В последнее время среди школьников старшего возраста наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Основными причинами такого положения являются негативные факторы социально-экономического и экологического характера.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности самоконтроля за физическим состоянием старших школьников, что означает наиболее рациональное использование имеющихся средств и методов, в связи с состоянием здоровья современных старшеклассников, увеличением нагрузки на организм школьников.
В теоретических работах разного времени Алексеевой Э.Н. и Мельникова B.C «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом» 2003 г., Дуркина А.В. «Самоконтроль в физической культуре и спорте» 2011 г., Шипова Н.А. «Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом» 2000 г., Синякова А.Ф. «Самоконтроль физкультурника» 1990 г., Готовцева П.И., Дубровского В.Л. «Самоконтроль при занятиях физической культурой» 1984 г. приводятся описание самоконтроля, показателей самоконтроля, методов самоконтроля за физическим состоянием, правила ведения дневника самоконтроля.
Значение физического воспитания в учащихся старших классов очень велико. Это фундамент всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования двигательных умений и впоследствии двигательных навыков. Физическое состояние характеризует состояние здоровья человека, комплекцию и конституцию его тела, функциональные возможности организма, физическую работоспособность. За физическим состоянием нужно обязательно следить. Для этого существует самоконтроль за физическим состоянием. Самоконтроль - это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, функциональным состоянием организма, физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель: Обосновать особенности самоконтроля за физическим состоянием старших школьников
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме
исследования
2. Изучить различные методы самоконтроля за физическим состоянием старших школьников
3. Выявить наиболее эффективные методики самоконтроля за физическим состоянием школьников старшего возраста
Объект: Процесс оценки физического состояния старших школьников
Предмет: Особенности самоконтроля за физическим состоянием старших школьников
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
обобщение.
Теоретическая значимость исследования: рассмотреть и проанализировать теоретические основы самоконтроля за физическим состоянием школьников старшего возраста.
Практическая значимость работы заключается в обеспечении совершенствования методических подходов к самоконтролю учащихся старших классов за своим физическим состоянием.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой, анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:
Самоконтроль - это регулярные наблюдения за своим физическим состоянием и его изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель самоконтроля - самостоятельные и регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Самоконтроль состоит из простых, общедоступных приемов наблюдения и учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного наблюдения (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.).
Физическое состояние характеризует состояние здоровья человека, комплекцию и конституцию тела, функциональные возможности организма, физическую работоспособность.
Методы самоконтроля за физическим состоянием при занятиях физическими упражнениями, определяющие особенности и уровень развития организма, включают в себя антропометрический метод, метод индексов, метод функциональных проб итд. Полученные данные позволяют выявить те изменения в физическом состоянии, которые происходят благодаря занятиям физическими упражнениями.
Разнообразие тестов, функциональных проб, а также самоконтроль занимающихся физической культурой позволяют более точно оценить его физическое состояние и правильно подобрать или скорректировать нагрузку, и тем самым избежать перенапряжений организма. Таким образом, можно сказать, что самоконтроль за физическим состоянием необходим для наибольшей эффективности занятий физическими упражнениями, а также для спортсменов достижения высоких спортивных результатов.
Значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями велико. Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель должны прививать занимающемуся навыки проведения самоконтроля, разъяснять значение и необходимость регулярного самоконтроля для правильного осуществления учебного и тренировочного процесса и улучшения спортивных результатов. Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Полученные данные являются полезным материалом, позволяющим учителю по физической культуре анализировать занятия. Однако стоит иметь в виду, что даже самый тщательный самоконтроль не способен заменить контроль медиков.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Итак, проанализировав данные методики, можно сделать вывод, что они являются эффективными для самостоятельного контроля за физическим состоянием школьников старшего возраста. Контроль за пульсом - один из самых простых и информативных методов самоконтроля. Также самыми информативными методами самоконтроля за физическим состоянием старших школьников будут: гарвардский степ-тест, ортостатическая проба, пальце-носовая проба, кожно-сосудистая реакция организма, проба Штенге, проба Серкина, проба с дозированной физической нагрузкой.
При помощи самоконтроля можно:
• научить занимающегося внимательно относиться к своему здоровью;
• обучить простейшим методам самонаблюдения;
• научить регистрировать полученные данные;
• научить использовать полученные данные самоконтроля для определения степени физического развития, уровня тренированности и состояния здоровья;
• дополнить данные врачебного контроля.
1. Алексеева Э.Н., Мельников B.C. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: Методические указания. / Алексеева Э.Н., Мельников B.C - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.-37 с.
2. Анатомо-физиологические особенности старшего школьника [Электронный ресурс] - https://www.kalitva.ru/121287-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti- starshego.html[18.03.2018]
3. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 315 с.
4. Васильев А. В. Физическое развитие и здоровье: ВКР/ Васильев А.В.- Н.Челны: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2014.- 63 с.
5. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Гиссен Л.Д. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 149 с.
6. Дуркин А.В. Самоконтроль в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Дуркин А.В. -Киров: ГБОУ ВПО «Кировская ГМА» Минздравсоцразвития РФ.-2011.-116 с.
7. Зайнетдинов М.А. Теоретические основы дисциплины «Физическая культура»: лекционный курс / Зайнетдинов М.А., Валеев Д.З., Козлов Г.Д. и др.- Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2007.- 285 с.
8. Зайнутдинова Э. М. Основы физиологии человека: учебное пособие/Зайнутдинова Э.М.- Уфа: УГНТУ, 2006 г. - 105 с.
9. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Г ардарики, 2008
10. Капитонова Т. А. Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена / Т.А. Капитонова, И. С. Козлова - М.: Высшее образование, 2016.-38 с.
11. Контроль теоретических знаний: методические материалы/ Минск: Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов, 2015.- 39 с.
12. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
13. Курочкина А. В. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма: контрольная работа/ Курочкина А. В. - Омск: Омский библиотечный техникум, 2012.- 13 с.
14. Лекции по психологии развития - Астана: Казахский ГуманитарноЮридический Университет, 2016.- 28 с.
15. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /Леонтьев А. Н.: М.-Л.: Государственное учебнопедагогическое издательство, 1931.- 277 с.....31