Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии
дистанционного обучения в школе 8
1.1. Анализ понятия «дистанционное обучение» в литературе 8
1.2. Формы и технологии дистанционного обучения и способы его организации 13
1.3. Содержание обучения английскому языку в 8 классах: программные
требования, цели обучения, планируемые результаты обучения 20
Глава 2. Возможности системы дистанционного обучения «Moodle» при обучении английскому языку 29
2.1. Описание методики использования технологии дистанционного
обучения при изучении предмета «Английский язык» (для 8 классов) 29
2.2. Электронный курс раздела «Английский язык, 8 класс» предмета
«Английский язык», разработанный на базе системы дистанционного
обучения «Moodle» 38
2.3. Технология организации педагогического эксперимента и анализа полученных результатов 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 59
Актуальность исследования. Одной из задач современной системы
образования является способность быстрой адаптации к постоянно
изменяющимся социально-экономическим условиям.
Образование как одна из самых важных отраслей любого общества
должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и
конкурентоспособным. Управление образовательным учреждением в
существующих условиях заключается в том, чтобы не просто учитывать
изменения, но и опережать их, позволяя педагогам и обучающимся идти в
ногу со временем, быть успешными и актуальными [12, с. 76].
В настоящее время заметной становится тенденция снижения интереса
у учащихся к освоению учебных предметов школьной программы, в том
числе и к освоению английского языка. Традиционные методы и формы
обучения порой не удовлетворяют образовательные запросы и потребности
обучающихся, не способствуют повышению учебной мотивации.
Дистанционное обучение специалисты по стратегическим проблемам
образования называют «образовательной системой XXI века». На эту
систему делается огромная ставка, о чём прописано в 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий» [49].
Использование дистанционного обучения или его элементов в рамках
конкретных учебных предметов и курсов в общеобразовательной
организации способно вызвать заинтересованность детей, живущих в
информационном обществе, пробудить стремление к изучению предмета с
использованием информационных технологий.
Несмотря на законодательную поддержку и требования современности,
внедрение и реализация дистанционного обучения в школах связано с
5
определенными трудностями: неготовность педагогов, несовершенство
материально-технической базы, недостаточность программно-методического
и информационного обеспечения и т.д.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью
внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс
современной школы и недостаточность условий для реализации данного
направления деятельности.
На основании актуальности и противоречия сформулирована проблема
исследования, состоящая в ответе на вопрос: какова сущность и механизмы
организации дистанционного обучения в обучении английскому языку
учащихся 8 классов общеобразовательной школы.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования:
«Использование системы дистанционного обучения «Moodle» в обучении
английскому языку учащихся 8 классов».
Объект исследования: система дистанционного обучения
иностранным языкам
Предмет исследования: обучение английскому языку учащихся 8
классов с помощью системы дистанционного обучения «Moodle».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать электронный курс по английскому языку на базе системы
дистанционного обучения "Moodle".
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей
гипотезой: повышение уровня обученности учащихся 8 классов будет
возможным, если:
− учтены возрастные и психологические особенности обучающихся 8
классов;
− определены и использованы механизмы дистанционного обучения в
курсе английского языка;....
Дистанционное обучение английскому языку открывает новые
возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и
информационное пространство, и информационную сферу обучения.
Дистанционное обучение английскому языку, используя самые современные
формы информационного обмена, системного и межсистемного
взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации
межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.
Деятельность и развитие социальной информационной системы
определяют ее внутренние информационные отношения и внешние
отношения с ее окружением, отношения в информационной сфере, в которой
она сформирована. Как и всякая социальная информационная сфера, среда
52
обучения английскому языку нуждается в оптимизации, соответствующей ее
организации, в управлении и регулировании.
Задачей школьного образования является не только достижение
конкретных целей с помощью дистанционных технологий, но и обучение
использованию форм, средств и возможностей дистанционного обучения
английскому языку, а также д возможность ощутить реальные результаты его
применения.
Данная дипломная работа посвящена теоретическому обоснованию,
разработке и экспериментальной проверке эффективности методики
использования технологии дистанционного обучения при изучении раздела
«Английский язык, 8 класс» предмета «Английский язык».
В ходе исследования был решен комплекс задач, а именно:
1. Изучить теоретические аспекты использования технологии
дистанционного обучения в школе.
2. Описать формы и технологии дистанционного обучения и способы его
организации.
3. Рассмотреть содержание обучения английскому языку в 8 классах.
4. Разработана методика преподавания раздела «Английский язык, 8 класс»
предмета «Английсикй язык» с использованием технологии дистанционного
обучения;
4. Разработан и апробирован электронный курс раздела «Английский
язык, 8 класс» на базе системы дистанционного обучения «Moodle».
5. Экспериментально проверена эффективность применения методики
преподавания раздела «Английский язык, 8 класс» предмета «Английский
язык» с использованием технологии дистанционного обучения.
В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная
работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных
условиях с учащимися восьмого класса МКОУ АГО «Ачитская СОШ».....
Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев.
– М. : Наука, 1994. — 188 с.
2. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев. ч.
II — М. : МЭСИ, 1997. — 50 с.
3. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология,
организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М. : Издательство
МЭСИ, 1999. – 196 с.
4. Ардеев, А.Х. Образовательная информационная среда как средство
повышения эффективности обучения в университете: дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.08 / А.Х. Ардеев. – Ставрополь : Ставр. гос. унив., 2004. –
165 c.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. — CПб. : Питер, 2000.
— 401с.
6. Боровских, А.В. Деятельностные принципы в педагогике и
педагогическая логика: Пособие для системы профессионального
педагогического образования, переподготовки и повышения
квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х.
Розов. – М. : МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
7. Босова, Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных
материалов нового поколения / Л.Л, Босова // Школьные технологии.
— 2007. — № 5. – С. 179-184.
8. Витченко, О.В. Интегративно-креативная модель формирования
информационно-коммуникационной компетентности будущего
учителя / О.В. Витченко // Образование. Наука. Инновации. – 2010. –
№4. – С. 73-78.
9. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Т. Воген. - Пер. с
англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997.
55
10. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом
Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. № 419-ст) из
информационного банка «Отраслевые технические нормы»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gostr-52653-2006 (дата обращения:18.09.2017).
11. Дьякова, О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое
письмо директору колледжа / О.И. Дьякова // Ученые записки ИСГЗ –
Казань : Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – №2. –
С. 18-22.
12. Журавлева, О.Б. Управление Интернет-обучением в высшей школе /
О.Б. Журавлева. — М. : Горячая линия, 2007. — 223 с.
13. Заичкина, О.И. Опыт и проблемы управления образовательным
процессом на базе информационных и коммуникационных технологий
/ О.И. Заичкина // Сборник материалов международной научнопрактической конференции «Развитие отечественной системы
информатизации образования». — М. : ИИО РАО, 2009. — С. 19-24.
14. Захарова, Г.И. Формирование информационной образовательной среды
высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01:
/ Г.И.Захарова. – Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2003. – 46 c.
15. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г.
Захарова. – М. : Изд-во «Академия», 2008. — 192 с....57