Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования английской музыки для
развития социокультурной компетенции учащихся 6 класса 6
1.1. Педогогические условия развития социокультурной компетенции 6
1.2. Возрастные особенности учащихся 6 класса способствующие развитию
социокультурной компетенции 17
Вывод к главе I 22
Глава II. Практическое использование английского песенного материала с
целью формирования социокультурной компетенции учащихся 6 класса 24
2.1. Место и роль музыкальных произведений в процессе формирования и
развития социокультурной компетенции на уроке английского языка 24
2.2. Методические рекомендации по использованию английских песен для развития социокультурной компетенции учащихся 30
Вывод к главе II 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 48
Одним из базовых документов ФГОС нового поколения является
фундаментальное ядро содержания общего образования. В этом документе
дана формулировка общей цели преподавания иностранного языка как
учебного предмета. Она заключается в том, чтобы развивать у школьников
иноязычную коммуникативную компетенцию. Другими словами
"способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка» [35, с. 15].
Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с
культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых
принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не
только делает изучение иностранного языка более привлекательным для
учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и
адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует
формированию умения представлять свою страну в условиях
межкультурного общения [29, с. 153].
Актуальность данной темы определяется тем, что учителя редко
используют элементы английской музыкальной культуры на своих уроках
для развития социокультурной компетенции учащихся.
Объектом исследования выступает процесс формирования и
развития социокультурной компетенции учащихся 6 класса.
Предметом исследования является английская музыкальная культура
как средство формирования социокультурной компетенции.
Цель исследования: выявить возможности английской музыки и
песен, как средства формирования социокультурной компетенции, и
разработать методические рекомендаций по их применению на уроках.
Гипотеза исследования – социокультурная компетенция обучающихся
будет лучше развиваться, если систематически использовать музыку и
песенные материалы на уроках иностранного языка.
4
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо
решить следующие задачи:
1.Выделить педагогические условия необходимые для развития
социокультурной компетенции;
2.Рассмотреть развитие социокультурной компетенции в процессе
обучения английскому языку;
3.Выделить роль музыкальной культуры в процессе формирования
социокультурной компетенции на уроке иностранного языка;
4. Изучить возрастные особенности учащихся 6 класса;
5.Выявить критерии отбора музыкальных произведений для развития
социокультурной компетенции учащихся;
6.Составить методические рекомендации учителю по работе с
музыкальными произведениями на уроках иностранного языка.
Методической базой для нашего исследования послужили работы
таких авторов как В. В. Сафонова, Г.В. Рогова, О. В. Наумова, С. Ф. Гебель,
Е. П. Карпичнекова, Е. М. Верещагин, Б. В. Куприянов, Г. С. Синькевич,
В. В. Шишканова, Л. В. Щерба, и др.
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования: теоретико-аналитический (анализ
методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной
литературы), системный подход (педагогическое проектирование и
моделирование), разработка учебных материалов.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в
том, что она раскрывает определение понятия «социокультурная
компетенция», доказывает его значимость в изучении иностранного языка.
Так же в работе обоснована роль музыкальной культуры в формировании
социокультурной компетенции обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в подборе
песенного материала и разработке упражнений, способствующих
эффективному формированию социокультурной компетенции на уроках
5
английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).
Результаты исследования могут быть применены учителями при разработке
методических материалов, которые способствовали бы развитию
социокультурной компетенции...
Изучая английский язык, в сознании человека формируется культура
мира. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции,
искусство, образ жизни народов.
В современной развивающейся школе одной из приоритетных задач
является формирование социокультурной компетенции. Ее
сформированность обеспечивает школьнику успех и конкурентоспособность
в непрерывно развивающемся социуме.
В нашем исследовании мы определили, что социокультурная
компетенция - это комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих
образцах, традициях, языке, достижениях культуры, которые свойственны
для определенного общества, и приобщение к которым происходит в
одновременном процессе обучения иностранному языку.
Нами были выявлены педагогические условия способствующие
развитию социокультурной компетенции учащихся 6 класса, а именно:
отношение учителя и ученика как к субъекту формирования
социокультурной компетенции; индивидуальные особенности обучающихся,
их потребности, мотивы; использование личностно-развивающей
возможности предмета «иностранный язык», содержание которого
проецируется в широкий социокультурный контекст жизнедеятельности
человека; возрастные особенности учащихся.
Мы определили, что при формировании социокультурной компетенции
актуально использование песенного материала, и что оно формирует
социокультурную компетенцию учащихся, выполняет важнейшее требование
коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как
постижение живой иноязычной культуры. Песня является тем материалом, с
помощью которого ученики могут быть заинтересованы в последующем
знакомстве с культурой изучаемого языка.
Так же мы пришли к выводу, что использование музыкальных
произведений на уроке иностранного языка может быть эффективным,
42
только если отбор песен будет осуществляться на основе принципов
социокультурной ценности и методического потенциала; при отборе
музыкальных произведений будут учитываться познавательные потребности
и возрастные особенности школьников; будет разработано методическое
обеспечение.
В итоге нами были разработаны методические рекомендации и
комплекс упражнений с использованием песенного материала, которые могут
быть использованы учителями английского языка на уроках в 6 классе при
изучении определенных тем.
1. Бердичевский, А. Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного
языков // ИЯШ, 1993. – №6. – 3 с.
2. Валеева С. А. Поликультурное образование как неотъемлемая часть
педагогической культуры преподавателя иностранного языка. – Чита:
Молодой ученый, 2012. – 65 с.
3. Веренинова Ж. Б. Роль песни при обучении английскому произношению
/ Иностранный язык в школе. 1998. – №6. – 84-92 с.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. / под ред.
Е.М. Верещагин – М.: Просвещение, 1990. – 221 с.
5. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический Проект, 2006.
– 203 с.
6. Гаркуша Н.С. Педагогические условия воспитания культуры здоровья
школьников: типология и обоснование сущности // Современные
проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 10.
7. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка //
ИЯШ , 2009. – №5. –28 с.
8. Головлёва Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. – М.: Феникс,
2008. – 86 с.
9. Груздева И.В. Социокультурность: подходы к определению структуры
и функции // Тамбов: Грамота, 2015. – 57 с.
10. Губокский, Е. Ф. Кораблевой, В. А. Лутченко Г. В. Философский
энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского/ – М.: Инфра,
2000. –114 с.
11. Гумбальдт В.фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. –
65 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2002. – 428 - 643 с.
13. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,
Академия, 1999. - 301 с.
14. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Happy English.ru: Учебник англ. яз. для
6 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2008. – 40 с.
15. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского
языка // ИЯШ, 1990. – №5. – 45-48 с....53