ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование креативных кластеров и индустрий в современных мегаполисах…………………………………………………………………………10
1.1 Креативная экономика, креативные индустрии, креативные кластеры и гражданское общество - сущность, понятия……………………………………....10
1.2 Специфика развития гражданского общества через креативные кластеры и индустрии……………………………………………………………………….......20
1.3 Практика государственного регулирования и государственных мер поддержки развития сектора креативных индустрий…………………………….29
Глава 2 Развитие креативных индустрий в Санкт-Петербурге…………...…...........................................................................................45
2.1 Развитие креативных индустрий (кластеров и пространств) в Санкт-Петербурге…………………………………………………………………………..45
2.2 Сравнительный анализ развития креативных индустрий Москве в Санкт-Петербурге…………………………………………………………………………..55
2.3 Предложения по совершенствованию политики развития креативных индустрий (кластеров и пространств)…………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………..85
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..…….91
Актуальность темы исследования:
Креативные пространства становятся платформами для объединения различных групп граждан и реализации их инициатив, способствуя формированию активной гражданской позиции. Такие пространства предлагают условия для создания и развития социальных предприятий, которые в свою очередь вносят вклад в укрепление гражданского общества и повышение его роли в общественной жизни. Креативные кластеры также играют важную роль в формировании новых связей и отношений между различными стейкхолдерами, что способствует усилению взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами. В целом, креативные пространства и кластеры являются значимыми акторами в процессе трансформации института гражданского общества, предоставляя возможности для участия граждан в решении актуальных социальных проблем и развития их потенциала. Основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности; во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий; распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными.
Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются творческие (креативные) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор творческих (креативных) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.
Сектор креативных индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Для многих направлений сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития своего дела широким слоям населения (в том числе женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, людям, проживающим в сельской местности и в малых городах), позволяет преодолеть ограничения развития, связанные с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателя, сохранять человеческий капитал в регионах и муниципальных образованиях, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.
Вместе с тем сектор творческих (креативных) индустрий в силу отсутствия привязки к локальному рынку, и обладая существенным экспортным потенциалом, растет.
Еще одной научной проблемой является отсутствие единого подхода к определению понятия «креативные индустрии» и его границ. В разных исследованиях и контекстах это понятие может включать различные виды деятельности, что затрудняет сравнение результатов и обобщение выводов.
Принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» способствовало зарождению российского опыта креативных индустрий.
При проведении анализа научной литературы можно выделить два подхода к определению терминов, связанных с креативной экономикой и креативными индустриями. Первый подход, поддерживаемый группой авторов, ставит акцент на концептуальном разграничении креативной экономики от традиционной. Эта группа уделяет внимание широкой трактовке понятия "креативная экономика", выделяя его как более обширное, чем "креативные индустрии". Преимущество данного подхода заключается в возможности не только идентифицировать и описать сферы деятельности, связанные с креативными индустриями, но также теоретически осмыслить создание креативного продукта и охарактеризовать экономических агентов, участвующих в этом процессе...
В рамках исследуемой магистром для выпускной квалификационной работы темы развития креативных кластеров и индустрий в современном мегаполисе была получена закономерность между политикой городских властей и гражданского общества в виде активного роста социального капитала в процессе эффективного развития креативных пространств, а также взаимодействия культурного и исторического кода города с появляющимися креативными пространствами. Из чего появилась возможность обосновать культурную значимость преобразования территорий, где главным элементом стало преобразования заброшенной территории, которая как несёт опасность для горожан, так и представляет отрицательную культурную ценность для города.
Определена проблематика и осуществлено планирование задач в рамках поставленной цели: взаимодействие общества и креативного пространства. Осуществлён мониторинг изменений норм права в сфере гражданской политики, регулирующих области креативных кластеров и индустрий, выявление элементов оптимизации деятельности в организационных процессов на законодательном уровне. На основании знаний об основных методологиях и методах оценки законов постановлений правительства, муниципальных актов, выявление решения проблем разработки и оценки влияния государства на развитие гражданского общества через креативные кластеры и индустрии. С использованием современного аналитического инструментария, в том числе компьютерных программ и пакетов, реализована экспертиза законопроекта с оценкой эффективности заявленных в законопроекте решений в области публичной политики. В связи с чем определяются способы коррекции ключевых показателей данных законопроектов и программ, а как следствие повышение эффективности управленческих решений в области публичной политики.
Предложены перспективы применения результатов аналитического и экспертного проектов для совершенствования структур и механизмов гражданского общества. Выявленные данные и выводы, полученные в ходе детального исследования, могут служить основой для разработки и внедрения стратегий, направленных на повышение активности и информированности граждан, улучшение взаимодействия между государственными институтами и общественностью, а также совершенствование правовых и социальных условий, способствующих развитию гражданских инициатив.
Применение результатов аналитических и экспертных исследований, ориентированных на выявление и анализ ключевых аспектов креативной экономики, может существенно способствовать мобилизации ресурсов, направленных на структурное укрепление гражданского общества. Креативные кластеры, представляющие собой объединения творческих индустрий, не только стимулируют экономический рост через инновации и культурное производство, но и служат платформой для активного гражданского участия, социального взаимодействия и реализации общественных инициатив:
1. Улучшение механизмов взаимодействия между гражданским обществом и креативными индустриями, что может привести к более активному вовлечению граждан в общественную жизнь и повышение уровня социальной ответственности и солидарности...
1. Адорно, Т. У. Индустрия культуры пересмотрена // Дж. М. Бернстайн (ред.). Адорно: Индустрия культуры: избранные эссе о массовой культуре. Абингдон: Рутледж, 2001. С. 98-106.
2. Агустина, Ю., Винарно, А., Пратикто, Х., Нармадити, В. Ш., Филианти, Ф. Стратегия развития креативной экономики: пример Тренггалека. Творческая сеть для регентства Тренггалек, Индонезия // Журнал азиатских финансов, экономики и бизнеса. 2020. Том 7, № 12. С. 1111-1122
3. Амосова, А. И. Креативная экономика и ее значение // Бизнес-образование в экономике знаний. 2022. Том 2 (22). С. 4-7.
4. Бахши, Х., Каннингем, С., Матеос-Гарсия, Дж. Государственная политика в области креативных индустрий // В: Джонс, К., Лоренцен, М., Сапсед, Дж. (ред.). Оксфордский справочник по креативным индустриям. 2015.
5. Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. 2008. Том 4. С. 58-68.
6. Блащикский М., Кришиньский Д. - культурная столица Европы и креативные индустрии: реальное влияние или необоснованная вера? На примере Вроцлава // Город, культура и общество. – 2023. – с. 100552. –
7. Борсекова, К., Ванева, А., Шурова, Ю., Невима, Ю., Мартинат, С. Связь между творческими субъектами и региональным развитием // Земля. 2021. Том 10, № 3. Статья 276
8. Гилсон, Л. Креативность в командах: процессы и результаты в креативных индустриях // В: Джонс, К., Лоренцен, М., Сапсед, Дж. (ред.). Оксфордский справочник по креативным индустриям. Предстоящий.
9. Глазьев, С. Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
10. Гэллоуэй, С., Данлоп, С. Критика определений культурных и креативных индустрий в государственной политике // Международный журнал культурной политики. 2007. Том 13, № 1. С. 17-31.
11. Грейнджер, Р. К., Гамильтон, С. Переосмысление креативных индустрий: исследование отношений между андеграундными сценами и профессиональной и организационной связью // Журнал Креативные индустрии. 2010. Том 3, № 1. С. 47-60.
12. Грэнхэм, Н. От культуры к креативным индустриям: анализ влияния подхода "креативных индустрий" на политику в области искусства и СМИ в Соединенном Королевстве // Международный журнал культурной политики. 2005. Том 11, № 1. С. 15-29.
13. Дюри, М. Дж. Взгляд сквозь призму Адорно // Журнал географии. 2021. Том 109, № 2-3. С. 126-143
14. Журавлева Т., Токарев И., Ярмощук Я.. Сносить нельзя ревитализировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера. М. : ООО «Флакон Икс», 2020, с. 111.
15. Законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" № 474016-8 / [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федеральное Собрание : [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/474016-8 (дата обращения: 19.05.2024)...53