использование которого дает возможность отработать навыки решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Для эффективного изучения обучающимися основ проектирования структур реляционных баз данных необходимо наличие педагогического программного средства, объединяющего в себе простоту использования графического интерфейса и возможности самостоятельного составления SQL- запросов.
Кроме того, автоматизация контроля выполнения заданий по теме «Де-композиция плоской таблицы» в этом случае является уместной и оправданной, так как позволит провести объективную и эффективную проверку знаний, позволит студентам отследить свои ошибки непосредственно после выполнения задания, что может служить дополнительным стимулом в процессе обучения.
Объект выпускной квалификационной работы — процесс обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Информационные технологии» дисциплине «Базы данных».
Предмет выпускной квалификационной работы — учебные матери-алы по теме «Декомпозиция плоской таблицы» дисциплины «Базы данных».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронный тренажер «Декомпозиция плоской таблицы».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по теме «Де-композиция плоской таблицы» с целью выявления основных методов проектирования реляционной базы данных, являющихся основными и критическими для обучения данному разделу.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к программам-тренажерам и электронным учебным пособиям на современном этапе развития образования.
3. Спроектировать структуру и реализовать функционал тренажера «Декомпозиция плоской таблицы» в выбранной среде программирования.
4. Разработать набор практических заданий с целью проверки функционала разработанного электронного тренажера и создания базы для дальнейшего развития разработанного продукта.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан электронный тренажер «Декомпозиция плоской таблицы» предназначенный для студентов третьего курса направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Информационные технологии», а также набор из 30 практических заданий разной степени сложности, формирующих базу для дальнейшего развития возможностей внедрения, разработанного тренажера в процесс обучения.
В рамках работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники по теме «Декомпозиция плоской таблицы» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, необходимых для создания тренажера.
2. Рассмотрены требования, предъявляемые к электронному учебному пособию и программам-тренажерам. Критерии учитывались для того, чтобы студент мог эффективно воспринимать информацию.
3. Продумана структура классов и форм, а также реализован графический интерфейс тренажера «Декомпозиция плоской таблицы».
4. Создан набор базовых заданий для режима самостоятельной работы в разработанном тренажере. Данный набор включает 30 заданий различной степени сложности.
В качестве дальнейших перспектив исследования по данной проблеме можно расширить функционал тренажера добавив функции анализа указанных ключевых полей и дополнительных проверок правильности выполненного задания, а также пополнить набор практических заданий для работы обучающихся в режиме контроля.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Архитектура СУБД. Реляционная модель данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://u.to/ze2iFQ(дата обращения: 25.04.2019).
2. Базы данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://informatics-lesson.ru/bd/index.php(дата обращения: 01.06.2019).
3. Базы данных, нормальные формы отношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://isu.nntu.ru/doc/bd_1.pdf(дата обращения: 30.04.2019).
4. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/BhdF63(дата обращения: 08.04.2019).
5. Евсеева О. Н. Работа с базами данных на языке C#. Технология ADO.NET[Текст]: учебное пособие / О. Н. Евсеева, А. Б. Шамшев. — Улья-новск: УлГТУ, 2009. — 170 с.
6. Избачков Ю.С. Информационные системы [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А. Васильев и др. — 3-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 544 с.
7. Илюшечкин В. М. Основы использования и проектирования баз данных [Текст]: учебник [Гриф УМО] / В. М. Илюшечкин. — 1-е издание. — Москва: Юрайт, 2014. — 213 с.
8. Коллекция Dictionary [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://metanit.Com/sharp/tutorial/4.9.php(дата обращения: 20.04.2019).
9. Кузнецов С. Д. Базы данных [Текст]: учебник / С. Д. Кузнецов. — Москва: Academia, 2015. — 496 с.
10. Курс обучения «Основы SQL» [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: http://www.intuit.rU/studies/courses/5/5/info(дата обращения:
21.03.2019).
11. Нагел К. C# 4.0 и платформа .NET 4 для профессионалов [Текст] / К. Нагел, Б. Ивьен. — пер. с англ. Волкова Я., Мухина Н. — Москва: Вильямс, 2015. — 1440 с.
12. Нормализация отношений. Шесть нормальных форм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/ru/post/254773/(дата обращения: 28.05.2019).
13. НОУ Интуит — курс «Основы Visual Studio 2015» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/78/78(дата об-ращения: 28.04.2019).
14. Рабочая программа дисциплины «Базы данных». Для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Текст] / В. В. Вьюхин, С. Ю. Ярина. — Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально¬педагогический университет», 2017. — 22 с.
15. Регулярные выражения в C# [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: http://professorweb.ru/my/csharp/charp_theory/level4/4_10.php(дата об-ращения: 03.04.2019).
16. Руководство по проектированию реляционных баз данных [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/145381/(дата обращения: 28.03.2019).
17. Скит Д. C#. Программирование для профессионалов [Текст] / Д. Скит. — пер. с англ. Коваленко В. — Москва: Вильямс, 2011. — 544 с.
18. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://u.to/xWSkFQ(дата обращения: 01.05.2019).
19. Троелсен Э. Язык программирования C# 5.0 и платформа .NET 4.5 [Текст] / Э. Троелсен. — Москва: Вильямс, 2015. — 1312 с.
20. Фримен А. LINQ. Язык интегрированных запросов в C# для профессионалов [Текст] / А. Фримен, Д. Раттц. — пер. с англ. Мухина Н. — Москва: Вильямс, 2016. — 656 с.
21. Хабр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/(дата обращения: 30.03.2019).
22. Шилдт Г. C# 4.0. Полное руководство [Текст] / Герберт Шилдт. — пер. с англ. Перестюк Е. П. — Москва: Вильямс, 2011. — 1056 с.
23. Электронный учебник: за и против [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://festival.1september.ru/articles/505639/(дата обращения: 09.04.2019).
24. C# для начинающих [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cyberforum.ru/csharp-beginners(дата обращения: 03.05.2019).
25. DrExplain [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.drexplain.ru(дата обращения: 03.06.2019).
26. Fast Colored TextBox for Syntax Highlighting [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.codeproject.com/Articles/161871/Fast-Colored- TextBox-for-syntax-highlighting(дата обращения: 21.02.2016).
27. Microsoft Developer Network [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: https://goo.gl/TlElsg(дата обращения: 28.03.2019)
28. ProfessorWeb [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://professorweb.ru/(дата обращения: 29.03.2019).
29. SQLite [Электронный ресурс].— Режим доступа:
https://www.sqlite.org/index.html(дата обращения: 27.05.2019).
30. Stackoverflow [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stackoverflow.com/(дата обращения: 28.03.2019).