Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования сетевого бизнеса как формы предпринимательской деятельности в современном Китае 6
1.1. История появления и развития сетевого бизнеса в КНР 6
1.2. Положение сетевых компаний на современном рынке КНР 18
1.3. Подходы к управлению и организации труда в сетевых компаниях с китайской спецификой 37
Глава 2. Разработка механизмов совершенствования системы организации труда в сетевых компаниях КНР 54
2.1 Проблемы организации труда в китайской сетевой компании «Alibaba Group» 54
2.2. Стратегические предложения повышения эффективности организации труда в сетевых компаниях КНР 77
2.3. Внедрение механизмов совершенствования системы организации труда в китайской сетевой компании «Alibaba Group» 83
2.4. Экономико-социологическое обоснование целесообразности мероприятий по совершенствованию системы организации труда в сетевых компаниях КНР 91
Заключение.........................................................................................................................97
Список источников и литературы 102
Приложение 1. 109
Приложение 2. 115
Приложение 3. 119
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день характерной чертой мировой экономики являются быстрые темпы глобализации. Большое количество предприятий является активным участником международного сотрудничества, что приводит к росту конкурентных позиций на мировой арене. За счет этого развиваются межгосударственное и межфирменное сотрудничество. Это приводит к тому, что осуществляется конкурентное ведение бизнеса и в самой стране, и за ее пределами. То есть можно сказать, что такие интеграционные процессы являются движущей силой, побуждающей предприятия применять новейшие подходы в управлении. Именно организационная деятельность позволяет внедрять и активно использовать комплекс инструментов, способных обеспечить повышение качества товаров и услуг, эффективности деятельности организации, обеспечить корпоративную и социальную ответственность.
В современных условиях турбулентно-кризисного состояния специфика организации труда рассматривается руководителями сетевых структур как важнейший стратегический ориентир, позволяющий сосредоточивать деятельность структурных подразделений на достижении общих целей, аккумулировании инициативы работников, обеспечении приверженности сетевым организациям и осуществлении коммуникационных связей. Говоря об организации труда, мы имеем в виду прежде всего - набор наиболее важных предположений, принятых членами организации, демонстрируемых в заявленных организацией ценностях, которые дают работникам ориентиры их поведения и действий. Данные ценностные ориентации передаются членам компаний сетевых структур через символические средства духовного и материального окружения данной системы.
Практический опыт многих успешных предприятий сетевых структур свидетельствует, что использование новейших принципов организации трудовой деятельности позволяет получить высокую эффективность производства и занятости, а также повысить конкурентоспособность. Следует отметить, что особенностью функционирования сетевых структур является отсутствие четко сформированных целей развития, поскольку они образованы из субъектов, которые, сохраняя свою хозяйственную самостоятельность, добровольно сотрудничают с партнерами для получения синергетических эффектов. Вместе с тем, в условиях китайской экономики, с учетом особенностей ее исторического прошлого и современных проблем, идеи организации труда в сетевых компаниях и соответствующее развитие социально-трудовых отношений еще не стали предметом широкого научного исследования и не получили обоснования в современной российской академической практике.
Объект исследования: китайская сетевая компания «Alibaba Group».
Предмет исследования: система организации труда в китайской сетевой компании «Alibaba Group».
Цель работы: разработать стратегические предложения повышения эффективности организации труда в сетевых компаниях КНР и произвести их экономико-социологическое обоснование.
Поставленная перед исследованием цель определила необходимость формулировки следующих задач исследования:
1) Раскрыть историю появления и развития сетевого бизнеса в КНР;
2) Оценить положение сетевых компаний на современном рынке КНР;
3) Охарактеризовать подходы к управлению и организации труда в сетевых компаниях с китайской спецификой;
4) Систематизировать проблемы организации труда в китайской сетевой компании «Alibaba Group»;
5) Разработать стратегические предложения повышения эффективности организации труда в сетевых компаниях КНР;
6) Произвести экономико-социологическое обоснование целесообразности мероприятий по совершенствованию системы организации труда в сетевых компаниях КНР.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения общей экономической теории, научные работы китайских, российских и зарубежных ученых и специалистов по организации труда, управлению сетевыми компаниями.
При решении задач исследования использовались следующие методы: теоретическое обобщение (для уточнения понятийного аппарата по технологиям управления организацией труда в китайских сетевых компаниях); статистический анализ (для изучения, группирования и сравнения данных с целью исследования состояния и динамики развития сетевого бизнеса в Китае); экспертное оценивание (для ранжирования результатов исследования); графический метод (для наглядного представления результатов исследования); метод обобщения для обоснования стратегий развития формирования механизма организации труда китайских предприятий сетевых структур; абстрактно-логический метод для теоретических обобщений и выводов по результатам исследования; социологические методы опроса и экспертного интервью для подтверждения теоретических заключений и обоснования актуальности выполненных заключений для сетевой компании «Alibaba Group».
Информационную базу исследования составили официальные материалы статистики КНР, а также финансовая, корпоративная и оперативная отчетность изучаемого сетевого предприятия.
Теоретическую базу исследования составили, в том числе, работы китайских, российских, зарубежных авторов, посвященные проблемам организации труда на предприятиях КНР. Среди них И. В. Бабенко, И. Н. Дроздов, Д. В. Круглов, В. Лю, Се Яцзин(谢峥), С. А. Тиньков, Е. В. Тинькова, Чжан Юшэн(张宇生), Чжао Ди(赵静), Д. Ши, Дж. Штейншаден и другие.
Научная новизна полученных результатов заключается в системном решении важной научной проблемы формирования эффективной системы организации труда в современных китайских сетевых компаниях и теоретическом, методологическом, методическом и прикладном обосновании научных основ исследуемой проблематики в современных условиях функционирования.
Практическое значение полученных результатов состоит в том, что их внедрение позволит китайской сетевой компании «Alibaba Group» повысить эффективность своей деятельности на международной арене за счет использования современных технологий организации труда. Полученные в рамках исследования выводы и рекомендации могут найти конкретную практическую реализацию в деятельности китайской сетевой компании «Alibaba Group», лечь в основу рекомендаций по развитию организации трудовой деятельности данного предприятия, способствовать совершенствованию практики управления человеческими ресурсами.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, трех приложений.
В рамках данного исследования его автором была поставлена цель разработать стратегические предложения повышения эффективности организации труда в сетевых компаниях КНР и произвести их экономико-социологическое обоснование. Выводы, к которым в рамках данного исследования, заключаются в следующем.
Развитие электронной коммерции в Китае прочно связано с сетевой компанией Alibaba Group, которая за 25 лет своего развития, которое началось в 1999 году, прошла длинный путь от оказания простейших цифровых услуг до развития электронных торговых площадок, платежных сервисов и, как итог, формирования обширной цифровой экосистемы, включающей торговлю, платежные системы, развлечения, услуги для бизнеса. При этом развитие компании происходило в условиях уникального рынка труда, который в Китае имеет свою специфику. Наиболее характерной его чертой является сверхурочная занятость, которая воспринимается как норма не только компаниями, но и значительной частью сотрудников. Первоначально сверхурочный труд позволял работникам физического труда зарабатывать больше, поскольку при сдельной оплате они производили больше продукции за счет увеличения продолжительности рабочего дня. При этом с ростом механизации и цифровизации рабочих процессов данная практика не утратила актуальности — даже высокотехнологичные предприятия Китая поддерживают трудовую модель «996», когда сотрудники находятся на работе с 9 утра до 9 вечера, 6 дней в неделю. Данная практика не имеет законодательной основы и сейчас активно критикуется исследователями, а также вызывает неприятие у молодого поколения, которое уже широко представлено на рынке труда.
Alibaba Group является сетевой компанией, которая сформировала уникальную цифровую экосистему, миссией которой является упрощение ведения бизнеса. Определив в качестве первоочередной своей ценности удовлетворение потребностей клиентов, компания была основана для поддержки малого бизнеса, с пониманием, что в будущем Интернет уравняет условия игры и тем самым позволит малым предприятиям использовать инновации и технологии для собственного роста и более эффективной конкуренции.
Сегодня сетевая компания входит в ТОП-10 крупнейших мировых Интернет-компаний по уровню капитализации. За эти годы существования организационная структура сетевой компании претерпела множество изменений и реорганизаций, которые обеспечивали слаженную работу всей бизнес-структуры: Alibaba Group стала масштабной цифровой экосистемой, которая выходит далеко за рамки исключительно электронной торговли и формируется десятками компаний, управление которыми осуществляет Alibaba Group Holding Limited. В 2023 году в компании началась масштабная реорганизация, предполагающая внедрение новой модели управления, построенной по формуле «1+6+N». В рамках такой новой модели крупные бизнес-группы и различные компании получают возможность вести независимую деятельность. «1» — это Alibaba Group Holding Limited, управляющая бизнесом экосистемы. «6» — это основные шесть бизнес–групп компании, каждая из которых работает в своем заданном направлении, «N» - это различные компании, работа которых в не вписывается в то или иной бизнес-направление...
1. Веселова Л. С. Перспективы управления талантами в Китае на примере китайских МНК[J] // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №1. С. 164-175.
2. Колесников А. В., Доможирова А. В. Мировые тенденции использования человеческого капитала в цифровой экономике[J] // Globus. 2022. №4 (69). С. 67-76.
3. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов [M]/ пер. с англ. под ред. Л .Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. – C.576 .
4. Круглов Д. В., Се Яцзин. Управление талантами в процессе формирования кадрового резерва в Китае [J]// Экономика труда. 2022. Том 9. №2. С. 363-376
5. Дроздов И. Н., Лю В. Цифровизация управления человеческими ресурсами в бизнес-организации: значимость и актуальные направления[J] // Креативная экономика. 2022. Т.16. №6. С. 2433–2444.
6. Власенко А. А., Головенчик Г. Г. Электронная коммерция Китая: причины успеха и современные тенденции развития[J] // Цифровая трансформация. 2022 .№28 С.43–52.
7. Адизес, И. К. Стили менеджмента — эффективные и неэффективные [Management styles - effective and ineffective][M]. (И. К. Адизес, Автор) 2009.С.199. Москва: Альпина Бизнес Букс.
8. Чжао Ди, Тинькова Е. В., Тиньков С. А., Бабенко И. В. Оценка состояния и динамики текучести кадров на рынке труда Китая[J] // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2020. № 4. С. 77-83. DOI: 10.25586/RNU.V9276.20.04.P.077
9. Филин, С. А., & Шуай, Л. У. (2018). Управление электронными сетевыми структурами в торговле (на примере КНР) [Managing electronic network structures in trade (using China as an example)]. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 14(11), 2116-2129.
10. Цзэн М.Alibaba и умный бизнес будущего: как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию //Цзэн Мин; пер. с англ. Москва : Альпина Паблишер, 2019. C.320.
11. Ши Д. Ограничения системы управления тталантами в IT-подразделениях китайских энергетических компаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 2 (140). С. 131-136.
12. Ли Сонглинь, Ю. Фуджи, У. Пейюнь, История развития электронной коммерции B2B в Китае [J], Интернет-экономика, 2018 .№5.C. 8
13. Schein, E. H., How can organizations learn faster? The problem of entering the green room. Retrieved from.1992. P.3-4[URL:dspace.mit.edu]
14. Samuel Aryee, A cross-cultural test of a model of the work-family interface,Journal of Management,Volume 25, Issue 4, 1999, P. 491-511.
15. Claudio Michelacci, Josep Pijoan-Mas,The Effects of Labor Market Conditions on Working Time: The US-EU Experience.28 May 2008 . P.30...64