ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 11
1.1. Особенности организации образовательного сайта 11
1.2. Характеристика музыкальной культуры подростков 23
1.3. Способы формирования музыкальной культуры подростков
на уроках по мировой художественной культуре 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 54
2.1. Организация и содержание сайта для формирования
Музыкальной культуры подростков при изучении мировой художественной культуры 54
2.2. Цели и задачи опытно-поискового исследования по организации
сайта для формирования музыкальной культуры подростков 68
2.3. Ход и результаты опытно-поискового исследования
по организации сайта для формирования музыкальной культуры подростков при изучении мировой художественной культуры 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Приложение 1. Анкета для опроса участников пилотажного исследования 116
Приложение 2. Тест по музыкальной культуре для проведения пилотажного исследования 119
Приложение 3. Результаты исследования в диаграммах 122
Приложение 4. Содержание образовательного сайта
по мировой художественной культуре (распечатанный вариант) 127
Приложение 5. Определение уровня музыкальной культуры подростков на констатирующем и контрольном этапах (таблица) 136
Приложение 6. Задания для выявления уровня музыкальной культуры подростков (констатирующий и контрольный этап) 143
Важнейшим компонентом базовой культуры личности является музыкальная культура. Обладая потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя итоговую целостность воспитывающего воздействия.
Формирование основ музыкальной культуры у подрастающего поколения является важной задачей общеобразовательной школы. На уроках по музыке учащиеся готовятся к самостоятельному общению с музыкальным искусством через освоение его языка и знакомство с лучшими отечественными и зарубежными образцами. При этом большую роль в развитии музыкальной культуры школьников играет восприятие, исполнение, сочинение музыки, в процессе которых включается их жизненный и музыкальный опыт.
Проблема развития музыкальной культуры подростков на занятиях по музыке рассматривалась в трудах: Абдулина Э.Б., Алиева Ю.Б., Апраксиной О.А., Кабалевского Д.Б., Радыновой О.П. , Панасье Ю., Школяр Л.В.
В старших классах подростки продолжают изучать музыкальное искусство на уроках по мировой художественной культуре. Однако здесь музыкальной деятельности отводится незначительное время. В результате, подросток осваивает только ограниченный программой перечень произведений отечественной и мировой музыки.
Расширить возможности учебного предмета «Мировая художественная культура» в формировании музыкальной культуры у подростков сегодня могут современные информационные технологии. Их появление на основе развития компьютерных средств и сетей телекоммуникаций привело к созданию качественно новых средств и способов обучения, позитивно влияющих как на качество образования, так и на формирование базовой культуры личности.
Одной из таких технологий является образовательный сайт, представляющий собой совокупность интернет-страниц с повторяющимся дизайном, может сделать процесс развития музыкальной культуры подростков более продуктивным с помощью интерактивных средств, комплекса мультимедийных материалов, аудио и видео фрагментов. Особенно актуальным применение образовательного сайта становится на уроках по мировой художественной культуре при обучении подростков, проявляющих значительный интерес к современным компьютерным технологиям и владеющих навыками работы с ними.
При использовании образовательного сайта как способа формирования музыкальной культуры подростков на уроках по мировой художественной культуре важной является его организация, представляющая собой совместную работу группы специалистов (проект-менеджера, дизайнера, веб-мастера) по достижению конкретных целей веб-проекта.
Организация образовательного сайта по мировой художественной культуры предоставляет ряд возможностей в освоении подростками музыки, среди которых:
• самостоятельное приобретение учащимися знаний по музыкальной культуре;
• включение подростков в различные способы познавательной музыкальной деятельности;
• планирование школьниками самостоятельных занятий по восприятию музыки в удобное для них время;
• реализация индивидуальной образовательной траектории по овладению подростками музыкальной культурой и т. д.
Однако на практике возникает ряд противоречий между:
1) готовностью подростков к освоению современных компьютерных технологий, с одной стороны, и их недостаточным применением на занятиях по мировой художественной культуре, с другой стороны;
2) имеющимся потенциалом образовательного сайта в обучении школьников, с одной стороны, и отсутствием теоретико-методического обоснования его организации в процессе формирования музыкальной культуры подростков, с другой стороны.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования - научно-методическое обоснование необходимости организации сайта как способа формирования музыкальной культуры подростков при изучении ими мировой художественной культуры.
...
Проведённое исследование по организации образовательного сайта как способа формирования музыкальной культуры подростков на уроках по мировой художественной культуре позволило сделать следующие выводы.
1. Сайт - совокупность страниц, объединенных одной общей темой, дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет (Т.Д. Пунина). По доступности сайты бывают открытые, полуоткрытые и закрытые (В.Г. Байков). По величине и уровню решаемых ими задач они делятся на простые, тематические и многофункциональные.
Образовательный сайт - это: 1) целостная, концептуально обоснованная и структурно выстроенная система взаимосвязанных между собой веб-страниц, содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них (А.В. Хуторской); 2) информационная система для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью сети Интернет (М.И. Башмаков); 3) единая информационная и образовательная среда, состоящая из технических, программных, телекоммуникационных и методических средств для оптимального использования новых информационных технологий, их внедрения во все виды и формы образовательной деятельности (Т.С. Старова).
Существуют такие виды образовательных сайтов, как: сайты учебного заведения, научных исследований; справочные сайты; ресурсы соревновательных и информационных Интернет-проектов, дистанционного образования; сайт для распространения культурной и образовательной информации; ресурсы виртуального методического объединения; сайт консультативного назначения (Т.Г. Пунина).
По задачам образования сайты подразделяются на четыре группы: 1) обеспечивающие доступ к образовательным продуктам; 2) стимулирующие создание этих продуктов; 3) способствующие продвижению модельных форм 99
организации образовательного процесса; 4) обеспечивающие учебно-методическое сопровождение образования (А. Байрон).
Основными характеристиками образовательного сайта являются его содержание, дизайн, техническая реализация и эксплуатационность. Основные функции образовательного сайта - это представительская, образовательная, воспитательная, информационная и коммуникативная.
Организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (Р. Драфт). Организация работы сайта включает несколько направлений (составляющих): 1) проектирование; 2) планирование и разработка содержания; 3) технологическое направление - последовательная разработка и наполнение сайта содержанием; 4) техническое направление - выбор электронной оболочки, а также техническая поддержка работы сайта; 5) экономическое направление - расчёт затрат и возможных статей дохода.
Организация образовательного сайта включает несколько этапов: предварительный этап; разработка дизайна и структуры сайта; создание технологической основы; наполнение сайта контентом; запуск; систематическая поддержка работы сайта, его корректировка и обновление. Процесс организации образовательного сайта является комплексом мер, нацеленных на анализ целевой аудитории сайта и адаптации учебного курса к web- технологиям. Наполнение сайта определяется целевой аудиторией, структурой и содержанием учебной дисциплины.
2. Культура - это: система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям (А.Г. Сомов); основа для интерпретации собственного опыта и направления действий.
Музыкальная культура - это музыка вместе с ее ближайшим контекстом, со всей совокупностью общественных форм музицирования (Б.В. Асафьев);
сложная система, в которую входят музыкальные ценности; деятельность по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, восприятию музыкальных ценностей; композиторы, исполнители, слушатели, музыковеды и др.; учреждения, инструменты и оборудование (А.Н. Сохор); совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению и потреблению этих ценностей» (В.С. Цукерман).
...
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта [Текст] : офиц. текст. - М : Республика, 2010. - 25 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - М. : РАГС, 1983. - 112 с.
3. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьника. Учет и коррекция [Текст] / М.К. Акимова. - М. : Академия, 2002. - 62 с.
4. Алехина О.Ф. Основы менеджмента [Текст] / О. Ф. Алехина. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2009. - 105 с.
5. Алексеев Ю.В. Объекты культурного наследия [Текст] / Ю.В. Алексеев. - М. : Изд-во MILL, 2010. - 411 с.
6. Алексеева Л.Н. Музыкальный слух [Текст] / Л.Н. Алексеева. - М. : Государственное музыкальное изд-во, 1993. - 64 с.
7. Алиев Ю.Б. Детская музыка [Текст] / Ю.Б. Алиев. - М. : Академия, 2005. - 120 с.
8. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Санкт-Петербург : Интеллект, 2000. - 254 с.
9. Апинян Т. Г. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке [Текст] / Т. Г. Апинян. - М. : Просвещение, 2001. - 416 с.
10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - М. : Дрофа, 2007. - 310 с.
11. Бабаев А.Г. Создание сайтов [Текст] / А.Г. Бабаев. - М. : АСТ, 2012. - 89 с.
12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М. : Бином, 2009. - 405 с.
13. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений [Текст] : офиц. текст. - М. : Ось-89, 2011. - 31 с.
14. Байков В.Г. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов [Текст] / В.Г. Байков. - М. : Титул, 2014. - 352 с.
15. Байрон А. Создание и управление сайтом [Текст] / А. Байрон. - Санкт-Петербург : Новое знание, 2015. - 291 с.
... всего 73 источников