Введение 3
Глава 1. Конституционные требования к организации предоставления гражданам медицинской помощи 14
§1. Право на медицинскую помощь как субъективное публичное право личности 14
§2. Конституционное право на качественную медицинскую помощь 21
Глава 2. Субъективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 29
§1. Личные права и процесс оказания медицинской помощи 30
§2. Роль коммуникации в обеспечении информационных прав граждан и повышении качества медицинской помощи 51
Глава 3. Объективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 66
§1. Выбор системы финансирования системы здравоохранения 66
§2. Установление критериев оценки качества медицинской помощи 74
Заключение 97
Список источников 103
Актуальность темы исследования. Закрепление на конституционном уровне правовой гарантии, предусматривающей право каждого на получение медицинской помощи, является важным достижением социального государства. В Российской Федерации право на медицинскую помощь установлено в ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Законодателем в развитие конституционных положений был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в котором были сформулированы основные принципы охраны здоровья, в том числе право на получение доступной и качественной медицинской помощи.
Проблема обеспечения надлежащего качества медицинской помощи остается крайне важной. Многочисленные исследования показывают, что текущий уровень качества не удовлетворяет в полной мере ни организаторов здравоохранения, ни медицинский персонал, ни пациентов .Развитие новых технологий в сфере здравоохранения, в том числе технологий искусственного интеллекта, телемедицины, роботехники, бросает новые вызовы как медицинскому сообществу, так и законодателям и правоприменителям и требует от них выработки совершенно новых подходов к оценке качества оказанной медицинской помощи, в том числе соответствия ее требованиям этики и безопасности. В свою очередь, только оказанная медицинская помощь надлежащего качества может отвечать общим целям охраны здоровья населения.
В настоящее время качество оказанной медицинской помощи по условиям оказания и по группам заболеваний оценивается в соответствии с Критериями оценки качества медицинской помощи, утвержденными Минздравом России
(далее – Критерии оценки качества, Критерии) . В общем виде в указанных Критериях содержится перечень действий, которые должен выполнить медицинский работник (например, провести осмотр пациента, выполнить ряд анализов, заполнить медицинскую документацию). Критерии не предусматривают оценку соблюдения личных прав граждан в процессе лечения, а также надлежащей организации оказания медицинской помощи.
Показатели оценки качества медицинской помощи с позиции обеспечения реализации конституционного права на медицинскую помощь ни в доктрине, ни в правоприменительной практике не выработаны.Однако именно данные критерии позволили бы определить сущностное соответствие качества организации и оказания медицинской помощи ценностям, закрепленным в Конституции РФ, и определить направления совершенствования системы организации и оказания медицинской помощи.
В рамках данного исследования были изучены существующие проблемы, возникающие в связи с соблюдением прав граждан при их взаимодействии с медицинскими организациями. Анализ правоприменительной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, ознакомление с результатами исследований в области биоэтики, менеджмента здравоохранения и психологии здоровья показали, что они лежат как в области непосредственно лечения, так и в сфере организации здравоохранения. Особое внимание в данной работе уделено вопросу надлежащей коммуникации между врачом и пациентом, поскольку именно в процессе такого взаимодействия в сознании последнего возникает субъективное восприятие и последующая оценка качества оказанной ему медицинской помощи.
...
Здоровье является важным благом общества. Государство должно не только сохранять его, но и защищать от любых посягательств, предоставляя гражданам необходимые правовые гарантии. Позитивный аспектправа на охрану здоровья заключается в том, что государство обязано обеспечить доступ к медицинской помощи, создать условия для сохранения и укрепления здоровья граждан.Негативный аспект этого права связан с запретом на вмешательство в сферу личного здоровья. Он заключается, в числе прочего, в праве граждан самостоятельно принимать решения относительно своего здоровья без давления со стороны государства или медицинского персонала.В научных публикациях содержание права наохрану здоровья трактуется весьма широко. Представляется правильной позиция, согласно которой право на медицинскую помощь входит в содержание права на охрану здоровья и при этом обладает относительной самостоятельностью.
Право на медицинскую помощь является субъективным публичным правом личности. Оно заключается в правопритязании граждан на получение от государства гарантий оказания медицинской помощи, а в контексте ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, - бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.Многими учеными при определении понятия «право на медицинскую помощь» упоминается такая значимая характеристика как качество. Однако лишь в отдельных исследованиях этой черте придается конституционно-правовое значение. В свою очередь, только оказание качественной медицинской помощи отвечает конституционным целям охраны здоровья граждан и составляет ядро права на медицинскую помощь.
Изучение научной литературы показало разнообразные подходы к определению понятия качества медицинской помощи. В части работ под качеством медицинской помощи понимается ее соответствие установленным критериям. Другой подход предполагает акцент только на одной стороне лечебного процесса: пациенте или медицинской организации. Нормативное определение качества, данное в п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, сформулировано через совокупность ее характеристик и не учитывает конституционно-правовой аспект оказания медицинской помощи: соблюдение личных прав граждан. Легальная дефиниция качества медицинской помощи также является недостаточной для полного понимания и оценки качества лечения. Это связано с тем, что она не учитывает коммуникационный аспект процесса оказания медицинской помощи.
Конституционный подход к определению названных критериев позволяет выделить субъективные и объективные критерии качества медицинской помощи.Под субъективными критериями оценки качества медицинской помощи понимается результат индивидуального восприятия пациентом процесса и результата его лечения.Под объективными правовыми критериями оценки качества медицинской помощи понимается совокупность организационно-правовых механизмов, внедренных государством для обеспечения граждан медицинской помощью.
Уважение личной автономии пациента является ключевым принципом как в медицинской этике, так и в праве, который должен соблюдаться при оказании медицинской помощи. Он означает, что каждый пациент имеет право на принятие самостоятельного решения относительно своего здоровья, основываясь на полной и доступной информации о состоянии своего организма и доступных методах лечения. Со своей стороны медицинские работники должны уважать его выбор, личные убеждения и ценности и предоставлять всю необходимую информацию для принятия обоснованных решений.
Аксиологический подход к медицинской помощи предполагает, что она должна предоставляться на недискриминационной основе. Механизм реализации права на доступ к лечению должен соответствовать принципам юридического равенства и справедливости.
...
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994
№ 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
4) Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
5) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
6) Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
7) Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
8) Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
9) Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
10) Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
11) Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (ред. от 20.03.2024) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
12) Приказ Минздрава России от 08.04.2021 № 317н «Об утверждении порядка информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2021 № 63419). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
13) Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
14) Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2020 № 60192). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
15) Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2020 № 60010). —Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
...
254 источника