Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика «Автоматических стихов» Б. Поплавского

Работа №145107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы100
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Мотивно-образная структура «Автоматических стихов» 18
1. 1. Музыка как мировоззренческая категория 18
1. 2. Мотив музыки 24
1. 3. Образ Орфея 33
1. 4. Мотив сна 49
Глава 2. Особенности композиции книги стихов 61
2. 1. Субъектная организация сборника 61
2. 2. Пространственная организация 70
2. 3. Художественное время 79
Заключение 86
Список литературы 88

Творчество поэта и писателя Бориса Юлиановича Поплавского (1903–1935 гг.) как яркого представителя литературы русского зарубежья в последние десятилетия вызывает особый исследовательский интерес. Об этом свидетельствует публикация трехтомного собрания сочинений , а также появление работ, в которых анализируется поэтика художественных текстов автора , рассматриваются его философские и эстетические взгляды и место в эмигрантской культуре . Пристальное внимание ученых обращено на произведения, полностью или частично опубликованные при жизни писателя: книга стихов «Флаги» (1931 г.) и роман «Аполлон Безобразов» (1930–1934 гг.). Малоизученными остаются тексты, сохранившиеся в архиве друга и душеприказчика Поплавского Н. Д. Татищева и изданные им после смерти поэта. По сей день публикуются ранее неизвестные стихотворения Поплавского авангардного периода (середины 1920-х гг.) .
В центре нашего внимания находится поэтический сборник «Автоматические стихи», созданный в начале 1930-х гг. и впервые опубликованный в 1999 г. французской исследовательницей Е. Менегальдо, обнаружившей текст и подготовившей его к печати . Мы будем опираться на второе издание сборника, вошедшее в собрание сочинений, в котором, по утверждению составителей, исправлены изменения, сделанные Татищевым, и восстановлено авторское видение книги . В настоящее время сборник остается малоизученным. Книга стихов рассматривается в научной литературе в различных аспектах: связь с сюрреализмом и другими литературными направлениями , ее место в творчестве поэта , анализ отдельных мотивов и образов . Изучение метрической организации книги стихов показывает большое разнообразие силлабо-тонических и тонических форм . Однако отсутствуют исследования, посвященные анализу магистральных мотивов и образов книги в их взаимосвязи. Книга стихов рассматривается не как художественное единство, но как материал для сопоставления с другими текстами автора или отдельных наблюдений за поэтикой...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы пришли к выводу, что поэтика «Автоматических стихов» выходит за рамки автоматического письма. Было выяснено, что большее влияние на творчество Поплавского оказали не французские сюрреалисты, но русские символисты и авангардисты. Понимание категории музыки, концепт жизнетворчества, переосмысление сложившихся в культуре мифологем включают поэта в контекст русской культуры начала ХХ в. Насыщенность творчества эсхатологическими мотивами, характеристика лирического субъекта как странника или пассивного наблюдателя сближают Поплавского с поэтикой эмигрантской литературы. Его творческие установки также отражают умонастроения молодого поколения эмиграции: мистическое значение, придаваемое литературе, стремление к «документальности» (искренности) текста. Поиски сюрреалистов были близки Поплавскому своей направленностью в область иррационального, интерес к чему у поэта был подготовлен русской культурой.
Параллели с другими поэтическими сборниками Поплавского («Флаги», «Снежный час») показали, что важнейшие образы и мотивы «Автоматических стихов» характерны для всего творчества поэта. Таким образом, даже в тех случаях, когда алогичность письма ярко выражена, образы и мотивы сохраняют следы тех значений, которые они имеют в других стихотворных текстах, и приобретают новые, контекстуальные.
В ходе анализа подтвердилась гипотеза о внутренней целостности сборника в силу его мотивной структуры и образов. Дневники и критические статьи поэта позволили более подробно раскрыть смысловое наполнение мотивов в книге стихов. В сборнике были выделены две основные темы — творчество (мотивы музыки, сна, жалости) и смерть (мотивы музыки, сна, смерти, апокалипсиса), мотивы в составе которых часто пересекаются.
Интегральным, соединяющим главные темы сборника, является образ Орфея. В своей трактовке древнегреческого мифа Поплавский объединяет традиции символизма с современной эмигрантской поэтикой. В художественном мире сборника, где коммуникация с трансцендентным нарушена, Орфей является медиатором, стремящимся к восстановлению утраченной связи неба и земли.
Субъектная организация сборника тесно связана с поэтикой эмигрантов, на что указывает использование соборного «мы» («мы» как эмигранты). Характерной чертой является интерес к субъектам, находящимся в промежуточном состоянии: творческом, мистическом, медиумическом, а также к субъектам, характеризующимся «бездомностью». В пространственной организации выделены вертикальные уровни, преодоление границ между которыми для человека связано с обретением сакрального знания или качественным изменением состояния. Временная организация описывает мир в состоянии ожидания Апокалипсиса, что, однако, связано с надеждой на возвращение к вечности.
Мы предлагаем различные направления дальнейших исследований. Продуктивным будет рассмотрение связи книги стихов не только с ключевыми сборниками поэта («Флаги», «Снежный час»), но и с более ранними «авангардными» книгами, а также с романами. Анализ поэтики можно углубить, охарактеризовав более широкий круг интертекстуальных и интермедиальных связей книги стихов.
Творчество Поплавского интересно тем, что, оставаясь глубоко включенным в контекст современной поэту культуры, оно сохраняет уникальность и своеобразие. Особенностью «Автоматических стихах» оказывается наличие в «автоматической», на первый взгляд, форме содержания, поднимающего экзистенциальную, эсхатологическую и теологическую проблематику. 



1. Адамович Г. В. Собрание сочинений. Литературные заметки: В 5 кн. Кн. 1: «Последние новости» 1928–1931. СПб.: Алетейя, 2002. 786 с.
2. Адамович Г. В. Собрание сочинений: В 18 т. Т. 14. Комментарии (1967). Эссеистика 1923–1971. М.: Издательство «Дмитрий Сечин», 2016. 624 с.
3. Белый А. Собрание сочинений: В 14 т. М.: Издательство «Дмитрий Сечин», 1994–2018.
4. Блок А. А. Записные книжки. 1901–1920. М.: ГИХЛ, 1965. 663 с.
5. Блок А. А. Собрание сочинений: В 8 т. М. -Л.: ГИХЛ, 1960–1965.
6. Богословский А. Н. Откровения Бориса Поплавского: Дневники, стихи, письма // Наше наследие. 1996. № 37. С. 43–68.
7. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников / Предисл. Л. Аллена; Сост. Л. Аллена, О. Гриз. СПб.: Logos, 1993. 184 с.
8. Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986. С. 40–73.
9. Варшавский В. С. Незамеченное поколение. М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; Русский путь, 2010. 544 с.
10. Евангелие Истины: двенадцать переводов христианских гностических писаний / пер. Д. А. Алексеева; под ред. А. С. Четверухина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 541 с.
11. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений: В 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971–1987.
12. Ницше Ф. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. 829 с.
13. Поплавский Б. Ю. Автоматические стихи / Сост. А. Н Богословского, Е. Менегальдо. М.: Согласие, 1999. 228 с.
14. Поплавский Б. Ю. Дадафония: Неизвестные стихотворения 1924–1927 / Сост., подг. текста и коммент. И. Желваковой и C. Кудрявцева. М.: Гилея, 1999. 128 с.
15. Поплавский Б. Ю. Дневник 1927 года (Публ. — Е. Менегальдо) // Новый журнал. 2011. № 263 // URL: https://magazines. gorky. media/nj/2011/263/dnevnik-1927-goda. html (Дата обращения: 10. 04. 2024)...133


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ