ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Профессиональное самоопределение личности: понятие и его
основные компоненты 7
1.2. Профильное обучение как средство дифференциации
и индивидуализации обучения 15
1.3.Особенности юношеского возраста как важнейшего этапа
в профессиональном самоопределении 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Организация и методы исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования 30
2.2. Динамика профессионального самоопределения школьников в
процессе обучения в профильном и общеобразовательном классах 42
2.3. Рекомендации по формированию, развитию профессионального
самоопределения старшеклассников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Профессиональное самоопределение личности: понятие и его
основные компоненты 7
1.2. Профильное обучение как средство дифференциации
и индивидуализации обучения 15
1.3.Особенности юношеского возраста как важнейшего этапа
в профессиональном самоопределении 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Организация и методы исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования 30
2.2. Динамика профессионального самоопределения школьников в
процессе обучения в профильном и общеобразовательном классах 42
2.3. Рекомендации по формированию, развитию профессионального
самоопределения старшеклассников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность проблемы исследования. Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы, быстрая смена одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников образовательных организаций способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.
Как показывает практика предыдущих лет, примерно 25% выпускников ВУЗов г. Белгорода, не найдя работы, вынуждены переучиваться и попадают в официальные списки невостребованных специалистов; с каждым годом растет число учащихся общеобразовательных организаций, не имеющих устойчивого профессионального намерения (по оценкам специалистов, только в нашем регионе оно составляет сейчас более 45%); значительная часть выпускников школ (около 72%) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств; при существующей ныне системе образования старшеклассники испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем предметам .
Актуальность заявленной темы связана, прежде всего, с тем, что сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все связанное с профильным обучением находится сегодня в стадии становления. Идет целенаправленное накопление эмпирического опыта. Профилизация старшей ступени общеобразовательной организации вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
Эта проблема продолжает привлекать внимание многих исследователей. Однако анализ литературы выявил недостаточную изученность факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, и позволил обосновать необходимость исследования формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной сферы в условиях профильного образования.
В условиях решения проблемы дефицита высококвалифицированных специалистов наше исследование представляет интерес, как для теории, так и для практики.
Проблема исследования: изменяется ли содержание компонентов профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования и как?
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования.
Цель исследования: исследовать динамические особенности
мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в профильных и общеобразовательных классах.
Гипотеза: в процессе обучения в профильных классах происходит положительная динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников по сравнению со старшеклассниками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению профессионального самоопределения в условиях профильного обучения в психологической литературе.
2. Изучить профессиональное самоопределение школьников
профильных и общеобразовательных классов.
3. Выявить динамические особенности профессионального
самоопределения старшеклассников из профильных и общеобразовательных классов.
4. Разработать рекомендации по итогам исследования профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретации - структурный метод
- методы математической статистики: ранговые критерии Спирмена
и U-критерия Манна - Уитни.
Диагностические методики:
1) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (автор О.Ф. Потемкина);
2) методика «Определение профессиональных склонностей» Л.А. Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной);
3) 16-ти факторный личностный опросник (автор Р. Кеттелл, форма
С);
4) анкета по жизненному и профессиональному самоопределению
учащихся девятых классов средней школы (авторы-составители: П.С.Лернер,
Н.Ф.Родичев);
5) методика «Якоря карьеры» (перевод и адаптация В.А.Чикер,
В.Э.Винокурова).
База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ
№ 3 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области. В нем приняли
участие старшеклассники в количестве 64 человек. Из них: 40 обучается в
профильных классах, 24 – в общеобразовательных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников, приложений.
Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников образовательных организаций способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.
Как показывает практика предыдущих лет, примерно 25% выпускников ВУЗов г. Белгорода, не найдя работы, вынуждены переучиваться и попадают в официальные списки невостребованных специалистов; с каждым годом растет число учащихся общеобразовательных организаций, не имеющих устойчивого профессионального намерения (по оценкам специалистов, только в нашем регионе оно составляет сейчас более 45%); значительная часть выпускников школ (около 72%) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств; при существующей ныне системе образования старшеклассники испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем предметам .
Актуальность заявленной темы связана, прежде всего, с тем, что сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все связанное с профильным обучением находится сегодня в стадии становления. Идет целенаправленное накопление эмпирического опыта. Профилизация старшей ступени общеобразовательной организации вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
Эта проблема продолжает привлекать внимание многих исследователей. Однако анализ литературы выявил недостаточную изученность факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, и позволил обосновать необходимость исследования формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной сферы в условиях профильного образования.
В условиях решения проблемы дефицита высококвалифицированных специалистов наше исследование представляет интерес, как для теории, так и для практики.
Проблема исследования: изменяется ли содержание компонентов профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования и как?
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования.
Цель исследования: исследовать динамические особенности
мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников в профильных и общеобразовательных классах.
Гипотеза: в процессе обучения в профильных классах происходит положительная динамика мотивационного, когнитивного и личностного компонентов профессионального самоопределения старшеклассников по сравнению со старшеклассниками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению профессионального самоопределения в условиях профильного обучения в психологической литературе.
2. Изучить профессиональное самоопределение школьников
профильных и общеобразовательных классов.
3. Выявить динамические особенности профессионального
самоопределения старшеклассников из профильных и общеобразовательных классов.
4. Разработать рекомендации по итогам исследования профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретации - структурный метод
- методы математической статистики: ранговые критерии Спирмена
и U-критерия Манна - Уитни.
Диагностические методики:
1) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (автор О.Ф. Потемкина);
2) методика «Определение профессиональных склонностей» Л.А. Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной);
3) 16-ти факторный личностный опросник (автор Р. Кеттелл, форма
С);
4) анкета по жизненному и профессиональному самоопределению
учащихся девятых классов средней школы (авторы-составители: П.С.Лернер,
Н.Ф.Родичев);
5) методика «Якоря карьеры» (перевод и адаптация В.А.Чикер,
В.Э.Винокурова).
База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ
№ 3 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области. В нем приняли
участие старшеклассники в количестве 64 человек. Из них: 40 обучается в
профильных классах, 24 – в общеобразовательных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников, приложений.
Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволяют нам сформулировать общие выводы:
1. Профессиональное самоопределение старшеклассника есть процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на представлении о своих знаниях, интересов, склонностей, способностей, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития обучающегося.
2. Педагогические основы управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе профильного обучения включают в себя теоретический аспект (моделирование управления профессиональным самоопределением) и организационно-педагогический.
3. Профильное образование выступает одним из факторов успешного профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает положительная динамика мотивационных, когнитивных, личностных компонентов профессионального самоопределения.
4. Управление профессиональным самоопределением старшеклассников в воспитательном процессе общеобразовательной организации рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса.
5. Актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательной организации для управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
6. Составлен диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.
7. Выявлен уровень сформированности профессионального самоопределения, и методики, используемые на каждом этапе формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.
8. Соблюдена системность и комплексность профориентационной деятельности.
9. Немаловажную роль на профессиональное самоопределение играет семья как субъект и объект деятельности по сопровождению образовательного процесса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных существенных аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Перспективным направлением их решения является усиление интегративного и компетентностного подходов в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассников; разработка и апробация инструментария для оптимизации управления процессом формирования профессионального самоопределения старшеклассников на разных этапах предпрофильного и профильного обучения. Кроме того, требует глубокого исследования проблема психолого¬педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в ходе профильного обучения. Научная разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать дальнейшему эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной организации.
1. Профессиональное самоопределение старшеклассника есть процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на представлении о своих знаниях, интересов, склонностей, способностей, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития обучающегося.
2. Педагогические основы управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе профильного обучения включают в себя теоретический аспект (моделирование управления профессиональным самоопределением) и организационно-педагогический.
3. Профильное образование выступает одним из факторов успешного профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает положительная динамика мотивационных, когнитивных, личностных компонентов профессионального самоопределения.
4. Управление профессиональным самоопределением старшеклассников в воспитательном процессе общеобразовательной организации рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса.
5. Актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательной организации для управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
6. Составлен диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.
7. Выявлен уровень сформированности профессионального самоопределения, и методики, используемые на каждом этапе формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.
8. Соблюдена системность и комплексность профориентационной деятельности.
9. Немаловажную роль на профессиональное самоопределение играет семья как субъект и объект деятельности по сопровождению образовательного процесса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных существенных аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Перспективным направлением их решения является усиление интегративного и компетентностного подходов в процессе формирования профессионального самоопределения старшеклассников; разработка и апробация инструментария для оптимизации управления процессом формирования профессионального самоопределения старшеклассников на разных этапах предпрофильного и профильного обучения. Кроме того, требует глубокого исследования проблема психолого¬педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в ходе профильного обучения. Научная разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать дальнейшему эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной организации.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Организационно - педагогические условия содействия профессиональному самоопределению школьников ( на примере дополнительной образовательной программы «Фабрика программирования»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России и за рубежом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональное самоопределение школьников средствами английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Обучение английскому языку как способ влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников (Московский международный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



