Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №14515

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы127стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
850
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 33
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению феномена доверия в психологии 7
1.2. Проблема адаптационных возможностей в отечественной и
зарубежной психологии 27
1.3. Особенности проявления доверия и адаптивных возможностей в
юношеском возрасте 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К
СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования доверия к
себе и другим как условия повышения адаптационных
возможностей в юношеском возрасте
52
2.3. Программа развития доверия к себе и другим в юношеском
возраст 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в
ситуации кризисных событий в различных областях жизни общества снижается базовый уровень доверия населения как по отношению к государственной политике и структурам, так и к социальному окружению. Снижение доверия как важнейшей социально-психологической
характеристики личности особенно неблагоприятно в одном из кризисных
этапов социализации и становления социального функционирования - юношеском периоде развития. Юноши и девушки стоят на пороге выхода в социокультурную среду, очевидно, что продуктивное межличностное взаимодействие предполагает открытые доверительные отношения. Оптимальная степень доверия, а также понимание важности установления доверительных отношений позволяет удовлетворить аффиляционные мотивы личности, заключающиеся в стремлении человека быть в обществе других людей, в потребности человека в создании гармоничных эмоциональных отношений.
На современном этапе развития психологической науки накоплен значительный массив данных в отношении доверия к себе и другим, его сущности, видов и психологической структуры. Так, доверие рассматривается в качестве относительно самостоятельного социально-психологического явления, основанного на определенной мере доверия партнеров друг к другу и присутствующего во всех элементах и видах общения (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко); как психологическое отношение (И.В. Антоненко); как общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая те или иные стороны своего внутреннего мира (B.C. Сафонов). Доверие, выступает условием целостного взаимодействия человека с миром. Осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему и способствует построению связной траектории жизненного пути.
При этом, очевидно, что степень открытости, то насколько личность вкладывает себя в окружающий мир, в значительной степени определяет становление своей структуры социально - психологических связей и межличностных отношений, служит условием становления доверительных отношений, формированием доверительного круга общения.
Другим важным психическим свойством является адаптационные возможности и являющиеся важнейшей характеристикой, определяющей становление социальных связей. Именно они могут влиять на стратегию поведения человека в новых условиях социальной турбулентности. Адаптационные возможности определяют поведение человека и проявляется в мотивах, действиях и реакциях человека на различные жизненные ситуации.
Несмотря, на значительную научную фактологию, за рамками анализа остается специфика доверия к себе и другим при различном уровне развития адаптационных возможностей. Таким образом, сочетание теоретической и практической ценности изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте с недостаточной разработанностью изучения доверия как условия повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте обусловили актуальность данного исследования.
В современных реалиях социальной нестабильности большое значение приобретают вопросы поиска перспективных путей адаптации молодежи к меняющимся условиям жизнедеятельности. Полученные в исследовании результаты могут способствовать прояснению психологической детерминации доверия к себе и других в одном из важнейших периодов социализации личности - юношеском возрасте.
Проблема исследования: является ли доверие к себе и другим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - доверие к себе и другим в юношеском возрасте.
Предмет исследования - доверие к себе и другим как фактор повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования. Доверие к себе и другим является психологическим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте, а именно: чем выше уровень доверия к себе и другим, тем выше уровень адаптационных возможностей.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы доверия как психологического условия повышения адаптационных возможностей.
2. Изучить особенности проявления доверия к себе и другим у юношей и девушек.
3. Исследовать адаптационные возможности в юношеском возрасте.
4. Определить, является ли доверие к себе и другим психологическим условием повышения адаптационных возможностей.
5. Разработать программу по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по проблеме доверия личности Скрипкиной Т.П., Поршнева Б.Ф., Купрейченко А.Б., Гозмана Л.Я., Петровской Л.А., Кона И.С., Кроника Е.А., Бандура А.; в области изучения адаптационный возможностей - Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., Маклакова А.Г. и др.
Методы исследования: организационный (сравнительный), метод сбора эмпирических данных (опросный метод), обработки данных.
Методы математической статистики: Н - критерий Крускала - Уоллиса, х2-критерия, коэффициент корреляции рангов Спирмена, множественный регрессионный анализ.
Диагностические методики:
1) Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной;
2) Рефлексивный опросник уровня доверия к другим людям Т.П. Скрипкиной;
3) Методика оценки круга доверительного общения Т.П. Скрипкиной;
4) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ, А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина).
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте может использоваться в качестве эффективного средства расширения границ доверия к себе, к другим и к миру.
Результаты, описанные в диссертационном исследовании, могут рассматриваться при решении задач прикладного характера в различных областях психологического знания (возрастная и социальная психология, психология общения и др.). Информация, полученная в исследовании, может быть использована в консультационных и профилактических целях при работе с лицами юношеского возраста. Выявленные особенности доверительного общения в юношеском возрасте могут выступать в качестве основы для разработки тренинговых и обучающих программ, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия и доверия к себе, другим и миру.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Выборку исследования составили 90 юношей и девушек (студентов).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, программы, списка использованных источников, приложений. Объем магистерской диссертации составил 90 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ позволил установить, что доверие представляет собой целостное взаимодействие человека с миром, связывающее в единство доверие к себе, к другим и к миру. Значимым, для становления доверия, выступает юношеский возраст. Доверие и адаптационны возможности рассматривается нами как связанные между собой поскольку, на данном возрастном этапе происходит формирование личности как системы отношений: внутренней позиции по отношению к себе, по отношению к другим людям и к миру.
Юношеский возраст является одним из значимых периодов социализации и выступает в качестве важнейшего этапа для становления доверия, где интегрируются умения налаживать и поддерживать взаимоотношения с людьми, основанные на доверительных отношениях и близкой психологической дистанции. Адаптационные возможности определяют отношение человека к себе и к миру, преобразуя, организовывая опыт и направляя поведение человека. Доверие и адаптационные
возможности рассматривается нами как связанные между собой поскольку, в юношеском возрасте происходит формирование личности как системы отношений: внутренней позиции по отношению к себе, по отношению к другим людям и к миру. Адаптационные возможности человека характеризует способность быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
Мы провели исследование с целью изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Результаты исследования позволили нам констатировать, что:
- лица юношеского возраста, которым присущ высокий уровень доверия, имеют и высокий уровень доверия к себе, превалирующими являются выраженные коммуникативные способности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе выстраивания доверительных взаимоотношений, а также связано со способностью переживать происходящие моменты жизни во всей их полноте. Эта группа юношей и девушек направлена на продуктивное взаимодействие между партнерами. Понятие доверия связано у них с плодотворным контактом, с позитивным восприятием другого человека, позволяющим установить отношения взаимного доверия. Смысловой анализ позволяет утверждать, что для них доверительное общение направлено на раскрытие внутреннего мира другого и нацелено на эффективные результаты совместной деятельности. Юношам и девушкам этой группы комфортно находится в размышлениях о себе, в общении с близкими и новыми людьми, доверяя себе в различных областях жизнедеятельности и гибко приспосабливаясь к любой окружающей обстановке.
- испытуемые с низким уровнем развития адаптационных возможностей доверяют себе в умении выстраивать взаимоотношения с родителями, в умении налаживать взаимоотношения с детьми, для них характерно доверять себе в интеллектуальной сфере. У юношей и девушек этой группы присутствуют выражения, которые свидетельствуют о непродуктивном типе взаимодействия с окружающим миром и людьми, о пассивной позиции и обособленности. Для них свойственно доверять себе в организации взаимоотношений с членами своей семьи. Вышесказанное свидетельствует о том, что для испытуемых этой группы в большей степени доверяют себе в налаживании доверительных отношений в близком круге общения.
- при сравнительном исследовании доверия к себе выявлено, что у юношей и девушек с высоким уровнем адаптационных возможностей более выражено доверие к себе в профессиональной деятельности, свидетельствующее о том, что они склонны доверять своему выбору в профессиональной сфере и высоко оценивать свои способности и возможности как профессионала; в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Это связано с объективной оценкой окружающего мира. Юноши и девушки с низким уровне развития адаптационных возможностей имеют высокую степень доверия к себе в интеллектуальной сфере, т.е. они уверены в правильности принимаемых ими решений и имеют достаточно высокое мнение о своих интеллектуальных способностях. Также они имеют высокую степень доверия к себе в налаживании отношений с людьми, которые входят в ближайший круг их общения. Низкий уровень доверия у этих юношей проявляется в выстраивании отношений с противоположным полом и в проведении досуга. Все вышесказанное свидетельствует о том, что юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей воспринимают явления окружающего мира субъективно и поэтому их приспособление к среде заключается в активизации интеллектуальной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить нашу гипотезу, о том, что уровень доверия к себе различен у лиц юношеского возраста при разном уровне развития адаптационных возможностей. Так, юношам и девушкам со средним уровнем развития адаптационных возможностей характерен более высокий уровень доверия к себе в выборе своего профессионального пути, в выстраивании отношений с противоположным полом и проведении досуга. А юноши и девушки с высоким уровнем развития адаптационных возможностей имеют высокий уровень доверия во всех сферах жизнедеятельности. Наиболее высокий уровень доверия к себе выявлен в профессиональной, интеллектуальной сфере, в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей имеют более высокий уровень доверия к себе в интеллектуальной деятельности, у них выше оценка доверия к себе во взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением.
На основе полученных данных нами была разработана программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте. Целью программы является организация психологической помощи юношам и девушкам с целью расширения границ доверия к себе, к другим и к миру и оптимизации отношений со сверстниками, в семье, учебной группе, а также повышения уверенности в себе.


1. Абдуллина А.Г. К вопросу о доверии к людям: взгляд студентов
// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 123.
2. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. - 2001. - №
5. - С. 38-47.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект. Пресс. - 2000. - 288с.
4. Антоненко И.В. Доверие: социально- психологический
феномен. - М.: Социум; ГУУ. - 2004. - 320 с.
5. Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен: монография. - Гос. Ун-т управления. Москва. - 2004. - 331 с.
6. Антоненко И.В. Социальная психология доверия: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль. - 2006. - 434 с.
7. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. - М.: Флинта, Наука. - 2006. - 480 с.
8. Ахтулов А.Л., Гегедивш И.П. Доверие как феномен социальной реальности // Омский научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 32 - 36.
9. Астанина Н. Б. История развития представлений о доверии в отечественной психологии // Молодые ученые - московскому образованию: Материалы городской научно-практической конференции. - М.: - 2009. - 407 с.
10. Астанина Н. Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: Автореф. дис. . канд. наук. - М.: - 2011. - 23 с.
11. Астанина Н. Б. Развитие представлений о доверии как
психологическом феномене в зарубежной науке // Вестник КГУ им. Н. А.
Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 139 - 143.
12. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер. - 2001. - 256 с.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ. - 1982. - 199 с.
14. Билличенко Е.Н. Доверие к себе как фактор самоактуализации личности // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 92 - 93.
15. Барановский М.В. Феномен доверия в современных социологических исследованиях // Власть. - 2013. - № 6. - С. 134 - 137.
16. Бычков П. А. Доверие и ценности как предмет психолого-политического исследования // Материалы научной конференции. - СПб.: - 2010. - С. 21 - 24.
17. Веселов Ю.В. Проблема доверия в экономической науке и экономической социологии// Экономика и социология доверия. - СПб.: Социол. об-во им. М.М. Ковалевского. - 2004. - С. 62-75.
18. Глушко И.В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений // Историческая и социально -образовательная мысль. - 2014. - № 2. - С. 213-216.
19. Глушко И.В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. - № 2. - С. 213 - 216.
20. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений - М.: - 1987. -
175 с.
21. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автор. дисс. канд.псих.наук. - Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону. - 2004. - 24 с.
22. Гуриева С.Д., Бориса М.М. Доверие как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - 2014. - № 4. - С 126 - 136.
23. Гульчевская Н.Е. Доверие как условие конструктивного внедрения инноваций в образовательный процесс // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. - 2006. - С. 157-161.
24. Достовалов С. Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. наук. - Ростов-на-Дону. - 2000. - 24 с.
25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер. 2006. - 249 с.
26. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис. д-ра наук. - Москва. - 2000. - 510 c.
27. Ерошин Д.А. Количественная оценка уровня доверия: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 4. - С. 108 - 110.
28. Ермакова Н.А. Психологические особенности становления доверия
к себе в юношеском возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 -
педагогическая и возрастная психология. - Национальный университет имени М.П. Драгоманова, Киев. - 2008. - 160 с.
29. Жбанков А.Б. Доверие как фактор безопасность // Власть. - 2010. - № 8. - 19 - 21.
30. Журавлева Л.А. Особенности доверия и недоверия у студентов экономических вузов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. -2014. - № 3. - С. 60-65.
31. Журавлева Л. А. Половые различия в типах доверия личности к
другим людям // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической
конференции. - М.: Ижевск. - 2004. - С. 26 - 42.
90
32. Журавлева Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям: Автореф. дис. ... канд. наук. - М.: - 2004. - 18 с.
33. Зинченко В.П. Психология доверия //Вопросы философии. -
1998. - № 7. - С. 76-93.
34. Зинченко В.П. Психология доверия. - 2-еисправленное и дополненное издание. - Самара: Издательство СИОКПП. - 2001. - 104 с.
35. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности. - СПб: Питер. - 2012. - 432 с.
36. Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб.: Питер. - 2013. - 288 с.
37. Калмыкова О.И. Соотношение психологической дистанции и доверия в психологии личности // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. - Ставрополь. - 2001. - С. 123-128.
38. Каращук Л.Н. Этапы становления проблемы доверия в историческом контексте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 1. - С. 18 - 20.
39. Кикоть А.С. Доверие к себе как субъектное образование личности // Научный потенциал. - 2013. - №4. - С. 96-99.
40. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат. - 1989. - 255 с.
41. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение. - 1979. - 175 с.
42. Кон И.С. Социология личности. — М.: - 1967. - 156 с.
43. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. - М.: - 1988. - 80 с.
44. Крамаренко Н.С. Доверие в процессе самореализации личности(постановка проблемы) // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 5. - С. 111-114.
45. Крамаренко Н.С. Доверие как детерминанта самореализации в системе взаимодействия человека и мира // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 5. - С. 75-79.
46. Крамаренко Н.С. Постановка проблемы доверия к себе в процессе самореализации личности // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 219 - 223.
47. Крищенко Е. П. Доверие к себе как условие становления субъектности на этапе перехода из школы в вуз // Доверие в социально-психологическом взаимодействии / Под ред. Т. П. Скрипкиной. Ростов-на- Дону. - 2006. - С. 114-142.
48. Крищенко Е.П. Доверие как фактор формирования самоотношения у студентов первокурсников // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 101¬112.
49. Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во «Питер». - 2000. -
992 с.
50. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во УРОУ. - 1999. - 176 с.
51. Куликов В. Н. Психология внушения. - Иваново: ИвГу. - 1978. -
172 с.
52. Кузнецова И.В. «Ресурсный подход (теория Фландерса) как
инструмент диагностики межличностных отношений» // Семья в
современном мире. -Спб.: изд-во С.Петерб. ун-та. - 2010. -68 с.
53. Купрейченко А.Б. Уважение/неуважение и доверие/недоверие как основания категоризации личностью социального окружения // Ученые записки ИМЭИ. -2012. - № 1. - С. 73-86.
54. Купрейченко А.Б. Доверие и недоверие - общие и специфические психологические характеристики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - №2. - С. 46¬53.
55. Купрейченко А.Б. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психол. журн. - 2007. - № 2. - С. 55—67.
56. Купрейченко А.Б. Индивидуальные особенности межличностного доверия // Психология управления в современной России: материалы научной конференции. Тверь: Изд-во «Альба». - 2001. С. 66-68.
57. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия. - 2005. - 252 с.
58. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.:Питер.- 2000. - С. 166 - 178.
59. Леонова И.Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015. - № 2. - С. 34 - 41.
60. Леонова И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в конфликте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2015. - № 1. - С. 43 - 49.
61. Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. - Л.: - 1974. - С. 114-124.
62. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 16-35.
63. Любимова О.М. Развитие адаптационных возможностей человека: эволюция психики // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2 - С. 76 - 79.
64. Мальцева А.П. Полноценное доверие: понятие, проблема, методика формирования // Власть. - 2014. - № 7. - С. 15 - 119.
65. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл. -
1999. - 424 с.
66. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 4. - С. 41 - 51.
67. Медведева Н.И. Психологический анализ адаптационных и компенсаторных возможностей в структуре личности // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 169 - 170.
68. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: 1984. - 112 с.
69. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр - Академия. - 2004. - 456 с.
70. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / Психология личности: тексты // под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузыря. - М.: изд-во МГУ. - 1982. - 287 с.
71. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л: ЛГУ. - 1979. - 151 с.
72. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс. - 1998. - 270 с.
73. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. - М.: Ин-т
общегуманитарных исследований. - 2001. - 480 с.
74. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социально¬психологическое явление и его трансформация в развитии человечества // История и психология. - М.: - 1971. - С.7-35.
75. Почебут Л. Г. Социальный капитал общества и доверие людей друг // Ананьевские чтения - 2011: Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции. - СПб.: - 2011. - С. 25 - 27.
76. Почебут Л.Г. Социальная биология доверия // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2014. - № 1. - С. 81 - 83.
77. Психология общения и доверия: методология, теория, практика Сборник материалов Международной конференции / Под редакцией Т.П. Скрипкиной. - 2014. - 777 с.
78. Пухарева Т. С. Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета: дисс..канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов-на-Дону. - 2011. - 160 c.
79. Ромек В. «Тренинг уверенности в межличностных отношениях». - СПб.: Речь. - 2002. - 175 с.
80. Ромашкин Г. С. Доверие в российском обществе: экономико-социологический анализ: Автореф. дис. . канд. наук. / Г.С.Ромашкин. - Тюмень. - 2011. - 25 с.
81. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.
82. Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксисткой этики: Дис...канд. филос. наук. - Киев. - 1967. - 23 с.
83. Сафонов В.С. Особенности доверительного общения. Автореф. дис. канд. псих.наук. - М.: - 1978. - 21 с.
84. Селигмен А. Проблема доверия: перевод с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. - М.: Идея-Пресс. - 2002. - 256 с.
85. Скрипкина Т. П. Доверие и толерантность. Существуют ли границы? // Межкультурный диалог. Исследования и практика. - М.: - 2004.
- С. 9-17.
86. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. - Ростов н/д. - 2002. - 158 с.
87. Скрипкина Т. П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 95 - 103.
88. Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление: Автореф. дис. . д-ра наук. - Ростов н/Д. - 1998. - 44 с.
89. Скрипкина Т. П. Категория доверия в социальных науках. Основные положения концепции социального капитала // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография. - Под ред. Т. П. Скрипкиной. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. - 2006. - С. 51 - 56.
90. Скрипкина Т. П. Психологические особенности доверия к людям в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. наук. - М.: - 1984. - 22 с.
91. Скрипкина Т.П. Доверие в малой группе: межличностное, микрогрупповое, групповое // Известия высших учебных заведений. Северо¬Кавказский регион. Серия:Общественные науки. - 2006. - № 26. - С. 37-40.
92. Скрипкина Т.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Автономное образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Южный федеральный ун-т». Ростов н/Д. - 2010.
- 328 с.
93. СтепкинЮ.П.Исследование авторитета личности как социально-психологического явления: Дис. . канд. психол. наук. - Л.: - 1976. - 23 с.
94. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс».
- 2000. - 672 с.
95. Табхарова С. П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения: Автореф. дис. . канд. наук. - М.: - 2008. - 24 с.
96. Татьянина Л. Г. Личностные детерминанты доверия в общении // Ананьевские чтения: Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции. - СПб.: - 2011. - 44 с.
97. Терелянская И. В. Доверие как составляющая социальной креативности подростков // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - М.: - 2010. - 646 - 650.
98. Тишкова Н. Ю. Доверие как феномен жизненного мира: Автореф. дис. . канд. наук. - Владивосток. - 2002. - 24 с.
99. Тылец В. Г. Критерии доверия и недоверия личности в деловых и личностных отношениях // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - М.:
- 2007. -246 с.
100. Фатхи О. Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. . канд. наук. - Ростов н/Д. - 2003. - 24 с.
101. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. - 2004. - 672 с.
102. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М : Педагогика. -1987. - 184 с.
103. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: - 1992. - 512 с.
104. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: - 1993. - С.154.
105. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М.: - 2004. - 732 с.
106. Хабиева Э.Р. Доверие к себе как отраженное самоотношение// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - № 1. - С. 133-136.
107. Чернова А. А. Особенности взросления при разных моделях доверительных отношений у подростков // Доверие в социально-психологическом взаимодействии / Под ред. Т. П. Скрипкиной. - Ростов н/Д. - 2006. - С. 143-145.
108. Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Психология личности: сб. науч. тр. - М.: изд-во "Вопросы психологии". - 2001. - 193 с. - С. 52 - 61.
109. Шадриков В.Д. Деятельности и способности. - М: Изд. Корпрорация «Логос». - 1994. - 320 с.
110. Шарова Л.В., Абызова Т.В. Системный подход в комплексной биоинформационной диагностике и коррекции адаптационных возможностей организма студентов // Человек. Спорт. Медицина. - 2011. - № 7. - С. 39 - 40.
111. Шейгал Е. И. Параметры доверительного общения // Человек в коммуникации: аспекты исследований: Сб. статей. - Волгоград. - 2005. - С.133-136.
112. Шестокова А.В. Адаптационные возможности студентов младших курсов в условиях модернизации образования // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2010. - № 6. - С. 23 - 24.
113. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия. - 2008. - 192 с.
114. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. - 2006. - № 4. - С. 8 - 15.
115. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: - 1991. - 592 с.
116. Юнг К. Г. Психологические типы. - под ред.В.Зеленского. пер. с
нем. С. Лорие. - СПб.: Азбука. - 2001. - 720 с.
97
117. Якубенко О.В., Путалова И.Н. Индивидуально-типологический подход в оценке адаптационных способностей 17-летних юношей- первокурсников // Сибирский научный медицинский журнал . - 2010. - № 1. - С. 75 - 78.
118. Яхонтова Е. С. Доверие как базовая ценность компании иинструмент управления персоналом // Современное управление. - 2003. - № 11. - С. 27 - 32.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ