РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения развития произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно¬ролевой игры 8
1.1. Особенности произвольности поведения в старшем дошкольном
возрасте 8
1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольности
поведения в старшем дошкольном возрасте 30
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния сюжетно¬ролевой игры на развитие произвольности у старших
дошкольников 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения развития
произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента по развитию произвольности у старших дошкольников в условиях
сюжетно-ролевой игры 51
2.4. Программа по развитию произвольности поведения старших
дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения развития произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно¬ролевой игры 8
1.1. Особенности произвольности поведения в старшем дошкольном
возрасте 8
1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольности
поведения в старшем дошкольном возрасте 30
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния сюжетно¬ролевой игры на развитие произвольности у старших
дошкольников 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения развития
произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента по развитию произвольности у старших дошкольников в условиях
сюжетно-ролевой игры 51
2.4. Программа по развитию произвольности поведения старших
дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Активные преобразования в социально-экономической сфере жизни современного общества поставили систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников и их разностороннему развитию. Данные изменения нашли свое отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного образования (далее Стандарт).
Стандарт представляет собой «совокупность обязательных требований, предъявляемых к системе дошкольного образования», Данные требования реализуются при помощи образовательной программы дошкольного образования, которая охватывает определенные структурные единицы, представленные пятью образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Анализируя социально-коммуникативное развитие, можно сказать, что основной направленностью данной области является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. При этом в рамках данной образовательной области, отдельное внимание уделено становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников.
Дошкольный возраст по мнению ученых является сенситивным периодом формирования и становления мотивационной сферы, когда происходит возникновение личностных механизмов поведения, складывается соподчинение мотивов, формируются предпосылки к
самоконтролю и саморегуляции, что является непосредственными характеристиками произвольного поведения человека.
Проблема воли и произвольности является ведущей для психологии личности и её развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.). Однако, несмотря на общепризнанную важность данной проблемы в трудах отечественных психологов, интерес к ней за последние время заметно снизился, что в свою очередь связано, с неопределённостью самого термина «произвольность» и с разнообразием и разнородностью феноменов, описываемых этим понятием (произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм и правил, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр.).
В соответствии с положениями отечественных психологов
становление произвольности рассматривается как магистральная линия развития личности ребёнка. Кроме того, произвольное поведение - это одно из главных новообразований, характерных для детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). Произвольное поведение в ряде работ определяется как осознанное и опосредованное. Поскольку в процессе игры поведение дошкольников опосредуется образцом действий взрослого, заданным в игровой роли, именно сюжетно-ролевая игра имеет особо важное значение для становления и развития самых разных форм произвольности дошкольников.
Сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте изучали многие авторы, такие как Л.С. Выготский [1966], Л.И. Божович [1968], А.В. Запорожец [1966], А.Н. Леонтьев [1959], Л.С. Славина [1948], Ф.И. Фрадкина и др. Огромный вклад в изучении сюжетно-ролевой
игры внес Д.Б. Эльконин в своей концепции игровой деятельности. Однако, большинство классических исследований игровой деятельности проводились еще в 50-60-х годах прошлого столетия, когда общественные отношения и само общество во многом были совершенно другими, нежели в настоящее время.
Актуальность нашего исследования определяется, с одной стороны, ведущим значением самой игры для развития личности дошкольника, а с другой - повышенным, активно растущим вниманием к формированию произвольности современного дошкольника.
Многие вопросы, касающиеся характера изменений сюжетно¬ролевой игры, влияние данных изменений на произвольность современных детей остаются без ответа. Например, каковы особенности произвольного поведения современных дошкольников? Возможно ли в настоящее время в условиях сюжетно-ролевой игры развивать произвольность?
Проблема исследования: какова роль сюжетно-ролевой игры в формировании произвольности поведения старших дошкольников?
Целью работы является решение данной проблемы.
Объект исследования - произвольное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
В процессе изучения данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: средством развития произвольности является сюжетно-ролевая игра, а именно: в ходе сюжетно-ролевой игры формируются такие компоненты произвольности, как способность овладения собой, осознанность действий, способность к самоконтролю и саморегуляции.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Изучить разработанность проблемы развития
произвольности старшего дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры в психологии.
2. Изучить пробзввбенoсть проeмeмня старших
дошкольников.
3. Разрбботать и зеaлбзатьть пбoазыммy развития
произвольности в старшем дошкольном возрасте.
4. Оценить >^cньмаrep влияния сюжетно-ролевой пры на развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте.
Теооеьическо-ыеьодологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной возрастной психологии о значении игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л. И Божович, А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Дж. Брунер, И. Ивиг, Д. Коваг, М, Пиаже, Дж. Сеььон-Смит и др.), а также исследования отечественных психологов, посвященные проблеме произвольности (Е.О. Смирнова, З.В. Мануйленко, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию произвольности в условиях сюжетно¬ролевой игры может найти применение в деятельности педагогов- психологов ДОУ. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений в процессе консультирования родителей, дети которых испытывают трудности в развитии произвольности.
Методы исследования: организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, формирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки данных с помощью пакета статистических программ SPSS 21.0), интерпретационный метод с использованием структурного метода, заключающегося в установлении «горизонтальных» структурных связей между показателями.
Магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключений, списка литературы и приложений. Работа содержит 7 рисунков, 1 таблицу. Количество страниц - 68.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области». В исследовании приняли участие 60 воспитанников в возрасте 5-7 лет.
Для достижения поставленной цели, решения выдвинутых задач был проведен теоретический анализ и обобщение психолого¬педагогической литературы, использован комплекс диагностических методик:
- схема наблюдения за поведением детей в игровой деятельности, разработанная О.В. Гударевой, в рамках которой осуществлялся анализ содержания структуры сюжетно-ролевой игры старших дошкольников;
- методика изучения развития произвольного поведения в игровой и не игровой ситуации З.В. Мануйленко (время сохранение позы неподвижности);
- схема наблюдение за поведением детей Е.О. Смирновой, позволяющей выявить уровень развития произвольного поведения.
Стандарт представляет собой «совокупность обязательных требований, предъявляемых к системе дошкольного образования», Данные требования реализуются при помощи образовательной программы дошкольного образования, которая охватывает определенные структурные единицы, представленные пятью образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Анализируя социально-коммуникативное развитие, можно сказать, что основной направленностью данной области является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. При этом в рамках данной образовательной области, отдельное внимание уделено становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников.
Дошкольный возраст по мнению ученых является сенситивным периодом формирования и становления мотивационной сферы, когда происходит возникновение личностных механизмов поведения, складывается соподчинение мотивов, формируются предпосылки к
самоконтролю и саморегуляции, что является непосредственными характеристиками произвольного поведения человека.
Проблема воли и произвольности является ведущей для психологии личности и её развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.). Однако, несмотря на общепризнанную важность данной проблемы в трудах отечественных психологов, интерес к ней за последние время заметно снизился, что в свою очередь связано, с неопределённостью самого термина «произвольность» и с разнообразием и разнородностью феноменов, описываемых этим понятием (произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм и правил, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр.).
В соответствии с положениями отечественных психологов
становление произвольности рассматривается как магистральная линия развития личности ребёнка. Кроме того, произвольное поведение - это одно из главных новообразований, характерных для детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). Произвольное поведение в ряде работ определяется как осознанное и опосредованное. Поскольку в процессе игры поведение дошкольников опосредуется образцом действий взрослого, заданным в игровой роли, именно сюжетно-ролевая игра имеет особо важное значение для становления и развития самых разных форм произвольности дошкольников.
Сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте изучали многие авторы, такие как Л.С. Выготский [1966], Л.И. Божович [1968], А.В. Запорожец [1966], А.Н. Леонтьев [1959], Л.С. Славина [1948], Ф.И. Фрадкина и др. Огромный вклад в изучении сюжетно-ролевой
игры внес Д.Б. Эльконин в своей концепции игровой деятельности. Однако, большинство классических исследований игровой деятельности проводились еще в 50-60-х годах прошлого столетия, когда общественные отношения и само общество во многом были совершенно другими, нежели в настоящее время.
Актуальность нашего исследования определяется, с одной стороны, ведущим значением самой игры для развития личности дошкольника, а с другой - повышенным, активно растущим вниманием к формированию произвольности современного дошкольника.
Многие вопросы, касающиеся характера изменений сюжетно¬ролевой игры, влияние данных изменений на произвольность современных детей остаются без ответа. Например, каковы особенности произвольного поведения современных дошкольников? Возможно ли в настоящее время в условиях сюжетно-ролевой игры развивать произвольность?
Проблема исследования: какова роль сюжетно-ролевой игры в формировании произвольности поведения старших дошкольников?
Целью работы является решение данной проблемы.
Объект исследования - произвольное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
В процессе изучения данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: средством развития произвольности является сюжетно-ролевая игра, а именно: в ходе сюжетно-ролевой игры формируются такие компоненты произвольности, как способность овладения собой, осознанность действий, способность к самоконтролю и саморегуляции.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Изучить разработанность проблемы развития
произвольности старшего дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры в психологии.
2. Изучить пробзввбенoсть проeмeмня старших
дошкольников.
3. Разрбботать и зеaлбзатьть пбoазыммy развития
произвольности в старшем дошкольном возрасте.
4. Оценить >^cньмаrep влияния сюжетно-ролевой пры на развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте.
Теооеьическо-ыеьодологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной возрастной психологии о значении игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л. И Божович, А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Дж. Брунер, И. Ивиг, Д. Коваг, М, Пиаже, Дж. Сеььон-Смит и др.), а также исследования отечественных психологов, посвященные проблеме произвольности (Е.О. Смирнова, З.В. Мануйленко, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию произвольности в условиях сюжетно¬ролевой игры может найти применение в деятельности педагогов- психологов ДОУ. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений в процессе консультирования родителей, дети которых испытывают трудности в развитии произвольности.
Методы исследования: организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, формирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки данных с помощью пакета статистических программ SPSS 21.0), интерпретационный метод с использованием структурного метода, заключающегося в установлении «горизонтальных» структурных связей между показателями.
Магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключений, списка литературы и приложений. Работа содержит 7 рисунков, 1 таблицу. Количество страниц - 68.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области». В исследовании приняли участие 60 воспитанников в возрасте 5-7 лет.
Для достижения поставленной цели, решения выдвинутых задач был проведен теоретический анализ и обобщение психолого¬педагогической литературы, использован комплекс диагностических методик:
- схема наблюдения за поведением детей в игровой деятельности, разработанная О.В. Гударевой, в рамках которой осуществлялся анализ содержания структуры сюжетно-ролевой игры старших дошкольников;
- методика изучения развития произвольного поведения в игровой и не игровой ситуации З.В. Мануйленко (время сохранение позы неподвижности);
- схема наблюдение за поведением детей Е.О. Смирновой, позволяющей выявить уровень развития произвольного поведения.
В результате нашей работы был проведен теоретический анализ психологической литературы посвященной проблеме произвольного поведения и сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Нами было установлено, что характерной особенностью понимания развития произвольности в отечественной психологии является положение о развитии в условиях игровой деятельности. В тоже время в психологической литературе встречаются данные, говорящие о снижении развивающей роли игровой деятельности для современных дошкольников. При этом говорится о влиянии на данный процесс снижения содержательного уровня игровой деятельности. В рамках теоретического анализа нами также проанализированы особенности формирования и развития произвольности в дошкольном возрасте, установлено, что произвольности формируется под воздействием и усвоением ролевого поведения в условиях игровой деятельности.
В результате проведения констатирующего этапа исследования из общей выборки испытуемых были отобраны контрольная и экспериментальная группы дошкольников. Также нами было установлено, что большинство детей в нашем исследовании обнаруживают средний уровень развития произвольного поведения, четверть имеют высокий уровень и незначительное число респондентов, характеризуются низким уровнем развития произвольного поведения.
В ходе формирующего этапа нами было реализовано проведение развивающей программы, направленной на развитие произвольного поведения старших дошкольников в условиях сюжетно ролевой игры.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав, что в условиях сюжетно-ролевой игры происходит развитие произвольности. Установлено, что в ходе игровой деятельности современных старших дошкольников происходит развитие произвольности поведения, а именно, входе реализации программы значительно увеличилось время сохранения позы неподвижности у дошкольников, входящих в экспериментальную группу. В то время как в контрольной группе значительные изменения во времени сохранения позы отсутствуют. Более того нами обнаружены различия в показателях экспериментальной группы, в ходе реализации программы время сохранения позы после программы, значимо превышает значение до реализации программы. Подтверждают эффективность результатов увеличение количества дошкольников в экспериментальной группе имеющих высокий уровень развития произвольного поведения.
Предложенная программа положительно влияет на произвольное поведение дошкольников. Следует отметить, что сроки проведения эксперимента в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития даст более значительную динамику на дошкольников с низким уровнем развития произвольного
поведения.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
В результате проведения констатирующего этапа исследования из общей выборки испытуемых были отобраны контрольная и экспериментальная группы дошкольников. Также нами было установлено, что большинство детей в нашем исследовании обнаруживают средний уровень развития произвольного поведения, четверть имеют высокий уровень и незначительное число респондентов, характеризуются низким уровнем развития произвольного поведения.
В ходе формирующего этапа нами было реализовано проведение развивающей программы, направленной на развитие произвольного поведения старших дошкольников в условиях сюжетно ролевой игры.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав, что в условиях сюжетно-ролевой игры происходит развитие произвольности. Установлено, что в ходе игровой деятельности современных старших дошкольников происходит развитие произвольности поведения, а именно, входе реализации программы значительно увеличилось время сохранения позы неподвижности у дошкольников, входящих в экспериментальную группу. В то время как в контрольной группе значительные изменения во времени сохранения позы отсутствуют. Более того нами обнаружены различия в показателях экспериментальной группы, в ходе реализации программы время сохранения позы после программы, значимо превышает значение до реализации программы. Подтверждают эффективность результатов увеличение количества дошкольников в экспериментальной группе имеющих высокий уровень развития произвольного поведения.
Предложенная программа положительно влияет на произвольное поведение дошкольников. Следует отметить, что сроки проведения эксперимента в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития даст более значительную динамику на дошкольников с низким уровнем развития произвольного
поведения.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Разработка эффективных технологий развития произвольной памяти старших дошкольников посредством игротерапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



