ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 10
1.1. Характеристика мультимедийной хрестоматии как средства обучения 10
1.2. Особенности восприятия мультимедийных средств обучения подростками 28
1.3. Возможности применения мультимедийной хрестоматии для обучения
подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ
ХРЕСТОМАТИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 47
2.1. Содержание и применение мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве»
в детской школе искусств 47
2.2. Технология создания мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве»
в детской школе искусств 53
2.3. Анализ апробации мультимедийной хрестоматии как средства Обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение 1 80
Приложение 2. Анкета 83
В сферах образования, культуры и искусства XXI век характеризуется обширным применением информационных технологий, самым прогрессивным способом получения информации.
Активное внедрение новых средств обучения полностью меняет традиционные представления об учебном процессе, актуализируя необходимость поиска новых подходов к обучению.
Существенный вклад в развитие новых способов обучения сегодня вносят мультимедийные технологии, применение которых обусловливается широким внедрением в учебные учреждения новых технических средств (smart-доски, персональных компьютеров, синтезаторов и так далее), позволяющих реализовывать современные образовательные подходы.
Мультимедиа может объединять творческие возможности различных компонентов (текста, графики, аудио и видео) и источников (радио и телепрограмм, газет, журналов, книг, фильмов, музыкальных дисков) в одном наборе компьютерных файлов. Доступ к нему осуществляется с помощью одной программы, обеспечивающей целостность комплексного восприятия.
В широком распространении мультимедийных технологий в образовании находит отражение качественный переход от учебных текстов (в том числе, электронных) в их традиционном понимании к интерактивным мультимедиа ресурсам. Эти ресурсы интегрируют все виды представления информации и предоставляют возможность управления ими на экране устройства, перехода по ссылкам на любые визуальные объекты и тексты, в том числе, и присутствующие в интернете. Обогащенный ссылками электронный текст становится основой для управления учебным материалом обучающимися, позволяя вызывать в любом месте электронного текста видео объекты, сайты, а также вложенные тексты.
Дополнительное образование детей - именно та сфера, в которой потенциал для развития мультимедиа особенно огромен. Это связано с тем, что, с одной стороны, мультимедийные компоненты соответствуют специфике образования в сфере искусства, с другой, - цифровые интерактивные технологии хорошо знакомы и активно принимаются молодым поколением, особенно подростками, составляющими большинство в учреждениях рассматриваемой области образования.
Внедрение мультимедийных технологий в детской школе искусств позволяет: повысить информативное наполнение занятий по искусству; стимулировать мотивацию учащихся к обучению; повысить наглядность обучения; реализовать доступность восприятия учебного материала по искусству за счет параллельного представления информации в слуховой и визуальной модальностях; осуществлять эффективное повторение материала предыдущих занятий; создавать оптимальные условия для работы педагога на учебных занятиях и так далее.
Кроме того, систематическое применение мультимедиа оказывает благотворное влияние на формирование важных личностных качеств обучающегося, стимулирует концентрацию его внимания и активное участие в процессе овладения знаниями, способствует поддержанию и развитию познавательного интереса.
Особенно ценным для дополнительного образования детей в области искусства является то, что уникальные педагогические концепции на основе использования мультимедийных технологий позволяют найти подход к каждому ученику, независимо от степени его подготовки. Данное преимущество обусловлено тем, что мультимедийные технологии могут хранить информацию на различные темы в большом объёме, при этом учащийся может воспользоваться необходимым разделом современного наглядного средства обучения в удобное для него время.
Одним из таких современных средств организации учебной работы является мультимедийная хрестоматия. Это учебное пособие, состоящее из текстовой информации и комплекта аудио- и видео-файлов, которое может быть с успехом применено на занятиях по учебному предмету «Беседы об искусстве».
Данный предмет входит в обязательную часть предпрофессиональной программы «Искусство театра». Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» - введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.
Знание истории и теории культуры и искусства дает ребенку возможность усвоить и понять общечеловеческие идеалы, приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурная и воспитательная функции искусства расширяют духовное пространство ребенка, помогают познать культурный смысл творчества, способствуют выявлению творческого потенциала учащегося [46].
Художественные способности, визуальная культура, творческий потенциал, интуиция и вкус, в основе которых лежит целенаправленная, систематическая работа педагога и ученика - залог обеспечения качества обучения и достижения цели художественного воспитания: формирования у обучающихся способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развития потребностей в художественной и творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Мультимедийная хрестоматия на занятиях по учебному предмету «Беседы по искусству» при обучении подростков детской школы искусств может способствовать успешной реализации целей художественного образования благодаря таким возможностям современного дидактического средства, как:
• предоставление обширного материала, конкретизирующего и дополняющего учебный материал по предмету искусства;
• наглядное представление учащимся различных видов искусства на занятиях и в самостоятельной домашней работе;
• освоение мультимедийного пособия на любом этапе освоения рассматриваемого учебного предмета;
• удобство овладения учебной информацией данного пособия благодаря компьютерным средствам навигации;
• расширение учебной информации по предмету искусства;
• систематическое пополнение содержания пособия и его разделов;
• создание оптимальных условий учебной и педагогической работы с применением современного средства обучения.
Однако на практике существуют следующие противоречия между:
1) готовностью подростков к освоению современных компьютерных технологий, с одной стороны, и их недостаточным применением в дополнительном образовании в области искусства, с другой стороны;
2) имеющимися возможностями мультимедийной хрестоматии в обучении школьников, с одной стороны, и отсутствием теоретико-методического обоснования ее применения в процессе обучения подростков предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств, с другой стороны.
Противоречия выявляют проблему исследования: научное обоснование использования мультимедийной хрестоматии по искусству как средства обучения подростков детской школы искусств.
Проблема определяет тему исследования: «Мультимедийная хрестоматия как средство обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств».
Объект исследования: обучение подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств.
Предмет исследования: содержание и специфика применения мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование, разработка и внедрение мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать мультимедийную хрестоматию и особенности восприятия подростками мультимедийных средств;
2) определить специфику обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве»;
3) разработать технологию создания, содержание и способы применения мультимедийной хрестоматии;
4) провести апробацию и проанализировать результаты внедрения мультимедийной хрестоматии на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» при обучении подростков в детской школе искусств.
Гипотеза исследования выдвигается из предположения о том, что применение мультимедийной хрестоматии по искусству при обучении подростков в детской школе искусств будет успешным при условии, если:
• созданная мультимедийная хрестоматия будет соответствовать требованиям ФГТ и содержанию учебной программы по предмету «Беседы об искусстве»;
• при разработке данного средства обучения будут учитываться дидактические и технологические требования к подобным обучающим мультимедийным средствам;
• содержание мультимедийной хрестоматии будет включать мультимедийные технологии, полноценно раскрывающие специфику учебного предмета «Беседы об искусстве» и учитывающие возрастные особенности подростков детской школы искусств.
Методологической основой исследования являются: труды по применению инновационных методов и форм обучения (Ю.К. Бабанский, И.В. Изотов, П.И. Пидкасистый, и другие); психолого-педагогические труды по вопросам восприятия подростками мультимедийных средств обучения (Н.В. Азаренок, О.Б. Дарвиш, В. И. Слободчиков и другие); теория применения информационных технологий в образовании (Г.М. Коджаспирова, Б.А. Бент, Т.С. Назарова и другие); теория и практика использования информационных технологий в музыкально-художественном образовании (Н.И. Буторина, Л.В. Кордюкова и другие).
Методы исследования:
• теоретические - изучение психолого-педагогической, методической, справочной и специальной литературы по проблеме использования мультимедийных средств обучения в детской школе искусств; анализ понятийного аппарата; обобщение опыта использования мультимедийного пособия в учебном процессе;
• эмпирические - разработка содержания мультимедийной хрестоматии; анкетный опрос.
Теоретическая значимость работы: теоретико-методическое обоснование применения мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования, с том числе мультимедийной хрестоматии, на учебных занятиях в детской школе искусств, а также на уроках по музыке и мировой художественной культуры в общеобразовательной школе.
Апробация и внедрение материалов выпускной квалификационной работы осуществлялись с учениками 6-го класса на занятиях по предмету «Беседы об искусстве» в МАУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств №4 «АртСозвездие» в 2019 году.
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Активное внедрение новых средств обучения полностью меняет традиционные представления об учебном процессе, актуализируя необходимость поиска новых подходов к обучению.
Существенный вклад в развитие новых способов обучения сегодня вносят мультимедийные технологии, применение которых обусловливается широким внедрением в учебные учреждения новых технических средств (smart-доски, персональных компьютеров, синтезаторов и так далее), позволяющих реализовывать современные образовательные подходы.
Мультимедиа может объединять творческие возможности различных компонентов (текста, графики, аудио и видео) и источников (радио и телепрограмм, газет, журналов, книг, фильмов, музыкальных дисков) в одном наборе компьютерных файлов.
В широком распространении мультимедийных технологий в образовании находит отражение качественный переход от учебных текстов (в том числе, электронных) в их традиционном понимании к интерактивным мультимедиа ресурсам. Эти ресурсы интегрируют все виды представления информации и предоставляют возможность управления ими на экране устройства, перехода по ссылкам на любые визуальные объекты и тексты, в том числе, и присутствующие в интернете.
Дополнительное образование детей - именно та сфера, в которой потенциал для развития мультимедиа особенно огромен. Это связано с тем, что, с одной стороны, мультимедийные компоненты соответствуют специфике образования в сфере искусства, с другой, - цифровые интерактивные технологии хорошо знакомы и активно принимаются молодым поколением, особенно подростками, составляющими большинство в учреждениях рассматриваемой области образования.
Особенно ценным для дополнительного образования детей в области искусства является то, что уникальные педагогические концепции на основе 68
использования мультимедийных технологий позволяют найти подход к каждому ученику, независимо от степени его подготовки.
Одним из таких современных средств организации учебной работы является мультимедийная хрестоматия. Это учебное пособие, состоящее из текстовой информации и комплекта аудио- и видео-файлов, которое может быть с успехом применено на занятиях по учебному предмету «Беседы об искусстве».
При создании мультимедийной хрестоматии необходимо строго индивидуализированная, ориентированная на решение тех или иных конкретных художественно-технических или теоретических задач подборка звукозаписей, учитывающая возрастные и когнитивные особенности учащегося, уровень его профессионального развития, его интересы, потребности.
Использование мультимедиа и мультимедийной хрестоматии позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс. Если ранее информационное поле было представлено в ограниченном учебниками пространстве, то теперь это же поле превратилось в качественно новое практически бесконечное цифровое измерение. Благодаря современным информационным технологиям, в мультимедийной хрестоматии можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но и звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.
Особое место в сфере образовательной жизнедеятельности общества занимает проблема воспитания подростков во всем многообразии ее социокультурного предназначения, что вызывает потребность исследования современной практики воспитания и выявления условий для культурного обмена и взаимодействия, межличностного общения. Одним из наиболее важных направлений воспитания подростков в социокультурном пространстве дополнительного образования является развитие
информационной компетенции, которая определяется совокупностью знаний, умений и личностных качеств, но и направлена на получение и трансформацию информации в знания с перспективой самообразования и самореализации.
Проблема развития познавательных интересов подростков является одной из актуальных в современной педагогике, прежде всего в общем контексте формирования положительной, социально значимой мотивации учения.
Познавательный интерес в подростковом возрасте имеет четыре уровня развития: низкий, средний, высокий, высший.
Создание мультимедийной хрестоматии требует соответствия содержания тому или иному возрасту обучаемого при отборе учебной информации и способах её предоставления, определении используемых технологий. Необходимость учета возрастных особенностей подростков при разработке мультимедийной хрестоматии определяется свойственными любому возрастному этапу отличиями восприятия новой информации, содержащейся в мультимедийной хрестоматии и представляемой через аудио, видео и кинестетический каналы. Подростковый возраст создает предпосылки для получения знаний и поиска новой информации. Знание этих возрастных потребностей подростков требует внедрения в образовательный процесс современных информационно-компьютерных технологий, обеспечивающих более интенсивное познание окружающего мира. Мультимедийная хрестоматия, предусматривающая активное включение в образовательный процесс интернет-технологий, полностью соответствует этим требованиям.
Современный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь
учитель должен работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые система предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.
Многозадачность стала неотъемлемой частью сегодняшнего дня, а мультимедийные средства обучения (к которым относится и мультимедийная хрестоматия) полностью удовлетворяют потребность в быстром и комфортном усвоении учебного материала.
Предпрофессиональное дополнительное образование всегда играло важную роль в формировании профессиональных интересов учащихся на начальном этапе.
В организации процесса обучения в детской школе искусств с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников.
При создании мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков по учебному предмету «Беседы об искусстве» в детской школе искусств был разработан ряд определенных технологических этапов.
Содержание специально разработанной мультимедийной хрестоматии как средства обучения подростков по учебному предмету «Беседы об искусстве» включает в себя несколько разделов, раскрывающих темы учебной программы. Мультимедийная хрестоматия состоит из нескольких больших разделов:
• «Эстрадно-джазовая музыка XX века»;
• «Тестовые задания»;
• «Глоссарий».
Первый раздел «Эстрадно-джазовая музыка XX века» состоит из шести подразделов, каждый из которых соответствует одному из музыкальных направлений. Подраздел содержит теоретическую информацию по истории 71
возникновения того или иного жанра, биографию выдающихся исполнителей, предоставляет возможность ознакомиться с иллюстрациями, аудио- и видео - фрагментами.
Следующий раздел «Тестовые задания» помогает закрепить изученные темы, проверить полученные на занятиях знания. В данный раздел входит шесть подразделов, в каждом из которых есть музыкальная викторина и тестовое задание.
Задания раздела «Тестовые задания» предлагают учащимся:
• определить исполнителя по звучанию;
• распределить произведения по стилям;
• ответить на теоретические вопросы.
Последний раздел мультимедийной хрестоматии - «Глоссарий» состоит из двух подразделов. Первый - «Термины», включает в себя новые термины, которые учащиеся узнают из курса мультимедийной хрестоматии. Зайдя в меню, ученик может выбрать термин и прочитать его определение. Второй подраздел - «Список исполнителей», включает в себя список музыкантов в алфавитном порядке. При выборе какого-либо пункта, гиперссылка перенаправляет пользователя на страницу мультимедийной хрестоматии, посвященной выбранному музыканту.
Для разработки мультимедийной хрестоматии была выбрана программа AutoPlay Media Studio 7.0. Также использовались дополнительные программы: Adobe Photoshop CC 2018, Movavi Video Suite 17, Аudacity.
В начале апробации был проведён единый для всего класса ознакомительный урок с демонстрацией и использованием мультимедийной хрестоматии. Во время урока ученики проявляли интерес к мультимедийному средству обучения, задавали вопросы, слушали музыку, смотрели видео-фрагменты.
В ходе дальнейшей апробации класс был разделён на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе учебный материал подавался обычным способом, без использования мультимедийной хрестоматии, а в экспериментальной группе - тот же самый учебный материал, но уже с применением мультимедийной хрестоматии «Эстрадно¬джазовая музыка ХХ века». В результате итоговой музыкальной викторины было выявлено, что контрольная группа учащихся гораздо хуже усвоила учебный материал, чем группа, в которой была применена мультимедийная хрестоматия.
Также учащимся был предложен письменный анкетный опрос. Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить отношение учеников к применению мультимедийной хрестоматии как средства обучения на занятиях по предмету «Беседы об искусстве», а также в определении её эффективности и целесообразности использования.
По итогам опроса были сделаны следующие выводы:
• учащиеся детской школы искусств единогласно одобрили использование мультимедийной хрестоматии на учебном предмете «Беседы об искусстве»;
• навигация была удобна не всем, следовательно требуется доработка;
• информативная наполненность, в общем и целом, устроила всех учащихся;
• дизайн мультимедийной хрестоматии также был одобрен практически всеми;
• практически в полном составе учащиеся стали лучше понимать музыкальные жанры изученного временного отрезка;
• дальнейшее систематическое применение мультимедийной хрестоматии положительно оценено практически всеми участниками опроса.
Анализ результатов применения мультимедийной хрестоматии показал следующее:
• группа, в которой была применена мультимедийная хрестоматия справилась с итоговой викториной на 23% лучше, чем группа, в которой хрестоматия не использовалась;
• во всех вопросах анкеты большинство учащихся положительно оценивали использование, дизайн, информационную наполненность мультимедийной хрестоматии;
• также учащиеся стали лучше разбираться в музыкальных жанрах;
• итоговое тестирование показало, что большинство учащихся получили знания основных эстетических и стилевых направлений, отечественных и зарубежных произведений в области эстрадно-джазовой музыки, основных средств выразительности и профессиональной терминологии в области эстрадно-джазовой музыки;
• у большинства учащихся сформированы навыки эмоционально-образного восприятия произведений эстрадно-джазовой музыки.
Были успешно выполнены следующие задачи:
• созданная мультимедийная хрестоматия соответствует требованиям ФГТ и содержанию учебной программы по предмету «Беседы об искусстве»;
• при разработке данного средства обучения учитывались дидактические и технологические требования к подобным обучающим мультимедийным средствам;
• содержание мультимедийной хрестоматии включает в себя мультимедийные технологии, полноценно раскрывающие специфику учебного предмета «Беседы об искусстве» и учитывающие возрастные особенности подростков детской школы искусств.
Таким образом, применение мультимедийной хрестоматии при изучении эстрадно-джазовой музыки на уроках по учебному предмету «Беседы об искусстве» можно признать эффективным, гипотезу настоящего исследования доказанной.
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. [Текст] / Н.В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - Москва: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. - С. 110-112.
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. Москва, 1985. - 560 с.
3. Батин Н. В. Основы информационных технологий [Текст] / Н. В. Батин. — Минск: Институт подготовки научных кадров Нац. акад. наук Беларуси, 2008. — 235 с.
4. Бент Б. А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Б. А. Бент. - Москва : Дрофа, 2007. - 224 с.
5. Берестова В.И. Какими бывают мультимедиа-приложения и средства их разработки [Текст] / В.И. Берестова. - Москва : Академия - 2008. - 105 с.
6. Величко В.В. и др. Инновационные методы в гражданском образовании [Текст] / В.В. Величко, Д.В. Карпиевич. - Москва: Академия, 2009. - 237 с.
7. Воронина Т.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий [Текст] / Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - Москва: Просвещение, 2016. - 322 с.
8. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. [Текст] / А.В. Дворецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 70 с.
9. Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся музыкальных школ [Текст] / И. В. Изотов - Журнал “Интеграция образования” № 3 / 2008.
10. Буторина Н. И. Мультимедийная обучающая система как современное средство обучения студентов на внеаудиторных лекциях о музыке [Текст] / Н. И. Буторина // Формирование компетенций студентов в культурно-образовательном пространстве вуза : сборник статей / РГППУ - тЕкатеринбург, 2013. — С. 81-91.
11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - Москва: Асабешха, 2015. - 237 с.004. - 512 с.
12. Комарова Т.К. Психология внимания [Текст] / Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
13. Кордюкова Л. В. Мультимедийная хрестоматия по истории зарубежной музыки как средство организации самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л. В. Кордюкова // Новые информационные технологии в образовании и науке : НИТО-2017 : материалы X международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 февраля - 3 марта 2017 г. / - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 490-494.
14. Котова С.А. Электронно-образовательные ресурсы и психофизиологические возможности младшего школьного возраста [Текст] / С.А. Котова // Герценовские чтения: начальное образование. - Т. 4. - Вып. 2. Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании. - СанктПетербург: ВВМ, 2013. - С. 90-98.
15. Краевский В.В. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [Текст] / В.В. Краевский, И.Я. Лернер. Москва, 1989. С. - 187
16. Назарова Т. С. и др. Средства обучения: технология создания и использования [Текст] / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. Москва, 1998. С. - 51
17. Некрасова А. Н. и др. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей [Текст] / Некрасова А. Н., Семчук Н. М. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. Т. II (Психологопедагогические науки). - С. 98-102.
18. Онищук В.А. Дидактика современной школы: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищука. - Киев: Грамота, 2017. - 351 с.
19. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / Ф. Павленков // 2-е изд. — С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1907. - 359 с.
20. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст] / П. И. Пидкасистый - Москва: Педагогическое общество России. - 640 с. 1998.
21. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие [Текст] / Р.С. Пионова - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.
22. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]. / В. М. Полонский - Москва: Высш. шк., 2
23. Попова Н.Е. и др. Теория и методика обучения экономике [Текст] / Н.Е. Попова., А.А. Лобут. //Екатеринбург, 2008. - 397 с.
24. Преессман Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л.П. Преессман. - Москва: Педагогика, 2015. - 219 с.
25. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / Москва: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - т. 2. - 607с.
26. Семушина Л.Г. и др. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования [Текст]. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко Москва: Мастерство, 2001.
27. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] /М. Н. Скаткин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1982. - С. 251 - 268.
28. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., Е.Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
29. Сластенин В. А. и др. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин- Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
30. Слободчиков В.И. и др. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Учеб. пособие для вузов.
— Москва, 2000.
31. Соловьев А.Б. Педагогические условия использования средств мультимедиа в совершенствовании образовательного процесса по дисциплине «гимнастика» в ВУЗе [Текст]. / А.Б. Соловьев. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец.: 13.00.04- Челябинск, 2010. -167 с.
32. Стариков Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов ВУЗа [Текст] / Д.А. Стариков // дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04- Нижний Новгород, 2009. -197с.
33. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения [Текст]. / Б.Е. Стариченко. // учеб. пособие - Екатеринбург : УрГПУ, 1997. - 145 с.
34. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст]. / А.Н. Чудинов. 1910 год. - 1004 с.
35. Швецова С.А. Использование информационных технологий в обучении [Текст] / С.А. Швецова // Информационно-коммуникационные технологии в системе образования Свердловской области : сб. материалов областной научнопрактической конференции. - Екатеринбург : ИРРО, 2006.
- С. 23-25.
36. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учебное пособие для студентов [Текст] / О. В. Шлыкова - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 415 с.
37. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц [Текст] / А. Н. Щукин- Москва: Аст-рель; АСТ; Хранитель, 2008. - 746 с.
38. Larry D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation [Текст] / - Palgrave Macmillan, 2007. Р. 11-13.
39. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man) [Текст]. - Москва: Академический проект, 2005. - 496 с.
40. Бородина Л. Д. Особенности создания мультимедийного урока для организации работы с детьми разных модальностей [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://открытыйурок.рф/статьи/607398/, (дата обращения 13. 06. 2019).
41. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш.
учеб, заведений [Электронный ресурс]. / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с. Режим доступа:
http://frima.org/soc/PSIHOL/Darvish.pdf,(дата обращения 13.06.2019).
42. Ивченко Е. Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе [Электронный ресурс]. // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 759-760. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/16608/(дата обращения: 11.06.2019).
43. Кольева Н. С. Автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: "Развитие информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве дополнительного образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-razvitie-informatsionnoy-kompetentsii-podrostkov-v-sotsiokulturnom-prostranstve-dopolnitelnogo-obrazovaniya,(дата обращения 12. 06. 2019).
44. Концепция дополнительного образования детей. Общие положения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html, (дата обращения 15.06.2019).
45. Муромцев В. В. Современные мультимедийные технологии и средства в организационных системах [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-multimediynye-tehnologii-i-sredstva-v-organizatsionnyh-sistemah-1,(дата обращения 11.06.2019).
46. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ,http ://школаискусств4. екатеринбург.рф/content/files/obrazovanie/teatr pro gr/02.02.upit—besedy-ob-iskusstve.pdf,(дата обращения 15.06.2019).
47. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление — феномен современности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/,(дата обращения 15.06.2019).
48. Сетевое издание «Интернет-сайт www.seonews.ru» Мультимедиа.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.seonews.ru/glossary/multimedia/(дата обращения: 07.02.2019).
49. Шалыгина Е. А. Графическая наглядность как средство развития познавательного интереса подростков» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01 [Электронный ресурс], кандидат педагогических наук, Шалыгина Елена Александровна, 2008 год, Волгоград. https://www.dissercat.com/content/graficheskaya-naglyadnost-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-podrostkov,(дата обращения 12.06.2019).
50. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/,(дата обращения 05.05. 2019).
51. Adobe Photoshop CC 2018[Электронный ресурс]. - Adobe. - Режим доступа:https://www.adobe.com/ru/products/photoshop.html/(дата обращения: 03.04. 2019).
52. AutoPlay Media Studio 8.5[Электронный ресурс]. - Indigo Rose Software. - Режим доступа:https://www.indigorose.com/autoplay-media-studio/(дата обращения: 23.03.2019).
53. Movavi Video Suite[Электронный ресурс]. - Movavi. - Режим доступа: https://www.movavi.ru/suite(дата обращения: 20.03.2019).