СПОРЫ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ 6
1.1. Особенности реализации прав и обязанностей по воспитанию детей 6
1.2. Предмет спора о воспитании детей и роль органов опеки и попечительства в разрешении споров 17
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В СПОРАХ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 24
2.1. Законодательные гарантии прав отдельно проживающего родителя
в спорах по воспитанию детей 24
2.2. Судебная защита прав отдельно проживающего родителя в спорах
на участие в воспитании детей 28
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ 6
1.1. Особенности реализации прав и обязанностей по воспитанию детей 6
1.2. Предмет спора о воспитании детей и роль органов опеки и попечительства в разрешении споров 17
2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В СПОРАХ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 24
2.1. Законодательные гарантии прав отдельно проживающего родителя
в спорах по воспитанию детей 24
2.2. Судебная защита прав отдельно проживающего родителя в спорах
на участие в воспитании детей 28
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 32
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства, что закреплено в Конституции РФ 1. Важнейшей составной частью правовой защиты семейных прав в России является защита прав детей, с одной стороны, и прав родителей, с другой. Родительские права представляют собой гражданские права человека, обретаемые им одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Важнейшим среди родительских прав является право родителей на воспитание собственных детей. Содержание данного права детально не определено в законе. Это и закономерно, поскольку в силу специфики данного права законодательство в принципе не может детально регулировать процесс внутрисемейного воспитания детей.
Актуальность исследования практики судебных споров о воспитании детей определяется следующими факторами. Во-первых, в ст. 63 СК РФ право родителей на воспитание детей очерчено в самом общем виде. Во- вторых, анализ отечественной судебной практики говорит о том, что в последние годы число судебных споров, связанных с воспитанием детей, не уменьшается, а наоборот растет. Наконец, необходимость изучения и обобщения практики судебных споров о воспитании обусловлена тем, что зачастую в схожих ситуациях суды приходят к разным решениям, т.е. не в полной мере соблюдается принцип единообразия судебной практики.
Объектом дипломного исследования являются семейные отношения между членами семьи, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения споров о воспитании детей.
Предмет исследования - нормы российского семейного права по урегулированию споров, связанных с воспитанием детей.
1 Российская газета. 1993. 25 декабря.
Цель дипломной работы - исследовать содержание, специфику и особенности реализации права родителей на воспитание детей, а также основания, порождающие споры о воспитании детей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей;
• определить основания споров о воспитании детей и роль органов опеки и попечительства в разрешении споров;
• проанализировать законодательные гарантии прав отдельно проживающего родителя в спорах о воспитании детей;
• исследовать порядок судебной защиты прав отдельно проживающего родителя на участие в воспитании детей.
Теоретической основой дипломной работы выступают труды российских ученых Н.А. Бурдановой, М.Е. Жаглиной, Н.Ф. Звенигородской, О.И.Ильиной, В.Н.Леженина, Г.Н.Макаренко, Л.Ю.Михеевой, А. Нечаева, Е.Н. Толмачевой, Е.А. Чефрановой, О.Е. Шундиковой и др.
Нормативной основой являются международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» 1, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Методологическая основа дипломной работы представлена общенаучными и частно-научными методами исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический,
нормативный, статистический метод.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, аналитический раздел, посвященный изучению судебной практики по спорам о воспитании детей, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
Актуальность исследования практики судебных споров о воспитании детей определяется следующими факторами. Во-первых, в ст. 63 СК РФ право родителей на воспитание детей очерчено в самом общем виде. Во- вторых, анализ отечественной судебной практики говорит о том, что в последние годы число судебных споров, связанных с воспитанием детей, не уменьшается, а наоборот растет. Наконец, необходимость изучения и обобщения практики судебных споров о воспитании обусловлена тем, что зачастую в схожих ситуациях суды приходят к разным решениям, т.е. не в полной мере соблюдается принцип единообразия судебной практики.
Объектом дипломного исследования являются семейные отношения между членами семьи, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения споров о воспитании детей.
Предмет исследования - нормы российского семейного права по урегулированию споров, связанных с воспитанием детей.
1 Российская газета. 1993. 25 декабря.
Цель дипломной работы - исследовать содержание, специфику и особенности реализации права родителей на воспитание детей, а также основания, порождающие споры о воспитании детей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей;
• определить основания споров о воспитании детей и роль органов опеки и попечительства в разрешении споров;
• проанализировать законодательные гарантии прав отдельно проживающего родителя в спорах о воспитании детей;
• исследовать порядок судебной защиты прав отдельно проживающего родителя на участие в воспитании детей.
Теоретической основой дипломной работы выступают труды российских ученых Н.А. Бурдановой, М.Е. Жаглиной, Н.Ф. Звенигородской, О.И.Ильиной, В.Н.Леженина, Г.Н.Макаренко, Л.Ю.Михеевой, А. Нечаева, Е.Н. Толмачевой, Е.А. Чефрановой, О.Е. Шундиковой и др.
Нормативной основой являются международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» 1, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Методологическая основа дипломной работы представлена общенаучными и частно-научными методами исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический,
нормативный, статистический метод.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, аналитический раздел, посвященный изучению судебной практики по спорам о воспитании детей, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Право родителей на воспитание детей является важнейшим в структуре родительских правоотношений в РФ. Право на воспитание детей - неотъемлемое личное право каждого родителя, без каких-либо преференций между ними. Утратить это право родитель может лишь в случаях, предусмотренных законом. Фактическая реализация прав и обязанностей родителей на воспитание детей во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.
Не занимаясь воспитанием ребенка, игнорируя свои права и обязанности по воспитании детей, родители ущемляют права несовершеннолетних, злоупотребляют данным им правом и пренебрегают возложенными на них законодательством (и обществом) обязанностями), что порождает неизбежно судебные споры о воспитании детей.
Анализ показал, что споры о воспитании детей представляют собой совершенно особую категорию споров о праве, в рамках которых субъектами спора могут выступать различные категории лиц (родители, лица, их заменяющие (приемные родители, опекуны, попечители), лица, наделенные правом участвовать в воспитании ребенка, сам ребенок (в некоторых случаях). Также различными могут быть непосредственные предметы спора, однако всегда дополнительным предметом является спор о праве родителей или лиц, их заменяющих, на реализацию права на воспитание детей и осуществление конституционной обязанности по воспитанию детей.
Одной из наиболее сложных с точки зрения перспектив воспитания детей является ситуация расторжение брака между супругами, когда возникает раздельное проживание родителей с детьми. В этом случае могут возникать угрозы для полноценной реализации родительских правоотношений у того родителя, который по взаимному согласию между бывшими супругами или по решению суда проживает отдельно от своих детей. Это в том числе касается и права такого родителя на воспитание детей. Осознавая недопустимость ущемления личных родительских прав отдельно проживающего родителя, а равно и права детей на получение воспитательного воздействия от обоих родителей, российский законодатель предусмотрел целый ряд правовых гарантий.
Проведенный в работе анализ судебной практики показал, что в большинстве дел, связанных с воспитанием детей, ключевыми в процессе рассмотрения споров становятся не собственно вопросы воспитания, а вопросы об определении места проживания и порядка общения родителей с детьми, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ) и др.
Что же касается собственно вопросов воспитания, то сторонами чаще всего презюмируется, что решение указанных выше ключевых вопросов неизбежно приведет и к оптимальному решению вопросов воспитания детей.
Однако работа судов показывает, что это не так. Не случайно, в целом ряде дел суды вынуждены обращаться к рассмотрению и собственно воспитательных вопросов. Но при этом выявлена противоречивая практика: с одной стороны, в ряде решений суды прямо обязывают стороны определенным образом решать вопросы воспитания, с другой стороны, в других решениях суды делают вывод, что подобное обязывание родителей на будущее нецелесообразно, поскольку неконкретно.
Существование противоречий в судебной практике свидетельствует о недостаточно четкой регламентации этого вопроса в законодательстве, о частичной прецедентной практике работы судебных органов (хотя в России право не является прецедентным) и о необходимости приведения судебной практике в данном вопросе к единообразию, что, как представляется, требует соответствующих разъяснений в постановлении Верховного суда РФ.....
Право родителей на воспитание детей является важнейшим в структуре родительских правоотношений в РФ. Право на воспитание детей - неотъемлемое личное право каждого родителя, без каких-либо преференций между ними. Утратить это право родитель может лишь в случаях, предусмотренных законом. Фактическая реализация прав и обязанностей родителей на воспитание детей во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.
Не занимаясь воспитанием ребенка, игнорируя свои права и обязанности по воспитании детей, родители ущемляют права несовершеннолетних, злоупотребляют данным им правом и пренебрегают возложенными на них законодательством (и обществом) обязанностями), что порождает неизбежно судебные споры о воспитании детей.
Анализ показал, что споры о воспитании детей представляют собой совершенно особую категорию споров о праве, в рамках которых субъектами спора могут выступать различные категории лиц (родители, лица, их заменяющие (приемные родители, опекуны, попечители), лица, наделенные правом участвовать в воспитании ребенка, сам ребенок (в некоторых случаях). Также различными могут быть непосредственные предметы спора, однако всегда дополнительным предметом является спор о праве родителей или лиц, их заменяющих, на реализацию права на воспитание детей и осуществление конституционной обязанности по воспитанию детей.
Одной из наиболее сложных с точки зрения перспектив воспитания детей является ситуация расторжение брака между супругами, когда возникает раздельное проживание родителей с детьми. В этом случае могут возникать угрозы для полноценной реализации родительских правоотношений у того родителя, который по взаимному согласию между бывшими супругами или по решению суда проживает отдельно от своих детей. Это в том числе касается и права такого родителя на воспитание детей. Осознавая недопустимость ущемления личных родительских прав отдельно проживающего родителя, а равно и права детей на получение воспитательного воздействия от обоих родителей, российский законодатель предусмотрел целый ряд правовых гарантий.
Проведенный в работе анализ судебной практики показал, что в большинстве дел, связанных с воспитанием детей, ключевыми в процессе рассмотрения споров становятся не собственно вопросы воспитания, а вопросы об определении места проживания и порядка общения родителей с детьми, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ) и др.
Что же касается собственно вопросов воспитания, то сторонами чаще всего презюмируется, что решение указанных выше ключевых вопросов неизбежно приведет и к оптимальному решению вопросов воспитания детей.
Однако работа судов показывает, что это не так. Не случайно, в целом ряде дел суды вынуждены обращаться к рассмотрению и собственно воспитательных вопросов. Но при этом выявлена противоречивая практика: с одной стороны, в ряде решений суды прямо обязывают стороны определенным образом решать вопросы воспитания, с другой стороны, в других решениях суды делают вывод, что подобное обязывание родителей на будущее нецелесообразно, поскольку неконкретно.
Существование противоречий в судебной практике свидетельствует о недостаточно четкой регламентации этого вопроса в законодательстве, о частичной прецедентной практике работы судебных органов (хотя в России право не является прецедентным) и о необходимости приведения судебной практике в данном вопросе к единообразию, что, как представляется, требует соответствующих разъяснений в постановлении Верховного суда РФ.....
Подобные работы
- Споры о воспитании детей и определении их места жительства при расторжении брака
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СПОРЫ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - Споры, связанные с воспитанием детей: виды, порядок разрешения и
последствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - СПОРЫ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019





