ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИМУЛИРУЮЩИХ
ВЫПЛАТ 6
1.1 Понятие стимулирующих выплат, их значение в мотивации труда работника 6
1.2. Состав стимулирующих выплат, их место в структуре заработной платы 10
2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ 20
ВЫПЛАТ
2.1. Регламентация стимулирующих выплат 20
2.2. Регламентация премиальных выплат в законодательных и
локальных актах 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 39
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Оплата труда во все времена была самым актуальным вопросом. Поиск баланса в отношениях работник и работодатель во многом зависит от системы оплаты труда принятой на предприятии. Система оплаты труда является важнейшим элементом деятельности предприятия. Каждый работодатель желает получить от сотрудника качественный продукт труда, но это напрямую зависит от заинтересованности работника. В связи с этим регламентируются на государственном уровне различные системы стимулирующих и мотивационных приемов, к ним относятся как материальные так и не материальные формы. Работодатель, исходя из функционала предприятия, разрабатывает собственную подходящую только для него модель оплаты труда, руководствуясь законодательными актами, например, трудовым кодексом, различными примерными положениями, постановлениями Правительства. Трудовой кодекс включает в понятие заработная плата такие понятия как оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Стимулирующие выплаты являются одним из важнейших и наиболее спорных элементов. Законодатель различает стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты), премиальные выплаты и поощрение (благодарность, премия, почетная грамота, ценный подарок).
Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что Трудовой кодекс Российской Федерации не дает четких формулировок таким понятиям как «стимулирующая выплата», «надбавка и доплата стимулирующего характера», «премия», «иные поощрительные выплаты». Помимо этого в трудовой практике возникают новые понятия, такие как «бонус», «депремирование», которые с правовой точки зрения вне закона, никак им не регулируются, и ставят в тупик работника при возникновении трудовых споров. В трудовом законодательстве так же не затронута тема категорирования выплат, надбавок и премий стимулирующего характера, нет критериев для назначения их.
На практике встречаются случаи когда в судебном порядке устанавливается принадлежность того или иного поощрения к премии.
Для изучения данной темы требуется комплексный подход и научный анализ всего объема законодательных актов.
Объектом исследования являются трудовые отношения, в части назначения стимулирующих выплат как составной части заработной платы.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, касающихся объекта настоящего исследования, а также практика их реализации.
Цель данной работы - анализ правового регулирования стимулирующих выплат в России.
Исходя из этого, ставятся следующие задачи:
раскрыть понятие стимулирования труда как правовой категории трудового права;
проанализировать и изучить правовую основу стимулирующих выплат;
разграничить и выявить особенности отдельных видов стимулирующих выплат (надбавок, доплат, премий, иных поощрительных выплат);
разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства по стимулирующим выплатам в РФ.
При проведении исследования анализировались труды ученых в области трудового права и оплаты труда Р.А. Яковлева, С.В. Абрамовой, Е.Д. Петрова, Л.Ф. Гафиуллиной, С.А. Москалевой, Г.Р. Хамиддулиной, О.Н. Гавриловой и других.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ и иные акты.
В данной работе были использованы положения отдельных локальных нормативных актов, коллективных договоров, отраслевых соглашений, и судебная практика....
Стимулирующие выплаты являются одним из рычагов воздействия работодателя на работника с целью получения высокоэффективного труда и как следствие лучшего результата.
В ходе изучения данного вопроса, основанного на анализе нормативноправовой, методической, научной базы, были сделаны следующие выводы:
1. Недостаточное правовое регулирование со стороны государства и работодателей.
Законодатель отдал работодателю право регламентации стимулирующих выплат, премий, надбавок во внутренних локальных актах предприятия. Формальное отношение к разработке локального акта, критериев назначения или лишения премий и стимулирующих надбавок и доплат, негативно сказываются на отношении работников к своим трудовым функциям.
Так же формально к разработке Примерных положений о системе оплаты труда относится и законодательство. Изучив несколько подобных документов разных министерств и ведомств, был сделан вывод, что все они копируют друг друга, не закрепляют понятийного аппарата, оперируют общими фразами, не дают алгоритма для разработки локальных актов.
Этим особенно грешили законодательные акты 2007 года, когда только была введена новая система оплаты труда.
Трудовой кодекс выделяет стимулирующие выплаты как самостоятельный элемент заработной платы, и относятся к сложной группе выплат, производимых работнику. Работодатель самостоятельно устанавливает основания, размеры и порядок их выплаты. Однако ст. 129 ТК РФ, не дает легального определения, не объясняет различия между выплатами, надбавками, доплатами.
Целесообразно совершенствовать трудовое отдельную статью посвятить стимулирующим выплатам, убрать из понятия заработной платы лишние термины.
Например, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие и премиальные выплаты.
Благодаря этому вносится ясность в текст, убираются лишние термины, у которых понятий в законодательстве нет (такие как: стимулирующие надбавки, стимулирующие доплаты, иные поощрительные выплаты).
Следующую статью посвятить только стимулирующим выплатам, закрепив в ней понятие и виды. Для примера можно было бы так структурировать ее.
Стимулирующие выплаты - это денежное вознаграждение, постоянно или периодически начисляемые, в зависимости от вида, для мотивирования работника к повышению уровня качества и результативности выполняемой работы.
Следующим пунктом в статье можно было бы определить виды стимулирующих выплат:
• выплата за интенсивность и высокие результаты работы;
• выплата за качество выполняемых работ;
• выплаты за стаж непрерывной работы.
Все иные выплаты можно отнести к премиальным, и оставить право работодателя разрабатывать свои виды стимулирующих выплат и закреплять их во внутренних локальных актах.
Имеет смысл закрепить в Трудовом кодексе и нижний порог доли стимулирующих выплат в заработной плате работника не менее 30%.
Следующую статью полностью посвятить премиям, утвердить виды премий, их отличия от стимулирующих выплат, урегулировать процедуру премирования и депремирования, разработать методики расчета премий.
Это облегчит работодателю процедуру разработки Положения об оплате труда и позволит работнику разрешить возникающие у него вопросы.....
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018) // Российская газета. 2001. 31 дек.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Российская газета. 1998. 06 авг.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Российская газета. 2001. 31 дек.
5. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 26.07.2017) // Российская газета. 1993 г. 21 сент.
6. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в ред. от 05.02.2018) // Российская газета. 1995. 17 авг.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 45. ст. 6336.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации.2004. № 31, ст. 3215.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2006г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных 55
10. подразделений по защите государственной тайны» (в ред. от 25.03.2013) // Российская газета. 2006. 26 сент.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. № 101 «О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам занятых на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 06.09.2013) // Российская газета. 1993. 20 февр.
12. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (в ред. от 17.09.2010) // Российская газета. 2008. 09 фев.
13. Приказ МВД России от 27.08.2008 г. № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (в ред. от 06.08.2016) // Российская газета. 2008. 15 окт.
14. Приказ Министра обороны РФ от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» (в ред. от 30.01.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 15.
15. Приказ Минфина РФ от 01.09.2008 г. № 86н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по видам экономической деятельности» // Российская газета. 2008. 26 нояб.....66