ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1.Объект и объективная сторона . 6
1.2. Субъект и субъективная сторона 11
1.3. Квалифицирующие признаки 15
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ. 19
3. ОТГРАНИЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ
СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 28
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность исследования уголовно – правовых аспектов нарушения
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,
обусловлена следующими обстоятельствами.
Транспорт, оказывая существенное влияние на динамику и
эффективность социально – экономического развития страны в целом и ее
регионов, относится к числу отраслей повышенной опасности. В России
аварийность в сфере дорожного движения остается на высоком уровне,
последствия которой выражаются в материальном и моральном ущербе как
общества в целом, так и отдельных граждан. По утверждению экспертов,
автомобили оказываются в 20 раз опаснее несанкционированного доступа к
огнестрельному оружию1
.
При рассмотрении данных статистики преступлений, предусмотренных
главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации2 (далее – УК РФ) за
2017 год, из 89 546 человек, в отношении которых были рассмотрены
уголовные дела, из них: в состоянии алкогольного опьянения находились
62 346 человек, а в состоянии наркотического опьянения – 14933
. Показания
статистики свидетельствуют о том, что большая половина лиц, которая
управляла транспортным средством, в силу своего состояния, не смогли
обеспечить безаварийность дорожного движения, что в свою очередь,
привело к неблагоприятным последствиям, как для лиц управляющих
транспортным средством, так и для лиц, которые пострадали от совершения
преступления.
Основные проблемы аварийности транспорта в той или иной степени
являются следствием общей ситуации в стране. Транспортный процесс,
является одним из условий производства в экономике и составной частью обеспечения жизнедеятельности общества. Факторы, которые влияют на
безопасность функционирования любого вида транспорта, разнообразны, но
основных из них, определяющие причины высокого уровня аварийности,
относятся к системе государственного управления. Создание эффективных
механизмов государственной политики в сфере безопасности дорожного
движения, государственного финансирования и стимулирования
деятельности на федеральном и региональном уровнях могло бы привести к
более благоприятным результатам, в отличие от того, что мы имеем сейчас из
данных статистики.
Объектом исследования выступают уголовно – правовые отношения,
возникающие вследствие нарушений правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются нормативно правовые нормы,
регулирующие рассматриваемые отношения и правоприменительная
практика.
Цель работы – анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264
УК РФ, которое устанавливает ответственность за нарушения правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие
задачи:
–– Дать характеристику признаков состава ст. 264 УК РФ.
–– Выявить проблемы уголовной ответственности за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
–– Раскрыть основания отграничения нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств от иных правонарушений в
сфере правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
–– Произвести анализ правоприменительной практики по делам о
нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств.
Решение проблем качественного обеспечения безопасности дорожного
движения, совершенствование нормативных правовых актов,
регламентирующих данные отношения, имеет принципиальное значение для
снижения уровня дорожно – транспортной аварийности.
Анализ научной, учебной литературы, нормативно-правовых актов и
правоприменительной практики показал, что немаловажным фактором в
данном случае является создание условий для привлечения виновных лиц к
уголовной ответственности, обусловленных справедливостью правовых
запретов и адекватных им мер принуждения.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Предоставляется логичным признавать объектом общественные
отношения, которые характеризуют безопасность дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств. Опасность преступлений ст. 264 УК РФ
заключается в том, что лицо, которое управляет автомобилем, трамваем или
иным транспортным средством, по своему состоянию, не способно
обеспечить безаварийность и безопасность движения.
Транспорт – производственно – технологический комплекс. Из этой
характеристики стоит исходить при определении предмета преступления.
Законодатель правильно не признает орудием преступления транспортного
средство, но и при этом все равно возникают сложности с определением
предмета. По нашему мнению, предметом преступления, предусмотренного
ст. 264 УК РФ следует признавать механическое транспортное средство, на
управление которым в соответствии с законодательство Российской
Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется
специальное право.
Законодатель определяет характер вины как неосторожность, по
отношению к наступившим последствиям, в результате которых, причинен
вред здоровью человека или привело к смерти. Но нужно учитывать
49
сложную форму вины, т.к. в иных случаях содеянное необходимо
рассматривать как умышленное убийство, совершенное с использованием
транспортного средства.
Обязательно должны быть учтены три основных признака состава
преступления, с точки зрения объективной стороны:
–– преступное деяние в виде нарушения лицом, которое управляет
автомобилем, трамваем или иным механическим транспортным средством,
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
–– последствия, которые способствовали причинению тяжкого вреда
здоровью или повлекли смерть;
–– причинно – следственная связь.
При отсутствии хоть одного из них, о составе преступления
предусмотренного ст. 264 УК РФ не может быть и речи.
Рассмотрение субъективной стороны, показало, что психическое
отношение виновного к действию и их последствиям неоднородны. При
анализе судебной практики видно, что Правила нарушаются, в основном,
умышленно, в связи с чем, зачастую виновное лицо халатно относится к
последствиям этих нарушений (преступное легкомыслие или небрежность).
При этом существует ряд проблем в законодательстве, для их решения
необходима разработка и принятие дополнительных мер правового
характера, связанных с нарушением правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств.
Для восполнения пробелов в законодательстве, по результатам работы
были сделаны следующие выводы и предложения:
–– В судебной практике часто встречаются проблемы при определении
предмета преступления, в связи с этим, целесообразно изменить
формулировку ч.1 ст. 264 УК РФ следующим образом:
1. Нарушение лицом, управляющим механическим транспортным
средством, на управление которым предоставляется специально право,
правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства,
повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого
вреда здоровью человека....
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.
2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. №
2868. 2001. 31 декабря.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)// Российская газета. №2861. 2001. 22
декабря.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 9 257-ФЗ (в ред. от
05.12.2017 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. № 4517.
2007.14 ноября.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10
декабря 1995 № 196-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 г.)// Российская газета. 1995. 24
декабря
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323 – ФЗ (в ред. от 07.03.2018
года)// Российская газета. №5639. 2011. 23 ноября.
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 950 «Об
утверждении правил определения момента смерти человека, в том числе
критериев и процедуры установления смерти человека, правил прекращения
реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти
человека» // Собрание законодательств РФ. 2012. № 39. Ст. 5289....