Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование необходимости формирования навыков
иноязычной диалогической речи 6 классов с помощью коммуникативного
метода 6
1.1 Особенности формирования навыков иноязычной диалогической речи 6
1.2 Психологические особенности обучающихся 6 классов 13
1.3 Специфика использования коммуникативного метода для формирования
навыков иноязычной диалогической речи обучающихся 6 классов 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Проектирование учебно-методического сопровождения в форме
коммуникативных заданий для формирования иноязычной диалогической речи
учеников 6 классов 22
2.1 Анализ методической и педагогической ситуации 22
2.2 Пояснительная записка к сборнику коммуникативных заданий 26
2.3 Проектирование сборника коммуникативных заданий на уроках
английского языка как способ формирования навыков иноязычной
диалогической речи 30
2.4. Описание результатов применения комплекса коммуникативных заданий
на уроках иностранного языка в 6 классе 59
2.4 Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 1 73
Приложение 2 76
Приложение 3 77
Приложение 4 79
Актуальность данной работы заключается в том, что коммуникативный
метод, как следует уже из его названия, направлен именно на возможность общения. Основной задачей иностранного языка является формирование коммуникативных навыков учащихся, которые в большей степени формируются в
процессе общения.
Что касается среднего звена, то изучение иностранного языка на этой
ступени направлено на достижение следующих целей: формирование умений
общаться на иностранном языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитие личности ребёнка, его речевых
способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; обеспечение коммуникативнопсихологической адаптации учащихся к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного
языка как средства общения; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке; приобщение детей к новому социальному опыту с
использованием иностранного языка: воспитание дружелюбного отношения к
представителям других стран; формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, а также их общеучебных умений.
К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно использовать коммуникативный метод
при обучении иностранному языку. Данный метод не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации
коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В.,
Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А.,
Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.).
4
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку
(communicative approach), разработанный более 50 лет назад, и по сей день
остаётся наиболее востребованным методом во всём мире, он отличается своей
универсальностью.
Коммуникативный метод, как следует уже из его названия, направлен
именно на возможность общения. Непринужденный разговор на иностранном
языке чрезвычайно приятен собеседникам, вот почему всё больше образовательных учреждений отдают предпочтение этому методу, ведь он формирует
навыки и умения, которые позволяют учащимся уверенно пользоваться иностранным языком в реальной жизни. Традиционные методы изжили себя, поскольку они формирует привычку к построению предложений на родном языке
и дословному переводу. Это приводит к возникновению языкового барьера и
употреблению неправильных фраз и выражений.
Наибольшее внимание уделяется живому общению - практикуются навыки говорения и восприятия иностранной речи на слух, то есть основное - это
разговорный иностранный язык. Особая роль при этом отведена преподавателю: он говорит меньше, больше слушает. Его основная функция заключается в
том, чтобы нацелить слушателей на выполнение поставленной задачи и только
после её выполнения сообщить свои комментарии, исправить ошибки. Преподаватель (носитель языка) поощряет слушателей задавать вопросы, высказывать свое мнение, говорить о своих потребностях и интересах.
Из выше сказанного вытекает противоречие между стандартом в части
языковой компетенции а именно в формировании навыков диалогической речи
и требованиям Государственного стандарта в части формирования языковой
компетенции (диалогической) и недостаточным уровнем сформированности
навыков диалогической речи учащихся.
Проблема: как с помощью коммуникативного метода сформировать
навыки иноязычной диалогической речи....
В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка
теоретически и методически обосновать необходимость создания комплекса
упражнений, направленного на решение проблемы развития диалогической
речи учащихся 6 классов на уроках английского языка.
Для этого в теоретической части были рассмотрены составляющие говорения. Особенности межличностного общения старшего подросткового
возраста. Таким образом, мы теоретически обосновали необходимость развития диалогической речи учащихся 6 классов.
Исходя из выше сказанного, в методической части нами был проведен
анализ учебно-методической действительности уроков иностранного языка.
Анализ учебно - методического комплекса показал, что в данном учебнике
содержится недостаточное количество упражнений для развития диалогической речи. Следовательно, это не способствует развитию диалогических
навыков учащихся в полной мере. Проведение анкетирования также показало, что учащиеся испытывают трудности при спонтанном говорении на английском языке. Поэтому было принято решение разработать комплекс дискуссий, специфика которого заключается в упражнениях, способствующих
формированию речевых умений в условиях, приближающихся к естественному общению, а так же отличающихся целенаправленностью и приемлемостью по объему содержания. Пособие разрабатывалось по тематическому
признаку. Сборник имеет папка: «для учителя». Данный комплекс коммуникативных заданий является полно разработанным сопровождением для учителя, так как соответствует тематическому принципу учебника; содержит
рекомендации и основные положения для учителя, подсказки и помощь учащимся; раздаточный материал; имеется поэтапное планирование уроков дискуссионного характера.
Данный комплекс коммуникативных заданий применяется в практике
преподавания английского языка в МАОУ Лицей № 109.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что практическое применение данного комплекса коммуникативных заданий при правильной организации будет способствовать развитию диалогической речи на достаточном уровне.
1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” высших учебных заведений / П.К. Бабинская,
Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян [и др.]- Минск, 2006.- С.126.
2. Бим, И.Л. Книга для учителя к учебнику нем. яз. для 7 кл. / И. Л. Бим,
Л.В. Садомова, Н. А. Артемова - М., 2002. - С. 3-6.
3. Бим, И.Л. Новые государственные образовательные стандарты по иностраным языкам 2-11 кл. / Бим И.Л., Биболетова М.З., Копылова В.В. -
"Астрель", 2006. С. 199-207.
4. Учебник Английский язык Enjoy English 6 класс / М.З. Биболетова,
О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева, 2014. - C. 199.
5. Возрастная и педагогическая психология / под общ. ред. М.В. ГамезоМ., 2003.- С. 171-190.
6. Гальскова, И.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие
для студентов лингвистических институтов и факультетов иностранных языков высших пед. заведений /И.Д. Гальскова, Н.И. Гез- М.,
2004.- С. 247-252.
7. Головань, И.В. Развитие умений письменной речи на иностранном
языке во время летнего отдыха / И.В. Головань // Иностранные языки в
школе- 2006.- №7. С. 43-46.
8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе /
И.А Зимняя. - М.; 1991.-305с.
9. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-не
70
филологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом - 1990.- №4. С.
54-60.
10. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних уч. заведений / Е. П.
Ильин- М., 2004.- С.278-290.
11. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку:
уч. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Г.М. Еналиева- М., 2000.- С.
181.
12. Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку:
материалы для специалиста образовательного учреждения / Конышева
А.В. - С.-П. - С. 109-114.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов
высших специальных учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий- М., 2004.- С. 280-314.
14. Методика обучения иностранным языкам в начальной и средней общеобразовательной школе / под ред. В.Н. Филатова- Ростов н/Д.,
2004.- С. 314-326.
15. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П.
Мильруд // Иностранные языки в школе- 1997.- №2. С. 5-11...40