ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 33
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению феномена доверия в психологии 7
1.2. Проблема адаптационных возможностей в отечественной и
зарубежной психологии 27
1.3. Особенности проявления доверия и адаптивных возможностей в
юношеском возрасте 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К
СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования доверия к
себе и другим как условия повышения адаптационных
возможностей в юношеском возрасте
52
2.3. Программа развития доверия к себе и другим в юношеском
возраст 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению феномена доверия в психологии 7
1.2. Проблема адаптационных возможностей в отечественной и
зарубежной психологии 27
1.3. Особенности проявления доверия и адаптивных возможностей в
юношеском возрасте 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К
СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования доверия к
себе и другим как условия повышения адаптационных
возможностей в юношеском возрасте
52
2.3. Программа развития доверия к себе и другим в юношеском
возраст 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в
ситуации кризисных событий в различных областях жизни общества снижается базовый уровень доверия населения как по отношению к государственной политике и структурам, так и к социальному окружению. Снижение доверия как важнейшей социально-психологической
характеристики личности особенно неблагоприятно в одном из кризисных
этапов социализации и становления социального функционирования - юношеском периоде развития. Юноши и девушки стоят на пороге выхода в социокультурную среду, очевидно, что продуктивное межличностное взаимодействие предполагает открытые доверительные отношения. Оптимальная степень доверия, а также понимание важности установления доверительных отношений позволяет удовлетворить аффиляционные мотивы личности, заключающиеся в стремлении человека быть в обществе других людей, в потребности человека в создании гармоничных эмоциональных отношений.
На современном этапе развития психологической науки накоплен значительный массив данных в отношении доверия к себе и другим, его сущности, видов и психологической структуры. Так, доверие рассматривается в качестве относительно самостоятельного социально-психологического явления, основанного на определенной мере доверия партнеров друг к другу и присутствующего во всех элементах и видах общения (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко); как психологическое отношение (И.В. Антоненко); как общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая те или иные стороны своего внутреннего мира (B.C. Сафонов). Доверие, выступает условием целостного взаимодействия человека с миром. Осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему и способствует построению связной траектории жизненного пути.
При этом, очевидно, что степень открытости, то насколько личность вкладывает себя в окружающий мир, в значительной степени определяет становление своей структуры социально - психологических связей и межличностных отношений, служит условием становления доверительных отношений, формированием доверительного круга общения.
Другим важным психическим свойством является адаптационные возможности и являющиеся важнейшей характеристикой, определяющей становление социальных связей. Именно они могут влиять на стратегию поведения человека в новых условиях социальной турбулентности. Адаптационные возможности определяют поведение человека и проявляется в мотивах, действиях и реакциях человека на различные жизненные ситуации.
Несмотря, на значительную научную фактологию, за рамками анализа остается специфика доверия к себе и другим при различном уровне развития адаптационных возможностей. Таким образом, сочетание теоретической и практической ценности изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте с недостаточной разработанностью изучения доверия как условия повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте обусловили актуальность данного исследования.
В современных реалиях социальной нестабильности большое значение приобретают вопросы поиска перспективных путей адаптации молодежи к меняющимся условиям жизнедеятельности. Полученные в исследовании результаты могут способствовать прояснению психологической детерминации доверия к себе и других в одном из важнейших периодов социализации личности - юношеском возрасте.
Проблема исследования: является ли доверие к себе и другим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - доверие к себе и другим в юношеском возрасте.
Предмет исследования - доверие к себе и другим как фактор повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования. Доверие к себе и другим является психологическим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте, а именно: чем выше уровень доверия к себе и другим, тем выше уровень адаптационных возможностей.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы доверия как психологического условия повышения адаптационных возможностей.
2. Изучить особенности проявления доверия к себе и другим у юношей и девушек.
3. Исследовать адаптационные возможности в юношеском возрасте.
4. Определить, является ли доверие к себе и другим психологическим условием повышения адаптационных возможностей.
5. Разработать программу по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по проблеме доверия личности Скрипкиной Т.П., Поршнева Б.Ф., Купрейченко А.Б., Гозмана Л.Я., Петровской Л.А., Кона И.С., Кроника Е.А., Бандура А.; в области изучения адаптационный возможностей - Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., Маклакова А.Г. и др.
Методы исследования: организационный (сравнительный), метод сбора эмпирических данных (опросный метод), обработки данных.
Методы математической статистики: Н - критерий Крускала - Уоллиса, х2-критерия, коэффициент корреляции рангов Спирмена, множественный регрессионный анализ.
Диагностические методики:
1) Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной;
2) Рефлексивный опросник уровня доверия к другим людям Т.П. Скрипкиной;
3) Методика оценки круга доверительного общения Т.П. Скрипкиной;
4) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ, А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина).
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте может использоваться в качестве эффективного средства расширения границ доверия к себе, к другим и к миру.
Результаты, описанные в диссертационном исследовании, могут рассматриваться при решении задач прикладного характера в различных областях психологического знания (возрастная и социальная психология, психология общения и др.). Информация, полученная в исследовании, может быть использована в консультационных и профилактических целях при работе с лицами юношеского возраста. Выявленные особенности доверительного общения в юношеском возрасте могут выступать в качестве основы для разработки тренинговых и обучающих программ, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия и доверия к себе, другим и миру.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Выборку исследования составили 90 юношей и девушек (студентов).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, программы, списка использованных источников, приложений. Объем магистерской диссертации составил 90 страниц.
ситуации кризисных событий в различных областях жизни общества снижается базовый уровень доверия населения как по отношению к государственной политике и структурам, так и к социальному окружению. Снижение доверия как важнейшей социально-психологической
характеристики личности особенно неблагоприятно в одном из кризисных
этапов социализации и становления социального функционирования - юношеском периоде развития. Юноши и девушки стоят на пороге выхода в социокультурную среду, очевидно, что продуктивное межличностное взаимодействие предполагает открытые доверительные отношения. Оптимальная степень доверия, а также понимание важности установления доверительных отношений позволяет удовлетворить аффиляционные мотивы личности, заключающиеся в стремлении человека быть в обществе других людей, в потребности человека в создании гармоничных эмоциональных отношений.
На современном этапе развития психологической науки накоплен значительный массив данных в отношении доверия к себе и другим, его сущности, видов и психологической структуры. Так, доверие рассматривается в качестве относительно самостоятельного социально-психологического явления, основанного на определенной мере доверия партнеров друг к другу и присутствующего во всех элементах и видах общения (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко); как психологическое отношение (И.В. Антоненко); как общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая те или иные стороны своего внутреннего мира (B.C. Сафонов). Доверие, выступает условием целостного взаимодействия человека с миром. Осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему и способствует построению связной траектории жизненного пути.
При этом, очевидно, что степень открытости, то насколько личность вкладывает себя в окружающий мир, в значительной степени определяет становление своей структуры социально - психологических связей и межличностных отношений, служит условием становления доверительных отношений, формированием доверительного круга общения.
Другим важным психическим свойством является адаптационные возможности и являющиеся важнейшей характеристикой, определяющей становление социальных связей. Именно они могут влиять на стратегию поведения человека в новых условиях социальной турбулентности. Адаптационные возможности определяют поведение человека и проявляется в мотивах, действиях и реакциях человека на различные жизненные ситуации.
Несмотря, на значительную научную фактологию, за рамками анализа остается специфика доверия к себе и другим при различном уровне развития адаптационных возможностей. Таким образом, сочетание теоретической и практической ценности изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте с недостаточной разработанностью изучения доверия как условия повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте обусловили актуальность данного исследования.
В современных реалиях социальной нестабильности большое значение приобретают вопросы поиска перспективных путей адаптации молодежи к меняющимся условиям жизнедеятельности. Полученные в исследовании результаты могут способствовать прояснению психологической детерминации доверия к себе и других в одном из важнейших периодов социализации личности - юношеском возрасте.
Проблема исследования: является ли доверие к себе и другим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - доверие к себе и другим в юношеском возрасте.
Предмет исследования - доверие к себе и другим как фактор повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования. Доверие к себе и другим является психологическим условием повышения адаптационных возможностей в юношеском возрасте, а именно: чем выше уровень доверия к себе и другим, тем выше уровень адаптационных возможностей.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы доверия как психологического условия повышения адаптационных возможностей.
2. Изучить особенности проявления доверия к себе и другим у юношей и девушек.
3. Исследовать адаптационные возможности в юношеском возрасте.
4. Определить, является ли доверие к себе и другим психологическим условием повышения адаптационных возможностей.
5. Разработать программу по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по проблеме доверия личности Скрипкиной Т.П., Поршнева Б.Ф., Купрейченко А.Б., Гозмана Л.Я., Петровской Л.А., Кона И.С., Кроника Е.А., Бандура А.; в области изучения адаптационный возможностей - Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., Маклакова А.Г. и др.
Методы исследования: организационный (сравнительный), метод сбора эмпирических данных (опросный метод), обработки данных.
Методы математической статистики: Н - критерий Крускала - Уоллиса, х2-критерия, коэффициент корреляции рангов Спирмена, множественный регрессионный анализ.
Диагностические методики:
1) Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной;
2) Рефлексивный опросник уровня доверия к другим людям Т.П. Скрипкиной;
3) Методика оценки круга доверительного общения Т.П. Скрипкиной;
4) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ, А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина).
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте может использоваться в качестве эффективного средства расширения границ доверия к себе, к другим и к миру.
Результаты, описанные в диссертационном исследовании, могут рассматриваться при решении задач прикладного характера в различных областях психологического знания (возрастная и социальная психология, психология общения и др.). Информация, полученная в исследовании, может быть использована в консультационных и профилактических целях при работе с лицами юношеского возраста. Выявленные особенности доверительного общения в юношеском возрасте могут выступать в качестве основы для разработки тренинговых и обучающих программ, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия и доверия к себе, другим и миру.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Выборку исследования составили 90 юношей и девушек (студентов).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, программы, списка использованных источников, приложений. Объем магистерской диссертации составил 90 страниц.
Теоретический анализ позволил установить, что доверие представляет собой целостное взаимодействие человека с миром, связывающее в единство доверие к себе, к другим и к миру. Значимым, для становления доверия, выступает юношеский возраст. Доверие и адаптационны возможности рассматривается нами как связанные между собой поскольку, на данном возрастном этапе происходит формирование личности как системы отношений: внутренней позиции по отношению к себе, по отношению к другим людям и к миру.
Юношеский возраст является одним из значимых периодов социализации и выступает в качестве важнейшего этапа для становления доверия, где интегрируются умения налаживать и поддерживать взаимоотношения с людьми, основанные на доверительных отношениях и близкой психологической дистанции. Адаптационные возможности определяют отношение человека к себе и к миру, преобразуя, организовывая опыт и направляя поведение человека. Доверие и адаптационные
возможности рассматривается нами как связанные между собой поскольку, в юношеском возрасте происходит формирование личности как системы отношений: внутренней позиции по отношению к себе, по отношению к другим людям и к миру. Адаптационные возможности человека характеризует способность быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
Мы провели исследование с целью изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Результаты исследования позволили нам констатировать, что:
- лица юношеского возраста, которым присущ высокий уровень доверия, имеют и высокий уровень доверия к себе, превалирующими являются выраженные коммуникативные способности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе выстраивания доверительных взаимоотношений, а также связано со способностью переживать происходящие моменты жизни во всей их полноте. Эта группа юношей и девушек направлена на продуктивное взаимодействие между партнерами. Понятие доверия связано у них с плодотворным контактом, с позитивным восприятием другого человека, позволяющим установить отношения взаимного доверия. Смысловой анализ позволяет утверждать, что для них доверительное общение направлено на раскрытие внутреннего мира другого и нацелено на эффективные результаты совместной деятельности. Юношам и девушкам этой группы комфортно находится в размышлениях о себе, в общении с близкими и новыми людьми, доверяя себе в различных областях жизнедеятельности и гибко приспосабливаясь к любой окружающей обстановке.
- испытуемые с низким уровнем развития адаптационных возможностей доверяют себе в умении выстраивать взаимоотношения с родителями, в умении налаживать взаимоотношения с детьми, для них характерно доверять себе в интеллектуальной сфере. У юношей и девушек этой группы присутствуют выражения, которые свидетельствуют о непродуктивном типе взаимодействия с окружающим миром и людьми, о пассивной позиции и обособленности. Для них свойственно доверять себе в организации взаимоотношений с членами своей семьи. Вышесказанное свидетельствует о том, что для испытуемых этой группы в большей степени доверяют себе в налаживании доверительных отношений в близком круге общения.
- при сравнительном исследовании доверия к себе выявлено, что у юношей и девушек с высоким уровнем адаптационных возможностей более выражено доверие к себе в профессиональной деятельности, свидетельствующее о том, что они склонны доверять своему выбору в профессиональной сфере и высоко оценивать свои способности и возможности как профессионала; в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Это связано с объективной оценкой окружающего мира. Юноши и девушки с низким уровне развития адаптационных возможностей имеют высокую степень доверия к себе в интеллектуальной сфере, т.е. они уверены в правильности принимаемых ими решений и имеют достаточно высокое мнение о своих интеллектуальных способностях. Также они имеют высокую степень доверия к себе в налаживании отношений с людьми, которые входят в ближайший круг их общения. Низкий уровень доверия у этих юношей проявляется в выстраивании отношений с противоположным полом и в проведении досуга. Все вышесказанное свидетельствует о том, что юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей воспринимают явления окружающего мира субъективно и поэтому их приспособление к среде заключается в активизации интеллектуальной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить нашу гипотезу, о том, что уровень доверия к себе различен у лиц юношеского возраста при разном уровне развития адаптационных возможностей. Так, юношам и девушкам со средним уровнем развития адаптационных возможностей характерен более высокий уровень доверия к себе в выборе своего профессионального пути, в выстраивании отношений с противоположным полом и проведении досуга. А юноши и девушки с высоким уровнем развития адаптационных возможностей имеют высокий уровень доверия во всех сферах жизнедеятельности. Наиболее высокий уровень доверия к себе выявлен в профессиональной, интеллектуальной сфере, в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей имеют более высокий уровень доверия к себе в интеллектуальной деятельности, у них выше оценка доверия к себе во взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением.
На основе полученных данных нами была разработана программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте. Целью программы является организация психологической помощи юношам и девушкам с целью расширения границ доверия к себе, к другим и к миру и оптимизации отношений со сверстниками, в семье, учебной группе, а также повышения уверенности в себе.
Юношеский возраст является одним из значимых периодов социализации и выступает в качестве важнейшего этапа для становления доверия, где интегрируются умения налаживать и поддерживать взаимоотношения с людьми, основанные на доверительных отношениях и близкой психологической дистанции. Адаптационные возможности определяют отношение человека к себе и к миру, преобразуя, организовывая опыт и направляя поведение человека. Доверие и адаптационные
возможности рассматривается нами как связанные между собой поскольку, в юношеском возрасте происходит формирование личности как системы отношений: внутренней позиции по отношению к себе, по отношению к другим людям и к миру. Адаптационные возможности человека характеризует способность быстро и эффективно ликвидировать или компенсировать воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
Мы провели исследование с целью изучения доверия к себе и другим в юношеском возрасте.
Результаты исследования позволили нам констатировать, что:
- лица юношеского возраста, которым присущ высокий уровень доверия, имеют и высокий уровень доверия к себе, превалирующими являются выраженные коммуникативные способности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе выстраивания доверительных взаимоотношений, а также связано со способностью переживать происходящие моменты жизни во всей их полноте. Эта группа юношей и девушек направлена на продуктивное взаимодействие между партнерами. Понятие доверия связано у них с плодотворным контактом, с позитивным восприятием другого человека, позволяющим установить отношения взаимного доверия. Смысловой анализ позволяет утверждать, что для них доверительное общение направлено на раскрытие внутреннего мира другого и нацелено на эффективные результаты совместной деятельности. Юношам и девушкам этой группы комфортно находится в размышлениях о себе, в общении с близкими и новыми людьми, доверяя себе в различных областях жизнедеятельности и гибко приспосабливаясь к любой окружающей обстановке.
- испытуемые с низким уровнем развития адаптационных возможностей доверяют себе в умении выстраивать взаимоотношения с родителями, в умении налаживать взаимоотношения с детьми, для них характерно доверять себе в интеллектуальной сфере. У юношей и девушек этой группы присутствуют выражения, которые свидетельствуют о непродуктивном типе взаимодействия с окружающим миром и людьми, о пассивной позиции и обособленности. Для них свойственно доверять себе в организации взаимоотношений с членами своей семьи. Вышесказанное свидетельствует о том, что для испытуемых этой группы в большей степени доверяют себе в налаживании доверительных отношений в близком круге общения.
- при сравнительном исследовании доверия к себе выявлено, что у юношей и девушек с высоким уровнем адаптационных возможностей более выражено доверие к себе в профессиональной деятельности, свидетельствующее о том, что они склонны доверять своему выбору в профессиональной сфере и высоко оценивать свои способности и возможности как профессионала; в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Это связано с объективной оценкой окружающего мира. Юноши и девушки с низким уровне развития адаптационных возможностей имеют высокую степень доверия к себе в интеллектуальной сфере, т.е. они уверены в правильности принимаемых ими решений и имеют достаточно высокое мнение о своих интеллектуальных способностях. Также они имеют высокую степень доверия к себе в налаживании отношений с людьми, которые входят в ближайший круг их общения. Низкий уровень доверия у этих юношей проявляется в выстраивании отношений с противоположным полом и в проведении досуга. Все вышесказанное свидетельствует о том, что юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей воспринимают явления окружающего мира субъективно и поэтому их приспособление к среде заключается в активизации интеллектуальной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить нашу гипотезу, о том, что уровень доверия к себе различен у лиц юношеского возраста при разном уровне развития адаптационных возможностей. Так, юношам и девушкам со средним уровнем развития адаптационных возможностей характерен более высокий уровень доверия к себе в выборе своего профессионального пути, в выстраивании отношений с противоположным полом и проведении досуга. А юноши и девушки с высоким уровнем развития адаптационных возможностей имеют высокий уровень доверия во всех сферах жизнедеятельности. Наиболее высокий уровень доверия к себе выявлен в профессиональной, интеллектуальной сфере, в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и одногруппниками. Юноши и девушки с низким уровнем развития адаптационных возможностей имеют более высокий уровень доверия к себе в интеллектуальной деятельности, у них выше оценка доверия к себе во взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением.
На основе полученных данных нами была разработана программа по развитию доверия к себе и другим в юношеском возрасте. Целью программы является организация психологической помощи юношам и девушкам с целью расширения границ доверия к себе, к другим и к миру и оптимизации отношений со сверстниками, в семье, учебной группе, а также повышения уверенности в себе.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И
ДРУГИМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления как инструмент повышения адаптивности личности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Групповое психологическое консультирование как средство развития жизнестойкости подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВИНОВНОГО И ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Бакалаврская работа, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



