Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения экологической культуры 11
1.1 Понятие «экологическая культура». Особенности экологической культуры в России и Китае 11
1.2 Экологическое образование в России и Китае 20
1.3 Концепции поведения потребителей 24
Глава 2 Эмпирический опыт изучения роли экологической культуры в потреблении российской и китайской молодежи 31
2.1 Сравнительный анализ отношения российской и китайской молодежи к экологической культуре в сфере потребления 31
2.2 Анализ экспертных мнений по вопросу становления экологической культуры в организациях России и Китая 46
Заключение 60
Список использованной литературы и источников 64
Приложение А Программа социологического исследования 75
Приложение Б Таблицы распределения ответов респондентов 92
Приложение В Инфографика 101
Приложение Г Гайд экспертного интервью 103
Приложение Д Примеры транскрибированных интервью 109
Приложение Е Справка о внедрении результатов ВКР в производственную деятельность 116
Актуальность темы исследования. В настоящий момент человечество сталкивается с одними из самых серьезных экологических проблем, одними из причин которых являются развитие массового производства и нерациональное потребительское поведение. Глобальный экологический кризис, начавшийся во второй половине XX века, способствовал первому обсуждению этих проблем. В этот период произошла переоценка ценностей в сторону выработки первых стратегий для улучшения экологической ситуации в мире.
Первым международным обсуждением проблем экологии стала в 1972 году «Конференция ООН по проблемам окружающей среды человека». На данной конференции было признано право человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Также, одним из главных итогов данной конференции являлось принятие Стокгольмской декларации и плана действий по защите окружающей среды. Экологические проблемы и рациональное использование природных ресурсов, защита окружающей среды и исчезающих видов животных стали рассматриваться как одни из важных проблем в обществе. В 1992 году на Конференции ООН в Рио де Жанейро была принята «Декларация по проблемам окружающей среды человека». В данной декларации центральное место было отведено понятию устойчивого развития, а также развитию сотрудничества между государствами в обсуждении и решении вопросов, связанных с окружающей средой. Таким образом, мировой кризис и начавшееся обсуждение проблем окружающей среды способствовали развитию новых экологических концепций, законодательных актов в природоохранной сфере и экологических практик.
В данный период времени идет активная разработка методов для решения стоящих перед миром экологических проблем, разрабатываются разные концепции в сфере экологии, проводятся исследования. Инфраструктура переработки отходов и полигоны для захоронения отходов расширяются и развиваются, что свидетельствует о положительных изменениях, связанных с повышением ответственности предприятий, организаций и частных лиц в отношении законодательства об охране окружающей среды. Можем говорить о начавшемся развитии в сторону повышения осведомленности об экологических проблемах. Образование, в котором уделяется внимание аспектам экологии, является одним из главных аспектов для становления эко-сознания среди детей, подростков и молодежи. Развитие экологической культуры в таком случае выступает катализатором движения и развития сферы экологии.
Начавшаяся дискуссия об экологической культуре была вызвана быстрым ростом массового производства, который привел к серьезным экологическим проблемам: загрязнению окружающей среды, сокращению природных ресурсов. Это привело общество к чрезмерному потреблению. Данная проблема не ограничивается только потреблением предметов роскоши, она распространяется и на товары первой необходимости, которые обеспечивают комфортную жизнь индивида, такие как еда, бытовая химия и т.д. Обеспечение населения продовольствием оказывает одно из самых сильных воздействий на окружающую среду. Продукты и товары покупаются в избытке и не успевают использоваться. В конечном итоге товары отправляются на мусорные полигоны. Зачастую, потребитель ориентируется на приемлемую для него стоимость товара, не обращая внимания на экологические характеристики и маркировки. Также, в сфере моды по-прежнему уделяется недостаточно внимания устойчивому производству. Экономически эффективное производство и логистика доминируют в принятии управленческих решений в сфере моды...
В заключение хотелось бы отметить, что наше исследование экологической культуры показывает, что теоретическая база остается неполной и требует дальнейшего изучения и анализа. В основе концепции экологической культуры лежит личность с ее уникальными взглядами, убеждениями и поведением. Человек является центром в управлении сложной динамикой взаимодействия природы и общества. Следовательно, воспитание экологического сознания и экологической культуры в обществе становятся важнейшими задачами. Важной задачей, стоящей перед руководством России и Китая является распространение идей зеленого образа жизни. Основными чертами зеленого образа жизни выступают содействие зеленому потреблению и экономия ресурсов.
Молодежь Китая более положительно оценивает уровень своей информированности, чем молодежь России: респонденты из Китая (51%) на 10% чаще выбирали вариант ответа «хороший уровень», чем респонденты из России (41%). При этом отметим особенность, респонденты из России чаще смотрят новости, связанные с экологической тематикой, чем респонденты из Китая: ежедневно 15% респондентов из России следят за эко-новостями, в Китае 10% респондентов ежедневно следят за такого рода тематикой новостей. Также, чаще выбирали вариант ответа «несколько раз в неделю» представители российской выборки (40%), чем представители китайской выборки (22%).
Можем говорить о разной самоидентификации в вопросе анализа собственных действий представителей российской и китайской молодежи. Молодежь России пессимистичнее оценивает свою информированность в эко-сфере, чем молодежь Китая. При этом российская молодежь чаще смотрит новости и контент, посвященный экологической теме, чем китайская молодежь. Самыми популярными источниками получения эко-информации выступают поисковые системы и социальные сети/мессенджеры. Данные по России и Китаю в соотношении в большей степени сходятся по данному вопросу.
Респонденты из Китая чаще получали экологическую информацию в учебных заведениях, чем респонденты из России: ответы представителей молодежи Китая – 55%, ответы представителей молодежи России – 30%. Выразили желание, если будет свободное время, получить экологическое образование 55% респондентов из России и 46% респондентов из Китая. Респонденты обеих стран отмечают важную роль экологического образования: половина респондентов (53%) выбрали вариант «важную роль», 27% респондентов выбрали вариант «очень важную роль».
Респонденты России и Китая довольно негативно оценивают уровень экологии в своих странах. Однако, респонденты из России (2,45 балла) чуть положительнее оценивают состояние экологии в своей стране, чем респонденты из Китая (2,33 балла). Одной из самых острых экологических проблем в современном мире является изменение климата: 74% опрошенных респондентов обеих стран выбрали данный вариант ответа. Молодежь и России, и Китая считает, что у каждого человека есть личная ответственность за состояние экологии, 48% опрошенных респондентов из обеих стран придерживаются данного мнения.
Можем отметить, что популярными практиками среди российской и китайской молодежи являются отказ от пакетов в магазинах, отказ от бесплатной рекламной продукции, экономия электроэнергии и воды. Заметим, что данные практики не требуют от индивида траты каких бы то ни было ресурсов (денежных, временных), скорее всего, поэтому, участники нашего исследования акцентировали свое внимание именно на данных эко-практиках. Главное отличие в экологических практиках российской и китайской молодежи – это сортировка мусора. Представители китайской молодежи активно применяют данную практику, тогда как российская молодежь не так активна в данном вопросе...
1. Авласович Е.М. Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №6. – С. 1–4.
2. Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и демонстративное потребление в России // Бренд-менеджмент. – 2012. – № 2(63). – С. 108–120.
3. Артамонова Е.И. Экологическая культура учителя // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 2. –С. 22–28.
4. Арюкова Е.А., Гурьянова Е.М. Развитие экологической культуры в условиях интеграции предметов естественно-научного цикла как предпосылка формирования культуры устойчивого развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 1(17). – С. 40–44.
5. Асташова Н.Д. Престижное потребление как мировоззренческий императив // Общество: философия, история, культура. – 2016. – № 4. – С. 31–33.
6. Бадоев С.Х., Засева К.Т. Современное состояние и перспективы развития российского рынка товаров класса люкс // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 2. – С. 194–197.
7. Бальчиндоржиева О. Б. Экологическая цивилизация и постмодернизация в Китае // Вестник БГУ. –2015. – №14. – С. 14 –17.
8. Блягоз Н.Ш., Куприна Н.К. Экологическая культура – системообразующий фактор общей культуры: актуальное положение // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects : Materials of the VII international scientific conference, Prague, 20–21 сентября 2017 года. – Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. – 2017. – С. 16–9.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структура. – Москва, 2006. – 268 с.
10. Бортникова С.А. Формирование экологической культуры подростков в индивидуально-ориентированных ситуациях // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 288 – 296.
11. Бурдье П. Начала / пер. с фр. А. Шматко. М., – 1994. – 288 с.
12. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – Москва, 2004. – 573 с.
13. Виноградова Е.Г. Экологическая культура и устойчивое развитие: единство природы, общества и культуры // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2020. – № 4(28). – С. 70–76.
14. Воедилова И.А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. – № 1(19). – С. 90–92.
15. Воля Е.В. Престижное потребление как фактор развития мирового рынка предметов роскоши // Terra Economicus. – 2008. – Т. 6, № 4, ч. 3. – С. 34–37...87