ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 12
1.1 Существенные параметры и функции институтов конфликторазрешения 12
1.2 Ключевые особенности функционирования политико-правовых институтов конфликторазрешения по вопросам обеспечения прав человека 31
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 41
2.1. Функциональное назначение институтов конфликторазрешения в современной России 41
2.2. Тенденции социодинамики политико-правовых институтов конфликторазрешения в современном российском обществе 66
2.3. Эмпирическое исследование социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения 80
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение №1 106
Приложение №2 108
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 12
1.1 Существенные параметры и функции институтов конфликторазрешения 12
1.2 Ключевые особенности функционирования политико-правовых институтов конфликторазрешения по вопросам обеспечения прав человека 31
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 41
2.1. Функциональное назначение институтов конфликторазрешения в современной России 41
2.2. Тенденции социодинамики политико-правовых институтов конфликторазрешения в современном российском обществе 66
2.3. Эмпирическое исследование социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения 80
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение №1 106
Приложение №2 108
Актуальность исследования обусловливается целым рядом факторов. Прежде всего в современной российской науке место дефицит проработки проблематики исполнения публичными и общественными институтами конфликторазрешения и правоприменительных практик, направленных на обеспечение и защиту прав человека. Вследствие недостаточного социологического анализа функционирования указанных институтов их эффективность остается невысокой, что приводит к слабому снижению конфликтов и разобщенности в обществе. Подобная ситуация поддерживает сохранение недоверия к власти и отчужденности граждан от политической активности, в результате снижается качество жизни и гражданская активность. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы как органами государственной и муниципальной власти, так и в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в университетах.
Вышеизложенное определяет научную актуальности и практическую значимость избранной темы исследования.
Степень научной разработанности институциональной основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране весьма низкая. Обращает на себя внимание тот факт, что лишь некоторые отдельные вопросы социодинамики институтов конфликторазрешения в России разработаны в научных трудах таких ученых как В. П. Милецкий , В. А. Семенов, Е. Б. Павлова, В. И. Добреньков, В. В. Лапаева. Также необходимо отметить исследования социального конфликта в области общей кофликтологии, представленные в работах А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, А.Я. Кибанова, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудского, Д.К. Захарова, А.И. Шипилова и некоторых других специалистов.
Очевидно, что конфликты неизбежно сопровождают развитие общества и государства. На разных его этапах отражается их обострение или некоторое снижение, однако они есть всегда. Современному миру свойственно стремление к поиску оптимального баланса в этой сфере, в связи с чем возрастает актуальность изучения наработанной практики предотвращения и урегулирования общественных конфликтов, проводимая с участием соответствующих институциональных акторов. Не является исключением и российское общество.
На сегодняшний день, как отмечают исследователи, прослеживается недостаточно высокий уровень доверия российских граждан к органам и организациям как на государственном и местном уровне. Не являются исключением и институты гражданского общества. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян предпочитают обращаться в судебные органы (34%), за ними следуют полиция (20%) и прокуратура (19%). Однако лишь незначительная часть опрошенных (9%) выбирает обращение в муниципальные органы власти, а также к правозащитным организациям, Уполномоченный по правам человека оказывается наименее предпочтительным вариантом обращения (6%)...
Вышеизложенное определяет научную актуальности и практическую значимость избранной темы исследования.
Степень научной разработанности институциональной основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране весьма низкая. Обращает на себя внимание тот факт, что лишь некоторые отдельные вопросы социодинамики институтов конфликторазрешения в России разработаны в научных трудах таких ученых как В. П. Милецкий , В. А. Семенов, Е. Б. Павлова, В. И. Добреньков, В. В. Лапаева. Также необходимо отметить исследования социального конфликта в области общей кофликтологии, представленные в работах А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, А.Я. Кибанова, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудского, Д.К. Захарова, А.И. Шипилова и некоторых других специалистов.
Очевидно, что конфликты неизбежно сопровождают развитие общества и государства. На разных его этапах отражается их обострение или некоторое снижение, однако они есть всегда. Современному миру свойственно стремление к поиску оптимального баланса в этой сфере, в связи с чем возрастает актуальность изучения наработанной практики предотвращения и урегулирования общественных конфликтов, проводимая с участием соответствующих институциональных акторов. Не является исключением и российское общество.
На сегодняшний день, как отмечают исследователи, прослеживается недостаточно высокий уровень доверия российских граждан к органам и организациям как на государственном и местном уровне. Не являются исключением и институты гражданского общества. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян предпочитают обращаться в судебные органы (34%), за ними следуют полиция (20%) и прокуратура (19%). Однако лишь незначительная часть опрошенных (9%) выбирает обращение в муниципальные органы власти, а также к правозащитным организациям, Уполномоченный по правам человека оказывается наименее предпочтительным вариантом обращения (6%)...
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы было проведено комплексное исследование, направленное на анализ функционирования политико-правовых институтов в Российской Федерации, специализирующихся на конфликторазрешении и защите прав человека. Исследование выявило несколько ключевых аспектов, которые оказывают влияние на эффективность работы данных институтов.
Во-первых, было определено, что существующее законодательство, хотя и соответствует международным стандартам, на практике не всегда обеспечивает достаточную защиту прав граждан из-за проблем в его реализации. Недостатки включают в себя отсутствие чёткости в нормативных актах, что приводит к различным трактовкам и как следствие – к неединообразию в правоприменении.
Во-вторых, анализ практики работы институтов показал, что, несмотря на наличие механизмов контроля и обратной связи с общественностью, эти механизмы часто оказываются неэффективными. Отсутствие активного взаимодействия с гражданским обществом уменьшает возможности для мониторинга и своевременного реагирования на нарушения прав человека, а также снижает общую прозрачность деятельности данных институтов.
Третья значительная проблема заключается в недостаточной квалификации персонала, что напрямую влияет на качество и результативность работы институтов. В работе акцентировано внимание на необходимости принятия мер по повышению профессиональных стандартов сотрудников, включая разработку и внедрение специализированных образовательных программ, направленных на изучение и практическое применение норм права и стандартов прав человека.
Особое внимание в работе было уделено анализу роли отдельных институтов конфликторазрешения, таких как Уполномоченный по правам человека, Общественная палата и Московская Хельсинкская группа, а также судебной системы в процессе защиты прав человека. Было выявлено, что несмотря на значительные усилия данных институтов в защите прав российских граждан, а также модернизации судебной системы, проблемы с правоприменением, сроками рассмотрения жалоб, недостаточности правовой грамотности рядовых граждан, продолжают подрывать доверие к институту государства, как гаранта прав человека.
Отдельно следует отметить увеличение потока обращений к Уполномоченному по правам человека, в том числе по ситуациям эвакуации, вывоза из зон боевых действий ДНР, ЛНР и Украины населения, большая часть из которых была разрешена.
Отрицательной тенденцией для институтов конфликторазрешения и защиты прав российских граждан следует признать ликвидацию по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве старейшей из действующих в России правозащитных организаций - Московскую Хельсинкскую группу, решение вступило в законную силу 22.11.2023 г. Такая же участь постигла Международное общество «Мемориал», которое было ликвидировано вместе с его структурными подразделениями Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 г. по иску Генерального прокурора РФ.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что работа политико-правовых институтов конфликторазрешения требует дальнейшего улучшения. Важными шагами на пути к повышению эффективности защиты прав человека являются: решение проблемы бюрократической неэффективности, повышение правовой грамотности, обеспечение достаточного финансирования и улучшение межорганизационного взаимодействия.
В современной России наблюдается определенный дисбаланс между ответственностью и наказанием, недостаточным взаимодействием власти с обществом, а также не слишком эффективным учётом общественного мнения должностными лицами государственной и муниципальной службы, что ведет к разрыву между политико-правовыми предписаниями и их исполнением в реальной правоприменительной практике государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения. Эти обстоятельства приводят к социальным последствиям в виде недоверия к власти, разрозненности общества, отстраненности от участия в политической жизни, эмиграции, снижению качества жизни, уменьшению гражданской активности.
В заключение, исходя из проведенного исследования, был сформулирован ряд предложений по совершенствованию работы политико-правовых институтов, направленных на обеспечение более эффективной защиты конституционных прав человека. Предложения касаются как изменений в законодательстве, так и улучшения практических аспектов работы институтов, включая внедрение новых технологий для улучшения взаимодействия с гражданами и обеспечения более высокого уровня прозрачности деятельности.
Эти результаты могут быть использованы для дальнейших академических исследований, а также представляют практический интерес для органов государственной власти, направленных на формирование более справедливой и эффективной системы правоприменения. Рекомендации могут служить основой для разработки новых образовательных курсов и тренинговых программ для сотрудников правоохранительных органов, а также для представителей судебной системы.
Во-первых, было определено, что существующее законодательство, хотя и соответствует международным стандартам, на практике не всегда обеспечивает достаточную защиту прав граждан из-за проблем в его реализации. Недостатки включают в себя отсутствие чёткости в нормативных актах, что приводит к различным трактовкам и как следствие – к неединообразию в правоприменении.
Во-вторых, анализ практики работы институтов показал, что, несмотря на наличие механизмов контроля и обратной связи с общественностью, эти механизмы часто оказываются неэффективными. Отсутствие активного взаимодействия с гражданским обществом уменьшает возможности для мониторинга и своевременного реагирования на нарушения прав человека, а также снижает общую прозрачность деятельности данных институтов.
Третья значительная проблема заключается в недостаточной квалификации персонала, что напрямую влияет на качество и результативность работы институтов. В работе акцентировано внимание на необходимости принятия мер по повышению профессиональных стандартов сотрудников, включая разработку и внедрение специализированных образовательных программ, направленных на изучение и практическое применение норм права и стандартов прав человека.
Особое внимание в работе было уделено анализу роли отдельных институтов конфликторазрешения, таких как Уполномоченный по правам человека, Общественная палата и Московская Хельсинкская группа, а также судебной системы в процессе защиты прав человека. Было выявлено, что несмотря на значительные усилия данных институтов в защите прав российских граждан, а также модернизации судебной системы, проблемы с правоприменением, сроками рассмотрения жалоб, недостаточности правовой грамотности рядовых граждан, продолжают подрывать доверие к институту государства, как гаранта прав человека.
Отдельно следует отметить увеличение потока обращений к Уполномоченному по правам человека, в том числе по ситуациям эвакуации, вывоза из зон боевых действий ДНР, ЛНР и Украины населения, большая часть из которых была разрешена.
Отрицательной тенденцией для институтов конфликторазрешения и защиты прав российских граждан следует признать ликвидацию по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве старейшей из действующих в России правозащитных организаций - Московскую Хельсинкскую группу, решение вступило в законную силу 22.11.2023 г. Такая же участь постигла Международное общество «Мемориал», которое было ликвидировано вместе с его структурными подразделениями Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 г. по иску Генерального прокурора РФ.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что работа политико-правовых институтов конфликторазрешения требует дальнейшего улучшения. Важными шагами на пути к повышению эффективности защиты прав человека являются: решение проблемы бюрократической неэффективности, повышение правовой грамотности, обеспечение достаточного финансирования и улучшение межорганизационного взаимодействия.
В современной России наблюдается определенный дисбаланс между ответственностью и наказанием, недостаточным взаимодействием власти с обществом, а также не слишком эффективным учётом общественного мнения должностными лицами государственной и муниципальной службы, что ведет к разрыву между политико-правовыми предписаниями и их исполнением в реальной правоприменительной практике государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения. Эти обстоятельства приводят к социальным последствиям в виде недоверия к власти, разрозненности общества, отстраненности от участия в политической жизни, эмиграции, снижению качества жизни, уменьшению гражданской активности.
В заключение, исходя из проведенного исследования, был сформулирован ряд предложений по совершенствованию работы политико-правовых институтов, направленных на обеспечение более эффективной защиты конституционных прав человека. Предложения касаются как изменений в законодательстве, так и улучшения практических аспектов работы институтов, включая внедрение новых технологий для улучшения взаимодействия с гражданами и обеспечения более высокого уровня прозрачности деятельности.
Эти результаты могут быть использованы для дальнейших академических исследований, а также представляют практический интерес для органов государственной власти, направленных на формирование более справедливой и эффективной системы правоприменения. Рекомендации могут служить основой для разработки новых образовательных курсов и тренинговых программ для сотрудников правоохранительных органов, а также для представителей судебной системы.
Подобные работы
- РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере Ленинградского телевидения)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Регулирование деятельности медиатора в Германии
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Практика решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления (на примере Каменского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Украинский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Регулирование деятельности медиатора в Германии
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



