Аннотация
Введение 4
1 Анализ учебно-программной документации по дисциплине «Технология
развития» 6
1.1 Анализ Федерального государственного образовательного стандарта... 6
1.2 Анализ учебного плана 9
1.3 Анализ рабочей программы учебного предмета 13
1.3.1 Требования к уровню подготовки обучающихся 14
1.3.2 Содержание и тематическое планирование рабочей программы
учебного предмета «Технология развития» 17
1.4 Анализ учебной литературы 18
1.4.1 Библиографическое описание учебной литературы 18
1.4.2 Оценка качества учебников 19
2 Разработка дистанционного курса 22
2.1 Функционал системы управления курсами Moodle 22
2.2 Разработка программно-педагогических средств 28
2.3 Формирование дистанционного курса 29
Заключение 49
Список используемых источников 51
Приложение 55
Учебный предмет «Технология развития» был введен в программу пятых классов с углублённым изучением информационных технологий (IT- технологий) в 2015 году. Изучение данной дисциплины ведётся по инициативе руководства Г осударственного бюджетного образовательного учреждения «Кунгурский центр образования № 1» (ГБПОУ «КЦО №1»). В связи с этим, учебные пособия для обучающихся отсутствуют. В ходе обучения ощущается нехватка учебных материалов для самостоятельного изучения при внеаудиторной работе.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образовательное учреждение. Повышение компьютерной грамотности обучающихся, использование в процессе обучения современных информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня обучающихся, обеспечит им подготовку к жизни в современном обществе.
Сегодня технологии дистанционного обучения в той или иной степени применяются на всех уровнях образовательного процесса, от обучения школьников до подготовки и повышения квалификации специалистов.
Существуют разные варианты реализации дистанционного обучения, но наиболее распространенным является обучение, основанное на применении сетевых технологий. Основой обучения в этом случае является использование электронных сетевых курсов. Поэтому, одной из важных задач, возникающей при организации дистанционного обучения, грамотное решение которой способствует реализации основных его принципов, таких как интерактивность и индивидуализация образования, является разработка электронных обучающих курсов по всем дисциплинам учебного плана.
Естественно, при обучении школьников полный переход к дистанционному обучению не применяется повсеместно, но в качестве самостоятельных внеаудиторных занятий он имеет право на реализацию.
Объект выпускной квалификационной работы — процесс обучения дисциплине «Технология развития».
Предмет — дистанционный курс по дисциплине «Технология развития», разработанный с помощью средств системы Moodle.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка дистанционного курса по дисциплине «Технология развития» для обучающихся 5-х классов с углубленным изучением IT-технологий.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить учебный план и рабочую программу учебного предмета «Технология развития» для 5 классов с углубленным изучением IT- технологий.
2. Проанализировать существующие разработки по данной дисциплине.
3. Определить структуру и наиболее выгодные формы представления информации учебного курса.
4. Изучить функционал и возможности системы Moodle.
5. Разработать комплект программно-методических материалов.
6. Сформировать дистанционный курс с помощью средств инструментальной среды Moodle.
Новые цели, задачи и содержание предмета «Технология развития» требуют новых подходов к преподаванию данной дисциплины, использованию дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования.
Ученые называют современное состояние развития цивилизации «информационным обществом». В этом обществе самым ценным товаром становится информация. Она становится главным фактором развития любого общества. Ценность интеллектуального потенциала человечества в том, что это неисчерпаемый ресурс. Чтобы занять в таком обществе достойное место, нужно готовить себя к жизни в информационном мире.
Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня обучающихся, обеспечит ученикам подготовку к исполнению ими ключевой роли в будущем обществе.
Введение такого элективного курса как «Технология развития» позволяет обучающимся не бояться новых информационных технологий, развивает их коммуникабельность и повышает интерес к процессу обучения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучен функционал и возможности системы управления курсами Moodle.
2. Изучен Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план и рабочая программа учебного предмета «Технология развития» для 5 классов с углубленным изучением IT-технологий.
3. Проанализированы существующие разработки по данной дисциплине.
4. Определена структура и наиболее выгодные формы представления информации дистанционного курса.
5. Разработан комплект программно-методических материалов.
6. С помощью средств системы управления курсами Moodle сформирован дистанционный курс по дисциплине «Технология развития».
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка дистанционного курса по дисциплине «Технология развития» для обучающихся 5-х классов с углубленным изучением IT-технологий.
В процессе разработки дистанционного курса для организации учебных занятий были использованы элементы курса, такие как: «Форум», «Чат» «Тест», «Задание», «Глоссарий», «Файл», «Пояснение», «Папка».
Разработанный дистанционный курс в системе управления курсами Moodle позволяет обучающемуся изучать теоретический материал, выполнять практические работы и контрольные задания в удобное для него время. Применение данного курса развивает самостоятельную деятельность в овладении новыми знаниями, продвигает обучающегося на новую ступень осознания своих способностей и своего места в новом информационном обществе.
Обучающийся получает широкую возможность усвоения и закрепления приобретенных знаний, и проверки своих результатов, а также умения применять современные информационные технологии в процессе получения образования.
Таким образом, следует считать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены, поставленная цель достигнута. Вместе с тем следует указать на направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных идей: апробация дистанционного курса «Технология развития» и анализ результативности его применения.
1. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — Москва: МЭСИ, 1999.
• 196 с.
2. Бордовская Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.
• Санкт-Петербург: «Питер», 2014. — 304 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс [Текст]: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — Москва: «Бином. Лаборатория знаний», 2016. — 184 с.
4. Воронкова О. Б. Информатика. Методическая копилка преподавателя [Текст] / О. Б. Воронкова. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. — 320 с.
5. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии [Текст] / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 383 с.
6. Голицына О. Л. Информационные технологии [Текст]: учебник / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка. — Москва: Форум, 2013. — 608 с.
7. Голодов Е. А. Интерактивная доска в школе [Текст] / Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая, В. Е. Бельченко. — Москва: Учитель, 2011. — 88 с.
8. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе [Текст] / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
9. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. 5 класс [Текст]: учебное пособие, работы и тесты / А. В. Горячев, Н. И. Суворова, Т. Ю. Спиридонова. — Москва: Баласс, 2014. — 160 с.
10. Давыдова Е. В. Преподавание информатики в школе с углубленным изучением предмета [Текст] / Е. В. Давыдова, Л. В. Дашкова. — Москва: Учитель, 2012. — 230 с.
11. Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Теоретические сведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/ivt /umr/ikto_site/ikto_index.htm (дата обращения:
16.12.2017) .
12. Зарипова А. И. Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук; спец. 13.00.01 /Зарипова Альмира Идрисовна; Науч. рук. А. С. Гаязов; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. — Уфа, 2011. — 188 с.
13. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/(дата обращения: 15.12.2017).
14. Использование системы с открытым кодом Moodle для типового комплекса электронного сопровождения учебного процесса классического образования в вузе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mfua.ru/_public/iton/2006/1_4.php (дата обращения: 16.12.2017).
15. Казанская О. В. От дистанционного обучения к электронному [Текст] / О. В. Казанская // Информационные технологии в образовании. — 2009. — № 1(17). — С. 4-5....32