Аннотация
Введение 4
1 Теоретический обзор предмета исследования 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 6
1.1.1 Общая характеристика предметной области. Основные понятия.
Основные рассматриваемые алгоритмы 8
1.1.2 Анализ литературных источников по теме «Обучение
скорочтению» 11
1.1.3 Анализ интернет-источников 13
1.1.4 Сравнительный анализ технологий по обучению скорочтению 14
1.1.5 Анализ существующих разработок 17
1.2 Педагогический анализ рассматриваемой предметной области 22
1.2.1 Анализ учебно-методической документации 22
1.2.2 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию
педагогического процесса по преподаваемому курсу с использованием информационных технологий 24
1.2.3 Функционал и требования к разрабатываемому педагогическому
продукту 25
1.2.4 Анализ и выбор средств реализации педагогического продукта.... 28
2 Описание электронного тренажера 30
2.1 Педагогический адрес 30
2.2 Жизненный цикл создания педагогического продукта 30
2.3 Общее описание структуры и содержания педагогического продукта . 31
2.4 Методические указания по использованию педагогического продукта в
учебном процессе 37
2.5 Результат апробации и внедрения 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех универсальных учебных действий (УУД) и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Немаловажную роль в обучении смысловому чтению играет скорость чтения. Если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного.
Для читающего ребенка, скорость чтения должна быть комфортной. Это означает следующие, что она не должна быть очень медленной, чтобы слова, предложения, фразы воспринимались полностью, целиком, как смысловая единица, не делилась бы в сознании на более мелкие частицы, которые практически невозможно связать друг с другом, чтобы смысл прочитанного не пропадал.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Актуальность выбранной темы заключается в повышении эффективности овладения курса начальной школы, ученикам необходимо наличие педагогического программного средства (ППС), объединяющего в себе простоту и возможность самостоятельного использования тренажера.
Объект работы — процесс обучения учащихся начальной школы скорочтению.
Предмет работы — учебные материалы по теме обучение скорочтению.
Цель работы — разработать электронный тренажер по обучению скорочтению.
Задачи работы:
• проанализировать литературу и интернет-источники по теме «Обучение скорочтению» с целью формирования набора упражнений, способствующих развитию скорости чтения и понимания прочитанного;
• проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному тренажеру на современном этапе развития образования;
• отобрать и систематизировать учебный материал;
• разработать упражнения по теме «Обучение скорочтению»;
• проанализировать результаты апробации и внедрения учебного продукта.
Сегодня в значительно лучшем положении оказываются те, кто способен за более короткое время переработать, как можно больше информации. Учёными доказано, что достаточно высокая скорость чтения значительно снижает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует наиболее лучшему пониманию, осмыслению текста.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан тренажер «Обучение скорочтению», включающий в себя 6 упражнений, в которые входят задания разной степени сложности, формирующих базу для дальнейшего развития возможностей внедрения, разработанного ППС в процесс обучения.
Скорочтение — это не только умение быстро понимать большие объёмы информации. Главное, что это умение изучать информацию достаточно эффективно. Это умение становится особенно значимым, при переходе в старшую школу, когда материал по преподаваемым учебным дисциплинам становится более объемным.
Именно поэтому применение технологий обучения скорочтению начинать в начальной школе, становится оправданным. Владея навыками скорочтения, учащиеся основного, среднего звена, смогут лучше ориентироваться в большом объеме учебной информации. Это одно из важных условий успешной адаптации обучающихся при переходе на другую ступень образования.
Организация обучения на базе информационных технологий дает возможность в современном мире решить множество разнообразных задач в учебно-воспитательном процессе, например, индивидуализировать обучение, достигнуть оптимальной структуры урока, увеличить уровень самостоятельности учащихся, обеспечить продуктивную самостоятельную работу учащихся и овладение ими разработанным инструментарием.
В результате исследования мною были разработаны:
• структура тренажера;
• элементы графического интерфейса: кнопки, меню и т. д.;
• связи между графическими формами;
• банк практических упражнений.
В результате проделанной работы были решены следующие задачи:
Проанализирована литература и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронным учебным тренажерам на современном этапе развития образования.
Проанализирована литература и интернет-источники по теме «Обучение скорочтению» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, необходимых для создания тренажера.
Продумана структура классов и форм, а также реализован графический интерфейс и функционал тренажера «Обучение скорочтению».
Создан банк упражнений для режима самостоятельной работы в разработанном тренажере. Данный набор включает 54 задания различной степени сложности.
В качестве дальнейших перспектив исследования по данной проблеме можно расширить, а так же пополнить набор практических заданий для работы обучающихся в режиме интерактивного контроля. Возможность данных путей развития обеспечивает сформированная структура видов упражнений разработанного тренажера, а также использование алгоритма считывания заданий из файлов XML, DBF основанного на шаблонах и не зависящего от интерфейса программного комплекса.
Кроме того, наличие всплывающих подсказок, встроенного анализа результатов, контроля и коррекций действий учащихся при работе с тренажером, а также справки по работе с программным педагогическим средством и теоретического описания реализованных упражнений позволяет обучающимся работать с тренажером самостоятельно.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Microsoft Developer Network [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/TlElsg (дата обращения: 28.09.2017).
2. Visual Basic [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://msdn.microsoft.com (дата обращения: 08.10.2017).
3. Андреев О. А. «Техника быстрого чтения» [Текст]: самоучитель/ О. А. Андреев. — Москва, 2016. — 322 с.
4. Ахмадуллин Ш. Т. Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное [Текст]: учебное издание/ Ш. Т. Ахмадуллин. — Москва: БИЛИНГВА, 2015. — 160 с.
5. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/BhdF63 (дата обращения: 21.12.2017).
6. Бесплатные программы от SST QuickRead [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sstfree.narod.ru/ (дата обращения: 30.10.2017).
7. Библиотека онлайн тренажеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dadon.ru/fastread/ (дата обращения: 30.10.2017).
8. Гарбер Г. З. Основы программирование на Visual Basic и VBA в Excel 2007 [Текст] / Г. З. Гарбер. — Москва: СОЛОН—ПРЕСС, 2016. — 192 с.
9. Грейс Н. А. Скорочтение [Текст]: учебное пособие / Н. А. Грейс — Санкт—Петербург: Вектор, 2016. — 306 с.
10. Зиганов М. А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения [Текст] / М. А. Зиганов. — Москва: Эксмо, 2016. — 214 с.
11. Избачков Ю.С. Информационные системы [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров; 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 656 с.
12. Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова. — Москва: Дрофа, 2015.— 215 с.
13. Нагел Кристиан. C# 4.0 и платформа .NET 4 для профессионалов [Текст] / Кристиан Нагел, Билл Ивьен; пер. с англ. Волковой Я., Мухина Н. — Москва: Вильямс, 2015. — 1440 с.
14. Магомедов М.У. Разработка электронных образовательных изданий [Текст] / М.У. Магомедов. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 2016. — 20 с.
15. Мельников И.В. Скорочтение с помощью тренажёра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.litres.ru/ (дата обращения:
16.11.2017) ....30