Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс – технологий в
образовательном процессе 7
1.1. Понятия кейс и кейс – технологии 7
1.2. Кейс – технологии: история возникновения и внедрения 12
1.3. Виды кейсов и их структура… 15
Глава 2. Методические особенности реализации кейс – технологий в
учебном процессе школы 22
2.1. Особенности организации учебного процесса по английскому языку
на основном этапе 22
2.2. Методические особенности составления кейса по английскому языку
на основном этапе 30
2.3. Особенности организации работы кейса на уроке английского языка
на основном этапе 35
Глава 3. Организация и результаты экспериментальной работы по
созданию кейсов и их применение на уроках английского языка 42
3.1. Организация экспериментальной работы 42
3.2. Проведение экспериментальной работы по организации проведения
кейсов на уроках английского языка в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» 53
3.3. Анализ эффективности проведенной экспериментальной работы…65
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 78
Одной из задач современной системы образования является обновление
требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного
курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии,
которые помогут улучшить качество образования [15].
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное
обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику
российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс
представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в
определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу
различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования
проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с
установленными критериями [13, с. 38].
Кейсовая технология (метод) обучения ‒ это обучение действием. Идея
case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование
навыков является результатом самостоятельной активной работы учащихся в
разрешении противоречий, приводящих к творческому овладению знаниями,
навыками и развитию способностей [39, с. 56].
Работая с кейсами, обучающиеся учатся принимать правильные решения
и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и
выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы
учащимся в реализации чтения, говорения, письма и аудирования ЕГЭ по
английскому языку.
Актуальность работы на социально – педагогическом уровне обусловлена
противоречием между объективными требованиями модернизации образования
и недостаточным использованием современных технологий и методов
обучения, в частности, кейс – технологий.
Актуальность на научно – методическом уровне объясняется
необходимостью обоснования эффективности использования кейс – технологии
4
при изучении английского языка школьниками на основном этапе обучения.
На основании актуальности можно сформулировать проблему
исследования: повышение мотивации и качества знаний у обучающихся при
применении технологии кейс – стади.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования:
«Применение кейс – технологий при организации обучения школьников
английскому языку на основном этапе».
Объект исследования: образовательный процесс по английскому языку.
Предмет исследования: кейс – технология на уроках английского языка
в 9 классе.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным
путём проверить влияние использования кейсов на формирование
положительной мотивации и повышения качества знаний обучающихся по
английскому языку на основном этапе.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей
гипотезой: мотивация и качество знаний обучающихся по английскому языку
повысится, если:
− изучить и проанализировать методическую и научную литературу
по теме;
− -разработать группу кейсов и продумать план их включения в
программу предмета;
− апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов
при изучении обучающимися английского языка на основном этапе.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были
сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу и нормативные документы по исследуемой
проблеме.
2. Составить кейсы для обучения обучающихся 9 классов.
3. Показать на практике методические правила применения кейсов для
изучения английского языка в 9 классе....
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет
заключить следующее.
- В ходе изучения литературы и нормативных документов по
исследуемой проблеме мы выявили, что образовательная деятельность – это
взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного
материала в одной или нескольких областях. Также изучение теоретической и
специальной литературы позволило выявить два уровня проблем в
преподавании низкий познавательный интерес школьников к предмету
английский язык вызванный неинтересным преподаванием предмета.
- Особое внимание при определении перспектив образовательной
деятельности уделяется современным педагогическим технологиям,
позволяющим повысить уровень мотивации к изучению предмета английского
языка в школе. К современным технологиям, используемым в рамках
образовательной деятельности в курсе английский язык относятся, в том числе,
и кейс – технологии.
- Кейс-технология — это интерактивная технология для
краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций,
направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у
учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает
аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на
один с реальными ситуациями.
- В качестве особенностей использования кейс – технологий на
уроках английского языка определили: возможность работы группы на едином
проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей
степень неопределенности в условиях лимита времени; использование
принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не
только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;
70
возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности;
выработка навыков простейших обобщений.
- В рамках решения второй задачи после проведения теста на
актуализацию знаний и экспресс – диагностики учащихся 9 классов, были
составлены кейсы для обучения обучающихся по английскому языку по темам:
«Достопримечательности Нью – Йорка», «Моя профессия – официант. За и
против», «Легко ли быть молодым?», «Диета: хорошо или плохо?»
- В ходе решения третьей задачи, на практике были показаны и
применены методические правила применения кейсов для изучения
английского языка на примере проведения уроков с учащимися 9 классов
МКОУ АГО «Ачитская СОШ». Проведенная экспериментальная работа
позволила выявить эффективность методических правил применения кейсов
при обучении учащихся английскому языку. Это проявилось через повышение
мотивации обучающихся к изучению данного предмета, что подтверждается
изменением места английского языка в рейтинге предметов после
экспериментальной работы. Согласно полученным ответам 52% учащихся
считают английский язык не таким важным предметом, как русский язык,
математику, историю, обществознание, химию, физику (до экспериментальной
работы доля составляла 76%). По степени значимости 10% учащихся поставили
английский язык на 3 место в рейтинге, 42% учащихся поставили английский
язык на 6 место, 38% учащихся поставили английский язык на 8 место, 10%
учащихся поставили английский язык на 10 место.
- Учащиеся получили возможность развития коммуникативных и
регулятивных умений через формирование навыков работы по плану,
презентацию собственного продукта, работу в разных творческих форматах
(репортажи, пресс – релизы, мини – сочинения, рекламные ролики и т.д.).
- Также применение кейс – технологий в ходе изучения английского
языка способствует повышению качества знаний обучающихся, что
подтверждается результатами теста, полученными после проведения
экспериментальной работы: произошло увеличение количества учащихся,
71
владеющих английским языком по тематике теста. На 5 человек увеличилось
количество учеников, решивших тест на оценку «5», на 6 человек увеличилось
количество учеников, решивших тест на оценку «4», на 2 человека
уменьшилось количество учащихся, показавших неудовлетворительные знания.
Следовательно, если ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами
заданий по английскому языку, грамотно составить кейсы; апробировать
оптимальную методику использования кейсов в английском языке, то качество
знаний обучающихся по английскому языку будет соответствовать
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,
повысится мотивация к изучению предмета. Таким образом, цель работы
достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое
подтверждение.
1. Письмо Департамента государственной политики в образовании
Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О
примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана».
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-
417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для
оснащения общеобразовательных учреждений».
3. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении
СанПиН
4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования», с изменениями и
дополнениями на 7 июня 2017 года)
http://docs.cntd.ru/document/901895865
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
73
7. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с
изменениями.2.4.2.2821-10
8. Устав МКОУ ВГО Ачитская СОШ /
https://drive.google.com/file/d/0B4nQy21qBnOLWpzaWNBUURHeGc/view
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
10. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы
для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004
г. № 1312.
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020
годы. Утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2015 г. № 497
2. Монографии, брошюры, статьи, выступления
12. Амиров А. Ф., Гаранина Р. М., Гаранин А. А. Активизация личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как
условие развития их субъектной позиции: монография. Самара: Офорт,
2014.516 с
13. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод
конкретных ситуаций. — М.: Гардарики, 2000. — 502с.
14. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А.
Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе
метода casestudy. Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. 188 с.
15. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный
подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009...49