Мультимедийная хрестоматия по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиаобразования» как средство освоения стилей электронной музыки студентами-бакалаврами
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ КАК СПОСОБА ОСВОЕНИЯ СТИЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ
СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ 9
1.1. Хрестоматия как дидактическое средство и мультимедиа 9
1.2. Характеристика стилей электронной музыки 16
1.3. Возможности мультимедийной хрестоматии по дисциплине
«История и теория электронной музыки и медиаобразования»
при подготовке студентов-бакалавров 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ
И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ» СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ 33
2.1. Содержание мультимедийной хрестоматии по дисциплине
«История и теория электронной музыки и медиаобразования» 33
2.2. Технологии создания мультимедийной хрестоматии по дисциплине «История и теория электронной музыки
и медиаобразования» 38
2.3. Анализ апробации мультимедийной хрестоматии
как способа освоения стилей электронной музыки студентами-бакалаврами 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Приложение 1. Мультимедийная хрестоматия «Современные стили электронной музыки» по дисциплине «История и теория
электронной музыки и медиаобразования» (электронный вариант) 57
Приложение 2. Анкета (печатный вариант) 58
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии.
В современном мире применение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью деятельности человека в самых различных сферах, где компьютер служит средством общения, генерации новых идей, контроля. В образовании же использование современных информационных технологий характеризуется широким внедрением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации.
Современное обучение невозможно представить без мультимедиа, которые включают в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть все известные сегодня формы. Перспективным и высокоэффективным средством обучения является мультимедийная хрестоматия, предоставляющая информацию в более наглядной форме, чем традиционные источники информации.
Применение мультимедийной хрестоматии способствует повышению мотивации обучения учащихся и студентов, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. В условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий подготовка квалифицированного пользователя персонального компьютера является одним из непременных условий его успешной профессиональной деятельности.
На сегодняшний день создание мультимедийной хрестоматии является одной из самых востребованных форм в системе общего и профессионального образования. Однако музыкально-теоретической подготовке бакалавров педагогического образования данное современное дидактическое средство не находит достаточного применения, несмотря на имеющиеся возможности мультимедиа, полноценно отражающие специфику профильных учебных дисциплин, в частности дисциплины «История и теория электронной музыки и медиаобразования». Качественно сделанная хрестоматия может оптимизировать процесс обучения, способствовать более глубокому освоению необходимых знаний.
Однако на практике сложился ряд противоречий между:
1) потребностью студентов-бакалавров в многоаспектном изучении профильных предметов, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением учебного процесса, с другой стороны;
2) готовностью педагогов к применению мультимедийной хрестоматии как дидактического средства обучения, с одной стороны, и недостаточным количеством специально разработанных пособий, с другой стороны.
Выявленные нами противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке и внедрении в учебный процесс мультимедийной хрестоматии как дидактического средства обучения студентов-бакалавров по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиобразования».
Проблема определила тему исследования: «Мультимедийная хрестоматия по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиаобразования» как средство освоения стилей электронной музыки студентами-бакалаврами».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в учебный процесс мультимедийную хрестоматию по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиаобразования» на занятиях со студентами-бакалаврами, проанализировать результаты апробации.
Объект исследования - процесс изучения стилей электронной музыки студентами-бакалаврами.
...
Мультимедийная хрестоматия включает в себя две составляющие: «мультимедиа» и «хрестоматия». Мультимедиа - это компьютерные технологии, при которых совместно используются несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Хрестоматия - это учебная книга, представляющая собой сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания - художественных, мемуарных, научных, публицистических, а также различных документов.
Таким образом, мультимедийная хрестоматия - это сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания, существующей в виде электронного ресурса и содержащей поисковый инструментарий, а также при необходимости мультимедийные компоненты (анимацию, звук, аудио и видеофайлы, графику).
Все дидактические средства подразделяются на различные виды по характеру воздействия на обучающегося визуальные, аудиальные и аудиовизуальные, и выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Мультимедийная хрестоматия относится к визуальным и аудиальным средствам, выполняет обучающую и развивающую функции, потому является дидактическим средством обучения.
Понятие «электронная музыка» в широком смысле применяется к тем явлениям музыкального творчества, связанным с использованием электронных технологий в процессе создания и исполнения произведений. Определяющим компонентом в понятии «электронная музыка» традиционно выступает уровень звуковой реализации, что обусловило формирование в современной музыкальной практике своеобразного противопоставления «акустической музыки» (инструментальной, вокальной) и «электронной музыки».
Электронная музыка - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронно-акустической генерирующей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).
Электронная музыка сегодня существует на пересечении современного академического музыкального искусства, музыкально-информационных технологий, медиа-искусства и не академических музыкальных направлений (джаза, рока, импровизационной музыки, популярной музыки). В основном, стили электронной музыки находятся в андеграунде и не достигают своей популярности. Тем не менее, с каждым годом появляются новые стили, которые представляют собой синтез уже существующих стилей, вызывая интерес у любителей электронной музыки.
Применение мультимедийной хрестоматии возможно не только на аудиторных занятиях, но и в самостоятельной работе, при изучении отличительных особенностей стилей (знакомство с типичными представителями, прослушивание музыкальных примеров каждого стиля). Наглядность мультимедийной хрестоматии даёт возможность изучать современные стили музыки не только на лекциях со студентами, но и возможность применять хрестоматию в учреждениях дополнительного образования детей, а также в средне специальных учебных заведения.
Мультимедийная хрестоматия по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиаобразования» дополняет основной курс дисциплины, и может являться как дополнительной литературой, так и основной для тех студентов, которые не имеют навыков работы с музыкальным программным обеспечением. Главные преимущества мультимедийно хрестоматии - наглядность и доступность материала. Пособие может использоваться в самостоятельной работе студента, а также на лекциях по дисциплине «История и теория электронной музыки и медиаобразования».
...
1. Андерсен, А.В., Овсянкина, Г.П., Шитикова, Р.Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: Учебное пособие. [Текст] / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. - СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. - 224 с.
2. Брыксина, О.Ф. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога [Текст] / О.Ф. Брыскина. - Самара : СИПКРО, 2004. - 131 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 1 / Л.С Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 488 с.
4. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии. [Текст] / В.В. Гузеев. - М. : Знание, 1992. - 60 с.
5. Деникин, А.А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям [Текст] / А.А. Деникин. - Москва : ИПО Профиздат, 2013. - 105 с.
6. Долгушин, С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке [Текст] / С. Долгушин - Омск : Мир музыки, 2004 - 187 с.
7. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы [Текст] / Л. И. Долинер // Информатика и образование. - 2003. - №6. - C. 125-128.
8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / И.Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
9. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. [Текст] / О. В. Зимина - М. : Изд-во МЭИ, 2003. - 336 с.
10. Иванова, Н.И. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе [Текст] / Н.И. Иванова // Музыкальное образование в 21 в.: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. - Архангельск : КИРА, 2012. - С. 154-157.
11. Ларнер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Ларнер. - Москва : Педагогика, 1981. - 64 с.
12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов - М. : Оникс, 2008. - 736 с.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов - 4-е изд., дополненное, - Москва: Изд-во Азбуковник, 1999. - 944 с.
14. Околелов, О.П. Дидактическая специфика современного вузовского учебника. [Текст] / О.П. Околелов // Педагогика - 2003. - №10 - С. 20-25.
15. Панферова, Е. М. Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб. : Реноме, 2013. - С. 125-127.
... всего 42 источника