Аннотация
Введение 5
1 Теоретический обзор разработки обучающих видеоматериалов 8
1.1 Анализ учебно-программной документации подготовки учащихся школ
8
1.1.1 Рассмотрение структуры и содержания внеурочной деятельности в
курсе «Информатика» 8
1.1.2 Анализ учебно-тематического плана внеурочных занятий по теме
«Проектная деятельность» 13
1.1.3 Общая характеристика внеурочных занятий в 7 классе по разделу
«Знакомство и работа в графическом редакторе Gimp» 18
1.2 Анализ литературы и интернет-источников по использованию возможностей графического редактора Gimp 20
1.2.1 Анализ литературы, описывающий использование графического
редактора Gimp 20
1.2.2 Анализ интернет-источников по работе с графическим редактором
Gimp 22
1.3 Обзор программного обеспечения, используемого для создания
видеоролика 23
1.3.1 Программный продукт Movavi Video Editor 23
1.3.2 Программный продукт Camstudio 26
1.4 Назначение обучающих видеороликов и требования, предъявляемые к
ним 27
1.5 Педагогический адрес 30
2 Разработка обучающих видеоматериалов по теме «Знакомство и работа в графическом редакторе Gimp» 31
2.1 Разработка курса обучающих видеороликов 31
2.1.1 Цель и назначение обучающих видеороликов 31
2.1.2 Жизненный цикл обучающих видеороликов 32
2.1.3 Общее описание структуры и содержания раздела «Знакомство и
работа в графическом редакторе Gimp» 33
2.2 Основные этапы реализации курса обучающих видеороликов 35
2.2.1 Этапы работы над видеороликами 35
2.2.2 Тематика и примерное содержание видеороликов 36
2.2.3 Создание видео с помощью технологии скринкастинга 37
2.2.4 Монтаж видеозаписей средствами Movavi Video Editor 42
2.3 Методические указания по использованию обучающих видеороликов 49
2.4 Апробация обучающихся видеороликов в учебном процессе 51
Заключение 53
Список использованных источников 54
Приложение 1 57
Приложение 2 59
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение школы позволяет на практике ознакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером, который в дальнейшем учащиеся будут использовать как инструмент рисования. А с другой стороны это возможность привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление - художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
На сегодняшний день компьютерная графика охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе. С появлением доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди получили в свои руки большое количество цифровых изображений. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей и так далее. Поэтому, умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека. Данная ситуация привела к изменению социального заказа общества школе: необходим качественно новый подход к изучению раздела «Компьютерная графика». Однако отведенное нормативными документами учебное время на освоение содержания темы недопустимо мало. Являясь элементом содержания раздела школьной информатики, компьютерная графика представлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов графики. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов растровой графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методики преподавания графическому редактору. Существующие учебные пособия либо не затрагивают данное содержание совсем, либо предлагают простейший материал, не позволяющий сформировать у учащихся целостного представления о технологии обработки объектов растровой графики.
Современные средства обучения год от года становится все сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Мозг современного школьника, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке и внеурочном занятии информацию с помощью медийных средств. Поэтому для изучения раздела «Графический редактор Gimp» был создан курс видеороликов.
Таким образом, наиболее предпочтительным способом применения технических средств при изучении курса «Информатика» является использование видеоматериалов, которые являются действенным инструментом для повышения мотивации, и как следствие, достижения целей и освоения учебного материала.
Данное обстоятельство и породило необходимость в разработке обучающих видеороликов по использованию средств компьютерной графики в рамках дисциплины «Информатика» при организации внеурочной работы.....
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан курс обучающих видеороликов для изучения использования графического редактора Gimp в течение внеурочных занятий по тем «Проектная деятельность» для 7 класса, а также было создано методическое сопровождение для организации их внедрения в учебный процесс.
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы рабочая программа и учебно-тематический план дисциплины «Информатика», особое внимание было уделено теме «Проектное обучение» и разделу «Графический редактор Gimp». На основании проведенного анализа были сформулированы темы будущих видео-роликов и определено их содержательное наполнение.
Далее были рассмотрены требования, предъявляемые сегодня к обучающим видеоматериалам, с учетом этих и других необходимых требований было подобрано программное обеспечение для их реализации.
На следующем этапе были записаны видеоролики с помощью технологии скринкастинга, а также был проведен их монтаж с целью устранения недочетов и наложения необходимых эффектов, и корректировки звуковой дорожки.
На заключительном этапе подготовки выпускной квалификационной работы было предложено методическое сопровождение для эффективного внедрения разработанных обучающих видеороликов для организации внеурочной работы по дисциплине «Информатика». Кроме того, было проведена апробация, которая показала несомненные достоинства использования медийных технологий в процессе обучения, но и помогла выявить некоторые небольшие и несущественные недочеты в видеороликах.
1. Бородин М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений по информатике 2-11 классы [Текст]: учебник / М. Н. Бородин. — 6-е изд. — Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 576 с.
2. Босова Л. Информатика 5-7 класс [Текст]: учебник, начальный уровень / Л. Босова. — Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 184 с.
3. Быданов Н. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://si-sv.com/publ /1/metodika/14-1-0-557 (дата обращения: 03.01.2018).
4. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я [Текст]: учебник / В. Гамалей. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 268 с.
5. Горбунова Н. В. Методика организации работы над проектом [Текст] / Н. В. Горбунова, Л. В. Кочкина. — Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2000. — 127 с.
6. Горячев А. В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер [Текст]: учебник для учащихся / А. В. Горячев. — Москва: Баласс, 2011. — 128 с.
7. Жексенаев А. Г. Основы работы в растровом редакторе Gimp (ПО для обработки и редактирования растровой графики) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/391/58391/files/Gimp.pdf (дата обращения: 5.09.2017).
8. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс [Текст]: практикум / Л. А. Залогова. — Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2006. — 245 с.
9. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс [Текст]: учебное пособие / Л. А. Залогова. — Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 212 с.
10. Кириллова Н. Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/545666/ (дата обращения: 12.12.2017).
11. Ларина Э. С. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009. — 155 с.
12. Михлин Е. М. Видеомонтаж на ПК [Текст]: учебное пособие / Е. М. Михлин. — Санкт-Петербург: ДиаСофтЮП, 2005. — 608 с.
13. Новикова Т. А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. А. Новикова. — Калуга: Народное образование, 2000. — № 7. — 24-27 с.
14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст]: учебное пособие / А. В. Осин. — Москва: Издательский сервис, 2004. — 245 с.
15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей / Н. Ю. Пахомова. — Москва: АРК ТИ, 2003. — 112 с....31