Аннотация
Введение 4
1 Анализ литературы и источников по теме «Компьютерные технологии в
музыке» 6
1.1 Анализ литературы по теме 6
1.2 Анализ интернет-источников по теме 11
1.3 Анализ аналогов 12
1.4 Анализ рабочей программы 16
1.5 Электронное учебное пособие как средство обучения 21
1.5.1 Общие понятия и определения 21
1.5.2 Требования, предъявляемые к электронным учебных пособиям 22
1.5.3 Области применения электронного учебного пособия в
образовательном процессе 27
2 Описание электронного учебного пособия 30
2.1 Педагогический адрес 30
2.2 Структура электронного учебного пособия 30
2.3 Интерфейс электронного учебного пособия 33
2.4 Теоретический блок 40
2.5 Практический блок 45
2.6 Блок контроль 53
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 62
Накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов. Экспериментов и достижений в области использования компьютера для музыкального обучения достаточно много. Однако все передовые технологии пока не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании. Недостаточность научно обоснованного методического и психологического анализа имеющегося опыта использования и перспектив развития, новых музыкальноинформационных технологий в современном образовании требует разработки, детализации и адаптации их к традиционным курсам и развития новых методов и форм обучения на их основе. Поиск и анализ образовательных систем с использованием компьютерных технологий, рассмотрение их в генезисе является перспективным и обоснованным.
Использование компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».
В настоящее время электронные учебные пособия получили широкое распространение, и трудно найти такую область обучения, в которой бы они не применялись. Электронные учебные пособия стали возможным благодаря развитию средств вычислительной техники и программного обеспечения. Благодаря информационным технологиям электронные учебные пособия позволяют активизировать и индивидуализировать учебный процесс.
Для системы среднего профессионального образования электронное учебное пособие особенно важно. Оно повышает наглядность учебного материала, является мотивирующим и заинтересовывает обучающихся.
Таким образом, актуальной представляется задача разработки электронного учебного пособия, в частности, по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке», который позволял бы систематизировано представить учебный материал, помочь в изучении дисциплины, организовать самостоятельную работу и контроль учащихся.
Объект исследования — процесс обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке».
Предмет исследования — учебный материал по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке».
Цель работы — разработать электронное учебное пособие «Компьютерные технологии в музыке».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Выполнить анализ литературы и интернет-источников по теме «Компьютерные технологии в музыке».
2. Систематизировать и структурировать учебный материал по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке».
3. Спроектировать интерфейс и функционал учебного пособия.
4. Разработать тест для итогового контроля обучающихся.
5. Осуществить программную реализацию электронного учебного пособия.
Музыкальная информация представляет собой ту сферу деятельности, знание которых требуется для любого музыканта применяющего в своей работе компьютерные технологии. В отсутствие базовых навыков работы с нотными и звуковыми редакторами, а также виртуальными музыкальными студиями крайне сложно реализовывать творческий музыкальный потенциал учащихся. Для будущих композиторов, звукооператоров, а также других смежных профессий, ключевым фактором является изучение и возможность свободно ориентироваться в современном программном обеспечении, понимать методы звукового синтеза, языков звукового программирования. Следует научиться методам управления параметрами звуков, а также их уверенное применение в практической деятельности. В свою очередь, компьютерные технологии предлагают композитору возможность проведения технических работ записанного материала: осуществлять звуковой коллаж, составлять, редактировать звуковые фрагменты. Также, важным является и то аспект, что компьютерные технологии позволяют людям в отсутствие какого-либо музыкального образования, но, с музыкальными талантами, в доступной форме и в достаточно короткий срок начать реализовывать свой творческий потенциал, без оглядки на серьёзные теоретические знания в области классической музыкальной теории. В тоже время, профессиональные композиторы, изучая общие технологии и методы, открытые в электроакустической музыке, дают предпосылки к формированию новой композиторской технике.
Используя электронные учебные пособия в процессе обучения, можно глубже разобраться в материале, изучить наиболее детально интересующие или трудно усвояемые темы. Разного рода графический и видео материал открывают наглядную демонстрацию учебного процесса. Работая с электронными изданиями, идёт наиболее продуктивная деятельность студентов, вызывая абстрактно-логические и ассоциативные представления, что позволяет глубже осознать и усвоить представленный учебный материал. То обстоятельство, что студент, на лекционных и практических занятиях в процессе самостоятельного обучения работает с одним и тем же электронным ресурсом, является полезной практикой, поскольку формирует целостное представление изучаемого предмета.
Проведя анализ литературы и интернет-источников, а также изучив некоторые сторонние примеры электронных учебных изданий, выяснилось, что среди этих электронных изданий, находящиеся в публичном доступе, на тему «компьютерные технологии в музыке» мало или совсем нет такого продукта, который бы мог полностью отражать всю специфику данной предметной области в электронного учебного пособия.
В работе была сделана попытка восполнить эти пробелы и создать такое электронное учебное пособие, в котором теоретические и практические материалы были наглядно изложены и хорошо воспринимались, а раздел отвечающий за контроль знаний, был достаточно вариативным и вызывал интерес обучающихся. Также была проведена работа на повышение эргономических качеств электронного учебного пособия, внедрив оригинальные навигационных функции в интерфейс пользователя.
В соответствии с поставленной целью в работе были достигнуты следующие задачи:
1. Выполнен анализ литературы и интернет-источников по теме «Компьютерные технологии в музыке».
2. Систематизирован и структурирован учебный материал по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке».
3. Спроектирован дизайн, удобный интерфейс, структурирован материал и разработаны тесты для итогового контроля обучающихся.
4. Спроектирована структуру и реализован интерфейс и функционал электронного учебного пособия «Компьютерные технологии в музыке».
5. Осуществлена программная реализацию электронного учебного пособия.
1. Балыкина Е Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Текст] / Е. Н Балыкина. — Москва: Барнаул, 2003. — 585 с.
2. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие [Текст]: учебное пособие / Л. П. Бурцева. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 157 с.
3. Грищенко В. И. Секреты создания музыки в Reason 5 [Текст] / В. И Грищенко, В. И. Козлин. — Москва: ДМК Пресс, 2014. — 158 с.
4. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст]: монография /
O. В. Зимина. — Москва: МЭИ, 2003. — 335 с.
5. Избачков Ю. С. Информационные системы [Текст]: учебное пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. — 2-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 656 с.
6. Интуит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intuit.ru /studies /courses /3734 /976/info (дата обращения: 18.07.2017).
7. Кожемякин А. А. HTML и CSS в примерах. Создание Web-страниц [Текст] / А. А Кожемякин. — Москва: Альтекс-А, 2015. — 416 с.
8. Кирн Питер. Цифровой звук. Реальный мир [Текст] / Питер Кирн. — пер. с англ. Добродеева С. А. — Москва: Вильямс, 2015. — 720 с.
9. Лайфорд Джо. Музыкальная студия на ПК с Reason 3 [Текст] / Джо Лайфорд. — пер. с англ. Ремизова Д. С. — Москва: НТ Пресс, 2014. — 432 с.
10. Мержевич В. В. HTML и CSS на примерах [Текст] /
В. В. Мержевич. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016. — 448 с.
11. Петелин Р. Ю. Музыкальный компьютер для начинающих [Текст] /
P. Ю Петелин, Ю. В Петелин. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. — 384 с.
12. Петелин Р. Ю. Steinberg Cubase. Создание музыки на компьютере [Текст] / Р. Ю. Петелин, Ю. В. Петелин. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. — 768 с.
13. Прохоренок Н. HTML, JavaSript, PHP и MySQL. Джентльменский набор WE-мастера, 4-е издание [Текст] / Н. Прохоренок, В. Дронов. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. — 766 с.
14. Писаренко Т. А. Основы дизайна [Текст]: учебное пособие / Т. А. Писаренко, Н. Н. Ставнистый. — Владивосток: ДГУ, 2010. — 113 с.
15. Панкратова О. П. Использование электронных пособий для самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ise.stavsu.ru/pedlab/ (дата обращения: 05.09.2017)....32