ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Мультимедийное пособие как средство обучения 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 16
1.3. Использование мультимедийного пособия в детской музыкальной
школе 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1. Особенности мультимедийного пособия как средства обучения игре
на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе 31
2.2. Технология создания мультимедийного пособия как средства обучения
игре на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе 41
2.3. Анализ апробации мультимедийного пособия 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1. Результаты апробации в диаграммах 60
Приложение 2. Мультимедийное пособие (электронный вариант) 62
Тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.
В наше время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Использование таких технологий существенно активизирует информацию, делает ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.
Применение мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся. Интерактивные мультимедийные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала.
Музыкальное образование и творчество, в том числе и исполнительство на духовых музыкальных инструментах, находятся сегодня под влиянием научно-технического прогресса. Компьютер становится привычным инструментом музыканта в процессе обучения, музыкальной практики и творчества. Применение компьютерных технологий в области музыкального образования оправдано тем, что они позволяют совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией.
Мультимедийные программы существенно расширяют творческие возможности музыканта, формируют музыкальный слух, позволяют выверить замыслы в процессе сочинения, услышать композицию наяву, что особенно ценно для юного музыканта, не имеющего обширного слухового опыта.
Использование мультимедийных технологий в музыкальных школах находится на стадии формирования как метода обучения. Для эффективного внедрения такого метода обучения необходима большая и серьёзная работа по оснащению музыкальных школ в достаточном количестве компьютерной техникой, а также в подготовке методической и информационной базы для организации учебного процесса. Но это нужно делать, т.к. мультимедийные технологии имеют неоспоримые преимущества: сочетание логического и образного способов освоения информации; наглядность; интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве.
Использование мультимедийного пособия в музыкальных школах облегчит начинающим музыкантам освоение инструмента и материала, позволит на ранней стадии обучения освоить простые компьютерные задачи. Так же мультимедийное пособие позволит ученику самостоятельно заниматься в удобное для него время, в удобном месте и ритме.
Однако на практике существует ряд противоречий:
• необходимость использования мультимедийных средств обучения и недостаточном теоретико-методическим обоснованием их использования;
• необходимостью широкого внедрения мультимедийных средств в школах и отсутствием достаточного количества квалифицированных педагогов владеющих знаниями мультимедиа;
• большим желанием школьников использовать в учебном процессе средства мультимедиа и недостаточным обеспечением учебных заведений современными техническими средствами.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: научно-методическое обоснование мультимедийного пособия как средства обучения игре на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе.
Проблема определила тему выпускной квалификационной работы: «Мультимедийное пособие как средство обучения игре на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе».
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование мультимедийного пособия как средства обучения игре на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе.
...
«С новейшими техническими средствами связаны надежды более эффективного умственного воспитания, формирования навыков самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Новые технологии обещают увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса диверсификации образования, игрового и скоростного обучения».
Образование, основанное на применении мультимедийных средств обучения, - это процесс формирования личности, которая открыта к восприятию и усвоению базовых знаний и умений, а также навыков медиакультуры, личности, которая способна самостоятельно созидать, анализировать и оценивать медиатексты, способной понимать политический и социокультурный контекст функционирования мультимедиа в современном мире.
Организация обучения на базе мультимедийных технологий дает возможность уже сегодня решить множество задач в учебно-воспитательном процессе, например, достигнуть оптимальной структуры урока, индивидуализировать обучение, поднять уровень самостоятельности учащихся, оптимизировать процесс усвоения базовых знаний, обеспечить самостоятельную продуктивную работу учащихся и овладение ими инструментарием поисковой деятельности.
Уже ни у кого не возникает сомнений, что применение современных средств в обучении положительно влияет не только на мотивированность активности в учении детей за счет новизны деятельности, на повышение заинтересованности к выбору профессии, на увлеченность в самостоятельной работе. Но появляются широкие возможности и у учителя донести до учащихся более полную и точную информацию об изучаемом предмете, обеспечения более наглядными средствами обучение, и использовать материал, который при традиционных методах был малодоступен. В такой мультимедийной среде педагогу легче проверить уровень и качество знаний учащихся, чем это было и есть при традиционном обучении. И становится более значимой роль самостоятельной подготовки учащихся при получении новых знаний, новых умений, навыков.
Мультимедийная среда значительно увеличивает объем усваиваемой информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем постоянно обновляющейся. И поэтому дифференцировать задания по степени сложности или по характеру требующейся помощи становится все проще. Создаются оптимальные условия для организации и совершенствования самоподготовки во внеурочное время и т. д.
На сегодняшний день в условиях всеобщей компьютеризации мультимедийные средства обучения в современной школе становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь указывает на необходимость использования компьютеров в процессе обучения, и нельзя не учитывать тот факт, что дети уже начинают постигать азы компьютерной грамотности раньше, чем начинают говорить, а уж тем более читать.
Современная всеобщая информатизация общества изменила и характер социального заказа. Сейчас обществу нужен не простой исполнитель, а человек, умеющий самостоятельно принимать решения, который обладает критическим мышлением, способен работать с большими объемами информации, который быстро осваиваивается в информационном пространстве, способный постоянно накапливать знания, который без проблем сможет перестроится и переучиться. Поэтому предпрофильное и профильное обучение тоже в настоящее время все активнее применяют мультимедийные средства, что способствует формированию востребованных социумом качеств у обучаемого, качеств цивилизации третьего тысячелетия.
...
1. Аверин В.А., Осорина М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати лет [Текст] / М.: Издательство: Генезис М., 2010 - с.156.
2. Белов Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления
композитора) / Материалы международной научно-практической
конференции «Современное музыкальное образование / - 2002» [Текст] - С.-Петерб. гос.-пед. ун-т.им. А.И. Герцена. - СПб., 2002. - с.284.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. [Текст] - 2002. - № 3-4.-14 - с.19.
4. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2003. - с.204.
5. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе //Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] - Чебоксары, 2000.
6. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научнопрактической конференции. [Текст]- Йошкар-Ола, - 1995г. - с.101-103.
7. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе //Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, [Текст] - ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - с. 170-172.
8. Жуков С.В. Использование информационных технологий на уроках музыки
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival. 1 september.ru/articles/56
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.192.
10. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста [Текст] - М.
• Музыка, 1993. - с.75.
11. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. [Текст]
• М.: - Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель - Михаил Диков.
• с.58.
12. Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся музыкальных школ [Текст] - Журнал “Интеграция образования” № 3 / 2008
13. Кириллова В.А. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. Ч.1. Мультимедийное учебное пособие [Текст] - М.: Издательство “Государственное музыкальное училище имени Гнесиных”, 2001. - с.116.
14. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] - Калининград, 1999.
15. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях - Тольятти: Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, № 16 / 2010. - с.8.
... всего 30 источников