РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» ДЛЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ИМЕНИ В.М.КУРОЧКИНА
РЕФЕРАТ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО¬
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. В.М. КУРОЧКИНА 9
1.1 История Екатеринбургского промышленно-технологического техникума им. В.М. Курочкина 9
1.2 Направления подготовки выпускников 10
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ И ОТБОРА
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» 13
2.1 Понятие «учебно-методический комплекс» 13
2.2 Принципы разработки учебно-методического комплекса
дисциплины 15
2.3 Этапы разработки УМКД 16
2.4 Структура учебно-методического комплекса дисциплины 18
2.5 Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины 19
3 АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДОКУМЕНТОВ,
КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО¬МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» 23
3.1 Критерии анализа 23
3.2 Анализ учебных пособий и учебников 26
3.3 Анализ ФГОС по профессии 15.01.25 Станочник
(металлообработка) 29
3.4 Анализ образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка) 31
3.5 Анализ рабочей программы учебной дисциплины оп.01
«технические измерения» по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) 34
3.6 Анализ профессионального стандарта «Станочник широкого профиля» 35
4 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» 38
4.1 Структура учебно-методического комплекса по дисциплине
«Технические измерения» 38
4.2 Цели освоения дисциплины «Технические измерения» 38
4.3 Компетенции студента формируемые в результате освоения
дисциплины «Технические измерения» 40
4.4 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 41
4.5 Минимальное материально-техническое обеспечение 41
4.6 Теоретические основы изучаемой дисциплины 42
4.7 Описание практических занятий 44
4.8 Самостоятельная работа по дисциплине 48
4.9 Фонды оценочных средств 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
В настоящее время в России активно развивается промышленное производство, следовательно, государство нуждается в специалистах с техническим образованием.
В связи с этим современное общество ставит перед образованием главную задачу — подготовка квалифицированного специалиста, основа обучения которого заложена в учебно-методических комплексах, изучаемых дисциплин.
Наиболее востребованным специалистом на промышленном предприятии является станочник.
Профессия станочника является основой в машиностроении, представители данной профессии производят обработку заготовок в точном соответствии с заданными чертежами. На выходе станочники получают деталь, которую можно объединить в сложную конструкцию с остальными элементами. От уровня мастерства исполнения работы будет зависеть качество продукта.
На качество выпускаемой продукции колоссальное значение влияет умение специалиста осуществлять контроль детали на разных этапах ее обработки. В связи с этим для подготовки кадров по профессии Станочник следует уделить особое внимание изучению дисциплины «Технические измерения»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина» выпускает специалистов по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.25 Станочник (металлообработка), для обучения которых необходимо разработать учебно-методический комплекс по дисциплине «Технические измерения».
Курс дисциплины «Технические измерения» формирует умение самостоятельно решать профессиональные задачи, дает теоретические и практические знания о методах измерений с помощью измерительных средств, а также дает студентам представление об условиях в которых будут работать будущие специалисты.
Разработка и последующее использование учебно-методического комплекса во время учебного процесса направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных методов, форм и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного и целостного подхода к каждому элементу учебного процесса, к любому виду деятельности обучающегося и преподавателя.
Учебно-методический комплекс дисциплины — это часть основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.
Из выше изложенного вытекает тема выпускной квалификационной работы «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Технические измерения» для Екатеринбургского промышленно-технологического техникума им. В.М. Курочкина».
Актуальность темы определяется необходимостью наличия учебно-методического комплекса по дисциплине «Технические измерения» разработан для обучающихся по Образовательной программе 15.01.25 Станочник (металлообработка) в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина.
Объектом работы является процесс обучения студентов направления Станочник(Металлообработка) в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина по дисциплине «Технические измерения».
Предметом работы является учебно-методический комплекс
дисциплины «Технические измерения».
Целью данной выпускной квалификационной работы является: разработка учебно-методического комплекса дисциплины «Технические измерения».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Собрать и обработать информацию по дисциплине;
2. Проанализировать документы необходимые для разработки учебно-методического комплекса по дисциплине «Технические измерения»;
3. Проанализировать требования к учебно-методическому
комплексу по дисциплине;
4. Разработать структуру УМКД;
5. Проанализировать изучаемые темы по дисциплине «Технические измерения» и разработать курс теоретических занятий;
6. Разработать методические указания для практических работ;
7. Разработать методические указания для самостоятельных работ;
8. Разработать контрольно-измерительные материалы.
В выпускной квалификационной работе по теме «Разработка учебно- методического комплекса по дисциплине «Технические измерения» для Екатеринбургского промышленно-технического техникума имени В.М. Курочкина» изучены и проанализированы особенности обучения по дисциплине «Технические измерения», понятие и компонентный состав учебно-методического комплекса и теоретических основ дисциплины.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был разработан учебно-методический комплекс для студентов по направлению Станочник(Металлообработка) по дисциплине «Технические измерения».
Структура учебно-методического комплекса дисциплины содержит: рабочую программу по дисциплине «Технические измерения», методические указания к практическим работам, методические указания к самостоятельным работам и контрольно-измерительные материалы.
Общий объём дисциплины составляет 48 часов, из них 20 часов выделено на лекции, 12 часов на практические занятия, 16 часов на самостоятельную работу и 2 часа на промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачёта.
Цель разработанного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технические измерения» - заключается в том, что УМКД будет внедрен в обучение по направлению 15.01.25 Станочник (металлообработка) Екатеринбургского промышленно-технологического техникума им. В.М. Курочкина.
Материал дисциплины «Технические измерения» изучается студентами на основе лекций, рекомендованной литературы, учебных методических пособий и усваивается при выполнении практических работ. Проверка качества освоения материала по дисциплине предполагается с помощью промежуточного контроля в конце каждого раздела, позволяющего в течение семестра определить уровень освоения практического и теоретического материала и дифференцированного зачета по окончании изучения дисциплины.
Таким образом, в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы цели и задачи были достигнуты, проведен анализ учебной литературы и нормативных документов, сформулирован перечень вопросов, выносимых на зачет, разработаны методические указания для проведения практических и самостоятельных работ.
1. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 4. С. 3- 7.
2. Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения:
Контрольные материалы: Учебное пособие. - М.: Академия, 2019. - 208 с.
3. Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения:
Лабораторно-практические работы: Учебное пособие. - М.: Academia, 2019. - 240 с.
4. Бухарова Г.Д Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 297 с.
5. Дипломное проектирование в профессионально¬педагогическом вузе: учеб. - метод. пособие / Б.Н. Гузанов, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, М.А. Черепанов. - Изд. 2-е, исправ. - Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т «, 2012. - 182 с.
6. Долгушина Н.А., Кислинская О.В., Стихина Е.С Основная профессиональная образовательная программа разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка) 2019. - 228 с.
7. Долгушина Н.А, Швецова А.В Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Технические измерения» ЕПТТ им. В.М. Курочкина, 2019 - 17 с.
8. Екатеринбургский промышленно-технологический
техникум им. В.М. Курочкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.eptt.ru/
9. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990 - С. 8
10. Завистовский В. Завистовский С. Допуски, посадки и технические измерения. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2019. - 278 с.
11. Зайцев С.В. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении - М.: Академия, 2013.
12. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике/ Галина Михайловна Коджаспирова,- М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: «МарТ», 2005. - 448 с.
13. Мелихеда Я.И. Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов// Профессиональное образование и рынок труда - 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://po-rt.ru/home/ about/razrabotka-programm-professionalnogo-obucheniya- na-osnove-professional.
14. Медведева Р., Мельников В. Средства измерений. Учебник - М.: КноРус, 2015. - 220 с.
15. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) 2013. - 23 с.
16. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (с изменениями на 29 июня 2017 года) - 50 с.
17. Положение о государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.eptt.ru/
18. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №464. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 150312/
19. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013г. №968. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154174/
20. Профессиональный стандарт «Станочник широкого
профиля», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 239н. - 129 с. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179430/f1e9b33f0008ded8197bb7653ab25f354e697207/
21. Рапорт А.Д. «Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся»: диссертация кандидата педагогических наук - Санкт-Петербург, 2012. - 219 с.
22. Разработка методических указаний и методики проведения практических и лабораторных работ // Оренбургский государственный университет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kfоsu.edu.ru/оld/inf/pоlоgenie/28.pdf
23. Рачков М.Ю. Технические измерения и приборы. Учебник и практикум - М.: Юрайт, 2018. - 151 с.
24. Ситник, А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике: учебное пособие / А.П. Ситник. - М.: Педагогика, 2010. - 169 с.
25. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. «Педагогика» - Академия, 2014. - 608 с.
26. Столяренко А. «Психология и педагогика». Учебник - Юнити-Дана, 2016. - 543 с.
27. Титова А.С. Диссертация «Теоретические основы разработки и использования учебно-методического комплекса» Санкт- Петербург. - 2012. 210 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii
29. Фирсов М., Лельчицкий И. «Социальная педагогика». Учебник - КноРус, 2018. - 332 с.
30. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с.