ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Профессиональное самоопределение личности: понятие и его
основные компоненты 7
1.2. Профильное обучение как средство дифференциации
и индивидуализации обучения 15
1.3.Особенности юношеского возраста как важнейшего этапа
в профессиональном самоопределении 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Организация и методы исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования 30
2.2. Динамика профессионального самоопределения школьников в
процессе обучения в профильном и общеобразовательном классах 42
2.3. Рекомендации по формированию, развитию профессионального
самоопределения старшеклассников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Профессиональное самоопределение личности: понятие и его
основные компоненты 7
1.2. Профильное обучение как средство дифференциации
и индивидуализации обучения 15
1.3.Особенности юношеского возраста как важнейшего этапа
в профессиональном самоопределении 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Организация и методы исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования 30
2.2. Динамика профессионального самоопределения школьников в
процессе обучения в профильном и общеобразовательном классах 42
2.3. Рекомендации по формированию, развитию профессионального
самоопределения старшеклассников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность проблемы исследования. Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы, быстрая смена одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников образовательных организаций способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.
Как показывает практика предыдущих лет, примерно 25% выпускников ВУЗов г. Белгорода, не найдя работы, вынуждены переучиваться и попадают в официальные списки невостребованных специалистов; с каждым годом растет число учащихся общеобразовательных организаций, не имеющих устойчивого профессионального намерения (по оценкам специалистов, только в нашем регионе оно составляет сейчас более 45%); значительная часть выпускников школ (около 72%) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств; при существующей ныне системе образования старшеклассники испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем предметам .
Актуальность заявленной темы связана, прежде всего, с тем, что сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все связанное с профильным обучением находится сегодня в стадии становления. Идет целенаправленное накопление эмпирического опыта. Профилизация старшей ступени общеобразовательной организации вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
Эта проблема продолжает привлекать внимание многих исследователей. Однако анализ литературы выявил недостаточную изученность факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, и позволил обосновать необходимость исследования формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной сферы в условиях профильного образования.
В условиях решения проблемы дефицита высококвалифицированных специалистов наше исследование представляет интерес, как для теории, так и для практики.
Проблема исследования: изменяется ли содержание компонентов профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования и как?
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования.
Цель исследования: исследовать динамические особенности
мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в профильных и общеобразовательных классах.
Гипотеза: в процессе обучения в профильных классах происходит положительная динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников по сравнению со старшеклассниками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению профессионального самоопределения в условиях профильного обучения в психологической литературе.
2. Изучить профессиональное самоопределение школьников
профильных и общеобразовательных классов.
3. Выявить динамические особенности профессионального
самоопределения старшеклассников из профильных и общеобразовательных классов.
4. Разработать рекомендации по итогам исследования профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретации - структурный метод
- методы математической статистики: ранговые критерии Спирмена
и U-критерия Манна - Уитни.
Диагностические методики:
1) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (автор О.Ф. Потемкина);
2) методика «Определение профессиональных склонностей» Л.А. Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной);
3) 16-ти факторный личностный опросник (автор Р. Кеттелл, форма
С);
4) анкета по жизненному и профессиональному самоопределению
учащихся девятых классов средней школы (авторы-составители: П.С.Лернер,
Н.Ф.Родичев);
5) методика «Якоря карьеры» (перевод и адаптация В.А.Чикер,
В.Э.Винокурова).
База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ
№ 3 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области. В нем приняли
участие старшеклассники в количестве 64 человек. Из них: 40 обучается в
профильных классах, 24 – в общеобразовательных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников, приложений.
Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников образовательных организаций способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.
Как показывает практика предыдущих лет, примерно 25% выпускников ВУЗов г. Белгорода, не найдя работы, вынуждены переучиваться и попадают в официальные списки невостребованных специалистов; с каждым годом растет число учащихся общеобразовательных организаций, не имеющих устойчивого профессионального намерения (по оценкам специалистов, только в нашем регионе оно составляет сейчас более 45%); значительная часть выпускников школ (около 72%) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств; при существующей ныне системе образования старшеклассники испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем предметам .
Актуальность заявленной темы связана, прежде всего, с тем, что сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все связанное с профильным обучением находится сегодня в стадии становления. Идет целенаправленное накопление эмпирического опыта. Профилизация старшей ступени общеобразовательной организации вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
Эта проблема продолжает привлекать внимание многих исследователей. Однако анализ литературы выявил недостаточную изученность факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, и позволил обосновать необходимость исследования формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной сферы в условиях профильного образования.
В условиях решения проблемы дефицита высококвалифицированных специалистов наше исследование представляет интерес, как для теории, так и для практики.
Проблема исследования: изменяется ли содержание компонентов профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования и как?
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования.
Цель исследования: исследовать динамические особенности
мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в профильных и общеобразовательных классах.
Гипотеза: в процессе обучения в профильных классах происходит положительная динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников по сравнению со старшеклассниками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению профессионального самоопределения в условиях профильного обучения в психологической литературе.
2. Изучить профессиональное самоопределение школьников
профильных и общеобразовательных классов.
3. Выявить динамические особенности профессионального
самоопределения старшеклассников из профильных и общеобразовательных классов.
4. Разработать рекомендации по итогам исследования профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретации - структурный метод
- методы математической статистики: ранговые критерии Спирмена
и U-критерия Манна - Уитни.
Диагностические методики:
1) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (автор О.Ф. Потемкина);
2) методика «Определение профессиональных склонностей» Л.А. Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной);
3) 16-ти факторный личностный опросник (автор Р. Кеттелл, форма
С);
4) анкета по жизненному и профессиональному самоопределению
учащихся девятых классов средней школы (авторы-составители: П.С.Лернер,
Н.Ф.Родичев);
5) методика «Якоря карьеры» (перевод и адаптация В.А.Чикер,
В.Э.Винокурова).
База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ
№ 3 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области. В нем приняли
участие старшеклассники в количестве 64 человек. Из них: 40 обучается в
профильных классах, 24 – в общеобразовательных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников, приложений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь студентам в написании работ!
Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволяют нам сформулировать общие выводы:
1. Профессиональное самоопределение старшеклассника есть процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на представлении о своих знаниях, интересов, склонностей, способностей, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития обучающегося.
2. Педагогические основы управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе профильного обучения включают в себя теоретический аспект (моделирование управления профессиональным самоопределением) и организационно-педагогический.
3. Профильное образование выступает одним из факторов успешного профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает положительная динамика мотивационных, когнитивных, личностных компонентов профессионального самоопределения.
4. Управление профессиональным самоопределением старшеклассников в воспитательном процессе общеобразовательной организации рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса.
5. Актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательной организации для управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
6. Составлен диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.
7. Выявлен уровень сформированности профессионального самоопределения, и методики, используемые на каждом этапе формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.
8. Соблюдена системность и комплексность профориентационной деятельности.
9. Немаловажную роль на профессиональное самоопределение играет семья как субъект и объект деятельности по сопровождению образовательного процесса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных существенных аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Перспективным направлением их решения является усиление интегративного и компетентностного подходов в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассников; разработка и апробация инструментария для оптимизации управления процессом формирования профессионального самоопределения старшеклассников на разных этапах предпрофильного и профильного обучения. Кроме того, требует глубокого исследования проблема психолого¬педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в ходе профильного обучения. Научная разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать дальнейшему эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной организации.
1. Профессиональное самоопределение старшеклассника есть процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на представлении о своих знаниях, интересов, склонностей, способностей, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития обучающегося.
2. Педагогические основы управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе профильного обучения включают в себя теоретический аспект (моделирование управления профессиональным самоопределением) и организационно-педагогический.
3. Профильное образование выступает одним из факторов успешного профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает положительная динамика мотивационных, когнитивных, личностных компонентов профессионального самоопределения.
4. Управление профессиональным самоопределением старшеклассников в воспитательном процессе общеобразовательной организации рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса.
5. Актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательной организации для управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
6. Составлен диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.
7. Выявлен уровень сформированности профессионального самоопределения, и методики, используемые на каждом этапе формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.
8. Соблюдена системность и комплексность профориентационной деятельности.
9. Немаловажную роль на профессиональное самоопределение играет семья как субъект и объект деятельности по сопровождению образовательного процесса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных существенных аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Перспективным направлением их решения является усиление интегративного и компетентностного подходов в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассников; разработка и апробация инструментария для оптимизации управления процессом формирования профессионального самоопределения старшеклассников на разных этапах предпрофильного и профильного обучения. Кроме того, требует глубокого исследования проблема психолого¬педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в ходе профильного обучения. Научная разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать дальнейшему эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной организации.
1. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артемова // Школьные технологии. 2014. - № 4. - С. 22-31.
2. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе [Текст] / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2014. - №2. - С. 28-33.
3. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних [Текст] / Т.Г. Батасова // Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 73-83.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // М.: Просвещение, 2013. - 464 с.
5. Болотов, В.В. Перспективы перехода школы на профильное обучение [Текст] / В.В.Болотов // М.: Воспитание школьников, 2014. № 1.
6. Большая Российская Энциклопедия [Текст] / 2е издание - М., Т.31, 2014. - 705с.
7. Большая Российская Энциклопедия [Текст] / 2е издание - М.,
Т.35, 2015. - 605с.
8. Брагина, В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи [Текст] / В.Д, Брагина // Дис. .канд. психол. наук.-М., 2012.- 187 с.
9. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения
личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. № 2, 2012.- С. 10.
10. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения
личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии, 2012.-№ 2.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев: Наук.думка, 2013.
12. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации [Текст] / А.Е. Голомшток // - М.: 2012.
13. Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе [Текст] / З. Я. Горностаева // М.: Открыт. школа. - 2012. - №2.
14. Гриншпун, С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся [Текст] / С.С. Гриншпун // М.: Школа и производство. - 2013. - № 11.
15. Дик, Ю.И. Профильное обучения в условиях модернизации школьного образования [Текст] / Ю.И. Дик // М., 2013.
16. Драгунова, Т.В. Подросток [Текст] / Т.В. Драгунова // М.: Знание,
2012.
17. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы [Текст] / В.Г. Евстратов // Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2014.
18. Есипов, Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Е.П. Есипов // М.: Дрофа, 2015.
19. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / Л.В. Жарова // Л., - 2013.
20. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии [Текст] / В. И. Жуковская // Минск: Народная весть, 2012.
21. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования - к профессиональной карьере [Текст] / Ю.М. Забродин // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. - Омск, 2015. -140с.
22. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2013.
23. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2013. - 270с .
24. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2012.
25. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии [Текст] / И.А. Зимняя. // М.: Просвещение, 2012.
26. Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йоваша // М.: Педагогика, 2013.
27. Калугин, Н.И., Сазонов, А.Д., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко // М.: Просвещение, 2012.
28. Кленова, Я.Н. Как подготовить школу к профильному обучению [Текст] / Н. Кленова // М.: Народное образование, 2013. № 7.
29. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов // Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
30. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е.А. Климов // М.: Знание, 2012.
31. Колесников, Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка [Текст] / Н.А. Колесников // М.: Народное образование, 2014. № 1.
32. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон // - М.: Просвещение, 2014. - 274 с.
33. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С.Кон // - М.: Просвещение, 2012. - 274 с.
34. Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщенными способами самостоятельной учебной деятельности [Текст] / И. Кралевич // Мн., 2013.
35. Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу [Текст] / В.Ю. Кричевский // М.: Просвещение, 2015.
36. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособ. для студентов вузов [Текст] / А.А. Крылов // Спб.: Питер, 2013.
37. Крылова, А.А., Маничев, С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / А.А. Крылова, С.А. Маничев // СПб.: Питер, 2012. - 560с.
38. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // М.: Народное образование, 2012.
39. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий // М.: ТЦ «Сфера», 2012.¬464с.
40. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина // М.: ТЦ «Сфера», 2014.
41. Левиева, С.Н. Мир профессий [Текст] / С.Н. Левиева // М.: Молодая гвардия, 2013.
42. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев //Вопросы психологии-2012.-№ 1- 140с.
43. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова // М., 2012. -210с.
44. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К.Маркова // М.: Просвещение, 2012.-192 с.
45. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // М.: Просвещение, 2012.
46. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу// Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.
47. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / Л.М. Митина // М.: 2012.
48. Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера [Текст] / И.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 2012. - №5. - С. 130.
49. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина // М.: Академия, 2013.
50. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // М. - 2012. - 492с.
51. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст] / О.А. Нильсон // Тал., 2012.
52. Новикова, Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки [Текст] / Т.Г. Новикова // М.: АПК и ПРО, 2013.
53. Новожилова, Н.А. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения [Текст] / Н.А. Новожилова // М.: Народное образование, 2014. № 2.
54. Орлов, Н.С. Открыть детям мир профессий [Текст] / Н.С. Орлов // М.: Педагогика, 2012.
55. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов // М.: Просвещение, 2012.
56. Ословский, В.Л. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи [Текст] / В.Л. Ословский // Киев: Наукова Думка, 2012.
57. Охотский, Е.В. Служебная карьера [Текст] / Е.В. Охотский // М.: Экономика, 2012.
58. Павлютенков, Е.М.Формирование мотивов выбора профессии [Текст] / Е.М. Павлютенков // - Киев 2015. - 143 с.
59. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин //
СПб.: СПбГУП, 2013. - 616 с.
60. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский // М.: Просвещение, 2012.
61. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый // М, 2014.
62. Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы [Текст] / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев // М., 2013.
63. Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка: начало
эксперимента [Текст] / А.А. Пинский // М., 2014.
64. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов // М., 2012.
65. Полонскийт М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский // М., 2014.
66. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / В.А. Поляков // - Педагогика. - 2012. - №5. - С. 33-37.
67. Поляков, В.А. Технология карьеры [Текст] / В. Поляков // М.: Дело ЛТД, 2012.
68. Попович, А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ [Текст] / А.Э. Попович // Социально-гуманитарные знания. - № 2. - 2012. - С.169-177.
69. Попович, А.Э. Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение как основные условия становления личности старшеклассника [Текст] / А.Э. Попович // Российский научный журнал. - № 1(20). - 2012. - С.157-162.
70. Попович, А.Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] / А.Э. Попович // Среднее профессиональное образование. - №3 - 2012. - С.3-6.
71. Попович, А.Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ. [Текст] / А.Э. Попович // Социально-гуманитарные знания. - № 5. - 2012. - С.56-64
72. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников // М.: Институт практической психологии, 2015.
73. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе [Текст] / Н.С. Пряжников // Вопросы психологии. 2012. №1. - С.170.
74. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст] / Н.С. Пряжников // М.: Институт практической психологии, 2014.
75. Пряжникова, Е.Н. Профконсультация: планирование жизненного пути [Текст] / Е.Н. Пряжникова // М., 2012.
76. Ретивых, М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / М.В. Ретивых // Брянск: Из-во БГПУ, 2014.-111с.
77. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю. Савченко // М.: Вако, 2012.
78. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [Текст] / М.Ю. Савченко // М.: Вако, 2013. - 240с.
79. Сафин, В.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личности и ее активности [Текст] / В.Ф. Сафин // Вопросы самоопределения личности и ее активности. Межвуз. сб. науч. тр.- Уфа, 2012. - 107с.
80. Сафин, В.Ф., Никонов, Г.Л. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.Л. Никонов // Психологический журнал. 2012. - Т.5. - №4. - С. 65-73.
81. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: Март, 2012.
82. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст] / Л.Д. Столяренко // Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
83. Сторожева, Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. - 2014. - №10. - С. 37-44.
84. Сторожева, Г.О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. - 2014. - №10. - С. 37-44.
85. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская // М., 2012-125с.
86. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение
самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова // Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2015. - 136 с.
87. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Л.Ф. Шавир // Тюмень, 2012.-160с.
2. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе [Текст] / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2014. - №2. - С. 28-33.
3. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних [Текст] / Т.Г. Батасова // Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 73-83.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // М.: Просвещение, 2013. - 464 с.
5. Болотов, В.В. Перспективы перехода школы на профильное обучение [Текст] / В.В.Болотов // М.: Воспитание школьников, 2014. № 1.
6. Большая Российская Энциклопедия [Текст] / 2е издание - М., Т.31, 2014. - 705с.
7. Большая Российская Энциклопедия [Текст] / 2е издание - М.,
Т.35, 2015. - 605с.
8. Брагина, В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи [Текст] / В.Д, Брагина // Дис. .канд. психол. наук.-М., 2012.- 187 с.
9. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения
личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. № 2, 2012.- С. 10.
10. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения
личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии, 2012.-№ 2.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев: Наук.думка, 2013.
12. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: - Воспитательная концепция профессиональной ориентации [Текст] / А.Е. Голомшток // - М.: 2012.
13. Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе [Текст] / З. Я. Горностаева // М.: Открыт. школа. - 2012. - №2.
14. Гриншпун, С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся [Текст] / С.С. Гриншпун // М.: Школа и производство. - 2013. - № 11.
15. Дик, Ю.И. Профильное обучения в условиях модернизации школьного образования [Текст] / Ю.И. Дик // М., 2013.
16. Драгунова, Т.В. Подросток [Текст] / Т.В. Драгунова // М.: Знание,
2012.
17. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы [Текст] / В.Г. Евстратов // Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2014.
18. Есипов, Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Е.П. Есипов // М.: Дрофа, 2015.
19. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / Л.В. Жарова // Л., - 2013.
20. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии [Текст] / В. И. Жуковская // Минск: Народная весть, 2012.
21. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования - к профессиональной карьере [Текст] / Ю.М. Забродин // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. - Омск, 2015. -140с.
22. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2013.
23. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2013. - 270с .
24. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления [Текст] / Н.Н. Захаров // М.: Просвещение, 2012.
25. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии [Текст] / И.А. Зимняя. // М.: Просвещение, 2012.
26. Йоваша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йоваша // М.: Педагогика, 2013.
27. Калугин, Н.И., Сазонов, А.Д., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко // М.: Просвещение, 2012.
28. Кленова, Я.Н. Как подготовить школу к профильному обучению [Текст] / Н. Кленова // М.: Народное образование, 2013. № 7.
29. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов // Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
30. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е.А. Климов // М.: Знание, 2012.
31. Колесников, Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка [Текст] / Н.А. Колесников // М.: Народное образование, 2014. № 1.
32. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон // - М.: Просвещение, 2014. - 274 с.
33. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С.Кон // - М.: Просвещение, 2012. - 274 с.
34. Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщенными способами самостоятельной учебной деятельности [Текст] / И. Кралевич // Мн., 2013.
35. Кричевский, В.Ю. Как построить профильную школу [Текст] / В.Ю. Кричевский // М.: Просвещение, 2015.
36. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособ. для студентов вузов [Текст] / А.А. Крылов // Спб.: Питер, 2013.
37. Крылова, А.А., Маничев, С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / А.А. Крылова, С.А. Маничев // СПб.: Питер, 2012. - 560с.
38. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // М.: Народное образование, 2012.
39. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий // М.: ТЦ «Сфера», 2012.¬464с.
40. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина // М.: ТЦ «Сфера», 2014.
41. Левиева, С.Н. Мир профессий [Текст] / С.Н. Левиева // М.: Молодая гвардия, 2013.
42. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев //Вопросы психологии-2012.-№ 1- 140с.
43. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова // М., 2012. -210с.
44. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К.Маркова // М.: Просвещение, 2012.-192 с.
45. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // М.: Просвещение, 2012.
46. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу// Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.
47. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / Л.М. Митина // М.: 2012.
48. Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера [Текст] / И.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 2012. - №5. - С. 130.
49. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина // М.: Академия, 2013.
50. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // М. - 2012. - 492с.
51. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст] / О.А. Нильсон // Тал., 2012.
52. Новикова, Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки [Текст] / Т.Г. Новикова // М.: АПК и ПРО, 2013.
53. Новожилова, Н.А. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения [Текст] / Н.А. Новожилова // М.: Народное образование, 2014. № 2.
54. Орлов, Н.С. Открыть детям мир профессий [Текст] / Н.С. Орлов // М.: Педагогика, 2012.
55. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов // М.: Просвещение, 2012.
56. Ословский, В.Л. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи [Текст] / В.Л. Ословский // Киев: Наукова Думка, 2012.
57. Охотский, Е.В. Служебная карьера [Текст] / Е.В. Охотский // М.: Экономика, 2012.
58. Павлютенков, Е.М.Формирование мотивов выбора профессии [Текст] / Е.М. Павлютенков // - Киев 2015. - 143 с.
59. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин //
СПб.: СПбГУП, 2013. - 616 с.
60. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский // М.: Просвещение, 2012.
61. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый // М, 2014.
62. Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы [Текст] / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев // М., 2013.
63. Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка: начало
эксперимента [Текст] / А.А. Пинский // М., 2014.
64. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов // М., 2012.
65. Полонскийт М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский // М., 2014.
66. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / В.А. Поляков // - Педагогика. - 2012. - №5. - С. 33-37.
67. Поляков, В.А. Технология карьеры [Текст] / В. Поляков // М.: Дело ЛТД, 2012.
68. Попович, А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ [Текст] / А.Э. Попович // Социально-гуманитарные знания. - № 2. - 2012. - С.169-177.
69. Попович, А.Э. Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение как основные условия становления личности старшеклассника [Текст] / А.Э. Попович // Российский научный журнал. - № 1(20). - 2012. - С.157-162.
70. Попович, А.Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] / А.Э. Попович // Среднее профессиональное образование. - №3 - 2012. - С.3-6.
71. Попович, А.Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ. [Текст] / А.Э. Попович // Социально-гуманитарные знания. - № 5. - 2012. - С.56-64
72. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников // М.: Институт практической психологии, 2015.
73. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе [Текст] / Н.С. Пряжников // Вопросы психологии. 2012. №1. - С.170.
74. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст] / Н.С. Пряжников // М.: Институт практической психологии, 2014.
75. Пряжникова, Е.Н. Профконсультация: планирование жизненного пути [Текст] / Е.Н. Пряжникова // М., 2012.
76. Ретивых, М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / М.В. Ретивых // Брянск: Из-во БГПУ, 2014.-111с.
77. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю. Савченко // М.: Вако, 2012.
78. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [Текст] / М.Ю. Савченко // М.: Вако, 2013. - 240с.
79. Сафин, В.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личности и ее активности [Текст] / В.Ф. Сафин // Вопросы самоопределения личности и ее активности. Межвуз. сб. науч. тр.- Уфа, 2012. - 107с.
80. Сафин, В.Ф., Никонов, Г.Л. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.Л. Никонов // Психологический журнал. 2012. - Т.5. - №4. - С. 65-73.
81. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: Март, 2012.
82. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст] / Л.Д. Столяренко // Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
83. Сторожева, Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. - 2014. - №10. - С. 37-44.
84. Сторожева, Г.О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. - 2014. - №10. - С. 37-44.
85. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская // М., 2012-125с.
86. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение
самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова // Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2015. - 136 с.
87. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Л.Ф. Шавир // Тюмень, 2012.-160с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Организационно - педагогические условия содействия профессиональному самоопределению школьников ( на примере дополнительной образовательной программы «Фабрика программирования»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональное самоопределение школьников средствами английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (147991)
- Бакалаврская работа (37390)
- Диссертация (977)
- Магистерская диссертация (22007)
- Дипломные работы, ВКР (59901)
- Главы к дипломным работам (2136)
- Курсовые работы (10476)
- Контрольные работы (6265)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1481)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы