Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №145235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ФОНОГРАММЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ..9
1.1. Характеристика фонограммы как средства обучения 9
1.2. Особенности обучения игре на скрипке младших школьников
в детской музыкальной школе 20
1.3. Специфика применения фонограммы при обучении игре
на скрипке младших школьников в детской музыкальной школе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФОНОГРАММЫ
КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Содержание фонограмм для обучения младших школьников
игре на скрипке в детской музыкальной школе 29
2.2. Технология создания фонограммы как средства обучения
игре на скрипке младших школьников 36
2.3. Анализ апробации применения фонограммы как средства
обучения игре на скрипке младших школьников в детской музыкальной школе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1. Сборник фонограмм для обучения игре на скрипке 60
Приложение 2. Иллюстрации работы со звуковым оборудованием и программным обеспечением в процессе создания фонограмм 61

На сегодняшний день активно продолжается информатизация музыкального образования, которая имеет место на всех его уровнях, в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Необходимость внедрения информационных технологий в большинство видов музыкально­педагогической деятельности сегодня стала очевидной. Применение информационных технологий актуально сегодня и в дополнительном музыкальном образовании детей на занятиях по исполнительским дисциплинам, в частности при обучении игре на скрипке.
Цель учебного предмета «Специальность. Скрипка» - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета [14, с. 2].
Основные виды деятельности в процессе обучения игре на скрипке - игра произведений соло и в сопровождении фортепиано, а также разучивание специальных упражнений (гамм, арпеджио, этюдов и т.п.). Наиболее полно развитие исполнительских навыков и музыкальных способностей достигается в игре произведений в сопровождении фортепиано, поскольку в данном случае перед учащимся ставятся дополнительные творческие задачи: слушать и слышать аккомпанемент, интонационно, ритмически и динамически согласовывать свою игру с игрой аккомпаниатора. Кроме того, произведения с аккомпанементом как правило позволяют учащемуся более глубоко прочувствовать образ музыкального произведения, выразительные средства музыки. Но проблема состоит в том, что у ребёнка есть возможность заниматься под аккомпанемент фортепиано только в классе, дома ему приходится играть без сопровождения. Ещё одной проблемой является то, что концертмейстер не всегда может присутствовать на занятии, зачастую ученику приходится играть без сопровождения не только дома, но и в классе.
Решить эти проблемы может использование специально созданной фонограммы аккомпанемента, которая позволит:
1) на каждом уроке заниматься под аккомпанемент;
2) проигрывать сложные эпизоды под фортепианную фонограмму неограниченное количество раз в различных темпах;
3) приблизить занятия дома к занятиям в классе.
Особенно актуально применение фонограмм при обучении игре на скрипке младших школьников, так как для детей этого возраста необходим постоянный контроль со стороны педагога. Слух ребёнка, в этом возрасте ещё недостаточно окрепший, необходимо развивать разносторонне - не только его мелодическую, но и гармоническую составляющие, что и достигается в процессе игры с сопровождением. Занимаясь под фонограмму, ребёнок будет самостоятельно придерживаться определённого темпа, ему будет легче вспомнить то, что ему говорил на занятии преподаватель.
По классу скрипки сегодня отсутствуют конкретные методические разработки, позволяющие автоматизировать и, следовательно, оптимизировать некоторые виды работы, в частности работу концертмейстера. Это могут быть мультимедийная хрестоматия с педагогическим репертуаром, содержащая нотные фрагменты и их аудио­иллюстрации, видео-сборники с мастер-классами или иллюстрациями основных технических приёмов, сборники фонограмм аккомпанемента для самостоятельной работы.
Особенно ощутим недостаток в таких методических разработках и электронных пособиях, которые сопровождали бы ученика в процессе его самостоятельной работы. Таким методическим пособием может стать комплекс фонограмм. Как средство обучения этот комплекс фонограмм мог бы оптимизировать работу преподавателя, сделать более плодотворной работу ребёнка на занятии непосредственно с преподавателем, при условии, что, занимаясь дома самостоятельно, он будет использовать данный комплекс в своей работе.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фонограмма является одним из эффективных средств музыкального обучения, которое может быть использовано как для наглядного показа (использование фонограммы «плюс» позволяет показать ученику пример исполнения того или иного произведения), так и для замены отсутствующего концертмейстера (использование фонограммы «минус»), как в классе, так и в самостоятельной работе дома.
Как дидактическое средство фонограмма представляет собой запись музыкального произведения (целиком или только аккомпанемент), содержащуюся на аналоговом или цифровом носителе, которая может быть воспроизведена на различных устройствах и использована для решения различных задач музыкального обучения.
Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующему.
1. Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Так же необходимо выделить средства обучения музыке: аудиовизуальные (устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания и понимания знаний, контролировать результаты обучения); технические (электроакустическая аппаратура, звукозаписывающая аппаратура (аудио, видео), средства статической проекции, специализированные технические средства для обучения музыке и контролирующие); наглядные (изобразительные - рисунки, портреты, фотографии, репродукции, условно-графические - таблицы, схемы, блок-схемы и т.д., мультимедиа приложения - аудиозаписи и видео материалы, фильмы, мультфильмы).
2. Фонограмма, являясь средством и методом обучения представляет собой звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи и содержащиеся на аналоговом или цифровом носителе и закодированные в определенном файле. Отметим, что фонограмма как средство обучения музыке является записанным аккомпанементом, под который музыкант имеет возможность сам исполнять отсутствующую партию.
3. Психологические и физиологические особенности младших школьников - недостаточно развитая память, еще только формирующийся слух, неспособность длительно удерживать внимание на какой-либо задаче, требуют для ученика постоянного контроля со стороны преподавателя, во время обучения, регулярный показ правильного способа исполнения, игры с аккомпанементом, а также наглядного показа учебного материала. Ребенок в этом возрасте нуждается в постоянном руководстве и слуховом образце.
4. Целью обучения игре на скрипке является развитие музыкально­творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства. Обучение игре на скрипке младших школьников происходит при помощи следующих средств обучения:
• средства музыкального исполнительства (приёмы исполнения, формирование, развитие и совершенствование техники игры на инструменте);
• технические средства обучения, которые используются
как для прослушивания музыки, так и для самоконтроля (фонограммы).
5. К возможностям фонограммы как средства обучения игре на скрипке младших школьников следует отнести:
• прослушивание правильного исполнения сольной партии при использовании фонограммы «плюс»;
• проигрывание сольной партии под фонограмму «плюс» на стадии разучивания нотного текста;
• периодическое обращение к фонограмме «плюс» для осуществления самоконтроля в самостоятельной работе дома;
• проигрывание фонограммы аккомпанемента в различных темпах - для постепенного развития техники игры на музыкальном инструменте, для разучивание технически сложных эпизодов;
• вычленение куска аккомпанемента для репетиционной работы - для разучивания отдельных частей произведения;
• смена тональности - для упрощения чтения с листа, а также развития слуха.
6. Проведенная апробация подтвердила эффективность использования фонограмм аккомпанемента в обучении младших школьников игре на скрипке в детской музыкальной школе. Апробация показала, что применение фонограмм аккомпанемента позволяет:
• ощутимо повысить сформированность навыков исполнения произведений под аккомпанемент (синхронность, согласованность темпа, динамических нюансов, характера);
• снизить количество ошибок (звуковысотных, ритмических, интонационных) в процессе разучивания нотного текста;
• ускорить донесение до учащегося общего характера исполняемого произведения, побудить его к рефлексии, переключению внимания;
• мотивировать учащихся в их самостоятельных (домашних) занятиях.


1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке [Текст] / Л. Ауэр. - Москва : Музыка, 1965. - 274 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1988. - 560 с.
3. Берлянчик, М.М. Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах [Текст] / М.М. Берлянчик. - Москва : Музыка, 1978. - 80 с.
4. Берлянчик, М.М. Как учить игре на скрипке в школе [Текст] / М.М. Берлянчик. - Москва : Классика ХХХ, 2006. - 205 с.
5. Выготский, Л.С. Сочинения [Текст] : в 6 т. / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - Т.1. - 488 с.
6. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т.В. Габай. - Москва : МГУ, 1988. - 256 с.
7. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада [Текст] / В.Ю. Григорьев. - Москва : Классика ХХХ, 2006. - 156 с.
8. Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке [Текст] / В.Ю. Григорьев. - Москва : Классика ХХХ, 2006. - 255 с.
9. Гуревич, Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации [Текст] / Л.Н. Гуревич. - Ленинград : Музыка, 1988. - 120 с.
10. Гутников, Б.Л. Об искусстве скрипичной игры [Текст] / Б.Л. Гутников. - Ленинград : Музыка, 1988. - 56 с.
11. Донцов Д.А. Психосоциальная специфика развития личности в младшем школьном возрасте: базовые аспекты формирования личности [Текст] / Д.А. Донцов, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - Т. 2. - С. 282-296.
12. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] : избр. психолог. тр. / Е.А. Климов. - Москва : Институт практической психологии, 2003. - 400 с.
13. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика [Текст] : учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский,
A. В. Хуторской. - Москва : Академия, 2007. - 352 с.
14. Лагутин, А.И. Основы педагогики музыкальной школы: учеб. пособие [Текст] / А. Лагутин. - Москва : Музыка, 1985. - 143 с.
15. Либерман, М.Б. Некоторые вопросы развития техники левой руки [Текст] / М.Б. Либерман. - Москва : Классика ХХ!, 2006. - 78 с.
... всего 38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ