ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.1. Характеристика музыкальной культуры подростков 10
1.2. Особенности восприятия мультимедийных средств обучения
подростками 17
1.3. Специфика воспитания музыкальной культуры подростков на уроках
по учебному предмету «Искусство» 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Технология создания мультимедийного сопровождения уроков
по учебному предмету «Искусство» 34
2.2. Содержание мультимедийного сопровождения уроков по учебному
предмету «Искусство» 42
2.3. Анализ апробации мультимедийного сопровождения по воспитанию
музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение 1. Анкета 1 65
Приложение 2. Анкета 2 69
Приложение 3. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 1) 71
Приложение 4. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 2) 72
Приложение 5. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 3) 73
Приложение 6. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 4) 74
Приложение 7. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 5) 75
Приложение 8. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 6) 76
Приложение 9. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 7) 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.1. Характеристика музыкальной культуры подростков 10
1.2. Особенности восприятия мультимедийных средств обучения
подростками 17
1.3. Специфика воспитания музыкальной культуры подростков на уроках
по учебному предмету «Искусство» 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Технология создания мультимедийного сопровождения уроков
по учебному предмету «Искусство» 34
2.2. Содержание мультимедийного сопровождения уроков по учебному
предмету «Искусство» 42
2.3. Анализ апробации мультимедийного сопровождения по воспитанию
музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение 1. Анкета 1 65
Приложение 2. Анкета 2 69
Приложение 3. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 1) 71
Приложение 4. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 2) 72
Приложение 5. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 3) 73
Приложение 6. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 4) 74
Приложение 7. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 5) 75
Приложение 8. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 6) 76
Приложение 9. Результаты анкетного опроса (ответы на вопрос № 7) 77
Воспитание музыкальной культуры является одним из важнейших аспектов формирования полноценной зрелой личности. «Вопросы культуры - не только многогранные и сложные. Они имеют определяющее значение практически для всей нашей жизни» - высказал свою точку зрения В.В. Путин в интервью в российской газете [35].
В «Основах государственной культурной политики» изложено, что «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности» [1, с. 5-6].
Воспитание музыкальной культуры в общеобразовательной школе происходит на занятиях по учебному предмету «Музыка», вопросы взаимосвязи музыки и других видов искусств рассматриваются на занятиях по учебным предметам «Искусство» и «Мировая художественная культура». Благодаря полученным знаниям о музыке, подростки приобщаются к музыкальному искусству, формируются их интересы, потребности, воображение, художественный вкус, музыкальное мышление.
Анализ современной педагогической литературы в исследованиях О.П. Радыновой, М.В. Карасевой, Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой и Е.Д. Критской показывает, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально - воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков. Эта проблема находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. В числе негативных сторон данного процесса отмечается снижение культурного уровня, отрицание общепризнанных музыкальных ценностей, смещение ценностных ориентиров в сторону массовой культуры, потребительское отношение к музыкальной культуре в целом.
Подростки являются активными пользователями информационно-компьютерных технологий и средств мультимедиа, Интернет является одним из основных источников получения ими информации о музыкальной культуре. Вместе с тем, готовность и желание школьников использовать современные электронные средства обучения, в том числе на уроках по учебному предмету «Искусство», реализуются не в полной мере, так как в большинстве имеющихся мультимедийных сопровождениях используется не весь потенциал информационно-компьютерных технологий.
Таким образом, на практике сложился ряд противоречий между:
• общественной необходимостью в воспитании полноценной, гармонично развитой личности и тревожными тенденциями преобладания массовой культуры в подростковой среде;
• возрастающей ролью общего образования в формировании музыкальной культуры подростков в том числе на уроках по учебному предмету «Искусство» и недостатком методических разработок по данному вопросу;
• готовностью подростков к обучению с помощью мультимедийных технологий и их недостаточным применением на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• имеющимися разработками электронного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» и недостаточным использованием в них средств мультимедиа.
Противоречия выявляют проблему исследования: научно¬методическое обоснование воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Тема исследования: «Воспитание музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения».
Цель работы: научно-методическое обоснование воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения его разработка и апробация.
Объект исследования: процесс воспитания музыкальной культуры подростков.
Предмет исследования: содержание и технология разработки мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» для воспитания музыкальной культуры подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс воспитания музыкальной культуры у подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» будет успешным, если:
• данный процесс будет реализовываться с применением мультимедийного сопровождения, содержащего различные компоненты (текст, изображение, аудио и видео);
• содержание мультимедийного сопровождения будет соответствовать рабочей программе по учебному предмету «Искусство»;
• при разработке мультимедийного сопровождения будут учитываться возрастные особенности восприятия подростками мультимедийных средств обучения.
Задачи работы:
• дать характеристику музыкальной культуры;
• рассмотреть особенности восприятия мультимедийных средств обучения подростками;
• изучить специфику воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• разработать технологию создания мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство»;
• определить содержание мультимедийного сопровождения для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• провести апробацию и проанализировать результаты воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Методологической основой исследования являются: труды по возрастной психологии подростков (Дарвиш О.Б., Мухина В.С.); исследования в области музыкального образования и воспитания (Карасева М.В., Кашекова И.Э., Радынова О.П., Сергеева Г.П. и Критская Е.Д.); труды по методике музыкального воспитания школьников (Алиев Ю.Б., Кабалевский Д.Б., и др.); теория применения информационных технологий в образовании (Деменцова В.И., Коджаспирова Г.М., Некрасова А.Н., Семчук Н.М. и др.); исследования в области воспитания музыкальной культуры подростков (Алиев Ю.Б., Бахтин В.В., Гордеева Л.В., Решетникова Т.К.) теория и практика использования информационных технологий в музыкально-художественном образовании (Буторина Н.И.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение психолого-педагогической, музыкальной, научной, методической, культурологической литературы; обобщение теоретических знаний и опыта воспитания музыкальной культуры обучающихся с помощью мультимедийного сопровождения;
• эмпирические - разработка мультимедийного сопровождения; педагогическое наблюдение; анкетный опрос; обработка, анализ и интерпретация результатов апробации мультимедийного сопровождения.
Теоретическая значимость работы - теоретико-методическое обоснование процесса воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Практическая значимость работы состоит в применении результатов проведённого исследования для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Музыка» в общеобразовательной школе, а также в организациях дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на уроках по учебному предмету «Искусство» с учащимися восьмого класса МАОУ СОШ №147 г. Екатеринбурга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В «Основах государственной культурной политики» изложено, что «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности» [1, с. 5-6].
Воспитание музыкальной культуры в общеобразовательной школе происходит на занятиях по учебному предмету «Музыка», вопросы взаимосвязи музыки и других видов искусств рассматриваются на занятиях по учебным предметам «Искусство» и «Мировая художественная культура». Благодаря полученным знаниям о музыке, подростки приобщаются к музыкальному искусству, формируются их интересы, потребности, воображение, художественный вкус, музыкальное мышление.
Анализ современной педагогической литературы в исследованиях О.П. Радыновой, М.В. Карасевой, Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой и Е.Д. Критской показывает, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально - воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков. Эта проблема находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. В числе негативных сторон данного процесса отмечается снижение культурного уровня, отрицание общепризнанных музыкальных ценностей, смещение ценностных ориентиров в сторону массовой культуры, потребительское отношение к музыкальной культуре в целом.
Подростки являются активными пользователями информационно-компьютерных технологий и средств мультимедиа, Интернет является одним из основных источников получения ими информации о музыкальной культуре. Вместе с тем, готовность и желание школьников использовать современные электронные средства обучения, в том числе на уроках по учебному предмету «Искусство», реализуются не в полной мере, так как в большинстве имеющихся мультимедийных сопровождениях используется не весь потенциал информационно-компьютерных технологий.
Таким образом, на практике сложился ряд противоречий между:
• общественной необходимостью в воспитании полноценной, гармонично развитой личности и тревожными тенденциями преобладания массовой культуры в подростковой среде;
• возрастающей ролью общего образования в формировании музыкальной культуры подростков в том числе на уроках по учебному предмету «Искусство» и недостатком методических разработок по данному вопросу;
• готовностью подростков к обучению с помощью мультимедийных технологий и их недостаточным применением на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• имеющимися разработками электронного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» и недостаточным использованием в них средств мультимедиа.
Противоречия выявляют проблему исследования: научно¬методическое обоснование воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Тема исследования: «Воспитание музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения».
Цель работы: научно-методическое обоснование воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения его разработка и апробация.
Объект исследования: процесс воспитания музыкальной культуры подростков.
Предмет исследования: содержание и технология разработки мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» для воспитания музыкальной культуры подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс воспитания музыкальной культуры у подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» будет успешным, если:
• данный процесс будет реализовываться с применением мультимедийного сопровождения, содержащего различные компоненты (текст, изображение, аудио и видео);
• содержание мультимедийного сопровождения будет соответствовать рабочей программе по учебному предмету «Искусство»;
• при разработке мультимедийного сопровождения будут учитываться возрастные особенности восприятия подростками мультимедийных средств обучения.
Задачи работы:
• дать характеристику музыкальной культуры;
• рассмотреть особенности восприятия мультимедийных средств обучения подростками;
• изучить специфику воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• разработать технологию создания мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство»;
• определить содержание мультимедийного сопровождения для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»;
• провести апробацию и проанализировать результаты воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Методологической основой исследования являются: труды по возрастной психологии подростков (Дарвиш О.Б., Мухина В.С.); исследования в области музыкального образования и воспитания (Карасева М.В., Кашекова И.Э., Радынова О.П., Сергеева Г.П. и Критская Е.Д.); труды по методике музыкального воспитания школьников (Алиев Ю.Б., Кабалевский Д.Б., и др.); теория применения информационных технологий в образовании (Деменцова В.И., Коджаспирова Г.М., Некрасова А.Н., Семчук Н.М. и др.); исследования в области воспитания музыкальной культуры подростков (Алиев Ю.Б., Бахтин В.В., Гордеева Л.В., Решетникова Т.К.) теория и практика использования информационных технологий в музыкально-художественном образовании (Буторина Н.И.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение психолого-педагогической, музыкальной, научной, методической, культурологической литературы; обобщение теоретических знаний и опыта воспитания музыкальной культуры обучающихся с помощью мультимедийного сопровождения;
• эмпирические - разработка мультимедийного сопровождения; педагогическое наблюдение; анкетный опрос; обработка, анализ и интерпретация результатов апробации мультимедийного сопровождения.
Теоретическая значимость работы - теоретико-методическое обоснование процесса воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Практическая значимость работы состоит в применении результатов проведённого исследования для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Музыка» в общеобразовательной школе, а также в организациях дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на уроках по учебному предмету «Искусство» с учащимися восьмого класса МАОУ СОШ №147 г. Екатеринбурга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Цель написания настоящей выпускной квалификационной работы заключалась в научно-методическом обосновании воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения его разработке и апробации.
В теоретической части исследования были рассмотрены: музыкальная культура подростков, особенности восприятия подростками мультимедийных средств и специфика воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство».
На основании современных исследований музыкальную культуру можно определить, как сложную систему, в которую входят следующие компоненты:
• умение ориентироваться в различных жанрах, направлениях и стилях, определять на слух характер музыки;
• музыкальные знания, умения и навыки;
• эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
• готовность принятия новой музыки;
• высокий музыкальный вкус, проявляющийся в способности наслаждаться высокохудожественной музыкой.
Подростковый возраст характеризуется: переходом на новый уровень самосознания, проявляющимся в стремлении познать самого себя как личность; появлением чувства взрослости, отдалением от родителей и желанием принимать самостоятельные решения; протестным поведением по отношению к взрослым, которое может проявляться в негативных действиях, носящих демонстративный характер, или в намеренном неподчинении требованиям; потребностью в дружбе и общении, являющейся одной из ведущих в подростковый период.
Музыкальная культура подростков формируется под воздействием современной музыкальной индустрии. Музыка занимает ведущее место в системе личных ценностей подростков, их музыкальные предпочтения складываются, главным образом, под воздействием сверстников. Значительную часть подростков привлекают бунтарские, агрессивные виды рок-музыки, а также рэп.
В настоящее время в теории и практике музыкального образования в качестве перспективного направления рассматривается культурологический подход, который рассматривает урок музыки как урок духовной культуры. В числе важных аспектов музыкально-эстетического воспитания в данном подходе необходимо отметить развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, установление взаимосвязи различных искусств, применение в подаче учебного материала сопоставлений музыкального, зрительного и литературного рядов. В контексте данного подхода именно учебный предмет «Искусство» может наиболее эффективно способствовать воспитанию музыкальной культуры подростков, вводя их в эмоционально-интеллектуальную сферу зарубежных и отечественных произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки и кино, способствуя целенаправленному личностному формированию, идейной убеждённости, творческой инициативы.
В практической части исследования были решены следующие задачи: разработана технология создания мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство», определено содержание мультимедийного сопровождения для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»; проведена апробация и проанализированы результаты воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Технология создания мультимедийного сопровождения включала в себя три этапа. На подготовительном этапе было проведено анкетирование учащихся школы № 147, в котором приняли участие 42 ученика 8 «А» и 8 «Б» класса в возрасте 14-15 лет, которое позволило определить актуальное состояние музыкальной культуры подростков.
Наиболее предпочитаемым музыкальным направлением среди опрошенных школьников стала электронная музыка, на втором месте по популярности - рок и рэп, треть респондентов выбрали классическую музыку. Учащиеся имеют поверхностные знания в области классической музыки. Они хорошо ориентируются в музыкальных инструментах, практически все вспомнили фамилии ведущих композиторов отечественного и зарубежного музыкального искусства, но не смогли назвать наиболее известные произведения указанных авторов.
Основным источником информации для подростков является Интернет. Все опрошенные слушают музыку в интернете на специализированных сайтах, наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «ВКонтакте». Более половины участников опроса никогда не были в концертных залах Екатеринбурга, либо посещали их не более 2-х раз. Только шесть человек посещают концертные площадки ежегодно.
На этапе разработки была создана структура мультимедийного сопровождения, проведены необходимые работы с текстом, изображениями, аудио- и видеоматериалами, подготовлены проверочные материалы.
Апробация мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» осуществлялось в МАОУ СОШ № 147 (г. Екатеринбург) с учащимися 8 «А» класса в количестве 26 человек.
На этапе апробации с данными подростками были проведены 4 урока с применением мультимедийного сопровождения. Первый урок был посвящен циклу «Времена года» А. Вивальди, второй - циклу «Времена года» П.И. Чайковского, третий - музыкальным иллюстрациям к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, четвертый - «Поэме огня» А.Н. Скрябина, а также было проведено итоговое тестирование, которое включало в себя 5 заданий по изученному материалу.
Заключительное анкетирование выявило заинтересованность подростков в проведении уроков с использованием мультимедийного сопровождения. Особенно ученикам понравилось активное включение мультимедийного сопровождения через интерактивную доску Smart.
После применения мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» были отмечены следующие результаты:
• учащиеся показали умение ориентироваться в основных произведениях А. Вивальди, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А.Н. Скрябина, определять на слух характер музыки, находить образные ассоциации произведений живописи и музыки;
• большинство учеников продемонстрировали готовность принятия классической музыки, эмоциональный отклик на музыкальные произведения и интерес к классическому музыкальному искусству.
Эффективности применения мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» для воспитания музыкальной культуры подростков способствовало:
• наличие различных компонентов (текст, изображение, аудио и видео);
• соответствие содержания мультимедийного сопровождения рабочей программе по учебному предмету «Искусство»;
• разработка данного мультимедийного сопровождения с учетом возрастных особенностей восприятия подростками мультимедийных средств обучения.
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, гипотеза доказана.
В теоретической части исследования были рассмотрены: музыкальная культура подростков, особенности восприятия подростками мультимедийных средств и специфика воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство».
На основании современных исследований музыкальную культуру можно определить, как сложную систему, в которую входят следующие компоненты:
• умение ориентироваться в различных жанрах, направлениях и стилях, определять на слух характер музыки;
• музыкальные знания, умения и навыки;
• эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
• готовность принятия новой музыки;
• высокий музыкальный вкус, проявляющийся в способности наслаждаться высокохудожественной музыкой.
Подростковый возраст характеризуется: переходом на новый уровень самосознания, проявляющимся в стремлении познать самого себя как личность; появлением чувства взрослости, отдалением от родителей и желанием принимать самостоятельные решения; протестным поведением по отношению к взрослым, которое может проявляться в негативных действиях, носящих демонстративный характер, или в намеренном неподчинении требованиям; потребностью в дружбе и общении, являющейся одной из ведущих в подростковый период.
Музыкальная культура подростков формируется под воздействием современной музыкальной индустрии. Музыка занимает ведущее место в системе личных ценностей подростков, их музыкальные предпочтения складываются, главным образом, под воздействием сверстников. Значительную часть подростков привлекают бунтарские, агрессивные виды рок-музыки, а также рэп.
В настоящее время в теории и практике музыкального образования в качестве перспективного направления рассматривается культурологический подход, который рассматривает урок музыки как урок духовной культуры. В числе важных аспектов музыкально-эстетического воспитания в данном подходе необходимо отметить развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, установление взаимосвязи различных искусств, применение в подаче учебного материала сопоставлений музыкального, зрительного и литературного рядов. В контексте данного подхода именно учебный предмет «Искусство» может наиболее эффективно способствовать воспитанию музыкальной культуры подростков, вводя их в эмоционально-интеллектуальную сферу зарубежных и отечественных произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки и кино, способствуя целенаправленному личностному формированию, идейной убеждённости, творческой инициативы.
В практической части исследования были решены следующие задачи: разработана технология создания мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство», определено содержание мультимедийного сопровождения для воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство»; проведена апробация и проанализированы результаты воспитания музыкальной культуры подростков на уроках по учебному предмету «Искусство» с применением мультимедийного сопровождения.
Технология создания мультимедийного сопровождения включала в себя три этапа. На подготовительном этапе было проведено анкетирование учащихся школы № 147, в котором приняли участие 42 ученика 8 «А» и 8 «Б» класса в возрасте 14-15 лет, которое позволило определить актуальное состояние музыкальной культуры подростков.
Наиболее предпочитаемым музыкальным направлением среди опрошенных школьников стала электронная музыка, на втором месте по популярности - рок и рэп, треть респондентов выбрали классическую музыку. Учащиеся имеют поверхностные знания в области классической музыки. Они хорошо ориентируются в музыкальных инструментах, практически все вспомнили фамилии ведущих композиторов отечественного и зарубежного музыкального искусства, но не смогли назвать наиболее известные произведения указанных авторов.
Основным источником информации для подростков является Интернет. Все опрошенные слушают музыку в интернете на специализированных сайтах, наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «ВКонтакте». Более половины участников опроса никогда не были в концертных залах Екатеринбурга, либо посещали их не более 2-х раз. Только шесть человек посещают концертные площадки ежегодно.
На этапе разработки была создана структура мультимедийного сопровождения, проведены необходимые работы с текстом, изображениями, аудио- и видеоматериалами, подготовлены проверочные материалы.
Апробация мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» осуществлялось в МАОУ СОШ № 147 (г. Екатеринбург) с учащимися 8 «А» класса в количестве 26 человек.
На этапе апробации с данными подростками были проведены 4 урока с применением мультимедийного сопровождения. Первый урок был посвящен циклу «Времена года» А. Вивальди, второй - циклу «Времена года» П.И. Чайковского, третий - музыкальным иллюстрациям к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, четвертый - «Поэме огня» А.Н. Скрябина, а также было проведено итоговое тестирование, которое включало в себя 5 заданий по изученному материалу.
Заключительное анкетирование выявило заинтересованность подростков в проведении уроков с использованием мультимедийного сопровождения. Особенно ученикам понравилось активное включение мультимедийного сопровождения через интерактивную доску Smart.
После применения мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» были отмечены следующие результаты:
• учащиеся показали умение ориентироваться в основных произведениях А. Вивальди, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А.Н. Скрябина, определять на слух характер музыки, находить образные ассоциации произведений живописи и музыки;
• большинство учеников продемонстрировали готовность принятия классической музыки, эмоциональный отклик на музыкальные произведения и интерес к классическому музыкальному искусству.
Эффективности применения мультимедийного сопровождения уроков по учебному предмету «Искусство» для воспитания музыкальной культуры подростков способствовало:
• наличие различных компонентов (текст, изображение, аудио и видео);
• соответствие содержания мультимедийного сопровождения рабочей программе по учебному предмету «Искусство»;
• разработка данного мультимедийного сопровождения с учетом возрастных особенностей восприятия подростками мультимедийных средств обучения.
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АУДИОХРЕСТОМАТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ
В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К
ЖИВОПИСИ
Getting teenagers involved with painting: The pedagogical conditions
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЖИВОПИСИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016



