Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диалогизм в малой прозе Маргарет Этвуд и проблема самоидентификации

Работа №145311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы137
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………….……...………с.3
Глава 1. Корреляция теории диалогизма М.М. Бахтина и феминистской теории литературы… ……………………………………………………….с.12
Глава 2. Двуголосое слово и разновидности диалогического дискурса в малой прозе Маргарет Этвуд…………………………….…………………с.41
Глава 3. Проблема самоидентификации в малой прозе Маргарет Этвуд………………………………………………...………………………с.75
Заключение…………………………………………………...........………с.124
Библиография………………………………………………………...……с.127


Маргарет Этвуд (род. 1939) – современная канадская писательница, автор многочисленных романов, сборников стихов и рассказов. Первой опубликованной книгой Этвуд стал сборник стихов «Двойная Персефона», увидевший свет в 1961 г. Первый роман Этвуд, «Съедобная женщина», был опубликован в 1969, а первый сборник рассказов, «Танцующие девушки», - в 1977. Как отмечает современная исследовательница творчества М. Этвуд Р.Р. Найденова, «На сегодня она является одной из самых известных англоязычных авторов в мире. Ее книги удостаивались многих наград и премий, в числе которых Букеровская премия, премия генерал-губернатора Канады, премия Артура Кларка и многие другие» . Отметим, что Маргарет Этвуд остается одной из главных претенденток на получение Нобелевской премии мира по литературе.
В предисловии к «Поэтике Достоевского» Л.П. Гроссман отмечает: «Достоевский <...> создал новый <...>канон, который служит в настоящее
время и вероятно еще неоднократно будет служить родственным писательским темпераментам» . Канадскую писательницу Маргарет Этвуд по праву можно считать тем самым «родственным писательским темпераментом», плодотворно работающим в рамках уникальной формы диалогического нарратива, созданной Достоевским. Любой анализ творчества Этвуд, не рассматривающий бахтинское понятие диалога, невозможно считать полным.
Сборники рассказов Этвуд, незаслуженно оказавшиеся на периферии научного интереса, являются ярким примером диалогического нарратива. Персонажи Этвуд формируют свою идентичность на основании взаимодействия с внешним миром. Диалог, в широком понимании, становится главным фактором их самоидентификации. Т.Чой, автор диссертации, посвященной диалогизму и проблеме социальных, онтологических и эстетических установок в творчестве Этвуд, пишет: «Хотя Этвуд в своих произведениях исследует различные формы межличностных конфликтов и человеческих страданий, она также работает в направлении эстетики сближения, что способствует преодолению границ и барьеров, разделяющих людей и страны как субъекты» .
Многие персонажи рассказов Этвуд пытаются заново обрести себя, устанавливая диалог с внутренним «я» или с важным для них другим (во многих случаях в роли значимого другого выступает умерший: дед героини рассказа «Wilderness Tips», дяди Сюзанны в рассказе «Uncles», погибшая подруга Молли в рассказе «Weight»). Большинство персонажей чувствует себя чужими по отношению к окружающему их миру и, как следствие, пытаются сконструировать новый нарратив, который позволит им артикулировать их жизненный опыт...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования был осуществлен анализ проблемы самоидентификации персонажей малой прозы Маргарет Этвуд в аспекте теории диалогизма.
В теоретической главе настоящего исследования были обозначены причины и степень актуальности идей М.М. Бахтина в современном литературоведении, описана ситуация расширения поля деятельности бахтиноведов в связи с появлением новых интеллектуальных вызовов, представлен анализ корреляции теоретического наследия М.М. Бахтина с феминистской теорией литературы, выделены и подробно описаны этапы освоения теоретического наследия М.М. Бахтина на Западе, выделены и проанализированы пересечения теории диалогизма М.М. Бахтина и идей представительниц феминистского литературоведения (номадизм и диалогизм: природа женской субъектности (в соответствии с философией Р.Брайдотти) и особенности устройства персонажей диалогического текста (по наблюдениям М.М. Бахтина); категория незавершенности в теории диалогизма Бахтина и в теории женского письма Элен Сиксу), обозначены перспективы развития диалога между теоретическим наследием М.М. Бахтина и феминистской теорией литературы, а также освещена проблема свободы интерпретации теоретического наследия М.М. Бахтина.
Гипотеза о том, что принцип диалогизма является важнейшим организующим началом в малой прозе М. Этвуд, оказалась подтверждена результатами практической части исследования. Анализ рассказов из сборников разных лет продемонстрировал, что принцип диалогизма моделирует не только нарративные стратегии, использованные в малой прозе Маргарет Этвуд, но и сюжетно-композиционное устройство (глава 2), а также определяет направление самоидентификации персонажей в контексте гендерной проблематики и репрезентации памяти (глава 3).
Анализ нарративного устройства рассказов М.Этвуд продемонстрировал, что чаще всего повествование строится по типу разнонаправленного двуголосого слова. Пародия, являющаяся ключевым элементом данной разновидности диалогического дискурса, становится одним из основных инструментов репрезентации ориентации на слово Другого. С пародийным повествованием от первого лица (пародийная Ich Erzahlung) читатель сталкивается в рассказах «Фантазии об изнасиловании», «Моя мать ведьма», «Болотный человек». Пародия со всеми ее оттенками (подтип «а» из классификации видов двуголосого слова, представленной М.М. Бахтиным) и слово пародийно изображенного героя (подтипы «b», «d») встречаются в рассказах «Путевые заметки», «Нетерпеливая Гризельда». Активный тип диалогического дискурса (отраженное чужое слово) обнаруживается в рассказах «Бремя», «Дядюшки».
В третьей главе представлено теоретическое осмысление проблемы самоидентификации и места, которое она занимает в современном литературоведении. Анализ нарративных стратегий, представленных в рассказах «Бремя», «Путевые заметки», «Исида во тьме», «Моя мать ведьма» и «Нетерпеливая Гризельда» демонстрирует, что основным условием восстановления или приобретения ощущения целостности собственной личности становится восстановление диалога со своим прошлым и/или с окружающим миром. Артикуляция травмы, поиск подходящего словесного оформления опыта прохождения через кризис становится значимым инструментом, при помощи которого героини малой прозы М.Этвуд заново обретают себя.
В качестве перспектив исследования обозначим рассмотрение проблемы самоидентификации в свете теории диалогизма на материале рассказов, представленных в сборниках “Bluebirds’ Egg” (1988), “Moral Disorder” (2006). Отдельного рассмотрения заслуживают сборники “The Tent” (2006), “Stone Mattress” (2014), “Good Bones” (1992), включающих в себя произведения, жанр которых сама М.Этвуд определила как «экспериментальный» и не идентифицировала их как рассказы.



1. Atwood M. Dancing Girls, NY: Simon & Schuster, 1977. 246 p.
2. Atwood M. Wilderness Tips. London, NY: Bloomsbury, 1995. 288 p.
3. Atwood M. Old Babes in the Wood. London: Chatto & Windus, 257 p.
4. Atwood M. Surfacing. Chelsea: Virago, 1997. 192 p.
Научная литература:
1. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров, М.: РОССПЭН, 2009, 192 с.
2. Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-predstavleniy-o-zhenskoy-samoidentifikatsii-ot-modernizma-k-postmodernistskomu-feminizmu (дата обращения: 23.09.2022).
3. Анцыферова О.Ю. Извивы феминистского литературоведения (Материалы к спецкурсу)// Женщина в российском обществе. 2005. № 3—4. С.73—86.
4. Барышева С.И. Проблема романа как «Женского» жанра: бахтинский принцип диалогизма в свете феминистской литературной теории // Новый филологический вестник. 2016. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-romana-kak-zhenskogo-zhanra-bahtinskiy-printsip-dialogizma-v-svete-feministskoy-literaturnoy-teorii (дата обращения: 23.09.2022).
5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М.: Искусство, 1979. С.9 - 192.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики, М.: Художественная литература, 1975. 506 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского, М.: Русские словари, языки славянской культуры, 2002. 505 с.
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Вопросы литературы и эстетики, М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, 423 c.
10. Бережная М.С. Образ “своей комнаты” в современном женском рассказе (на материале англоязычной малой прозы середины XX начала XXI века), М., 2020. 203 с.
11. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин в двадцатые годы // Михаил Бахтин: pro et contra: сборник статей. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С.132 - 201.
12. Бочаров С. Г. Событие бытия. О Михаиле Михайловиче Бахтине // Михаил Бахтин: pro et contra: сборник статей: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С.277 - 294.
13. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования: хрестоматия / под.. ред..: С.В. Жеребкина. СПб., 2001. Ч.2. С.13 - 23.
14. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993, 175 с.
15. Вайзер Т.В. Языки пепла, языки лжи // Новое литературное обозрение. 131 (1). – 2015. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/131_nlo_1_2015/article/11287/#_ftn4 [дата обращения: 19.11.2022]...93


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ