ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 8
1.1. Информационно-коммуникационные технологии в системе
образования в целом и в обучении иностранным языкам в частности 8
1.2. Использование информационно-коммуникационных технологий для
формирования лексических навыков речи 17
1.3. Анализ существующих информационно-коммуникационных
технологий для обучения иностранным языкам 25
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 34
2.1. Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight» 34
2.2. Практическая работа по использованию ИКТ как средства
формирования лексических навыков учащихся 39
2.3. Результаты исследования 47
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В настоящее время, когда знание английского языка становится скорее
нормой (компьютерная, экономическая и политическая терминология
базируются на английском языке), можно говорить об английском языке как о
языке международного общения. Одним из обязательных требований
Федерального государственного стандарта к организации процесса обучения
является использование новых информационно-коммуникационных
технологий.
В условиях изменения содержания образования, перехода к
компетентностному подходу, приоритетную роль в учебно-воспитательном
процессе играют информационно-коммуникационные технологии. Средства
информационно-коммуникационных технологий — это программные,
программно-аппаратные и технические средства и устройства,
функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники,
а также современных средств и систем транслирования информации,
информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору,
продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации
и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных
компьютерных сетей
Таким образом, на современном этапе реформ школьного образования
серьезные изменения связаны с внедрением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.
Реализация реформы осуществляется школой через решение тактических,
методических и организационных задач. Именно использование
информационно-коммуникационных технологий позволяет решить основное
противоречие современной системы образования - противоречие между быстрым
5
темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными
возможностями их усвоения индивидом.
Проблема исследования состоит в создании такой универсальной системы
внедрения ИКТ в процесс формирования лексических навыков речи, которая
была бы адаптирована к целям и задачам образовательной дисциплины
«английский язык» в средней школе и могла бы помочь в решении ряда вопросов,
а именно:
- последовательная реализация задач личностно-ориентированного
образования через внедрение информационно-коммуникационных технологий в
иноязычное образование (Е.А.Власов, К.Б.Есипович, Р.К.Миньяр-Белоручев,
Н.А.Нефедова, Э.Л.Носенко, П.И.Сердюков, Л.Ф.Шашина и др.);
- повышение эффективности и качества обучения продуктивной и
рецептивной лексике английского языка в средней школе через использование
новых средств обучения в урочной и внеурочной деятельности (В.Г.Адмони,
И.Л.Бим, Н.И.Гез, О.Д.Митрофанова, В.Г.Костомаров, А.К.Пепеляев,
Р.Г.Рогова);
- обеспечение коммуникативной направленности «иноязычного
образования»;
- реализация индивидуализации образования, интеграция ИКТ в
процесс самообразования, формирование «культурного пространства» индивида;
- создание информационной и методической базы для учителей
иностранного языка внутри информационного пространства образовательного
учреждения.
Этими обстоятельствами обусловлена актуальность темы данного
исследования, которая заключается в разработке методического обоснования
внедрения ИКТ в процесс формирования лексических навыков речи английского
языка с целью повышения эффективности учебного процесса и действенности
системы управления качеством иноязычного образования учащихся. Решение
этих вопросов и определяет тему нашего исследования.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место
в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических
средств и приемов учителя английского языка, в том числе позволило
разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия
интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в
обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна
сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий
(уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение в
учебный процесс обострило противоречие между объективными
возможностями современных автоматизированных систем и эффективностью их
реального использования в обучении.
В арсенале учителя появились не только новые организационные формы,
но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные
учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы. Весь арсенал средств
ИКТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся выстроить систему своего
самообразования, помочь в поисковой, творческой, познавательной
деятельности учащихся.
Именно использование современных технологий позволяет сделать уроки
нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам
деятельности, значимыми по результатам.
Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать
основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип
равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи,
принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка
интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни
ребёнка.
51
Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, в целом
соответствуют поставленным задачам, а именно:
1) выявлены особенности ИКТ и их влияние на образовательный
процесс в целом;
2) рассмотрены ИКТ как средство формирования лексических
навыков;
3) подтверждены материалы исследования результатами практической
работы.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе
очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления
учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука,
современных средств видеотехники позволяет моделировать различные
ситуации.
Применение современных технологий в образовании создает
благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает
запросам современного общества.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя
их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических
задач на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя
материалы сети разной степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных
звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных
учителем;
в) совершенствовать умения монологического и диалогического
высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем
или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или
письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов,
сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности
партнеров....
. Абаимова Т.В. Использование информационных технологий в
процессе обучения английскому языку на начальном этапе // Английский язык
в школе. 2012. № 4. С. 44 - 49.
2. Азимов Э.П. Материалы Интернета на уроке иностранного языка //
Иностранные языки в школе. 2001. № 1. С. 96 - 98.
3. Александров К.В. Информационно-коммуникационные технологии в
обучении иностранному языку: от новой формы к новому содержанию //
Иностранные языки в школе. 2011. №5. С. 15 - 20.
4. Александров К.В. Компьютерная программа для формирования
лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные
языки в школе. 2010. № 6. С.67 - 72.
5. Белкова М.М. Использование информационно-компьютерных
технологий на уроках иностранного языка // Английский язык в школе. 2009. №
2. С. 48 - 51.
6. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владению иностранным
языком учащимися к концу базового курса обучения // Иностранные языки в
школе. 2005. № 5. С. 2 - 8.
7. Богатырева М.А. О зарубежном опыте использования ИКтехнологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011.
№ 1. С. 73 - 78.
54
8. Бужинская В.В. Работа над английским произношением на
начальной ступени коммуникативного обучения иноязычному говорению //
Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 43 - 47.
9. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности.
Вестник МГУ Серия 14. М.: Психология, 2000. №4. С. 33 - 41.
10. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на
специфику фонетических баз изучаемого и родного языков // Иностранные
языки в школе. 2004. № 5. С. 10 - 16.
11. Гальскова Н.Д., Чепцов Л.Б. Цели и содержание обучения говорению
в начальной школе (На материале Программы обучения иностранным языкам в
начальной школе) // Иностранные языки в школе. 2004. № 3. С. 4 - 9.
12. Гурвич П. Б., Григорян С. Т. Усиление мотивации учебной
деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка/П. Б.
Гурвич, С. Т. Григорян//Журнал «Иностранные языки в школе». 1976. № 5. С.5-
9
13. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных
телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам //
Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 14 - 23.
14. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные
языки в школе. 1996. № 5. С. 20 - 22.
15. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его
организации // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 47; № 4. С. 3 - 6....55