Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Работа №14507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Понятие «профессиональная идентичность» в психологии 7
1.2. Понятие и виды копинг-стратегий 17
1.3. Роль копинг-стратегий в прохождении кризиса профессиональной
идентичности в вузе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 27
2.1. Описание и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации психологической службе по развитию копинг- стратегий студентов, как условие преодоления кризиса профессиональной
идентичности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56


Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России
прослеживается тенденция к увеличению количества студентов не работающих по специальности. Причин данного явления множества, но ключевую
роль в профессиональном становлении студентов играет профессиональная
идентичность.
По мнению Озериной А.А. профессиональная идентичность − это динамичная структура, в процессе развития которой конструируется представление человека о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся переживанием своей профессиональной принадлежности [30, с. 82].
Изучением профессиональной идентичности, ее динамики и компонентов, генезиса и функций занимались как отечественные, так и зарубежные
специалисты, такие как: П. А. Аза, А. А. Ручка, К. А. Абульханова-Славская,
Е. И. Головаха, Е. П. Ермолаева, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. Пряжников, Е. В. Шорохова, В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко, В. А. Ядова.
Именно в вузе студент понимает готов ли он посвятить свою жизнь
этой профессии или нет. Некоторые студентов уже на первом курсе, примерив на себя профессиональную роль, решают заниматься чем-то другим, другие же наоборот начинают работать над собой, что бы стать профессионалом
в определенной области. Таким образом, к последнему курсу обучения у студента формируется профессиональный план, положительное отношение к
профессии. Образ профессии и образ профессионала углубляется, становится
более целостным. Профессиональная позиция становится активной, а профессиональная самооценка адекватная. Кроме всего этого студент замотивирован работать по данной специальности.
Успешное формирование профессиональной идентичности влияет на
успешность в учебе, успешность карьерного роста, на удовлетворенность
своей профессией, и на удовлетворенность жизнью в целом. Студент с незрелой профессиональной идентичностью будет менее
успешен как в учебе, так и в дальнейшей карьере. А так как от успешности в
карьере зависит уровень удовлетворенности жизнью в целом, то появляется
необходимость изучать профессиональную идентичность именно в период
обучения вузе.
Процесс формирования профессиональной идентичности сопровождается кризисами. Они неизбежны и сопровождают любой процесс развития.
Благоприятный вариант формирование профессиональной идентичности во многом зависит от успешности прохождения кризиса. Именно в кризисный период происходит скачек в развитии профессиональной идентичности. Если кризис проходит успешно профессиональная идентичность становится зрелой, если же нет, она остается диффузной или предрешенной.
Для того чтобы кризис проходил успешно, необходимо эффективно
решать возникшие противоречия. В этом студенту помогаю копингстратегии.
Лазарус Р. считал, что копинг-стратегии- это непрерывно меняющиеся
попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как
чрезмерные или превышающие ресурсы человека [20, с.131].
Студенты, которые во время кризиса пользуются неэффективными копинг-стратегиями, нуждаются в особой помощи психологов и педагогов.
Необходимо создать благоприятные условия для прохождения студентами
кризисов профессиональной идентичности. Обучение использованию эффективных способов выхода из кризисной ситуации может благоприятно повлиять не только на прохождение кризиса, но и может помочь при любой затруднительной ситуации.
Для того, чтобы понять, есть ли связь между процессом профессиональной идентичности и копинг-стратегиями необходимо определить, как
идет процесс профессиональной идентичности студента на всех этапах обучения, определить ее качественные и количественные характеристики, а также определить какими же стратегиями пользуются студенты.
Проблема исследования: связан ли выбор копинг-стратегий с прохождением кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Теоретической основой исследования служили основные положения
теории профессиональной идентичности Озериной А.А., основные положения теории копинг-стратегий Лазаруса Р.
Цель работы: изучить связь копинг-стратегий с прохождением кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Объект исследования: профессиональная идентичность.
Предмет исследования: связь копинг-стратегий и кризиса профессиональной идентичности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: копинг-стратегии связаны с прохождением
кризиса профессиональной идентичности, а именно: у студентов с достигнутой профессиональной идентичностью доминируют эффективные копингстратегии («принятие ответственности», «самоконтроль», «планирование
решение проблем»); у студентов, находящихся в кризисе, доминирует неэффективный вид копинг-стратегий («бегство»).
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме
связи копинг-стратегий и кризиса профессионально идентичности.
2. Изучить копинг-стратегии студентов-психологов.
3. Изучить профессиональную идентичность студентов-психологов.
4. Выявить связь копинг-стратегий с прохождением кризиса профессиональной идентичности у студентов-психологов.
5. Разработать рекомендации психологической службе вуза по развитию эффективности копинг-стратегий студентов в период кризиса профессиональной идентичности.
Методы исследования:
1. Организационные методы – метод поперечных срезов. 2. Эмпирические или методы сбора данных – опросный метод.
3. Методы обработки полученных данных – качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20, непараметрический статистический критерий
для независимых выборок критерий Н-Крускала-Уоллиса, Манна -Уитни и
корреляционный анализ данных).
4. Интерпретационные методы – структурный метод
Методики:
1. Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса Р.
2. Опросник Озериной А.А. «Профессиональная идентичность».
База исследования: Белгородский национально-исследовательский
университет, факультет психологии, студенты 1-4 курса формы обучения бакалавриат. Направления подготовки: 37.03.01 «Психология», 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в количестве 85 человек. Всего - 85 человек.
Структура дипломной работы: Дипломная работа содержит введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ изучения профессиональной идентичности показал, что эта тема не достаточная изучена, существует много подходов к определению профессиональной идентичности, ее структуры и динамики. В частности не хватает исследовании в области связи копинг-стратегий с данным
явлением. В ходе исследования мы выяснили, что профессиональная идентичность это- психосоциальная характеристика личности, именующая динамичную структуру, в процессе которой формируется представление человека
о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся
переживанием своей профессиональной принадлежности, способствующему
профессиональному развитию личности. Она состоит из четырех компонентов: эмоциональный, мотивационно-ценностый, когнитивный, поведенческий. А также имеет четыре статуса: диффузная, предрешенная, «Мараторий», достигнутая идентичность.
Копинг-стратегии же это те действия, которые человек предпринимает
по решению кризисных ситуаций. Кризис профессиональной идентичности,
возникающий в норме на первом и четвертом курсе является одной из важнейших ситуаций, где студенту необходимо уметь грамотно и эффективно
пользоваться копинг-стратегиями. Но это не всегда так, что и показало наше
исследование.
Копинг-стратегии делятся на эффективные и неэффективные. К эффективным относятся такие стратегии как: принятие ответственности, самоконтроль, планирование решения проблем. Эти стратегии будут эффективны при
переживании кризиса, так как они включают в себя целенаправленные действия по решению проблемных ситуаций. К неэффективным копингстратегиям можно отнести такие стратегии как: бегство, дистанционирование, конфронтация. Они не эффективны, так как не ведут к решению проблемы. Стратегия « Поиск социальной поддержки также была отнесена в разряд неэффективных в данном случае, так, как она приводит к зависимой позиции
и предрешенной профессиональной идентичности.
В начале мы выяснили, какими стратегиями владеют студенты разных
курсов. Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что к концу
обучения студенты используют больше эффективных копинг-стратегий, а
именно стратеги: «Планирование решения проблем» и «Самоконтроль».
На втором этапе исследования мы выявили, какие статусы профессиональной идентичности присутствуют у студентов разных курсах. Из полученных данных мы сделали вывод, что к концу обучения увеличивается число студентов с диффузной профессиональной идентичностью. При этом число студентов с предрешенной профессиональной идентичностью уменьшается. Из этого мы сделали вывод, что в начале многие студенты использовали
неэффективные копинг-стратегии, а именно: стратегию « Бегство» и «Поиск
социальной поддержки», то в конце обучения студенты перешли в статус
диффузной профессиональной идентичности. Они не видят в себе профессионала в данной области и не хотят идти работать по специальности. При этом
студенты, которые преимущественно использовали в кризисах эффективные
копинг-стратегии, такие как: «Принятие ответственности», «Самоконтроль»,
«Планирование решения проблем» имеют, статус достигнутой профессиональной идентичности, либо же находясь в кризисе в дальнейшем с могут
прийти к этому.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение
нашей гипотезы.
Полученные результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы для работников психологической службы. Кроме того, возможна
и дальнейшая научная исследовательская работа в изучении кризиса профессиональной идентичности.


Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореф. [Текст]: дис. …канд. психол. Наук: 19.00.01/ И.Р. Абитов – Казань, 2007. – 24 с.
2. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в
трудных жизненных ситуациях[Текст]: дис. …канд. психол. наук: 19.00.03/
Е.В. Битюцкая – М, 2007, –63 с.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/
В.А. Бодров, – М.: ПЕР СЭ. – 2006. – 528 с.
4. Бондыреева, С.К. Выживание: факторы и механизм/ С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд–во Московского психолого-социального института, 2011. – 368 с.
5. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения/ М.Р. Гинзбург //Вопросы психологии. –2004. –№3. – С. 43–53.
6. Ермакова, З.В. Профессиональная идентичность социального педагога [Текст]: автореф. дис. …канд. психол. наук. 19.00.03 / З.В Ермакова –
Хабаровск, 2007. – 22 с.
7. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм:
концепция и реальность/ Е.П. Ермолаева// Психологический журнал.– 2001.–
№4.– 51–59 с.
8. Жигинас, Н.В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы
психического здоровья/ Н.В. Жигинас// Вестник ТГПУ–2009/–. Выпуск 4–61–
64 c.
9. Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией/
Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности:
Сб. научн. трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова, А В. Карпова. Вып. 11.–
Москва. – 2002. – С.104 – 128.57
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер – М.: Екатеринбург, –
2003. –С.324-325.
11. Зимина, Н.В. Изучение копинг–стратегий у старшеклассников [Текст] / Н. В. Зимина, О. Б. Симатова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.–
практ. конф./ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс». – 2015. – С. 190–192.
12. Иванов, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное
пространство/ Н.Л. Иванов //Мир психологии–2004. –№2. – 148–157c.
13. Иванов, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально– психологических исследованиях/ Н.Л. Иванов // Вопросы психологии.–№1–2008–
34c.
14. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов– М.: Воронеж– 1996–344с.
15. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание/ И.С. Кон –
М.: «Политизнает». Личность и ее самосознание. –1984.–336 с.
16. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения [Текст]/
Т.Л. Крюкова. – Кострома: Авантитул– 2009. 76с.
17. Ксинг, В.А. Становление профессиональной идентичности у работающих студентов/ В.А. Ксинг: автореф. Дис. ...канд. психол. Наук. –М.–
2008. – 24 с.
18. Кулезнева, И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования/ И.Н. Кулезнева:
дис. Канд. пед. наук,–Ярославль.– 2008.–183 с.
19. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг [Текст]/ Р.Лазарус. – М.: Медицина. – 2013. – 218 с.
20. Лазарус, Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и
копинга [Текст]/ Р.Лазарус. – М.: Медицина. – 2012. – 131 с.58
21. Матвеева, Л.Т. Становление профессионального самопознания клинических психологов/ Л.Т Матвеева :дис. ...Канд.псих.наук.–Москва. –
2004. – 215 с.
22. Мищенко, Т.В. Становление профессиональной идентичности у
студентов педагогического вуза[Текст]// Т.В. Мищенко: автореферат дис.
…канд. Психол. Наук. – Ярославль. – 2005. – 23с
23. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями /
К. Муздыбаев [Текст]// Журнал социологии и социальной антропологии. –
2013. – том 1, вып. 2. – С. 37–47.
24. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] /
И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь– 2010. –507 с.
25. Одинцова, М.А. Психология жизнестойкости [Текст] / М.А. Одинцова. – М.: Флинта.– 2015. – 256 с.
26. Озерина А.А. Особенности психологического сопровождения студентов бакалавриата в зависимости от статуса профессиональной идентичности / А.А. Озерина // Сборник статей по материалам VIII Всероссийской
научно–практической конференции: «Психология образования: модернизация психолого–педагогического образования» – Москва. – 2012. – С. 84–89.
27. Озерина, А.А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата / А.А. Озерина // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. – Изд–во Волгоградский
государственный социально–педагогический университет. – Том 65 № 1 –
Волгоград: Издательство ВГСПУ. – 2012. — С. 115–119.
28. Озерина, А.А. Особенности профессиональной идентичности студентов бакалавриата/ А.А. Озерина // В мире научных открытий. Структура:
Издательство ООО "Научно–инновационный центр – 2011. – С. 86 – 95.
29. Озерина, А.А., Голубь, О.В., Влияние типа мышления личности на
профессиональное самоопределение старшеклассника // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования.– № 11.4–2013.– С. 78–86.59
30. Озерина, А.А. Проблема понимания профессиональной идентичности / А.А Озерина. // Материалы II Всероссийской научной конференции
"Научное творчество XXI века"; журнал В мире научных открытий 2010 №4
(10), Часть 8. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева. – 2010. –С. 51–53.
31. Озерина, А.А. Профессиональной идентичности / А.А. Озерина –
Красноярск. – 2010. – 56 с.
32. Озерина, А.А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов / А.А. Озерина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого–педагогические
науки. –2011– № 2. –Структура: Издательство Дагестанский государственный педагогический университет. – 2011. – 15–22с.
33. Озерина, А.А. Статусы профессиональной идентичности студентов [Текст] / А.А. Озерина // Современные проблемы психологии развития и
образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с
международным участием. – СПб.: «АЙСИНГ». – 2009. – 163–165с.
34. Озерина, А.А. Типолония переживания кризиса профессиональной
идентичности./ А.А. Озерина// Вест. Волгогр. Гос. Ун–та. Сер. 7, Филос. –
2009. – №1–24 с.
35. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. 2–е изд., испр. и доп. – М. – 2004. – 494 с.
36. Психология профессиональной деятельности. 2–изд. / Н.Самоукина.
СПб.: Питер.– 2003.–224 с.
37. Рассказова, Е.И. «Копинг–стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований» /Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева [Текст] // Психологические исследования. – 2011. – № 3 (17). – С. 30–35.
38. Соколовский, С.В. Метафизика идентичности и исследования процессов идентификации в социальных науках / С.В. Соколовский, [Текст] //
Сибирские исторические исследования. – 2015. – № 1. –13 с.60
39. Сутович, Е.И. Психолого–педагогические условия формирования
профессионального самосознания будущих специалистов/ Е.И. Сутович //
Труды 3 Международной научной Ин–тернет–конференции, март–июнь 2009
г./ Отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: Изд–во «Полиграфический центр Кан. –
2009. –С. 200–219.
40. Татарко, С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели
Дж. Марсии / С.А. Татарко // Психологическая диагностика. –2009. –№ 1. –
1–39 с.
41. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М.: Изд–во ВЛАДОС–ПРЕСС. –
2003. – 96 с.
42. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер – Изд–во: МПСИ. –
2007
43. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер – Изд–во: МПСИ. –
2007-53 с.
44. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис
и условия становления/ Л.Б. Шнейдер // Автореферат дис. на соискание учёной степени доктора психологических наук. М. – 2001. – 32 с.
45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. англ.–2–е
изд./общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. –М.: Флинта:MПСИ: Прогресс. –
2006. – 352 с.
46. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие,
достижение, проблемы, перспективы [Текст]/ В.М. Ялтонский, Н.А Сирота. –
Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. – М.–
2008. – 360 с.
47. Abul'khanova–Slavskaya, K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti/ K.A.
Abul'khanova–Slavskaya– M.–1999.61
48. Libin, A.V. Differentsial'naya psikhologiya: Na peresechenii evropeyskikh, rossiyskikh i ameri–kanskikh traditsiy./ A.V. Libin, M., 2000.
49. Marcia, J.E. Development and validation of ego–identity status//Journal
of personality/ J.E. Marcia –1996.–551–558p.
50. Moss, R.H. Schaefer J.A. Life transitions and crises. Coping with life
crises. An integrative approach./ R.H. Moss –New York: Plenum Press– 2010.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ