Конституционно-правовые критерии качества медицинской помощи
|
Введение 3
Глава 1. Конституционные требования к организации предоставления гражданам медицинской помощи 14
§1. Право на медицинскую помощь как субъективное публичное право личности 14
§2. Конституционное право на качественную медицинскую помощь 21
Глава 2. Субъективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 29
§1. Личные права и процесс оказания медицинской помощи 30
§2. Роль коммуникации в обеспечении информационных прав граждан и повышении качества медицинской помощи 51
Глава 3. Объективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 66
§1. Выбор системы финансирования системы здравоохранения 66
§2. Установление критериев оценки качества медицинской помощи 74
Заключение 97
Список источников 103
Глава 1. Конституционные требования к организации предоставления гражданам медицинской помощи 14
§1. Право на медицинскую помощь как субъективное публичное право личности 14
§2. Конституционное право на качественную медицинскую помощь 21
Глава 2. Субъективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 29
§1. Личные права и процесс оказания медицинской помощи 30
§2. Роль коммуникации в обеспечении информационных прав граждан и повышении качества медицинской помощи 51
Глава 3. Объективные правовые критерии оценки качества медицинской помощи 66
§1. Выбор системы финансирования системы здравоохранения 66
§2. Установление критериев оценки качества медицинской помощи 74
Заключение 97
Список источников 103
Актуальность темы исследования. Закрепление на конституционном уровне правовой гарантии, предусматривающей право каждого на получение медицинской помощи, является важным достижением социального государства. В Российской Федерации право на медицинскую помощь установлено в ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Законодателем в развитие конституционных положений был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в котором были сформулированы основные принципы охраны здоровья, в том числе право на получение доступной и качественной медицинской помощи.
Проблема обеспечения надлежащего качества медицинской помощи остается крайне важной. Многочисленные исследования показывают, что текущий уровень качества не удовлетворяет в полной мере ни организаторов здравоохранения, ни медицинский персонал, ни пациентов .Развитие новых технологий в сфере здравоохранения, в том числе технологий искусственного интеллекта, телемедицины, роботехники, бросает новые вызовы как медицинскому сообществу, так и законодателям и правоприменителям и требует от них выработки совершенно новых подходов к оценке качества оказанной медицинской помощи, в том числе соответствия ее требованиям этики и безопасности. В свою очередь, только оказанная медицинская помощь надлежащего качества может отвечать общим целям охраны здоровья населения.
В настоящее время качество оказанной медицинской помощи по условиям оказания и по группам заболеваний оценивается в соответствии с Критериями оценки качества медицинской помощи, утвержденными Минздравом России
(далее – Критерии оценки качества, Критерии) . В общем виде в указанных Критериях содержится перечень действий, которые должен выполнить медицинский работник (например, провести осмотр пациента, выполнить ряд анализов, заполнить медицинскую документацию). Критерии не предусматривают оценку соблюдения личных прав граждан в процессе лечения, а также надлежащей организации оказания медицинской помощи.
Показатели оценки качества медицинской помощи с позиции обеспечения реализации конституционного права на медицинскую помощь ни в доктрине, ни в правоприменительной практике не выработаны.Однако именно данные критерии позволили бы определить сущностное соответствие качества организации и оказания медицинской помощи ценностям, закрепленным в Конституции РФ, и определить направления совершенствования системы организации и оказания медицинской помощи.
В рамках данного исследования были изучены существующие проблемы, возникающие в связи с соблюдением прав граждан при их взаимодействии с медицинскими организациями. Анализ правоприменительной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, ознакомление с результатами исследований в области биоэтики, менеджмента здравоохранения и психологии здоровья показали, что они лежат как в области непосредственно лечения, так и в сфере организации здравоохранения. Особое внимание в данной работе уделено вопросу надлежащей коммуникации между врачом и пациентом, поскольку именно в процессе такого взаимодействия в сознании последнего возникает субъективное восприятие и последующая оценка качества оказанной ему медицинской помощи.
...
Проблема обеспечения надлежащего качества медицинской помощи остается крайне важной. Многочисленные исследования показывают, что текущий уровень качества не удовлетворяет в полной мере ни организаторов здравоохранения, ни медицинский персонал, ни пациентов .Развитие новых технологий в сфере здравоохранения, в том числе технологий искусственного интеллекта, телемедицины, роботехники, бросает новые вызовы как медицинскому сообществу, так и законодателям и правоприменителям и требует от них выработки совершенно новых подходов к оценке качества оказанной медицинской помощи, в том числе соответствия ее требованиям этики и безопасности. В свою очередь, только оказанная медицинская помощь надлежащего качества может отвечать общим целям охраны здоровья населения.
В настоящее время качество оказанной медицинской помощи по условиям оказания и по группам заболеваний оценивается в соответствии с Критериями оценки качества медицинской помощи, утвержденными Минздравом России
(далее – Критерии оценки качества, Критерии) . В общем виде в указанных Критериях содержится перечень действий, которые должен выполнить медицинский работник (например, провести осмотр пациента, выполнить ряд анализов, заполнить медицинскую документацию). Критерии не предусматривают оценку соблюдения личных прав граждан в процессе лечения, а также надлежащей организации оказания медицинской помощи.
Показатели оценки качества медицинской помощи с позиции обеспечения реализации конституционного права на медицинскую помощь ни в доктрине, ни в правоприменительной практике не выработаны.Однако именно данные критерии позволили бы определить сущностное соответствие качества организации и оказания медицинской помощи ценностям, закрепленным в Конституции РФ, и определить направления совершенствования системы организации и оказания медицинской помощи.
В рамках данного исследования были изучены существующие проблемы, возникающие в связи с соблюдением прав граждан при их взаимодействии с медицинскими организациями. Анализ правоприменительной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, ознакомление с результатами исследований в области биоэтики, менеджмента здравоохранения и психологии здоровья показали, что они лежат как в области непосредственно лечения, так и в сфере организации здравоохранения. Особое внимание в данной работе уделено вопросу надлежащей коммуникации между врачом и пациентом, поскольку именно в процессе такого взаимодействия в сознании последнего возникает субъективное восприятие и последующая оценка качества оказанной ему медицинской помощи.
...
Здоровье является важным благом общества. Государство должно не только сохранять его, но и защищать от любых посягательств, предоставляя гражданам необходимые правовые гарантии. Позитивный аспектправа на охрану здоровья заключается в том, что государство обязано обеспечить доступ к медицинской помощи, создать условия для сохранения и укрепления здоровья граждан.Негативный аспект этого права связан с запретом на вмешательство в сферу личного здоровья. Он заключается, в числе прочего, в праве граждан самостоятельно принимать решения относительно своего здоровья без давления со стороны государства или медицинского персонала.В научных публикациях содержание права наохрану здоровья трактуется весьма широко. Представляется правильной позиция, согласно которой право на медицинскую помощь входит в содержание права на охрану здоровья и при этом обладает относительной самостоятельностью.
Право на медицинскую помощь является субъективным публичным правом личности. Оно заключается в правопритязании граждан на получение от государства гарантий оказания медицинской помощи, а в контексте ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, - бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.Многими учеными при определении понятия «право на медицинскую помощь» упоминается такая значимая характеристика как качество. Однако лишь в отдельных исследованиях этой черте придается конституционно-правовое значение. В свою очередь, только оказание качественной медицинской помощи отвечает конституционным целям охраны здоровья граждан и составляет ядро права на медицинскую помощь.
Изучение научной литературы показало разнообразные подходы к определению понятия качества медицинской помощи. В части работ под качеством медицинской помощи понимается ее соответствие установленным критериям. Другой подход предполагает акцент только на одной стороне лечебного процесса: пациенте или медицинской организации. Нормативное определение качества, данное в п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, сформулировано через совокупность ее характеристик и не учитывает конституционно-правовой аспект оказания медицинской помощи: соблюдение личных прав граждан. Легальная дефиниция качества медицинской помощи также является недостаточной для полного понимания и оценки качества лечения. Это связано с тем, что она не учитывает коммуникационный аспект процесса оказания медицинской помощи.
Конституционный подход к определению названных критериев позволяет выделить субъективные и объективные критерии качества медицинской помощи.Под субъективными критериями оценки качества медицинской помощи понимается результат индивидуального восприятия пациентом процесса и результата его лечения.Под объективными правовыми критериями оценки качества медицинской помощи понимается совокупность организационно-правовых механизмов, внедренных государством для обеспечения граждан медицинской помощью.
Уважение личной автономии пациента является ключевым принципом как в медицинской этике, так и в праве, который должен соблюдаться при оказании медицинской помощи. Он означает, что каждый пациент имеет право на принятие самостоятельного решения относительно своего здоровья, основываясь на полной и доступной информации о состоянии своего организма и доступных методах лечения. Со своей стороны медицинские работники должны уважать его выбор, личные убеждения и ценности и предоставлять всю необходимую информацию для принятия обоснованных решений.
Аксиологический подход к медицинской помощи предполагает, что она должна предоставляться на недискриминационной основе. Механизм реализации права на доступ к лечению должен соответствовать принципам юридического равенства и справедливости.
...
Право на медицинскую помощь является субъективным публичным правом личности. Оно заключается в правопритязании граждан на получение от государства гарантий оказания медицинской помощи, а в контексте ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, - бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.Многими учеными при определении понятия «право на медицинскую помощь» упоминается такая значимая характеристика как качество. Однако лишь в отдельных исследованиях этой черте придается конституционно-правовое значение. В свою очередь, только оказание качественной медицинской помощи отвечает конституционным целям охраны здоровья граждан и составляет ядро права на медицинскую помощь.
Изучение научной литературы показало разнообразные подходы к определению понятия качества медицинской помощи. В части работ под качеством медицинской помощи понимается ее соответствие установленным критериям. Другой подход предполагает акцент только на одной стороне лечебного процесса: пациенте или медицинской организации. Нормативное определение качества, данное в п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, сформулировано через совокупность ее характеристик и не учитывает конституционно-правовой аспект оказания медицинской помощи: соблюдение личных прав граждан. Легальная дефиниция качества медицинской помощи также является недостаточной для полного понимания и оценки качества лечения. Это связано с тем, что она не учитывает коммуникационный аспект процесса оказания медицинской помощи.
Конституционный подход к определению названных критериев позволяет выделить субъективные и объективные критерии качества медицинской помощи.Под субъективными критериями оценки качества медицинской помощи понимается результат индивидуального восприятия пациентом процесса и результата его лечения.Под объективными правовыми критериями оценки качества медицинской помощи понимается совокупность организационно-правовых механизмов, внедренных государством для обеспечения граждан медицинской помощью.
Уважение личной автономии пациента является ключевым принципом как в медицинской этике, так и в праве, который должен соблюдаться при оказании медицинской помощи. Он означает, что каждый пациент имеет право на принятие самостоятельного решения относительно своего здоровья, основываясь на полной и доступной информации о состоянии своего организма и доступных методах лечения. Со своей стороны медицинские работники должны уважать его выбор, личные убеждения и ценности и предоставлять всю необходимую информацию для принятия обоснованных решений.
Аксиологический подход к медицинской помощи предполагает, что она должна предоставляться на недискриминационной основе. Механизм реализации права на доступ к лечению должен соответствовать принципам юридического равенства и справедливости.
...
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи (Всероссийский Государственный Университет Юстиции ( филиал г. Тула))
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - «Управление качеством в здравоохранении (на примере ГАУЗ Елабужская Центральная Районная Больница»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Медицинская помощь в Российской Федерации как вид социального обеспечения – проблемы и перспективы развития (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Оценка качества оказания услуг населения в сфере здравоохранения (РАНХ и ГС)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Правовой статус порядков, стандартов оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и их роль в правоприменительной практике
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Конституционные и административно-правовые механизмы обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023





