Введение 5
1. Организация учебного процесса при подготовке по рабочей профессии 8
1.1. Формы организации учебных занятий среднего профессионального
образования 8
1.2. Современные методы, используемые при проведении учебных
занятий 19
1.3. Современные средства обучения, используемые при проведении
учебных занятий 23
2. Анализ учебно-нормативной документации по специальности стилистика и
искусство визажа в контексте освоения профессионального модуля 02 выполнение салонного и специфического макияжа 30
2.1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности стилистика и искусство визажа 30
2.2. Анализ учебного плана по специальности стилистика и искусство
визажа 33
2.3. Анализ учебной программы профессионального модуля 02 выполнение
салонного и специфического макияжа 37
3. Разработка учебно-методического сопровождения профессионального
модуля 02 выполнение салонного и специфического макияжа 41
3.1. Подбор учебной информации по теме 39
3.2. Теоретический материал к темам «Салонный и специфический
макияж» 46
3.3. Разработка средств обучения к учебному занятию по теме «Свадебный
макияж» 54
4. Реализация учебно-методического сопровождения профессионального
модуля 02 выполнение салонного и специфического макияжа 56
4.1. План-конспект учебного занятия по теме № 1.13 «Свадебный макияж»,
проведение занятия 56
4.2. Методика внедрения учебно-методического обеспечения в учебный процесс 62
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А-Задание на выпускную квалификационную работу 71
Приложение Б-План учебного процесса по специальности 71
Приложение В-Тематический план учебного материала профессионального модуля 02 74
Приложение Г- Технология салонного макияжа 81
Приложение Д- Планирование занятий 97
Приложение Ж-Портретный грим 99
Приложение И- Презентации к учебным занятиям 110
Приложение К- Совместимость цвета волос с косметическими средствами ... 111 Приложение Л- Типы лиц, коррекция проблемных зон 115
Приложение М- Видеоматериалы 117
Характерными чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения. В связи с этим педагог должен усовершенствоваться, обновлять свои знания, разрабатывать более новые учебные программы. Педагог, концентрируясь на тех сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни, и, используя методически правильные приемы обучения, должен найти правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью. Обеспечение студентов учебно¬методическим комплексом, в котором важную роль играют определенные средства обучения, поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса. В этом и заключается актуальность обозначенной темы.
Тема данной выпускной квалификационной работы - «Разработка учебно-методического сопровождения проведения Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа» по специальности Стилистика и искусство визажа» Объект исследования - учебно-методическое сопровождение Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа». Предмет исследования 5
- механизм формирования и способы создания учебно-методического сопровождения Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа».
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно¬методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно¬методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен: отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения; содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения; предоставлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является: Разработка учебно-методического сопровождения проведения
Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа» по специальности Стилистика и искусство визажа. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: изучить и проанализировать специальную научно-методическую литературу; разработать учебно- методического сопровождение. проведения
Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа» по специальности Стилистика и искусство визажа; разработать комплекс средств обучения по теме «Свадебный макияж»; сформировать теоретический и иллюстративный материал по выполнению подиумного макияжа, свадебного макияжа, портретного грима. Предполагается, что обеспечение студентов учебно-методическим комплексом, содержащим мультимедийные презентации, схемы, план-конспект занятия, лекционный материал, поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль времени для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были решены следующие поставленные задачи.
В первой главе была изучена и проанализирована специальная научно-методическая литература. Спроектировано и разработано учебно-методическое сопровождение проведения Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа» по специальности Стилистика и искусство визажа. Был разработан комплекс средств обучения по теме «Свадебный макияж» Сформирован теоретический и иллюстративный материал по выполнению подиумного макияжа, свадебного макияжа, портретного грима. Разработано планирование занятий с использованием активных и интерактивных методов и форм обучения. Разработаны занятия в форме лекции-визуализации.
Применение лекции-визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности, недостаточно широко применяемого в процессе обучения. В лекции - визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм , педагогического гротеска с помощью технических средств обучения (ТСО) и электронно-вычислительных машин (ЭВМ) (слайды, диафильмы, видеозапись, кодопозитивы, дисплеи, кинофильмы и т. д.). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в лекции-визуализации делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации ее превращения в знания.
Таким образом, было разработано методическое обеспечение к занятиям по изучению технологии свадебного макияжа в разделе МДК 02.01. Искусство и технология макияжа Профессионального модуля 02.
Разработанное учебно-методическое сопровождение проведения Профессионального модуля 02 «Выполнение салонного и специфического макияжа» по специальности Стилистика и искусство визажа призвано помочь обучающимся научиться находить учебную информацию, соответствующую программному обеспечению, оперировать ей, структурировать, подбирать необходимый методический и дидактический материал, подбирать средства обучения и оптимальные технологии, а педагогу поможет правильно построить свою педагогическую деятельность и эффективно организовать процесс обучения.
1. Бобби Браун Макияж: для новичков и профессионалов / Бобби Браун.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://eksmo.ru/book/bobbi-braun-makiyazh-dlya-novichkov-i-professionalov-430180243/. (дата обращения 19.03.2019).
2. Гидлевский А. В. Использование методов «визуального поля» для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях. Современные образовательные технологии / Гидлевский А. В. - Омск: СибАДИ, 1999. - 67с.
3. Грим в кино, грим театральный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: FB .ru: http://fb.ru/article/221042/grim-v-kino-i-grim-teatralnyiy—sekretyi-professii/(дата обращения:19.03.2019).
4. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция [Текст]: учебное пособие для вузов / К.Т. Даглдиян. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -312с.
5. Дмитриев А. Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для СПО / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 253 с.
6. Макияж на все случаи жизни. Доминик де Ворж [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/831440/(дата обращения 19.03.2019).
7. Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности / Есипов Б.П.// Сов. Педагогика.- 1962. №8. - С. 17-30с.
8. Заева-Бурдонская Е. А. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации/ Е. А. Заева-Бурдонская, С. В. Курасов. - Москва: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008. - 236 с.
9. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: учебник для вузов /. В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. - Москва: Академия, 2006. - 315 с.
10. Захаржевская Р.В. История костюма / Захаржевская Р.В. -4-е издание.- Москва: РИПОЛ классик, 2009. - 432 с.
11. Комиссаржевский Ф.Ф История костюма/ Ф.Ф. Комиссаржевский. - АСТ Астрель, 2005 - 336 с.
12. Кулишкова О.Н. Основы дизайна прически: учебное пособие / О.Н. Кулишкова, О.Б. Читаева, Т.Н. Бутко. - Москва: Академия, 2002. - 22 с.
13. Беленький И.В. Лекции по всеобщей истории кино: учебное пособие / И.В. Беленький. - Москва: Полимаг,. 2008 - 95с.
14. Макияж [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.nesvetaeva.ru/articles/article10.htm (дата
обращения:18.03.2019).
15. Махмутов М.И. Учебное занятие сегодня: структура, типология, анализ../ М.И. Махмутов. // Учитель. - 1986. - № 2. - С. 53-58.
16. Методы педагогического исследования: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ur-consul.ru/Bibli/Konspyekt-lyektsiyi-po-kursu-Obshchiye-osnovy-pyedagogiki. 32.html/(дата обращения :12.03.2019).
17. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ: учебное пособие для нач.проф. образования / И.Ю. Одинокова, Т.А.Черниченко. - Москва: Академя, 2004, 69 с.
18. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ: учебное пособие для нач. проф. образования / И.Ю. Одинокова, Т.А. Черниченко. - Москва: Академия, 2010, 204 с.
19. Панченко О.А. Парикмахерское дело: учеб.пособие/О.А. Панченко.- изд.2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 81 с.
20. Подиумный макияж [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: CareFace: http://careface.ru/podiumnyj-makiyazh/ (дата
обращения: 18.03.2019)
21. Свадебный макияж [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=c59qPQpl_lc/ (дата
обращения:23.03.2019)
22. Профессиональный макияж. [Электронный ресурс]. - Режим досту- пауhttp://www.felixshtein.com/kurs-professionalnogo-makiyaja-168/ (дата обращения: 19.03.2019)
23. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие./ Скакун В.А - Москва: ФОРУМ - ИНФРА, - Москва. 2007, 178 с.
24. Сластенин В.А. Педагогика./ Сластенин В.А и др. - Москва: 2002. - 251 с.
25. Средства обучения и их классификации [электронный ресурс].http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693/ (дата обращения:13.03.2019).
26. Стилистика и искусство визажа [электронный
ресурс]. https://classinform.ru/fgos/43.02.03-stilistika-i-iskusstvo-vizazha.html/
(дата обращения:18.03.2019).
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д - Москва: 2000, — 81 с.
28. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически. [Текст]: учебное пособие / Сыромятникова И.С - Москва: Высшая школа, 2010. - 200с.
29. Ханников А.А. Парикмахер-стилист: учебное пособие для учащихся профтехучилищ / Ханников А.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001,- 48 с.
30. Ханников А.А. Парикмахер-стилист: учебное пособие для учащихся профессиональных училищ и лицеев / А.А. Ханников. изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -84 с.
31. Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. сред.проф. образования / Чадова Л.Д., С.А. Галиева, А.В. Уколова. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007, - 203 с.
32. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов / Чернилевский Д.В. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, - 78 с.
33. Черниченко Т.А. Моделирование причесок и декоративная косметика: учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений/ Т.А. Черниченко, И.Ю. Плоникова. - Москва: Академия, 2004, - 128 с.
34. Элементы причёски [электронный ресурс].- Режим
доступа:http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st029.shtml/ (дата обращения: 13.03.2019).
35. Элементы причесок [электронный ресурс].-Режим доступа: :http://vse-strigki.blogspot.com/2010/10/blog-post_07.html/(дата обращения: 13.03.2019)